d9e5a92d

НАША ТОРА

Прежде всего отметим, что с рациональной точки зрения отрицать существование Б-га наименее разумная позиция. Ведь тогда пришлось бы предположить, что функционирование мира с математической точностью, которую мы только сегодня начинаем немного постигать, является результатом совпадения и что появление на планете венца творения человека лишь игра случая.

Несомненно, это требует слепой веры само по себе. Существование Вселенной и все удивительные чудеса жизни объясняют законами природы.

Но законы природы лишь синоним физических законов, которые сами требуют объяснения. Тайна остается. Я не колеблясь назову атеизм не более чем разновидностью веры, мало чем отличающейся от многих языческих суеверии. В наше время атеизм кажется утонченным и современным.

Таким же казалось поклонение Ваалу на заре человечества. Спросим же себя, учитывая историю Израиля и находящиеся в нашем распоряжении научные знания, что более разумно: признать существование Основы мира или поклоняться мертвым законам природы?

У крупнейших еврейских философов-рационалистов не было сомнений по поводу великой целесообразности главных принципов иудаизма.
Еврейские ученые и духовные вожди всегда были внимательны к запросам разума и подчеркивали, что иудаизм разумная вера. Чудеса и удивительные события играют определенную роль, но иудаизм проводит четкую границу между взглядами или явлениями, которые противоречат разуму, и такими, которые только недоступны для разума.
Многое в человеческом опыте непостижимо для разума находится вне сферы науки и принимается на веру. Иудаизм не относится к религиям, противоречащим разуму.

Основные онтологические предпосылки еврейской веры таковы: Б-г существует; Он создал мир по Своей воле; Он открывал Свою волю Израилю и человечеству на Синае и позже. Все эти предпосылки находятся в духовной области непознаваемого, однако ни об одной из них нельзя сказать, что она противоречит разуму.

Разум и вера в структуре иудаизма не антагонистичны, они дополняют друг друга.
Еврейская история полна чудес. Однако учение иудаизма основано не на них.

Чудеса были средством достижения определенных исторических целей, служили даже для укрепления веры, но если бы ни одно из них не свершилось, коренные истины иудаизма все равно остались бы незыблемыми. Многие религиозные авторитеты утверждают, что Б-г творит чудеса только с помощью естественных законов, которые Он Сам устанавливает. Определенные события могут быть крайне необычны, даже ужасны, но подлинные чудеса, в которых Б-жественное участие не вызывает сомнения, не являются сверхъестественными (то есть они не противоестественны) .
Религиозная концепция, которой неизменно придерживается еврейский народ, бескомпромиссна в вопросах всеобщности Б-га, Его духовности и единства. Вначале сотворил Б-г небо и землю, такими словами начинается Тора. Это Б-г Вселенной. Я Г-сподь, Б-г ваш, который вывел вас из земли Египетской, так начинаются десять заповедей.

И там и здесь один и тот же Творец, являющийся Б-гом Израиля и всех людей Земли.
Еврейский Б-г требует нравственного образа жизни и справедливости для всего человечества. Это всеобщий Б-г, власть Которого распространяется на весь мир. Если в еврейских молитвах встречаются выражения Б-г Авраама , Ицхака и Яакова или Б-г Израиля, то это отнюдь не означает, что Всевышний принадлежит только евреям. Такое толкование предполагало бы ограничение власти Всевышнего либо допускало бы, что существуют другие боги, заботящиеся о других народах.

Ребенок, говорящий мой отец, не отрицает, что этот человек является также отцом его братьев и сестер. Слова Б-г Израиля подразумевают только особые отношения, связывающие Израиль со всеобщим Б-гом посредством союза с Авраамом и подтвержденные впоследствии.

Сказать Б-г Израиля означает лишь напомнить о нашем союзе со всеобщим Б-гом, Которому обязано служить все человечество.
Еврейская концепция Б-га не приписывает Ему каких-либо физических свойств. Встречающиеся в Торе слова лицо Б-га, десница Всевышнего, ступни Г-сподни или трон Б-га символические выражения, ибо нет языка, которым можно было бы описать Творца.

Человеческий язык не в состоянии отобразить явления небесных сфер. Мудрецы Талмуда разъясняют: Тора говорит на языке сынов человеческих. Именно таким языком обобщает Писание духовные атрибуты Б-га: Всевышний!

Сострадательный и милосердный Б-г, долготерпеливый в гневе и великий в благодеянии и истине, сохраняющий милость для тысяч поколений, прощающий вину, преступление и грех, но не оставляющий без наказания... (Шмот, 34:6,7). В этом отрывке говорится исключительно о неисчерпаемой любви и вечной справедливости Всевышнего; эти слова запечатлились в еврейском сознании как высшее выражение сформулированной человеком сущности Б-жественной природы.
Иудаизм отрицает также всякий компромисс в вопросе о духовности Творца. Представления о человеке, который становится Б-гом, или о Б-ге, принимающим человеческий облик, всегда были одинаково отвратительны еврейскому религиозному сознанию.

Евреи не приемлют идею о воплощении бесконечного Б-жества в бренном теле простого смертного.


Более того, изображать Б-га в каком бы то ни было образе запрещено еврею. Во второй из десяти заповедей, гласящей: Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе наверху и что на земле внизу... не поклоняйся им и не служи им, имелись в виду и случаи, когда верующий рассматривал изображение Б-га лишь как символ Его.

Грех золотого тельца заключался не в том, что евреи стали вдруг идолопоклонниками и решили, что телец и есть Б-г, а в том, что они настаивали на конкретном зрительном образе Всевышнего.
Когда мы говорим о Б-ге как о нашем Отце и о людях
как о детях Б-га, мы имеем в виду всех людей, следующих Его путями и являющихся таким образом в духовном смысле детьми Всевышнего.
Кто же касается научных и технических достижений человека и его все возрастающей способности влиять на окружающий физический мир как причины для сомнений в могуществе Творца, то не являются ли сами эти достижения одним из благословений, дарованных человеку Всевышним? И благословил их Б-г и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладевайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле (Брейшит, 1:28). Верующий, чуждый гордыне, видит в этих удивительных достижениях человеческого разума не отсутствие, а именно присутствие Всевышнего: Когда взираю на небеса Твои, дело рук Твоих, луну и звезды, которые Ты создал, [то думаю] : Что такое человек, если Ты помнишь о нем?

И сын человеческий, если Ты думаешь о нем?.. [И все же] Ты сделал его властелином творений рук Своих... О, Всевышний, Наш Б-г!

Как величественно имя Твое по всей земле! (Теилим, 8:4-10).
Люди, относящиеся к Б-гу с недоверием, склонны делать объектом своей веры человека, рассматривать его как знающее существо, неподвластное никаким законам или правилам, кроме тех, какие он сам счел нужным провозгласить. Поклоняться человеку вообще или поклоняться какому-то конкретному человеку есть верх идолопоклонства. Человек, одаренный душой и разумом, наиболее совершенное из всех творений Б-га.

Но он порой становится и :объектом наиболее изощренных форм идолопоклонства. Принять бремя заповедей Всевышнего значит сбросить
ярмо человеческого господства и тирании. Вы будете рабами Моими, сказал Всевышний, а не рабами Моих рабов. У человека есть выбор. Некоторые думают, что могут избрать средний путь между двумя этими формами служения, будучи свободными от обеих.

Подобные надежды неизменно оказываются иллюзорными. Отказавшийся от одного пути неизбежно идет по другому.

Еврейский народ давно сделал свой выбор.
НАША ТОРА
Тора не заканчивается словами ...и сотворил Б-г небо и землю.... Она начинается с этого. Б-г Израиля живой Б-г, Который продолжает править Вселенной, Им созданной.

Он полновластный хозяин, пекущийся о людях. Им сотворенных.

Он идет неисповедимыми путями и возвещает человечеству Свою волю. Он продолжает судить людей, награждая и наказывая их либо в этом, либо в будущем мире.
Иудаизм не видит разницы между теми, кто не верит во Всевышнего, и теми, кто признает Его существование и даже Его роль в сотворении мира, но отрицает, что Б-г продолжает иметь какое-либо отношение к этому миру. Различие между такими взглядами чисто академическое.

У людей, придерживающихся любой из этих точек зрения, нет побудительных причин служить Всевышнему и следовать Его путями.
Вера в живого Б-га подразумевает прежде всего убежденность в том, что неким трансцендентным способом Он сообщил Свою волю и Свои заповеди созданию, которое наделил свободой воли, но которое призвал быть Своим верным слугой. Суть иудаизма в принятии Торы, а также учения пророков и мудрецов. В необыкновенных событиях у горы Синай участвовало целое поколение наших предков. Воля Всевышнего была выражена в Письменной Торе (Пятикнижии), записанной Моше под руководством Всевышнего, и в Устной Торе, которая также была открыта Моше на Синае, а затем передана им мудрецам Израиля.

Сама Письменная Тора упоминает о таких устных наставлениях. Устная Тора, которая поясняет и детализирует многие заповеди, содержащиеся в Письменной Торе, передавалась от поколения к поколению, пока наконец не была записана во втором столетии новой эры, чтобы стать краеугольным камнем Талмуда.
Многие из тех, кто не придерживается традиционных взглядов, рассматривают Тору как вдохновенное сочинение великих людей, как документ, свидетельствующий о попытке человека достичь Б-га. Согласно этому воззрению, в Торе нет ничего вечного и Б-жественного. Она не свободна от ошибок, которые свойственно совершать даже великим людям. Если это так, то почему, в самом деле, нужно относиться к Торе как к более авторитетному руководству, чем, скажем, к этике Аристотеля, мыслям Канта или Спинозы?

Если Тора не более чем собрание человеческих законов, то можно отбросить все несовершенное, изменять и улучшать ее так, как захочется каждому поколению или религиозному лидеру. Подобным образом рассуждают так называемые реформисты, оправдывая далеко идущие изменения еврейских законов и обычаев, принятые в их среде.
С какой бы точки зрения ни рассматривать специфическую природу Б-жественного откровения, ясно, что если Тора вообще что-нибудь значит, она свидетельствует о стремлении Б-га к человеку, а не наоборот. Если Тора истинна, то она должна рассматриваться не как свидетельство духовного гения человека, а как вестник воли Всевышнего, провозглашенной смертному созданию.

Никакая интерпретация иудаизма не представляет ценности с еврейской точки зрения, если она не называет Всевышнего источником Торы.
Что такое Тора? Письменная Тора (Тора шебихтав) это Пятикнижие Моше. В любой синагоге хранятся свитки Торы точные копии того, первого свитка, полученного Моше на горе Синай.

В некотором смысле Письменная Тора это конституция еврейского народа, но провозглашенная не людьми, а Б-гом.
Устная Тора (Тора шебеальпэ), которую Моше получил на Синае и передал Йегошуа, Йегошуа старейшинам, старейшины пророкам, а пророки мужам Великого собрания... (Авот, 1:1), поясняет Письменную. В ней содержатся общие правила, согласно которым мудрецы могут находить правильные решения постоянно возникающих вопросов, исходя из того, что сказано в Писании коротко и намеком (р.Йосеф Альбо).

Например, Тора запрещает работать в субботу. Но что является работой применительно к субботе? За исключением нескольких ссылок на такие занятия, как собирание дров, разжигание огня, приготовление пищи, Письменная Тора не входит в подробности. Ответ находится в Устной Торе.

В книге Дварим (12:21) сказано: ...режь [животных] из крупного и мелкого скота твоего... как я заповедал тебе... Но во всем Пятикнижии не найти указаний, каким образом это следует делать. Письменная Тора повелевает: ...и повяжи их [тфилин] как знак на руку свою, и будут они знаками над глазами твоими... (Шмот, 13:16). Но как и из чего нужно делать тфилин.

Писание не объясняет. Письменная Тора предписывает смертную казнь за некоторые преступления. Каким правовым нормам и процедурам нужно следовать перед вынесением смертного приговора, каковы ограничения?

На все эти и другие вопросы отвечает Устная Тора.
В конце концов Устная Тора была записана. Сначала была записана Мишна, затем Гмара, назначение которой углубленное комментирование Мишны.

Мишна и Гмара вместе составляют Талмуд.
Тора, Письменная и Устная, представляет собой руководство к жизни. Хотя Тора обращена в первую очередь к еврейскому народу, она содержит указания для всего человечества. В ней рассматривается каждый аспект человеческого существования.

Правила, регулирующие обрядовую сторону религии, составляют только часть всего комплекса заповедей. Законы Торы охватывают весь спектр индивидуального и социального поведения. Она выносит свое суждение о таких сторонах жизни человека, которые в других религиях обычно считаются относящимися к сфере этики и морали либо подпадают под статьи гражданских и уголовных кодексов.

Даже в тех частях Торы, которые непосредственно не связаны с законами и правом, постоянно провозглашаются духовные идеалы и разъясняются тонкости неписаных этических и моральных норм.
В Тору (в широком смысле) входят, кроме того, книги Пророков (Невиим) и Писания (Ктувим). Они содержат учение пророков и летопись истории народа Израиля за семивековой период. В них рассказывается о Б-жественном откровении, которого удостаивались пророки, об их непрерывной борьбе за истинную веру против многочисленных лжепророков, которые пытались убедить еврейский народ сойти с пути, указанного Всевышним.

Входящие в эти книги вдохновенные Псалмы отражают глубочайшие религиозные переживания человека.
Пять книг Торы и девятнадцать книг Невиим и Ктувим вместе называются Танах (аббревиатура слов Тора, Невиим, Ктувим). Однако изучение Торы не сводится к штудированию только Священного Писания и Талмуда, но включает также знакомство со всем наследием мудрецов и раввинов, накопленным на протяжении столетий. Ведь Тора живое учение, ее законы применимы к любым реальным условиям, которые, естественно, часто меняются.

Разумеется, в самой Торе предусмотрено, что авторитетные еврейские ученые будут извлекать из нее новые и новые крупицы мудрости, развивать и приумножать наше наследие: И поступи по слову, какое они скажут тебе... и точно исполняй все, как они укажут тебе... по закону, которому научат они тебя, и по суждению, которое они изрекут, поступи... (Дварим, 17:10,11).
Тора является воплощением еврейской веры. В ней содержатся условия союза со Всевышним.

Она делает еврея евреем.



Содержание раздела