Кроме шалош регалим, Рош-Ашана и Йом-Кипура мы отмечаем различные события, оставившие глубокий след в истории нашего народа. Ритуал этих памятных дней отличается от обрядов главных праздников, похожих во многом на субботу.
Важнейшие из памятных дней, установленных в послебиблейский период, Ханука, Пурим и Девятое ава.
ХАНУКА
В эпоху Второго Храма, в годы правления греко-сирийских завоевателей, евреи Страны Израиля подвергались неслыханным гонениям. Безумный царь Антиох Эпифан, поддерживаемый эллинизированными евреями, издал указы, запрещавшие изучение Торы, обряд обрезания, соблюдение субботы и других заповедей.
Когда греческие солдаты вошли в Храм и осквернили его, переполнилась чаша терпения тех немногих евреев, которые оставались верными религии предков. Вспыхнуло восстание, во главе которого встали члены одной семьи Маккавеи. В 165 году до н.э. восставшие сбросили чужеземное иго и освободили Иерусалимский Храм. Чтобы очистить и освятить его, требовалось неоскверненное масло.
Был найден только один кувшинчик масла, запечатанный печатью первосвященника. Этого масла могло хватить лишь на один день.
Но произошло чудо, и оно горело .восемь дней, пока не было приготовлено новое чистое масло.
В честь этого события наши мудрецы установили восьмидневный праздник, начиная с 25 числа месяца кислев, когда Маккавеи отвоевали захваченный язычниками Храм. Праздник этот называется Ханука, что означает освящение.
В каждый из восьми вечеров праздника мы зажигаем в наших домах светильники в память о чуде с кувшинчиком масла.
Ханукия представляет собой светильник с восемью чашечками для свечей или плошками для масляных фитилей и дополнительной чашечкой для служебного огня, который так и называют шамаш (служка). Шамаш необходим потому, что ханукальными огнями запрещено пользоваться в утилитарных целях для освещения и т.п., но можно пользоваться светом шамаша.
Лучше всего зажигать в ханукие оливковое масло, так как чудо Хануки связано именно с ним.
§ Светильник зажигают сразу же после наступления сумерек.
§ Перед зажиганием произносят два благословения, держа в руках шамаш:
В первый вечер праздника добавляют третье благословение Шеехеяну.
§ В первый вечер зажигают только один фитиль, крайний справа. Во второй вечер зажигают два фитиля, начиная с добавочного, второго с правой стороны, в третий вечер с третьего и т.д.
Следовательно, число огней увеличивается справа налево, а зажигают их слева направо.
§ Огни должны гореть не менее получаса. В течение этого времени все члены семьи читают дополнительные молитвы, имеющиеся в каждом сидуре, и поют ханукальные песни, что создает праздничную атмосферу.
§ Зажженную ханукию принято ставить у окна или у открытой двери, чтобы она была видна с улицы. Однако, если это почему-либо опасно, можно ставить ее в комнате на столе.
§ Принято, что хану кию зажигает мужчина, хозяин дома, от имени всех членов семьи. Но Галаха разрешает также и женщине зажигать хану кию.
§ В пятницу вечером ханукию зажигают до зажигания субботних свечей, даже если сумерки еще не наступили. В субботу вечером ханукию зажигают после Гавдалы.
§ Работать в Хануку разрешается.
§ В Хануку принято давать детям деньги (хануке гелт на идише или дмей ханука на иврите) или дарить подарки.
§ В дни Хануки к ежедневным молитвам и к Биркат амазон добавляют специальную молитву, в которой благодарят Всевышнего за чудо Хануки и победу над врагами. Во время утренней молитвы говорят Алель .
ПУРИМ
Пурим отмечают в четырнадцатый день месяца адар в память о чудесном спасении евреев, живших в необъятной Персидской империи. События, ставшие основой праздника, описаны в книге Эстер (Мегилат Эстер) и датируются примерно 450 годом до н.э.
Название Пурим происходит от слова пур жребий, в память о жребии, который Аман , приближенный персидского царя, бросал, чтобы определить день задуманного им истребления евреев.
На протяжении столетий в странах, где жили евреи, неоднократно складывалась ситуация, подобная той, что описана в книге Эстер. Но каждый раз Всевышний ниспосылал спасение, когда мы взывали к Нему в час бедствий.
§ Главной особенностью Пурима является чтение Мегилат Эстер. Ее читают дважды: вечером после Маарива и во время утренней службы на следующий день. .Чтение Мегилат Эстер должны слушать и мужчины и женщины. Детей также следует приучать к выполнению этой заповеди, однако малышей, которые могут мешать молящимся, брать с собой в синагогу не следует. Ребенку, привыкшему бывать в синагоге и знающему, как себя там вести, разрешение шуметь при произнесении имени Аман а доставит радость.
У ребенка же, которого приводят в синагогу только в Пурим (и, может быть, в Симхат-Тора), создается превратное представление о доме молитвы как о месте развлечений.
§ Так как В столице Персидской империи городе Сузах (Шушан на иврите) Пурим праздновали пятнадцатого ада-ра, в городах, обнесенных, подобно Шушану, стенами со времен Йегошуа бин Нуна, Пурим отмечают на день позже. В Израиле пятнадцатого адара Пурим празднуют только в Иерусалиме.
Однако, если человек знает, что, выпив больше обычного, он может нарушить какую-нибудь заповедь, ему лучше не пить.
§ Мицва посылать в Пурим подарки (мишлоах манат) друг другу и особенно бедным. Мишлоах манот состоят обычно не менее чем из двух готовых блюд: фруктов, конфет, печенья и т.п.
§ Другая наша обязанность дать в Пурим пожертвования по меньшей мере двум беднякам или в два благотворительных фонда. Даже нищий, сам живущий на подаяние, должен давать другим.
§ К будничным молитвам и к Биркат амазон добавляют молитву Аль анисим, выражающую нашу благодарность Всевышнему за чудесное спасение евреев от злодея Амана.
§ Работать в Пурим не запрещено, но лучше все же воздержаться от будничных дел, чтобы не нарушить праздничное настроение.
§ Издавна существует обычай устраивать в Пурим шуточное представление на тему событий этого дня пурим-шпил.
ДЕВЯТОЕ АВА
Девятое ава трагический день в истории еврейского народа. Постом и трауром отмечаем мы разрушение в этот день и Первого, и Второго Храмов. По преданию, восьмого ава возвратились в лагерь сынов Израиля разведчики, посланные Моше осмотреть Святую землю. Они вселили в народ страх перед могучими племенами, населявшими эту землю, и евреи плакали всю ночь и просили Всевышнего вернуть их в Египет.
Наутро был вынесен приговор: за недоверие к словам Всевышнего, обещавшего привести сынов Израиля в землю, текущую молоком и медом, за напрасные их слезы эта ночь будет для евреев ночью подлинных страданий.
С тех пор много несчастий, пережитых еврейским народом, происходило в день Девятого ава. Среди них падение крепости Бейтар, последнего оплота повстанцев Бар-Кохбы, когда сотни тысяч сынов Израиля были убиты римлянами; Девятого ава (2 августа 1492 г.) из Испании были изгнаны все евреи, отказавшиеся принять христианство.
§ Девятое ава день полного поста. Как и в Йом-Кипур, запрещено есть и пить с вечера восьмого ава и до наступления сумерек на следующий день.
§ Запрещено надевать кожаную обувь, мыться, натираться ароматическими маслами, пользоваться косметикой.
§ Запрещена интимная близость между супругами.
§ Девятого ава не изучают Тору, так как изучение Торы радует сердце. Разрешается, однако, читать и изучать Плач Ирмеяу , книгу Ийова и те места в Талмуде, в которых говорится о разрушении Храма и о законах траура.
§ Работать не принято, хотя бы до полудня.
§ До полудня сидят только на низких скамеечках или на полу.
§ Больным людям разрешается поститься лишь часть дня.
§ В синагогах после вечерней молитвы читают печально и нараспев Плач Ирмеяу (Мегилат Эиха). После молитв Маарив и Шахарит читают Кинот специальные траурные молитвы.
§ Для того, чтобы подчеркнуть траурный характер этого дня, принято снимать завесу с арон кодеш и декоративное покрывало со стола, на который кладут свиток Торы. (В некоторых общинах арон кодеш драпируют черным.) Кинот читают при свете свечей, сидя на полу или на низких скамейках. Покидая синагогу, не прощаются.
§ Поскольку талит и тфилин являются символами красоты и величия, в Шахарит молятся без них, но надевают перед Минхой. Талит катан надевают без благословения.
§ Перед началом поста совершают трапезу; завершая ее, едят крутое яйцо, посыпанное пеплом.
§ Хотя пост заканчивается с наступлением сумерек, до полудня следующего дня не следует есть мясо, пить вино и предаваться веселью, так как Храм горел всю ночь и большую часть дня десятого ава. В связи с этим в вечер, непосредственно следующий за Девятым ава, запрещается устраивать свадьбы.
§ Девятое ава является кульминационной точкой трехнедельного периода, когда соблюдают отдельные элементы траура. Этот период начинается с малого поста 17 тамуза (за три недели до Девятого ава), в годовщину дня, когда вавилоняне разрушили стены Иерусалима. На протяжении трех недель запрещено устраивать свадьбы, балы и другие торжества, не принято есть плоды нового урожая, одеваться в новое платье, стричься и бриться.
С первого ава законы траура еще более суровы: в эти девять дней не едят мяса и не пьют вина (за исключением субботней трапезы).
ТУ БИШВАТ
Пятнадцатый день месяца шват (Ту бишват) упоминается в Мишне как Новый год деревьев. Единственный обычай, связанный с этой датой, употребление в пищу фруктов, растущих в Эрец-Исраэль.
В Израиле принято устраивать в этот день экскурсии, сажать деревья.
ЛАГ БАОМЕР
В Лаг баомер, на тридцать третий день Счета омера, т.е. 18 ияра, прекратилась эпидемия, унесшая жизни многих учеников раби Акивы. Поэтому в этот день траурные ритуалы отменяются.
Кроме того, в Лаг баомер умер великий мудрец, автор книги Зоар раби Шимон бар Йохай. В память о нем в этот день по всему Израилю раскладывают костры и тысячи евреев совершают паломничество на могилу праведника в Галилее.
МАЛЫЕ ПОСТЫ
В отличие от Йом-Кипура и Девятого ава в дни малых постов постятся только с рассвета до наступления сумерек. Дни малых постов:
- 10 тевета вавилоняне начали осаду Иерусалима;
- 13 адара пост Эстер, соблюдаемый накануне Пурима;
- 17 тамуза были пробиты стены Иерусалима при осаде города вавилонянами;
- 3 тишри убит Гедалья бен Ахикам, которого Навуходоносор назначил правителем Иудеи. После его смерти оставшиеся в Эрец-Исраэль евреи были изгнаны из страны.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ОСОБЫЕ ДНИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА