В древности каждый народ имел свое собственное летоисчисление, которое вело начало от какого-то наиболее значительного для этого народа исторического события. За нулевой год, как правило, принимали год вступления на престол очередного царя. После его смерти или свержения новый правитель открывал свою собственную эру, и так случалось много раз.
Исторические источники содержат много примеров такого рода.
В течение многих столетий у евреев также существовали разные системы летосчисления. Например, наряду с отсчетом лет по царствованиям правителей Иудеи и Израиля, в качестве начальной точки использовали дату Исхода из Египта.
Но после падения еврейского государства и рассеяния евреев по всему свету все чаще за нулевой год стали принимать дату разрушения Иерусалимского Храма. Документы, датированные по этому принципу, встречаются вплоть до раннего средневековья.
Однако наибольшую популярность приобрела сохранившаяся и поныне система, в основе которой лежат не какие-либо события, имеющие значение только для нашей религии и нашего народа, а дата универсальной важности день сотворения мира. Эту дату мудрецы вычислили, сопоставив все доступные им данные, имеющиеся как в книге Брейшит, так и в других источниках.
РОШ-АШАНА НОВЫЙ ГОД
Тора называет первым месяцем еврейского года нисан (в который празднуется Песах) и ничего не говорит о Рош-Ашана . Первый же день месяца тишри, седьмого в году, согласно Торе, называется йом Азикарон (день поминовения) или йом труа (день трубных звуков). Однако, когда в глубокой древности было вычислено, что первый день Творения приходится на первое тишри, его назвали Рош-Ашана (начало года). С Рош-Ашана начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния асерет емей тшува (десять дней покаяния).
Завершением этих десяти дней служит Йом-Кипур. Лейтмотивом особых молитв Рош-Ашана и Йом-Кипура является наше признание власти Всевышнего над Вселенной и покорность человека Его верховной воле.
§ В Рош-Ашана мы обязаны слушать звук шофара особо обработанного бараньего рога. По традиции шофар должен издавать три различных звука: длинный, постепенно снижающийся (ткиа), короткий, жалобный (шварим), отрывистый, резкий (труа). Звук шофара призван напоминать о трубном гласе на Синае и призывать к покаянию. Вот что говорит об этом Рамбам: Пробудитесь, спящие, ото сна... и взгляните на дела ваши!
Вспомните о своем Создателе и обратитесь к Нему с покаянием. Не уподобляйтесь тем, кто в погоне за призрачным теряет реальное, кто тратит жизнь в погоне за суетным, польза и выгода которого мнимы. Проникните в души свои и осмыслите дела свои.
Оставьте ложные пути и недостойные мысли и молите Всевышнего, чтобы Он был милостив к вам (Мишнэ Тора, раздел Гилхот тшува,3:4).
§ Если Рош-Ашана приходится на субботу, то в шофар не трубят.
§ В Рош-Ашана после окончания молитвы Маарив принято приветствовать друг друга. Мужчину: Лешана това тикатев ветехатем\ Женщину: Лешана това тикатеви ветехатеми!
§ Торжественная трапеза в этот день имеет свои характерные особенности. Например, обмакивание халы или яблока в мед. При этом говорят:
ДА БУДЕТ НА ТО ВОЛЯ ВСЕВЫШНЕГО ОБНОВИТЬ ДЛЯ НАС ГОД, ЧТОБЫ ОН БЫЛ ХОРОШ И ПРИЯТЕН !
ЙОМ-КИПУР
Йом-Кипур один из важнейших дней еврейского календаря. В Торе сказано: И сказал Г-сподь Моше, говоря: Но в десятый день седьмого месяца этого день искупления; священное собрание да будет у вас; и смиряйте души ваши [постом], и приносите огнепалимую жертву Г-споду. И никакой работы не делайте в этот день, ибо это день искупления, чтобы искупить вас пред Г-сподом, Б-гом вашим...
А если кто-то будет делать какую-либо работу в этот день, истреблю Я душу его из среды народа его. Никакой работы не делайте; это устав вечный в роды ваши во всех местах поселения вашего (Вайикра, 23:16-31).
§ В канун Йом-Кипура принято давать больше чем обычно денег на цдаку.
§ Грехи, совершенные по отношению к ближнему, не прощаются Всевышним в Йом-Кипур. Поэтому обидчику нужно просить прощения у обиженного.
В свою очередь, последний не должен отказываться от примирения, иначе его молитва не будет принята на Небесах.
§ Перед наступлением Йом-Кипура следует устроить обильную трапезу. Не следует, однако, есть тяжелую или острую пищу, чтобы не затруднить пост.
§ Перед уходом в синагогу отец благословляет детей.
§ Тора уточняет, что пост начинается с вечера девятого дня (следовательно, до заката, когда еще светло) и продолжается до вечера следующего дня, то есть до появления первых трех звезд.
§ Все запреты, действующие в субботу, распространяются и на Йом-Кипур. Кроме того, не разрешается есть, пить, натираться маслами и кремами в косметических целях, носить кожаную обувь.
В Йом-Кипур нельзя мыться, можно лишь смыть грязь, если человек испачкался, а также вымыть пальцы после посещения туалета.
§ В Йом-Кипур запрещена интимная близость между супругами.
§ В субботу обычно не постятся, но если Йом-Кипур выпал на этот день, пост соблюдают.
§ Детям, не достигшим девяти лет, поститься не разрешается. Начиная с девятилетнего возраста детей нужно постепенно приучать поститься большую часть дня.
Начиная с тринадцати лет подростки должны соблюдать пост наравне со взрослыми.
§ Того, кто заболел вследствие соблюдения поста, необходимо немедленно накормить. Если врач запрещает кому-либо поститься, надо следовать его совету.
В любом случае за советом желательно обратиться к раввину.
§ Женщине, у которой начались роды (с момента первых схваток) или которая родила (в течение первых трех дней), поститься категорически запрещено, даже если она на этом настаивает. С третьего по седьмой день после родов она может поститься, если пожелает.
В этот период ей разрешается немедленно прервать пост, как только она почувствует себя плохо.
§ Молитвы Йом-Кипура начинаются с Кол нидрей (Все обеты), чья мелодия известна, можно сказать, всем евреям, даже очень далеким от религии. Заключительная молитва, время которой на следующий день вечером, называется Неила, что означает Закрытие [Небесных врат] . Почти все дневное время между этими молитвами люди проводят в синагоге.
§ В Йом-Кипур принято одеваться во все белое. Многие облачаются в китл.
Обычай этот освящен временем. Он напоминает о белых саванах, в которых хоронят умерших, о бренности земного существования.
С другой стороны, белые одеяния символизируют чистоту, напоминая о пророчестве: Если будут грехи ваши [красны] , как пурпур, станут белыми, как снег; если будут красны, как багрянец, станут [белыми], как шерсть (Йешаяу , 1:18).
§ Завершается Йом-Кипур протяжным звуком шофара, символизирующим Синайское откровение и напоминающим тот трубный звук, которым в древности отмечали начало юбилейного года, года освобождения. Сразу же по окончании Судного дня принято начинать приготовления к наступающему через четыре дня празднику Сукот.