d9e5a92d

СУББОТА - ОСТРОВ В ОКЕАНЕ ВРЕМЕНИ

Шесть дней ты можешь трудиться и делать все работы свои, день же седьмой суббота, посвященная Г-споду, Б-гу твоему; не делай никакой работы... поэтому благословил Г-сподь седьмой день и освятил его (Шмот,.20:9-11). Эти слова известны всем, кто хоть раз открывал Священное Писание. Но они ничего не говорят о том, чем была суббота для еврейского народа на протяжении всей его истории, чем она является для тех, кто придерживается еврейского образа жизни.

Уже тот факт, что из десяти заповедей только эта носит характер ритуала, указывает: среди всех законов, определяющих отношение человека к Б-гу, этому повелению Сам Творец отдает пальму первенства.
Хотя верующий еврей выполняет много заповедей, к субботе он питает особое чувство. Во всей Торе нет другой мицвы, в которой с такой силой выражались бы преданная любовь и глубокое религиозное чувство. Суббота единственное из фундаментальных понятий в иудаизме, удостоившееся персонификации в литургии. Субботу еврей называет невестой, она для него воплощение чистоты и красоты.

Ее уподобляют также царице, ибо она символ величия. Субботе посвящены прекрасные строки сотен стихов и песен, которые слагали цари и мудрецы.
Человеку со стороны еврейская суббота может показаться суровой, аскетической, полной мелочных запретов, лишенной радости и воодушевления. Для религиозного еврея все обстоит как раз наоборот. Суббота для него освобождение от каждодневных забот, будничных тягот и даже от мирских удовольствий.

Это день раздумчивого покоя, тихой радости и духовного возвышения, полный песен и веселья.
Пытаться описать стороннему наблюдателю чувства, владеющие религиозным евреем в субботу, то же самое, что пытаться описать красоту заката слепому. Наблюдать со стороны празднующих субботу то же, что глухому смотреть на тех, кто танцует под музыку скрытого оркестра. Не слыша музыки, глухой вполне может принять танцующих за помешанных.

Лишь вкусившему в полной мере от субботнего блаженства откроется она в своей подлинной сущности.
Драгоценный камень есть у меня, говорит Всевышний Израилю, зовется он субботой. Ни один соблюдающий субботу еврей не усомнится в этих словах. Можно лишь пожалеть, что в двадцатом веке так много наших братьев забыли о величайшей драгоценности своего народа, попав под влияние новомодных атеистических теорий и занявшись поисками научных путей спасения всего человечества. Лишь немногие сумели противостоять соблазнам.

Большинство не нашло в себе достаточно душевных сил. И если первое поколение отказавшихся от субботы еще сохраняло драгоценные воспоминания о родительском доме, где суббота царила безраздельно, то их дети и внуки выросли уже без всякого представления о ней и о ее духе.

Возвращаясь к нашей метафоре, можно сказать, что они оказались глухими и слепыми к музыке и красоте субботы.
Пострадала не только суббота. Пошатнулся весь еврейский дом, стал разрушаться весь еврейский уклад жизни.

Ибо суббота фундамент иудаизма. Герман Бук в книге Это Б-г мой (Нью-Йорк, 1959) заметил : С отказа от субботы начинается обычно разрыв с традицией.

И наоборот, через ее соблюдение чаще всего возвращаются к иудаизму.
Еврейская суббота не только не стала архаичной она все еще далеко опережает наше время; она не только не лишена практического смысла наоборот, она сегодня особенно необходима человеку в напряженной, противоречивой, суматошной современной жизни. Блестящие греки, подарившие миру культуру, ставшую неотъемлемой частью западной цивилизации, в свое время насмехались над евреями за то, что они раз в неделю не работают. Неприспособленными к труду лентяями называли евреев не варвары, а люди, труды которых и сегодня изучаются в университетах.

Понадобились столетия, чтобы мир начал постигать все огромное значение дня отдыха и положил шестидневную рабочую неделю в основу своей социальной жизни.
Быть может, потребуется еще много столетий, чтобы народы мира осознали весь смысл и ощутили всю прелесть еврейской субботы. Даже первые американские пуритане, близко подошедшие к ритуалу субботы в той строгости, с которой они соблюдали свой воскресный день отдыха, не смогли приблизиться к постижению ее духа. Их суббота, по их собственному признанию, была печальным, мрачным днем.

Для евреев это день радости.
Далекие от еврейской традиции люди видят в субботе всего лишь день отдыха, когда запрещена всякая работа. Это верно лишь отчасти, ибо суббота была задумана как святой день, отделенный от всех остальных. Это высшая точка недели, к которой стремятся уже с первого буднего дня.

С одной стороны, в этот день мы целиком и полностью отключаемся от внешнего мира, с другой освящаем его духовным значением и смыслом. Он наполнен, не суетными, а очищающими стремлениями, предназначен для отдохновения плоти и освежения души.

Субботний отдых для еврея не просто выходной день.
Тора называет две причины установления субботы, и мы рассмотрим обе. Первая это память о сотворении мира: ...шесть дней созидал Г-сподь небо, землю и море и все, что их наполняет, а в седьмой день пребывал в покое. Поэтому благословил Г-сподь седьмой день и освятил его (Шмот, 20:11); ...это знамение вечное [в память о том], что шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, а в седьмой день не работал и пребывал в покое (Шмот, 31:17).



Вторая причина напоминание об Исходе из Египта: Помни, что рабом был ты в земле Египетской, но Г-сподь, Б-г твой, вывел тебя оттуда дланью могучей, рукою простертой (Дварим,5:15).
СУББОТА КАК НАПОМИНАНИЕ О СОТВОРЕНИИ МИРА
Что поучительного содержится в этом напоминании? И разве можно сказать: Б-г пребывал в покое?

Ведь Он не человек, который устает и нуждается в отдыхе?
Тора сообщает нам, что точно так же, как Всевышний прекратил сотворение физических объектов в седьмой день, человек должен в этот день прекратить всякое созидание. Он должен предоставить всему идти своим путем.

Отказываясь от подобной работы, мы не только славим Б-га, но и следуем Его примеру. Тем самым мы подтверждаем, что мир не принадлежит нам, что Всевышний Хозяин и Творец Вселенной.

В этот день мы не ловим рыбу, не срываем цветы, не поливаем траву. Это бездействие проявление нашего уважения к Г-споду, символ того, что все возвращается к истинному Владыке.
По Торе, любое конструктивное (или деструктивное) вмешательство человека в физический мир есть работа. Это помогает понять, почему даже такие действия, которые не требуют никаких физических усилий (например, зажигание спички), считаются трудом.

Избегать его в седьмой день и означает признавать Б-га Творцом Вселенной.
Р.Шимшон-Рефаэль Гирш в своей фундаментальной работе Хорев пишет о смысле субботних законов:
Каким образом человек может продемонстрировать свое господство на земле? Тем, что он способен использовать окружающую среду в своих целях: почву, воду, ископаемые, растения, животных...

Он может любую вещь превратить в орудие, служащее его потребностям. По Б-жьему соизволению ему дано властвовать на земле шесть дней.

Но в седьмой день Всевышний запретил человеку что-либо переделывать в природе. Он ничем не может распоряжаться по одному лишь своему усмотрению, ибо все принадлежит Творцу, Который разрешил человеку управлять миром только по Своему желанию. В каждую
субботу мир, так сказать, возвращается к Б-гу, и человек провозглашает, что он пользуется лишь дарованной ему на время властью.
Поэтому даже самая малая работа, совершаемая в субботу, означает отрицание факта, что Б-г является Хозяином мира. Нарушение субботы означает самонадеянное провозглашение евреем своей суверенности, отказ от миссии сына Израиля... С другой стороны, воздержание от работы в субботу является подтверждением того, что Б-г Творец мира, что Он уготовил человеку его место, что Он законодатель человеческой жизни.

Отказ от работы подтверждает нашу миссию как сынов Израиля. Следовательно, это знак, символ на все времена.

Суббота это особое время, выделенное из всего остального времени. Время, посвященное Всевышнему.

В другие дни человек может забыть, Кто является источником его могущества. Суббота напоминает ему об этом, обращая его мысли к Создателю.
Суббота есть также символ союза между Б-гом и евреями. Ибо если мы рассматриваем самих себя и весь мир как результат Б-жьего промысла, то мы должны жить по Торе.

Но если мы считаем мир своей собственностью и себя его хозяевами, тогда этот союз фикция, а Тора всего лишь литературное произведение.
Наконец, суббота это благословение. Чтя ее, мы обновляем союз с Б-гом и подтверждаем нашу готовность служить Ему.

И за это Он каждую субботу дарует нам силы для осуществления этой великой миссии. Еврей, соблюдающий субботу, чувствует это особое возвышенное состояние.

Наши мудрецы говорили, что в субботу еврею даруется дополнительная душа.
Работа, запрещенная в субботу, это творческое усилие, это созидание или изменение вещей для удовлетворения потребностей человека. Под этим не понимается только чисто физическое действие.

Даже если вы напрягали мускулы весь день, но не произвели ничего нового, ничего не изменили, то, согласно Галахе, вы не работали. С другой стороны, если вы, даже не прилагая ни малейших усилий, произвели хотя бы минимальное изменение в какой-нибудь вещи, вы тем самым осквернили субботу. Ваши физические силы принадлежат вашему животному началу;
миром же вы управляете посредством разума. И именно с помощью разума, как и надлежит мыслящему существу, вы должны в субботу подчинять себя Всевышнему.
СУББОТА КАК НАПОМИНАНИЕ ОБ ИСХОДЕ ИЗ ЕГИПТА
Если суббота, с одной стороны, выражает нашу готовность служить Всевышнему, то с другой она напоминает, что мы не подчинены людям. Она подчеркивает свободу человека, его души и разума. В связи с этим важно отметить, что Тора предписывает дать отдых в субботу слугам, наемникам-иноверцам и даже скоту.

Отдыхать в этот день еще в те давние, нецивилизованные времена было у евреев привилегией не только свободного, полноправного гражданина, но даже чужестранца, раба и животного.
Суббота является, таким образом, еженедельно возобновляемым бунтом против рабства и угнетения, писал И.Грюнфельд в книге Шабат (Нью-Йорк, 1959). Поднимая вечером в пятницу кубок с вином, евреи уравнивает в их величии сотворение мира и человеческую свободу, объявляя тем самым рабство и угнетение смертными грехами против самих основ мироздания.

Следует ли после этого удивляться, что тираны всех времен всячески препятствовали Израилю праздновать субботу?
Но рабство это не только труд по принуждению, под неусыпным надзором жестокого надсмотрщика. Задумывались ли вы когда-нибудь, что сами можете быть неумолимым надсмотрщиком, что сами способны эксплуатировать себя так, как никакой хозяин не мучает своих рабов?

Вам нужно закончить работу. Вы спешите, сроки поджимают. Вы обязаны с кем-то и с чем-то считаться. У вас совещания, заседания, деловые свидания.

Вы должны прибрать в доме, постирать, сделать закупки, приготовиться к вечернему визиту... Мы изо дня в день тянем рабскую лямку и воображаем при этом, будто свободны!
Даже когда современный человек не отправляется в выходной день на работу, чем он занят? Тратит ту же энергию на развлечения. Он переносит ту же напряженность, тот же дух конкуренции, ту же суету и нервозность, которые съедают столько здоровья, из деловой сферы в танцевальный зал, на спортивную площадку, на автостраду, в свое домашнее хозяйство.

Он полагает, что отдыхает! Действительно, за этот вид деятельности ему не платят; развлечения доставляют больше удовольствия, чем работа.

Но духовного, эмоционального и физического отдыха и покоя он не получает. Как писал в свое время Льюис Мамфорд в книге
Поведение человека (Нью-Йорк, 1951): В нашей западной цивилизации день отдыха стал теперь еще одним рабочим днем, который заполнен удовольствиями и пустяковыми развлечениями, в сущности не очень отличающимися от рутины рабочей недели, особенно в Америке. Начиная с просмотра газеты в вагоне метро воскресным утром и кончая оглушающей скукой автомобильной экскурсии, мы только и делаем, что суетливо отдыхаем, вместо того, чтобы полностью прекратить всякую работу и всякие будничные занятия.
Многие ли из нас, затянутых в круговорот каждодневных хлопот и забот, способны остановиться и сказать: Да, у меня пропасть дел. Но на ближайшие сутки я хочу быть свободным человеком. Я отвернусь от всей мирской суеты и не буду заниматься ничем, кроме духовного совершенствования?

Так еженедельно поступает тот, кто соблюдает субботу. Над ним нет надсмотрщиков. На двадцать четыре часа он свободен.

Ничто не может нарушить его отдыха, покоя его души, кроме тех лишь случаев, когда возникает необходимость спасать человека, когда речь идет о жизни и смерти. И именно потому, что суббота повторяется каждые семь дней, еврей видит в ней очистительную паузу.

Разум его просветляется и обновляется дух. Как было уже сказано, это состояние достигается за счет того, что, как считают наши мудрецы, еврей, соблюдающий субботу, получает в этот день дополнительную душу нешама йетера.
По мнению великого иерусалимского ученого р.Шломо-Йосефа Зевина, существуют два вида отдыха. Один это отдых от усталости, от труда.

Такой отдых лишь дает человеку возможность возобновить работу. Отдыхает и расслабляется тело, но нет радости душе. Другой это отдых после осуществления какого-либо замысла, достижения поставленной цели. Так отдыхать можно лишь после того, как работа полностью завершена.

Человек наслаждается плодами своего труда, своими успехами. Этот вид отдыха доставляет радость душе.

Он приносит глубокое удовлетворение, ощущение мира и покоя. Субботний отдых относится ко второму типу. Шесть дней ты можешь трудиться и делать все работы свои...

Представьте себе, что после недельного труда вся ваша работа к субботе завершена. Именно это ощущает еврей, соблюдающий субботу.

И в этом смысл его свободы, свободы от принуждения.
Писатель Ахад-Гаам (А.Гинцберг,'1856-1927), убежденный атеист, сказал как-то: Больше, чем еврейский народ хранил субботу, суббота хранила еврейский народ. Царица-суббота помогала даже самым бедным и забитым евреям подняться над унизительными, зачастую невыносимыми условиями жизни. Она давала возможность последнему сапожнику и портному, несмотря на изнурительный труд, выкроить время на изучение Торы и Талмуда.

В субботу каждый бедняк в любом местечке чувствовал себя царем.
Нет никаких причин полагать, что сегодня жители высокоразвитых, богатых стран не нуждаются в таком возвышающем душу отдыхе. В обществе массового потребления человек еще сильнее страдает от усталости, не только физической, но и эмоциональной, от стрессовых ситуаций. Не понимать это значит закрывать глаза на очевидное.

В наше время люди работают меньше, чём их предки, но гораздо больше нуждаются в отдыхе души. Пожалуй, каждый из нас мечтает об идиллических островах в океане, где можно обрести мир и покой.

Романтическая мечта нашей суматошной эпохи: бежать на необитаемый остров, захватив все дорогое сердцу... Между тем, суббота и является как раз таким островом в океане времени, отделенным от всех прочих дней, тем самым мирным убежищем, к которому стремится современный человек и которого не может достигнуть.

Но в отличие от островов в океане суббота доступна каждому!
Евреи, которые забывают субботу, даже на родной земле! постепенно теряют свой духовный багаж, свои духовные ценности. Где бы мы ни жили, суббота по-прежнему играет решающую роль в сохранении нашей веры и традиций, всего нашего культурного и национального облика, помогает нам сохранять стойкость духа и с уверенностью смотреть в будущее.
ПРИГОТОВЛЕНИЯ К СУББОТЕ
Чтобы достойно отметить субботу, ощутить всю ее красоту и испытать приносимое ею духовное наслаждение, необходимо приготовиться к ее приходу. Эти приготовления можно сравнить с приготовлениями к встрече уважаемого и дорогого гостя.

Что делает семья, если к вечеру ожидается почетный гость?
§



Содержание раздела