d9e5a92d

Чичкин А. - Грузия и Армения неодинаковое лечение

Инфляция в Грузии во II полугодии 2006 г. достигла 10%. Основной причиной таких темпов руководство Нацбанка (НБГ) считает увеличение цен на газ и электричество. Президент НБГ Роман Гоциридэе называет главной целью этого года - чтобы инфляция не достигла двузначного числа.

Согласно государственному бюджету на этот год, уровень инфляции должен составить 5-6.5%.
Грузинский синдром
Международный валютный фонд вновь призвал власти Грузии проявлять осторожность в расходах. В мае миссия МВФ заявила, что инфляцию надо срочно и резко снизить. Фонд помогает властям Грузии сохранить уровень инфляции в 2006 г. - прежде всего, за счет сдерживания роста и без того мизерных зарплат,



пенсий и других пособий, а также сокращения прямых и косвенных государственных субсидий экономике и экспорту. Такую финансово-экономическую политику' Грузия проводит с 1990-х годов с помощью не только рекомендаций, но И кредитных траншей МВФ.
Очередной транш по программе финансовой помощи Грузии объемом около 320.2 млн., или 14 млн. SDR (Special Drawing Rights - специальные права заимствования), недавно поступил на спецсчет Национального банка Грузии. Сама же новая программа финансовой помощи Грузии по линии МВФ была утверждена исполнительным советом Фонда два с лишним года назад.

Было решено до июня 2007 г. выделить Грузии кредит в 98 млн. SDR (около $144 млн.).

Кредит предоставлен сроком на 10 лет под 0.5% годовых с 5.5-летним льготным периодом.
Из стран бывшего СССР только Грузия продолжает неукоснительно следовать рецептам шоковой терапии, которая и сегодня фактически кредитуется Международным валютным фондом.
В рамках кредита Грузия уже получила 42 млн SDR (около $60.7 млн.). Эти деньги используются, главным образом, для пополнении международных валютных резервов НБГ.

Ныне Их объем Достигает $438 млн Национальный банк страны намерен также избегать резких колебаний курса и без того низкоплатежеспоб-ной национальной валюты. С 2006 г. ему дано право скупать и продавать инвалюту на 'Тбилисской межбанковской валютной бирже.
НБГ также разрешено проводить своп-аукционы. Их суть заключается в кредитовании Нвцбанком коммерческих банков в национальной валюте под залог инвалюты. Применение этого механизма будет содействовать и пополнению международных валютных резервов страны.

Как и в прошлые годы, 10% своей чистой прибыли НБГ может направлять на пополнение собственного объявленного капитала.
Для привлечения дополнительных капиталовложений и бюджетных ресурсов парламеіп Грузин принял



Грузинские и армянские и деньги
С 1991 г. до 1995 г. в Грузии, а в Армении до 1993 г, действовали так называемые временные бумажные банкноты - кулоны. Введу их низкой платежно-покупательной способности е обеих странах действовали ограничения по обмену купонов.

Однако долларизаторская политика армянского и грузинского нацбанков привела не только к отмене этих ограничений, но и к преобладающему влиянию долларового курса на внутренние тарифы и цены в этих республиках.
Обмен купонов в Грузии прошел осенью прошлого года, Теперь там действуют бумажные пари (что означает наличные) и монеты тетри, т.е. серебро (эти монеты изготовлены из медно-никелевого сплава). Один миллион купонов обменивался на 1 новый лари. Со 2 октября 1995 г. он стал единственным средством платежа Деньги печатались во Франции.



На купюре в т лари изображен художник Нико Пиросмани, в 2 лари - композитор Захарий Палиашвили, в 10 лари - карта Грузии, а в 500 лари - портрет царя Давида.
Национальный банк Грузии недавно разработал концепцию Единая семья денег, согласно которой все денежные знаки страны будут приведены в соответствие с европейскими стандартами по образцу и номиналу. Президент Нацбанка Грузии Р. Гоциридз? заявил: Процесс перехода на соответствие грузинских дензнаков евростандартам начнется в декабре 2006 г. выпуском монеты нового дизайна номиналом 50 тетри
Драм Армении был введен в обращение с декабря 1993 г. До этого действовали бумажные купоны аналогичного достоинства. На начальной стадии (до конца 1994 г) официальный обменный курс составлял 1 драм за 200 рублей, или $14.5, а каждый гражданин мог обменивать только 50 тысяч рублей.

В 1 драме - 100 луму (копеек). В обращении ныне находятся банкноты достоинством в 10, 25, 50, 100, 200, 500 и 1 ооо драмов
В 1993 г. объем наличных денег на рынке Армении составлял 1.2 млрд, драмов, в 2004 г. - 105.5 млрд., в 2005 г. - до 117 млрд, драмов. Резкое укрепление драма произошло летом 2003 г. благодаря курсовой политике центробанка Армении, существенно увеличившего прямое или косвенное субсидирование курса национальной валюты. Затем такая поддержка сократилась - не в последнюю очередь из-за негативной позиции МВФ. Впрочем, драм продолжает расти, но медленнее.

По оценкам зарубежных экспертов, данная тенденция продолжится и в 2О0ЕІ ZQZf I сдах.
Учитывая современные темпы экономического роста Армении, местные аналитики прогнозируют укрепление драма на 6.5-8% ежегодно в течение 2006-2007 гг. Его дальнейшее укрепление прогнозирует и армянский центробанк, официально советуя гражданам хранить сбережения именно в национальной валюте.
закон О незадекларированных налоговых обязательствах и легализации имущества. Он позволяет предпринимателям, утаившим налоги и доходы от бюджета, избежать уголовной ответственности.

От нее освобождаются предприниматели, которые утаили доходы от государства, но задекларировали их до 31 декабря 2005 г. и передали 1% от них в пользу государства.
Согласно этому закону, не подлежат декларированию доходы и имущество, приобретенные до 1992 г. и составляющие менее 300 тысяч лари ($140 тыс.).
Вместе с тем, закон не распространяется на лиц, которые с 17 октября 1997 г. руководили предприятиями, чей уставной капитал составлял более одного миллиона лари ($450 тыс.), и 50% акций которых принадлежали государ-сгву Грузии,
Закон также не распространяется на бывших госчиновников, в отношении которых уже возбуждены уголовные дела по обвинению в хищении ГосИмущесіВа И уже отбывающих наказание. Закон может быть применен к конкретному лицу лишь один раз.
У СОСЕДЕЙ - ЛУЧШЕ
Валютно-финансовая политика Армении в гораздо меньшей степени была привержена шоковой терапии, хотя и там по-прежнему делается ставка на сдерживание роста государственных расходов, в том числе производственных капиталовложений, зарплат, пенсий и пособий.
Можно сказать, что в Ереване предпочитают комбинированную валютную политику. Центробанк Армении с 2002 г. уже не проводит прежнюю политику плавающего курса драма, хотя пока не осуществляется и политика фиксированной стоимости нацвалюты. Но последнее запланировано.

Об этом заявило руководство Минфина и центробанка Армении.
Среднегодовой уровень инфляции в Армении ныне составляет 3-3 5%. Это один из минимальных показателей по странам бывшего СССР.
Армянский драм с 2005 г. постепенно дорожает, т.к. в последнее время имеют место крупные вложения иностранных капиталов в Армению - преимущественно в ее финансовый сектор. Это также делается по рекомендации МВФ для противодействия росту ин-фляции.
Что касается транснациональных заимствований, с 1992 г. Всемирный банк предоставил Армении $927.25 млн. (538 млн. SDR) льготных кредитов на реализацию 43 программ.

По состоянию на второе полугодие этого года, сумма кредитных обязательств, предоставленных Армении МВФ, достигает 123.3 млн. SDR.
Армения находится в наиболее благоприятном состоянии соответствия критериям Маастрихтского соглашения, действующего с 1993 г. и определяющего фискально-валютные критерии для стран-членов Евросоюза и кандидатов на вступление в ЕС. Об этом в конце мая 2006 г. сообщил председатель Центрального банка Армении Тигран Саркисян. По его словам, Армения находится в зоне стабильно низкой инфляции, что, по оценкам авторитетных международных органи-



ций, является результатом эффективной денежно-кредитной политики.
Комментируя денежно-кредитную политику соседней Грузии, Т. Саркисян отметил, что там в ближайшие годы возможны проблемы с инфляцией и макроэкономической ситуацией в целом. Актуальным остается и управление дефицитом госбюджета, ибо в 2005 г. грузинское правительство решило прекратить финансирование госбюджета за счет внутреннего долга и, как следствие, пошло на сворачивание рынка ГКО.
Зато Армении интересен грузинский опыт в сфере сбора налогов. Об этом говорил министр финансов и экономики республики Вардан Хачатряи По его словам, в 2006 г, доля собранных налогов в ВВП Грузии достигнет 20%, аналогичный же показатель в Армении продолжает оставаться низким-, на уровне 14 3% от ВВП.

Назвав увеличение налоговых поступлений одной из главных задач правительства, В. Хачалрян отметил, что этот показатель планируется ежегодно увеличивалъ на 04-0.5%.

МВФ и США готовят производителей бананов

Хорошие экономические показатели Армении поддерживаются стабильной и последовательной макроэкономической политикой и масііггабиыми структурными реформами. Это позволило экономике страны противостоять потенциальным негативным явлениям.

Такое мнение высказало в конце лета международное рейтинговое агентство fitch Ratings.
Как отмечает агентство, умеренные потребности страны в бюджетном и внешнем финансировании удовлетворяются с помощью кредитов от международных финансовых организаций, предоставляемых на льготных условиях (прежде всего, отсрочка платежей и низкий процент - не более 1.5%), При этом затраты на обслуживание внешней задолженности находятся на низком уровне.
Несмотря на высокие темпы роста экономики, рейтинги Армении сдерживаются из-за низкого дохода на душу населении - $1500 в 2005 г. Средний же уровень дохода в сопоставимых странах достигает $2500.





Однако Fitch полагает, что радикальные изменения в финансово-экономической политике страны маловероятны, несмотря на выборы в национальное собрание и президентские выборы. Первые предстоят в будущем году, а президентские - в 2008 году.
Среднегодовые объемы экспорта Грузни и Армении с конца 1980-х годов минимум втрое меньше объемов их импорта. Иными словами, эти страны стали аналогами многих стран Центральной и Южной Америки, где МВФ и США в совершенстве отработали модель рекордно низкой инфляции и платежно-покупательной способности национальных денег.

В результате те страны были превращены в постоянных должников и импортеров чего бы то ни было.



Содержание раздела