d9e5a92d

РЕЙГАН УЖЕСТОЧАЕТ КУРС

Саудовцев сильнее всего запугивали опасностями распространения войны между Ираком и Ираном на их нефтепромыслы. Теперь, когда саудовские правители согласились на присутствие какого-то американского военного контингента на своей территории, им будет труднее по-прежнему держаться на расстоянии от политики Соединенных Штатов в военной п дипломатической областях, писала с удовлетворением Уолл-стрит джорнэл.

А США, как можно предполагать, будут оказывать сильный нажим, добиваясь сохранения открытых военных связей.
Тем временем военные действия продолжались, то обостряясь, то приобретая характер странной войны. Бомбардировки столиц прекратились. Фронты временно стабилизировались. И Ирак и Иран смогли наладить доставку дополнительного военного снаряжения, продовольствия и техники с международных рынков.

Они возобновили даже ограниченный вывоз нефти. Но война по-прежнему уносила тысячи жизней, истощала ресурсы.
В последние два месяца трудности Ирака усугубляла постепенная реорганизация иранской армии, писала английская Файнэншл тайме в феврале 1981 года. Была восстановлена дисциплина во многих частях регулярной армии, и сейчас командные структуры на уровне батальона, бригады и дивизии функционируют.

Значение вооружений на этой войне было преувеличено. Самым решающим фактором является моральный дух и готовность войск и стражей революции сражаться.

Чтобы поднять моральный дух, иранские власти срочно ввели различные специальные выплаты, пенсии и прибегали даже к посмертному присвоению очередных званий. Но тыловое обеспечение создает еще большую проблему, чем новые поставки. Снаряжение часто имеется на громадных складах оружия, построенных шахом.

Проблема в том, чтобы найти его и доставить в нужное время на нужный участок фронта. Президент Саддам Хусейн по-прежнему утверждает, что продление войны приведет к кризису внутриполитического положения в Иране, взрыву и борьбе внутри страны.

Все это может произойти, но не обязательно принесет пользу Ираку. Война это почти единственный вопрос, в котором иранцы единодушны.

Ни один иранский лидер не мог бы выжить политически, если бы он предложил прекратить войну путем переговоров.
Ирак добился определенной степени арабской солидарности с его делом, особенно со стороны короля Иордании Хусейна, хотя Саудовская Аравия и другие нефтедобывающие страны Персидского залива не имеют желания, чтобы одна из сторон вышла из войны победительницей и таким образом стала слишком сильным соседом. Особенно важным для партии Баас было отсутствие недовольства со стороны шиитской общины в Ираке, которая составляет большинство населения.
Проблема для иракцев состоит не в потерях их армии или экономики или внутреннем недовольстве. Она, скорее, сводится к тому, что они недооценили противника, с которым сражаются. Вместо того чтобы дестабилизировать положение в Иране аятоллы Хомейни, они вызвали концентрацию усилий разрозненных группировок.

Таким образом, все попытки Ирака начать переговоры отвергаются.
Спустя ровно год после начала ирано-иракской войны в номере от 22 сентября 1981 года Файнэншл тайме писала:
После 12-месячных боев, в ходе которых погибли или были ранены почти 100 тысяч человек, создается впечатление, что войну в Персидском заливе нельзя ни выиграть, ни прекратить. Несмотря на постоянное истощение экономических и политических ресурсов, ни одна из стран не в состоянии навязать урегулирование или согласиться на прекращение огня.
Президент Саддам Хусейн делал ставку на быструю победу и проиграл. Однако его политическая власть над страной и солидные социальные достижения за последние несколько лет означали, что за неудачу придется расплачиваться скорее в более отдаленном, а не в ближайшем будущем. Ирак потерял от 14 тысяч до 18 тысяч убитыми, и, вероятно, еще 3545 тысяч были ранены.

Он оккупирует несколько тысяч квадратных километров иранской территории, однако вынужден признать, что наиболее важная территориальная цель контроль над водным путем Шатт-эль-Араб остается для него недостижимой.
Наступление Хусейна прекратилось в ноябре прошлого (1980) года, когда его лучшие войска в результате нескольких недель кровопролитных боев захватили иранский порт Хорремшехр. Но иранские стражи революции заставили иракцев дорого заплатить за контроль над Хорремшехром, а затем не позволили им захватить находившийся севернее Сусенгерд.
По-видимому, нет никаких перспектив быстрого установления мира, так как Иран добивается уничтожения и военного поражения Ирака, в то время как Ирак надеется на территориальные уступки в пограничных районах. Отметим, что в Иране, особенно в наиболее затронутых войной районах, в таких больших городах, как Ахваз, Керманшах и Дизфуль, а также среди более 1 миллиона беженцев победа или, по крайней мере, почетный мир кажутся немного важнее, чем ожесточенные политические разногласия, определяющие жизнь на севере и с центре страны.
В столице и большинстве городов вдали от зоны военных действий тревога по поводу воздушных налетов, а вместе с ней и затемнение исчезли месяцы назад. Только выключенные уличные фонари напоминают о том, что где-то продолжается война. Снабжение продовольствием по-прежнему достаточное, хотя, конечно, и не такое обильное, как до войны.

Карточки и квоты плюс правительственные центры распределения помогли смягчить разгул военной инфляции для бедняков.
Год назад, когда началась война, казалось, что Иран едва ли сможет справиться с ней. Внутренние противоречия переросли в настоящую гражданскую войну, и в результате убийств погибла большая часть нынешнего фундаменталистского руководства.
Тем не менее, на фоне всего этого иранские силы регулярная армия, стражи революции и члены ополчения вели войну в Персидском заливе. Иранские войска понесли на первых стадиях войны тяжелые потери.
Когда Ирак потерял инициативу, Иран получил длительную передышку, чтобы реорганизовать свои вооруженные силы. Это было сделано достаточно успешно, и сейчас говорят, что на большинстве фронтов иранские войска по численности равны или превосходят иракские.
В апреле мае 1982 года в результате успешных боевых операций иранские войска вышли к государственной границе. Однако неоднократные попытки иранских войск осуществить в 1982 и первой половине 1983 года крупные наступательные действия не привели к серьезным успехам.
Сложилась патовая ситуация. Война продолжала уносить с обеих сторон все новые жертвы. Трудно судить об общем количестве жертв на сегодняшний день, писала Красная звезда 8 июня 1983 года.За два первых года войны они, по данным иностранной печати, составили примерно 300 тысяч убитых и 370 тысяч раненых с обеих сторон. (Возможно, что эти цифры преувеличены.А.

В.) Международный Комитет Красного Креста сообщил недавно, что, по данным иранских властей, в Иране находится 4550 тысяч иракских военнопленных. В Ираке комитет зарегистрировал около семи тысяч иранских военнопленных.

Полностью или почти полностью в Иране разрушены Абадан, Хорремшехр, Ахваз, Дизфуль и ряд других городов.
Серьезное беспокойство в странах Персидского залива вызвал вывод из строя в ходе боевых действий иранского нефтепромысла Ноуруз (в 100 километрах к югу от северного побережья залива). На протяжении вот уже около трех месяцев сотни тонн нефти ежедневно выливаются в воды залива, создав гигантское и все увеличивающееся нефтяное пятно.
Все попытки международных организаций ООН, неприсоединившихся государств, Организации исламская конференция и посреднических миссий положить конец этой братоубийственной войне вплоть до лета 1983 года не дали никаких результатов. Примирить Тегеран и Багдад, привести их к миру пока не удалось.
В начале июня 1983 года министр иностранных дел Ирака Т. Азиз заявил о готовности Ирака заключить с Ираном под эгидой ООН соглашение, обязывающее обе стороны не причинять ущерба городам и селениям. Иракские руководители настойчиво стали призывать к миру, отмечая, что Ирак и Иран соседние государства и ни одно из них не может игнорировать этот факт ни сейчас, ни в будущем.
Велики были негативные последствия конфликта и на международной арене, в частности в движении неприсоединения и в арабском мире. Сирия и Ливия выступили в поддержку Ирана, а Иордания, Саудовская Аравия, Египет решили поддержать иракскую сторону.

Это, естественно, обострило существующие между странами противоречия.
Зато на конфликте по-прежнему грели руки и Вашингтон и Тель-Авив. Именно они все время подбрасывали в костер горючий материал, ведя дело к затягиванию войны, к истощению обеих сторон.

Израиль и США, как сообщает зарубежная печать, стали подбрасывать Ирану вооружения и запчасти, пропуская мимо ушей его антисионистские и антиамериканские выпады.
С точки зрения Советского Союза, братских социалистических стран самым разумным для Ирана и Ирака было бы немедленно остановить это бессмысленное кровопролитие. Как говорилось в Политической декларации, принятой государствами участниками Варшавского Договора в Праге в январе 1983 года, государства, представленные на совещании, выступают за прекращение войны между Ираном и Ираком и урегулирование спорных вопросов между ними путем переговоров.

Эта позиция неоднократно подтверждалась советским руководством.

РЕЙГАН УЖЕСТОЧАЕТ КУРС

Смена администрации в Вашингтоне в январе 1981 года сказалась, хотя и не сразу, на американской политике в Юго-Западной Азии.
В своей биполярной космогонии, наподобие той, что была у древних иранцев, президент Р. Рейган видел мир, разделенный на средоточие добра в лице США и средоточие зла в лице, естественно, СССР. В каждом из отдаленных очагов волнений копни достаточно глубоко и ты обнаружишь Советский Союз, который размешивает свое дьявольское зелье, изрек он с самым серьезным видом. Поэтому глава Белого дома был готов бросить в бой силы быстрого развертывания для защиты тех, кто уже осознал, что им угрожает мировое зло. А те, кто не осознал, должны подучиться и понять эту истину ...когда будут оккупированы американскими войсками.

Администрация в Белом доме рассматривала или делала вид, что рассматривает ситуацию в зоне Персидского залива через призму подобной политической философии.


В Советском Союзе отдавали себе отчет в том, какие опасные тенденции в американской политике олицетворяло новое правительство США, но не отказывались от поисков конструктивного решения проблем, возникших в зоне Персидского залива. ...У нас совсем другие взгляды на то, как действительно может быть обеспечен мир в районе Персидского залива и на подступах к нему, говорилось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии. Вместо стягивания туда все новых и новых морских и воздушных армад, войск и вооружений мы предлагаем снять здесь военную угрозу, заключив международное соглашение.

Совместными усилиями, с учетом законных интересов всех сторон, можно создать в этом районе обстановку стабильности и спокойствия. Можно гарантировать суверенные права государств региона и безопасность морских и иных коммуникаций, связывающих его с остальным миром.

Таков смысл предложений, выдвинутых недавно Советским Союзом.
Эта инициатива встретила широкую поддержку в мире, в том числе со стороны ряда государств Персидского залива. Впрочем, нашлись и противники советского предложения нетрудно догадаться, в чьем стане.

Мы хотели бы выразить надежду, что правительства США и других стран НАТО спокойно и непредвзято обдумают весь этот вопрос с тем, чтобы можно было вместе поискать приемлемое для всех решение.
Достижение договоренности по этому вопросу могло бы к тому же положить начало очень важному процессу снижения военного присутствия в различных районах Мирового океана.
В Вашингтоне предпочли действовать в прямо противоположном направлении. Имперские замашки
Подведение материальной базы под имперские амбиции Вашингтона шло полным ходом. В результате самого грандиозного наращивания военно-морской мощи со времени вьетнамской войны США превратились в крупную военно-морскую державу Индийского океана, писала Нью-Йорк тайме в апреле 1981 года.

Наращивание происходит непрерывно и драматически на протяжении 16 месяцев.
Почти каждый месяц тысячи американских моряков и морских пехотинцев высыпали на берег во время заходов кораблей в Сингапур, Шри Ланку, Маврикий и Кению. В Сингапуре капитан Уильям Карлсон, командир авиа-посца Мидуэй, заявил, что, в отличие от того, что было два года назад, Индийский океан стал главной стратегической заботой для США. Все новые военные сооружения строились на острове Диего-Гарсия. Стало известно, что морская пехота США приняла участие в маневрах в северо-восточной части Кении, хотя американские должностные лица отказывались от официальных комментариев по этому вопросу.

Новые соглашения о сотрудничестве и помощи были подписаны с Австралией, Кенией, Сомали и Оманом.
Американские бомбардировщики B-52 начали регулярные полеты через Индийский океан с баз на Гуаме и в Австралии. В конце марта был запущен новый разведывательный спутник для наблюдения за акваторией океана.

Судан и Израиль, которые имеют доступ к Красному морю, заявили о своей готовности предоставить американским вооруженным силам возможность использовать базы при определенных обстоятельствах.
США и другие западные государства торпедировали требования прибрежных государств, поддержанные СССР, о создании зоны мира в Индийском океане. Индийский океан, который больше ста лет был под контролем Великобритании, по-видимому, находится на пути к превращению в район американской ответственности,писала Нью-Йорк тайме.
К лету 1981 года в планах Вашингтона, связанных с Персидским заливом, все чаще открыто стала фигурировать новая страна Пакистан. Если раньше ей уделялось внимание как члену СЕНТО, противовесу неприсоединившейся Индии, базе для необъявленной войны против революционного Афганистана, то теперь пакистанские вооруженные силы рассматривали также как проамериканский фактор в зоне Персидского залива.
Сильный Пакистан должен был помочь обеспечить американские интересы в этом регионе. Но несколько лет назад конгресс США принял поправку Сайминггона-Гленна, которая запрещает оказание военной помощи странам, разрабатывающим ядерное оружие. Исламабад как раз готовился взорвать атомную бомбу. На словах Вашингтон не раз выражал свою озабоченность подобной перспективой.

Однако администрация Рейгана решила обойти это препятствие. В середине мая 1981 года сенатская комиссия по иностранным делам приняла резолюцию, отменяющую ограничения на оказание помощи Пакистану.

При этом в резолюции говорилось, что если Пакистан взорвет ядерное устройство, то президенту США следует приостановить оказание ему помощи, но отнюдь не прекратить ее автоматически.
В июне 1981 года США заключили с Пакистаном соглашение о военно-экономической помощи на 3 миллиарда долларов в течение 5 лет.
Стремясь компенсировать относительную слабость своей страны в военном отношении, Саудовская Аравия все больше полагается на Пакистан, писала несколько ранее, в феврале 1981 года, газета Крисчен сайенс монитор.Саудовская королевская семья, судя по всему, доверяет пакистанцам которые не являются арабами больше, чем своим собственным соплеменникам. По крайней мере, это касается тех случаев, когда перед ними стоит задача с оружием в руках защищать монархию. Имелись достоверные сообщения, что в Саудовской Аравии уже были размещены пакистанские авиачасти и части сухопутных войск, первые в северной части побережья Персидского залива между месторождениями нефти и его северной оконечностью и вторые в Восточной провинции Саудовской Аравии, где находится одна треть запасов нефти несоциалистических стран.

Пакистанские войска щедро оплачивались. По некоторым данным, саудовцы предоставляли Пакистану до 1 миллиарда долларов в год в качестве помощи.

Кроме того, в Пакистан шли денежные переводы от 250 тысяч эмигрантов, работавших в Саудовской Аравии.
Формулирование собственного подхода администрации Рейгана к делам в зоне Залива шло по двум направлениям. Одно из них предполагало образование антисоветского регионального союза от Египта до Пакистана, с участием Израиля. Предполагалось, что арабские правительства должны были отложить в долгий ящик и решение арабо-израильского конфликта, и палестинскую проблему и объединиться под руководством Вашингтона с Израилем против советской угрозы. Подобные планы терпели неудачу, начиная с проектов Средневосточного командования в начале 50-х годов.

Даже арабские монархии видели угрозу своим интересам в Израиле и, во всяком случае, не могли дискредитировать себя, оказавшись с ним в одной упряжке. Новые призывы к такого рода альянсу, начавшие раздаваться из Вашингтона с апреля 1981 года, падали на глухие уши.
Второе направление заключалось в дополнении доктрины Картера одним существенным элементом. В начале октября 1981 года Рейган заявил, что США не позволят Саудовской Аравии стать новым Ираном, не позволят ей попасть в руки тех, кто мог бы прекратить поставки нефти, необходимые Западу.

Чтобы это заявление не посчитали одним из риторических восклицаний президента, американские органы информации стали его усиленно подчеркивать. Упоминание президентом Рейганом волнений в Иране, в результате которых был в 1979 году свергнут шах Мохаммед Реза Пехлеви, по общему мнению, означало, что президент обещает Саудовской Аравии поддержку в борьбе как против внешних, так и против внутренних противников режима, писала Нью-Йорк тайме.По словам одного из помощников президента, именно этого Рейган и добивался...

И резкий тон высказываний Рейгана, и спокойная реакция конгресса на эти высказывания отразили изменения политических настроений в Вашингтоне по мере того, как воспоминания о Вьетнаме уступают место озабоченности (?) событиями в Афганистане. Конгресс начал совершенно намеренно отменять ограничения, наложенные во время вьетнамской кампании на президентские полномочия в области внешней политики.
4 октября 1981 года министр обороны США Каспар Уайнбергер дал интервью по программе Лицом к стране.
Вопрос. Министр обороны Уайпбергер, как заявил на этой неделе президент Рейган, наша страна не допустит, чтобы саудовские нефтепромыслы попали в недружественные руки.

Означает ли это, что Соединенные Штаты пустят в ход военную силу, если сложится впечатление, что Саудовская Аравия находится на грани внутренней революции, аналогичной той, что произошла в Иране?
Ответ. По-моему, конкретно он имел в виду следующее. Если в Саудовской Аравии произойдет что-то, напоминающее внутреннюю революцию, а мы считаем это весьма маловероятным, то он не поступит так, как мы поступили в этом случае с Ираном, то есть пассивно стояли в стороне и фактически показали существующему иранскому правительству и всему миру, что Соединенные Штаты не сделают ничего, чтобы прийти на помощь.

Если нечто подобное произойдет в Саудовской Аравии, то, учитывая значение этой страны, учитывая тот факт, что там у власти стоит правительство, весьма дружественное к нам, президент Рейган дает понять, что он так не поступит. Мы со всей недвусмысленностью покажем, что придем им на помощь якобы любым способом в зависимости от их пожеланий...

С моей точки зрения, обстоятельства, о которых мы говорим, это ситуация, когда налицо будут признаки брожения, внутреннего брожения и когда от саудовского правительства будут получены просьбы о помощи. Как заявил президент, на этот раз на эти просьбы будет дан ответ.
Никогда еще Вашингтон в столь откровенной форме не высказывал готовность к интервенции в другую страну с целью подавить неугодное ему народное движение. С вьетнамским синдромом в американской политике было покончено.
Не прошло и двух дней, как Вашингтону пришлось демонстрировать военные мускулы в связи с неожиданным поворотом событий в стране, которую считали преданным союзником, в Египте.
6 октября 1981 года по случаю годовщины -начала арабо-израильской войны 1973 года и форсирования египтянами Суэцкого канала в Каире был устроен очередной праздничный парад. Президент Египта Мухаммед Анвар Садат в маршальской форме, члены правительства и многочисленные гости, утомленные прохождением войск, подняли глаза вверх, где пролетали военные самолеты.

Мимо проходили тягачи с артиллерийскими орудиями. Напротив правительственной трибуны одна машина вдруг остановилась, из нее выскочили несколько человек в военной форме и побежали к трибуне, где находился президент. Через мгновение нападавшие открыли огонь из автоматов и бросили гранаты, которые, впрочем, не взорвались.

Растерявшаяся охрана президента открыла стрельбу секунд через сорок, но было уже поздно. Анвар Садат лежал изрешеченный пулями.

Доставленный без сознания па вертолете в военный госпиталь Аль-Маади, тот самый, где недавно умер экс-шах Ирана, Садат скончался.
Смерть Садата перепутала карты американской игры на Ближнем и Среднем Востоке. Какова судьба кэмп-дэвидских соглашений?

Как будут развиваться события в Египте? Не сойдет ли он с американской орбиты? Не возьмут ли в нем верх национально-демократические силы?

Не первые ли это раскаты антиимпериалистического народного движения в религиозной оболочке (ведь нападавшие принадлежали к экстремистской религиозной секте Ат-такфир валь-хигра)? Эти и другие вопросы с тревогой задавали в Вашингтоне и ряде западных столиц. Слишком многое в американо-египетских отношениях и в политической картине Ближнего и Среднего Востока было связано с личностью Садата.

Убийство Садата, как писала Нью-Йорк тайме, напомнило о том потрясении, которое пережила американская администрация в момент свержения иранского шаха.
США реагировали на события в типично имперском духе. В восточной части Средиземного моря к египетским и ливанским берегам были стянуты десятки американских военных кораблей с самолетами и десантниками на борту.
Пентагон привел в состояние боевой готовности силы быстрого развертывания, в том числе части, расположенные на территории США.
Во время похорон Садата президент Судана Дж. Нимейри призвал к превентивному удару по Ливии, которая якобы угрожала Судану и Египту. Официальные представители Вашингтона заявили, что поддержат своего союзника, и в Хартум направилась американская делегация, чтобы заключить соглашение о срочных военных поставках. Дополнительная военная помощь была обещана и Египту.

США стремились создать впечатление, будто после исчезновения с политической арены Садата Египту кто-то угрожает и, следовательно, американцы обязаны его защищать.



Содержание раздела