d9e5a92d

Косов А. - Отвечая добром на зло

В предыдуіцих статьях по кросскультуре -ВС рассказывал о психологии деловых взаимоотношении с представителями, так сказать, дальнего зарубежья. В данной статье идет речь об особенностях кросскоммуникации с народами бывших братских республик, в частности с азербайджанцами. Эту этническую общность, с поведенческой точки зрения, следует разделить на три группы: проживающие на территории своей страны, диаспоры в других странах и приезжающие в Россию на заработки



По челнокам) не судят о нации Азербайджанцы, приезжающие в Россию на заработки, ведут се бя иг г; іч е, чем постоянно проживаю идие на территории своей либо другой какой-то страны. Но, к сожале нию. именно по их поведению судят о нации я целом. Уто нелогично, по такое наблюдается во многих странах, ще иммигранты составляют существенную часть населения. Подавляющее большинство русских, с которыми я проводил беседы, отвечая на вопросы об аэер баЙЛЖаНцдх, подразумевали Как раз челноков - приезжающих в Россию гга заработки.

Представи толей этой группы они встречают каждый день на рынках, за придав каш уличных лотков, в гостиницах и на оптовых базах. Вот какими видят азербайДЖан цев через слои культурные очки большинство опрошенных россиян.

Религия Азербайджанцы - мусульмане, но, я отличие от арабов, они не валютный спекулянт totriptittU так строго придерживаются пра вил Корана. Многие из них могут позволить себе выпить спиртное, едят левой рукой и не молятся по пять раз в день.

Их ценности Азербайджанцы - сторонники неограниченной власти, вспыльчи вые. любят рисковать, разговорчи яыс: хитрые (часто коварные), общительные, индивидуалисты, шумные, волевые, гибкие экстраверты. Многие считают их ненадежными партнерами, способными обмануть ради собственной выгоды. Дистанция комфорта при част ной беседе составляет один метр, а при деловой - чуть больше. Отношение ко времени у азер байджанцев различное.

На встречу с начальством или с нужным чело веком они не опаздывают, но на встречу с подчиненными или с коллегами гге очень торопятся. Их нельзя назвать пунктуальными или обязательными. Очи полнактивны и могут одно временно заниматься несколькими делами.

Преділчііление о себе Азербайджанцы считают, что для чих характерны следующие ка честваг гостеприимство, уважение к старшим, доброта, мужествен ность, великодушие, способность к умственному и нравственному развитию, зависимость от общест-венного мнения. Стиль делового общения Азербайджанцы настойчивы я достижении своей цели и стараются добиться ее любой ценой, часто вводя партнера я заблуждение кажущимся любезным отношением.

Очи любят спорить, довольно красноречивы и театральны. Ус тупки со стороны партнера они воспринимают как признак его слабости, и и этом случае только усиливают давление.

В перегово рах азербайджанцы придерживают ел тактики выигрыш проиг рыіг:, стараясь получить выгоду лишь для ееОя. Как они слушают В начале разговора аэербайд жанцы производят впечатление хороших и внимательных слушзте- 25 психология



лей: они не перебивают говорящего и стараются понять суть его предложения. Но если предложение их не устраивает, азербайджанцы могут превратиться в шумных, крикливых и бестактных собеседников. Их эмоциональность отнюдь не затмевает разум и носит преднамеренный характер с целью подавить соперника или привлечь его на свою сторону. В этом они похожи на арабов, которые считают громкий голос проявлением искренности.

Их мотивационные факторы Деньги и другие средства материального стимулирования имеют решающее значение для азербайджанцев, так считают большинство опрошенных россиян. Некоторые наши соотечественники признают, что расположить к себе народ этой бывшей братской республики можно дружелюбным и уважительным отношением, а также трудолюбием. Нетрудно заметить, что общий тон характеристики аэербайджан цев русскими нельзя назвать позитивным.



Причем опрос проводился среди социальных групп, при над лежащих к прогрессивным слоям общества: студенчества и техниче ской интеллигенции. Если же взять людей, склонных к проявлению национализма и шовинизма, то мы услышим нечто вроде *оіги главные наши враги, облепили все рынки, да же глядеть на чих против но, тупой народ нечестных торгашей и т.д. (фразы взяты из Интернета.). Лицо кавказской национальности В чем причина такого негативного отношения русских к азер байджанцам? Повторяю, что за ключения делаются на основе об т ген ия с представителями этого народа, приезжающими в нашу страну временно, на заработки, Известный английский культуролог Ричард Льюис, характеризуя русских как нацию, считает, что мы относимся к иностранцам подозрительно, но не враждебно.

26 Действительно, россияне могут иронизировать над молчаливыми финнами, чересчур вежливыми японцами, вспыльчивыми итальянцами, недолюбливать прямолинейных и напористых американцев, настороженно относиться к хитрым вьетнамцам. Но к так называемым лицам кавказской национальности. включая азербайд жанцев, у нас особое отношение, которое можно назвать враждебным, [ Іочему? Вопрос этот гге праздный, и от ветить на него невозможно, если не понять причины поведения большой группы людей, с которы ми нас связала длительная исто рия совместного существования.

Все мы знаем, что на Кавказе прож ивает множество на ционал ь ностей и народностей, отличающихся друг от друга вероисповедан нем, ценностями, традициям и и поведением не меньше, чем европейцы-южане отличаются от ев-ропейцев-оеверян. Тем не менее, мы у нор но приклеиваем ко всем этим этническим общностям яр лык лицо кавказской национальности, и этим настраиваемся на негативное отношение, Значит, есть что-то общее в поведении этих людей, что вызывает у нас неприязнь, Русские гге уважают бесцере монность, граничащую с хамством, крикливость и хитрость. А именно эти качества они отмечают у азер байджанцев и многих других южан. Общаясь с теми, кто хорошо знаком с азербайджанской диаспо рой в России и о азербайджанца ми, проживающими в своей стране, читая произведения националь пых писателей и поэтов, я пришел к выводу, что негативные качества не являются типичными для этой этнической общности.

В отношениях между собой этот народ про являет заботу, уважение к старшим и великодушие. Что же случается с азербайд жанцами, когда они приезжают в Россию, и зачем они сюда едут?

Плохих культур и народов не бывает Отвечая на эти вопросы, будем иметь и виду основной тезис кросс-культурной коммуникации: Плохих культур (народов) не бывает, культуры (народы) бывают разные. Азербайджанский мужчина -это прежде всего добытчик, который обязан кормить семью во что бы то ни стало. А и понятие семьи он включает нс только жену и детей, но и родителей, и всех близ к их и дальних родственников, Россия - огромный потенциаль ный рынок, здесь можно найти множество возможностей эарабо тать, И гге от хорошей жизни муж чины-азербайджанцы покидают своих близких и отправляются в далекие края на заработки, Они едут з Россию, понимая, что их :іс будут встречать здесь хлебом-со-



лью. что им придется платить дань пограничникам, таможенни кам, милиции, братве и многочис ленным чиновникам. Они готовы к тому, что нужно будет ?. буквальном смысле слова драться за воз можносгь заработать, что их будут оскорблять и унижать, что работать нужно будет и днем и ночью. С этим настроением аэербайд жанеп приезжает в Россию. Он предвидит трудности, с которыми столкнется, и это не может не от разиться На его манере общения.

Таким образом, вырабатывается определенная тактика поведения, Из открытого и приветливого аэер байджанец превращается в эамк нутого, из великодушного - в нагловатого. из гостеприимного - в жесткого и жестокого. А главным его средством защиты становится хитрость. Кстати, многие русские, попав во враждебное окружение, тоже проявляют далеко не лучшие свои качества. Азербайджанец-челнок живет как бы по двойному стандарту: дома по одним за конам, в России - по другим.

Да, азербайджанцы очень зависимы от общественного мнения, но от своего, национального, У се бя дома они не нагрубят женщине, так как любой мужчина их тут же приструнит, они будут вежливы со стариками и де станут скверно словить. Но здесь, вдали от родных и близких, их никто не увидит, здесь можно все, лишь бы привезти деньги в семью. Вот и надевают они на себя маску, которая, как им кажется, защищает их, Но на самом деле эта маска может со-служигь плохую службу.

Во-первых, она мешает им по нять русских, которые тоже страдают от мздоимцев, рэкетиров и прожорливых чиновнике разных мастей л которые, несмотря на свою замкнутость и кажущуюся уг-рюмостъ, могут б]]:і искренними, великодушными и добрыми, Во вторых, эта маска прирастает к азербайджанцам. И они уже не всегда могут ее снять дома, Ия де ти видят это и начинают копире ватъ родителей, пересматривая цен пости, подвергая сомнению справедливость многолетних устоев, Дорога с двусторонним движением Кто пт этого я ы игр ыв ыст1 Азербайджанцы? Пет, их нация я этом случае морально деградирует, Русские? Нет. они озлобляются и перестают быть отзывчивыми, кик прежде, готовыми прийти на помощь ближнему, будь он хрис тианин или иноверец, Выигрывают те, кто наживается на Националь ных конфликтах и войнах, Как по ставить заслон на их пути, и кто это может и должен сделать?

Ответ очевиден: мы просто должны адаптироваться друг к другу. Для этого нужно понять причины нашего поведения, изучить су шествующие приемы и инстру менты межкультурного взаимо действия и на основе этих знаний выработать собственную тактику поведения е представителями чу ж их культур. Чем быстрей мы приспособимся друг к другу, тем успешней будет наше общение.

Но кто к кому должен адаптироваться? Здесь уместно вспомнить сгг:с одно правило: Кросс-культурная коммуникация это дорога о дву сторонним движением.

Бели одна сторона будет приспосабливаться к другой, а другая не станет отве чать ей взаимностью, то процесс адаптации затянется или не состо итсл совсем. С другой стороны, традиционно считается, что большие усилия должна прилагать приезжающая сторона.

Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Идеальный вариант - ;гяи-женпе навстречу друг другу, которое начинает приезжающая сгоро-на. Но как преодолеть этноцент ризм, нежелание признавать существующие культурные различия, вызывающее отрицательное огне шение к самой идее культурной адаптации?

Б данном случае на помню только старую аэербайд жанскую пословицу: отвечать доб ром на добро - обычное дело, до бром же на зло - благородное. Никакие президентские программы по формированию толерантности не помогут, если дутсоз-ного и культурного сближения не захочет сам народ. И никто, кроме самих азербайджанцев, не знает лучше, как вызвать у своих земляков это желание, учитывая их обычаи и особенности традиционной психологии.

Я уверен, что деловая элита азербайджанской диаспоры в России, включающая талантливых предпринимателей и руководи телей крупнейших российских и транснациональных компаний, в силах это сделать. Их авторитет и умение управлять людьми могут стать теми рычагами, которые помогут сдвинуть дело с мертвой точки.



Содержание раздела