Родители, дающие жизнь ребенку, должны осознавать свою ответственность за него. Их обязанность не только обеспечить ему уход, окружить любовью и заботой, но и воспитать из него достойного человека.
Нет ничего важнее этой задачи.
Родившееся дитя не несет никакого греха, его душа чиста. В ежедневной утренней молитве мы говорим: Б-г мой, душа, которую Ты даровал мне, чиста. Ты сотворил ее, Ты создал ее.
Ты вдохнул ее в меня... Слова Торы: Благословен ты при входе... (Дварим, 28:6) Талмуд толкует как ...при входе твоем в мир, то есть при появлении на свет.
Только потом, гораздо позже, накапливается зло и отягощает душу человеческую. Какими будут первые годы жизни ребенка, зависит от его родителей.
ИМЯ
Выбор имени дело очень важное: человек и его имя составляют одно неразрывное целое. Достаточно сказать, что Всевышний вывел евреев из Египта также и за то, что они сохранили свои еврейские имена.
Во тьме и скверне египетского рабства евреи утратили многие духовные ценности, но они не стеснялись своих еврейских имен и были спасены.
§ В еврейской традиции есть ряд правил, касающихся имен. Перечислим основные из них:
- Существует древний обычай называть детей именами ближайших родственников: отца, матери, бабки и т.д. Среди ашкеназских евреев не принято давать ребенку имя человека, который жив.
- Широко распространен обычай давать детям имена праотцев еврейского народа, великих цадиков, известных раввинов. Считается, что заслуги и праведнцсть великого человека помогают тому, кто носит его имя, идти по верному жизненному пути.
- Часто отец дает сыну имя человека, у которого учился Торе.
- В последние столетия распространился обычай давать ребенку двойное имя. Есть целый ряд устоявшихся пар: Йеуда-Лейб, Моше-Хаим, Цви-Гирш, Менахем-Мендл и т.д. Часто один из компонентов двойного имени ивритское имя, второй ~ идишистское; они связаны либо по смыслу (например, Цви-Гирш: цви олень на иврите, Гирш на идише, Арье-Лейб: арье лев на иврите, лейб на идише), либо по звуковой схожести (например, Эфраим-Фишл, Менахем-Мендл, Йегошуа-Эшл).
В древности двойных имен не давали, разве что тяжело заболевшему добавляли второе имя. Начиная с эпохи средних веков этим именем обычно бывает Хаим или Хай (у сефардов и восточных евреев), т.е. жизнь, жив.
§ Мальчику дают имя во время обряда обрезания, девочке в синагоге, обычно в первую субботу после рождения, когда отца вызывают к Торе и читают молитву о ниспослании здоровья матери и новорожденной.
§ Имя, которое вписывают в брачный контракт, под которым человека вызывают к Торе и т.п., должно быть полным. Оно состоит из собственного имени и имени отца.
Например: Ицхак бен (сын) Авраам или Дина бат (дочь) Яаков. Если отец происходит из коаним или левиим, к имени сына добавляют соответственно акоен или алеви.
§ Наречение ребенка не является неким мистическим ритуалом, посредством которого он приобщается к иудаизму. Другими словами, еврейское имя само по себе не делает человека евреем. И наоборот, отсутствие такого имени вовсе не означает, что человек не является евреем.
Принадлежность к нашему народу определяется совсем другими факторами.
ЗАВЕТ ОБРЕЗАНИЯ
...Да будет у вас обрезан каждый мужчина. Обрезайте крайнюю плоть вашу. И будет это знаком завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас... каждый младенец мужского пола...
Душа того, кто не обрежет край плоти своей, истребится из народа своего, ибо он нарушил завет Мой (Брейшит, 17:10-14). Каждому отцу надлежит исполнить это предписание Торы и обрезать своего сына на восьмой день после рождения самому либо поручив это от своего имени другому лицу.
Ритуал обрезания называется на иврите брит-мила (завет обрезания), а специалист, исполняющий его, моель. Моелем может быть лишь благочестивый еврей, который обязан знать правила обрезания, изложенные в Шулхан арухе, и соблюдать современные правила асептики.
С религиозной точки зрения нельзя оправдать практикуемый иногда обычай приглашать хирурга для совершения обрезания в присутствии раввина, читающего благословения и молитвы, которыми сопровождается обряд. Врач может в высшей степени квалифицированно сделать эту операцию, но он не правомочен исполнить завет обрезания, поскольку религиозное значение обрезания определяется не только чтением молитв, но и строгим соблюдением всех предписаний Торы. Обрезание не дань причудам старшего поколения, а закон, который евреи соблюдают на протяжении тысячелетий.
И дело не в том, что брит-мила считается полезным с гигиенической и медицинской точек зрения обрядом (хотя это так и есть), но прежде всего в том, что он знаменует собой вечный союз между Всевышним и еврейским народом. Только выполненный достойным могелем, он сохраняет свой смысл.
§ Обрезание делают на восьмой день после рождения, даже если это суббота или Йом-Кипур. Таким образом, если ребенок родился в понедельник, обрезание делают в следующий понедельник, если ребенок увидел свет в субботу, обряд должен быть выполнен в следующую субботу.
Брит-мила проводят только днем, желательно в утренние часы.
В тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я посвятил их Себе (Бемидбар, 8:17). Но из-за греха, который совершили сыны Израиля, сотворив себе золотого тельца, когда первенцы оказались недостойными отправлять б-гослужение и только колено Леви сохранило чистоту. Всевышний избрал левиим, Аарона и его потомков, для замены первенцев на службе при скинии:
...отдели левиим от сынов Израиля, чтобы левиим были Моими... вместо всех первенцев из сынов Израиля... (Бемидбар, 8:14,16).
Освобождение первенцев от пожизненной службы Всевышнему осуществлялось посредством выкупа, который передавали коаним'. ...первенец... должен быть выкуплен... а выкуп за них... пять шекелей серебра... (Бемидбар, 18:15,16).
§ Если первенец появился на свет в результате кесарева сечения, пидьон абен не делают.
§ Пидьон абен не делают, если первенец родился в результате второй беременности, при том, что первая закончилась выкидышем на четвертом месяце или позже. Если выкидыш произошел в течение первых 40 дней беременности, родившегося впоследствии сына следует выкупить. Обряд проводят и тогда, когда у матери, родившей первенца, в прошлом был выкидыш после сорокового дня беременности, но в плоде еще нельзя узнать черты будущего человека (т.е. до начала четвертого месяца).
В этом случае при проведении обряда отец не произносит благословения. Во всех сложных ситуациях подобного рода следует обращаться за советом к раввину.
§ Церемония выкупа должна быть проведена на тридцать первый день после рождения сына. Если ритуал был исполнен раньше, он считается недействительным и должен быть повторен.
§ Пидьон абен не делают в субботу, праздники и посты. Если тридцать первый день после рождения приходится на один из таких дней, обряд переносят и проводят сразу же после окончания субботы, праздника или поста.
§ Обязанность выкупить ребенка возлагается на отца. Если отец не сделал Этого в надлежащее время, он должен совершить обряд до того, как сыну исполнится тринадцать лет.
После этого сын сам может выкупить себя.
§ Для совершения церемонии необходим коен. Даже самый выдающийся ученый-раввин, если он не коен, не может в ней участвовать.
Лучше, однако, воспользоваться услугами такого коена, который отличается благочестием и хорошо знаком с процедурой обряда.
§ Для ритуала нужно приобрести пять серебряных монет местной валюты, содержащих вместе не менее ста двух граммов серебра (в Израиле используют специальные монеты, выпускаемые для этой цели Государственным банком).
§ Сама по себе церемония проста. Отец предстает со своим сыном перед коеном и объявляет, что сын первенец у своей матери. Коен спрашивает: Что ты выберешь:
отдать сына мне или выкупить? Отец отвечает: Выкупить. Затем, держа в руке пять серебряных монет, отец произносит благословение:
коен, отложив деньги в сторону, воздевает руки над головой ребенка и благословляет его.