семьи снимает с хал салфетку и быстро поднимает их, произнося:
Если нет хал, их можно заменить булочками или мацой. Целые хлебы (или пластинки мацы) нужны только для благословения.
Во время трапезы можно употреблять нарезанный хлеб.
§ Вошло в обычай петь за субботним столом особые песни змирот. Эти песни, созданные в основном в средние века, славят субботний покой и Всевышнего, Который его нам даровал.
Не обязательно ограничиваться теми змирот, которые имеются в молитвеннике, их выбор в наше время достаточно широк. Субботние напевы очень разнообразны, змирот можно петь на разные мелодии.
§ По окончании трапезы полагается возблагодарить Всевышнего, как сказано в Торе: И будешь ты есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га твоего (Дварим, 8:10). Послетрапезная молитва (Биркат амазон) в субботу, в отличие от других дней недели, читается нараспев и не спеша.
Даже маленькие дети быстро запоминают слова этого благословения и охотно присоединяются к взрослым.
СУББОТНИЙ ДОСУГ
Весьма похвально заниматься в субботу такими делами, которые услаждают душу и приносят радость, если только они не нарушают субботние запреты. Неодобряемые Алахой развлечения не могут быть оправданы тем, что это, мол, доставляет человеку удовольствие.
Поскольку разные люди радуются самым разным вещам, признание правомочности таких мотивов ведет к полному разрушению уникального духа субботы и превращению ее в еще один рутинный день отдыха.
Но одно из главных субботних занятий изучение Торы. Наши мудрецы говорили: Суббота и праздники даны народу Израиля только для того, чтобы он имел возможность учить Тору.
В будни далеко не все могут посвятить Торе хотя бы несколько часов, но в субботу каждый еврей имеет достаточно времени для духовного совершенствования в соответствии со своим уровнем и своими способностями.
Хотя чтение Торы во время утренней субботней молитвы формально является выполнением этой обязанности, этого, конечно, недостаточно. Суббота дает идеальную возможность еженедельно посвятить несколько спокойных и ничем не нарушаемых часов индивидуальным или групповым занятиям Торой.
Обычно они организуются в синагоге.
Традиция предписывает изучать в субботу соответствующую главу Торы с комментариями. Кроме того, тот, кто имеет достаточную подготовку, посвящает время Мишне или Талмуду. Другие изучают Галаху или различные книги Танаха. Третьи отдают предпочтение книгам по еврейской истории или философии.
Можно разбирать прочитанное в прошлый раз или изучать что-то новое. Но каждый еврей, от ученого до человека, получившего лишь начальное еврейское образование, должен часть субботнего дня посвятить каким-либо возвышающим душу занятиям.
В зависимости от времени года и места жительства можно рекомендовать такие занятия для тех немногих часов досуга, которые остаются после посещения синагоги, изучения Торы и субботних трапез:
- чтение;
- обсуждение с детьми того, что они видели и читали в течение недели;
- прогулка;
- встречи с соседями и друзьями, живущими неподалеку;
- шахматы, шашки и т.п. Детям, которые всю неделю учатся, такие игры доставят большое удовольствие.
Еврей, соблюдающий субботу, ощущает не скуку от безделья, а удовольствие от великолепно проведенного праздника и сожаление от того, что он так быстро прошел.
СУББОТНИЙ ДЕНЬ
Утреннее б-гослужение
Утренние субботние молитвы самые длинные и торжественные из всех б-гослужений недели. После молитвы Шахарит вынимают из ковчега (арон кодеш) свиток Торы и читают для каждого из семи вызываемых к Торе по одному отрывку из недельной главы. Потом вызывают восьмого молящегося для чтения соответствующей главы из книг Пророков (мафтир).
После этого приступают к молитве Мусаф (Дополнительной), которая называется так потому, что ее не читают в будние дни. Кроме того, субботняя служба обычно включает в себя: лекцию раввина или его обращение к верующим; участие кантора и профессионального хора, что способствует созданию праздничного настроения;
различные церемонии, например, празднование бар-мицвы. В американских общинах начинают субботнюю молитву обычно между восемью тридцатью и девятью часами утра.
Она продолжается три-три с половиной часа до полудня. В Израиле в большинстве синагог начинают службу в восемь утра, она длится два-два с половиной часа (краткость связана не с пропуском каких-либо молитв, а с тем, что ведут молитву не специально приглашенные канторы, а сами члены общины, лекции не читаются, а церемонии сведены до минимума).
Многие и в США и в Израиле предпочитают молиться рано утром, сразу после восхода солнца.
Утренний субботний Кидуш
§ После молитвы, дома или в синагоге, делают Кидуш. Он короче, чем Кидуш в пятницу перед вечерней трапезой.
Утренний Кидуш
ЗАВЕРШЕНИЕ СУББОТЫ
Конец дня
§ Суббота кончается не с заходом солнца, а с появлением первых звезд. Ночь наступает, когда на небе видны хотя бы три звезды.
Однако прямые наблюдения давно уже вытеснены астрометрическими расчетами.
Период между заходом солнца и наступлением темноты (сумерки) по традиции не считается ни днем, ни ночью. Это неопределенное время, называемое на иврите бейн ашмашот между светилами, присоединяют к субботе, дабы избежать возможного ее нарушения.
По тем же соображениям и сумерки в пятницу вечером также относят к субботе.
§ Длительность сумерек зависит от географической широты местности. На экваторе темнота наступает почти мгновенно и так же стремительно восходит солнце, но с увеличением расстояния от экватора время бейн ашмашот увеличивается: на широте Иерусалима сумерки продолжаются около двадцати минут, а на широте Нью-Йорка, например, тридцать-сорок.
Для определения точного времени окончания субботы лучше всего обратиться к сведущему человеку или свериться с местным еврейским календарем.
Авдала
§ Наступление субботы знаменуется Кидушем, а завершает ее Авдала, что значит отделение, разделение. Этот обряд проводят после вечерней молитвы, Маарива, в синагоге или дома. Заключается он в произнесении особого благословения над вином или другим напитком и над ароматными травами при свете многофитильной свечи.
Символическое значение ароматных трав состоит в том, что их приятный запах, по мнению мудрецов, более услаждающий душу, чем тело, является частичной компенсацией за утрату дополнительной души, покидающей нас с завершением субботы. Что касается света, то поскольку огонь не разрешается зажигать в субботу, употребить его впервые после ее завершения следует лишь в религиозных целях.
Зажигание свечи символизирует также первый акт Творения, знаменовавший первый день недели, когда Всевышний сказал: Да будет свет!
§ Если нет вина, его можно заменить другими напитками, например, пивом, ликером, водкой, соком.
§ Специальные наборы ароматных трав для Авдалы продаются в еврейских магазинах религиозных принадлежностей. Их обычно держат в красивых коробочках из серебра, бронзы, хромированной стали или дерева.
§ Для Авдалы требуется особая витая свеча с несколькими фитилями. Если приобрести ее не удалось, можно использовать две обычные свечи, соединив их фитили в виде перевернутой латинской буквы V так, чтобы пламя сливалось, образуя подобие факела.
Во время чтения Адалы свечу обычно дают держать ребенку.