d9e5a92d

Таргетирование инфляции

Показатель чистого монетарного убытка (дохода) за отчетный год должен отдельно раскрываться в финансовой отчетности. Кроме монетарного убытка (дохода) приводятся данные о курсовых разницах и процентах к получению и уплате, которые также во многом определяются инфляцией.

Тем самым заинтересованный пользователь финансовой информации получает возможность проанализировать суммарный уровень чистых расходов на финансирование деятельности предприятия и отдельные его составляющие.
Частые монетарные активы (обязательства) постоянно меняющаяся величина. Исчисление монетарного убытка (дохода) за год прямым счетом возможно лишь для среднегодового уровня чистых монетарных активов.

Такой примерный расчет применяют для проверки правильности инфляционных корректировок немонетарных статей, которые суммарно (за минусом разниц по привязанным к индексу инфляции монетарным активам и обязательствам) также должны дать монетарный убыток (доход).
Немонетарные показатели первоначально оценивают исходя из покупательной способности денег на дату совершения хозяйственной операции (покупки сырья, комплектующих, оборудования, работ и услуг, начисления заработной платы и налогов). Например, запасы сырья, приобретенные в начале года, отражают в отчетности за этот год по стоимости годичной давности. Еще сложнее ситуация с теми активами, которые имеют длительный производственный цикл. Так, стоимость здания, строящегося 3 года, включает затраты, как минимум, за 12 кварталов.

В условиях гиперинфляции временная разница может привести к несопоставимости результатов. Поэтому немонетарные показатели пересчитывают так, чтобы они были сравнимы с покупательной способностью денежной единицы на отчетную дату.

Корректировку ведут, увеличивая фактически сложившиеся суммы на совокупный (начиная с даты приобретения актива либо частей, составляющих его стоимость) индекс инфляции.
При корректировке немонетарных показателей на уровень инфляции особо выделяется приобретение имущества со значительной рассрочкой платежа, если такая рассрочка формально не обременена уплатой процентов, реальных для финансового рынка. В данном случае фактически стоимость финансирования уже заложена в цену и отражает инфляционные тенденции.

Когда такие скрытые проценты не исключены из стоимости имущества, корректировать его стоимость нужно с момента оплаты, а не с даты приобретения.
Некоторые немонетарные статьи отражают в балансе по рыночной (восстановительной) стоимости: основные средства, ликвидные финансовые вложения и т. п. Их корректируют на уровень инфляции в таком порядке: первоначальную оценку доводят до уровня покупательной способности на отчетную дату (дату рыночной оценки), а затем полученный результат уменьшают до уровня текущей рыночной оценки (в отдельных случаях допускается увеличение показателя).
Повышение или снижение покупательной способности по сальдо ликвидных активов и пассивов при их индексации следует относить на финансовые результаты отчетного периода. Обесценение в результате инфляции денежных активов, включая средства в расчетах, является безусловным убытком предприятия, а выплата обесцененным тенге кредиторских задолженностей представляет собой несомненный выигрыш предприятия.

Если индекс общего уровня цен составляет 109%, то покупательная способность тенге равна (1:1,09) -100 = 91,7%. Расчеты влияния индекса инфляции делают по сальдо ликвидных активов и пассивов.
В акционерных обществах и на других предприятиях, в учредительных документах которых регистрируется предельная величина уставного капитала, разницу в стоимости имущества под влиянием инфляционного фактора можно приравнять к эмиссионному доходу. Учет можно вести на счете 54 Дополнительный неоплаченный капитал, на отдельном субсчете 541 Дополнительный неоплаченный капитал от переоценки основных средств или субсчете 542 Дополнительный неоплаченный капитал от переоценки инвестиций.
Амортизационные отчисления с новой индексированной стоимости следует проводить за весь отчетный год (отчетный период), в котором осуществлялась их индексация. Таким образом, часть суммы переоценки амортизируемого имущества относится на издержки производства и на уменьшение отчетного дохода.
Материальные оборотные средства переоцениваются: в соответствии с текущей рыночной стоимостью в части остатка их на счетах на отчетную дату; в соответствии с индексом изменения цен относительно начала отчетного периода в части, потребленной в течение отчетного периода. Остатки готовой продукции переоцениваются по чистой потенциальной стоимости реализации, равной возможной выручке по текущим рыночным ценам за вычетом коммерческих и иных расходов, а также суммы нормального дохода.
Суммы переоценки остатков материальных оборотных средств на отчетную дату должны быть отнесены на увеличение собственных средств предприятия. Эта сумма их увеличения будет погашена за счет уменьшения прибыли на адекватную величину, но в будущем отчетном периоде, когда будет списана на издержки производства и обращения.

Сумма переоценки потребленных в отчетном периоде материальных оборотных средств также увеличивает собственные средства предприятия, но за счет уменьшения дохода в отчетном периоде. Для этого достаточно индексировать материальные затраты в себестоимости реализованных за отчетный период товаров и услуг.
Показатели отчета о доходах и убытках также должны быть представлены с учетом покупательной способности денежной единицы на конец отчетного года. Все показатели этого отчета могут быть разделены на два типа:
*корреспондирующие с монетарными показателями в балансе (как правило, счетами расчетов). Среди них выручка, начисление заработной платы, оплата коммунальных услуг и т. д.;
*корреспондирующие с немонетарными показателями в балансе: амортизация, отчисления в оценочные резервы, списание сырья, материалов, товаров и готовой продукции, выявление финансового результата от продажи немонетарных активов и пр.
Корректировка показателей первого типа на уровень инфляции достаточна проста и заключается в определении даты совершения хозяйственной операции и соответствующего ей индекса инфляции. По статьям второго типа расчет связан непосредственно с корректировкой соответствующих балансовых показателей.
В отчете о движении денежных средств денежные потоки также должны быть представлены с учетом покупательной способности денег на отчетную дату. Для этого их увеличивают на соответствующий кумулятивный индекс инфляции.

Так, если выплата в размере 500 тыс. тенге была осуществлена в июле, после чего до конца года инфляция составила 200%, в отчете о движении денежных средств за отчетный год отражают сумму в 1000 тыс. тенге. Эта сумма делает произведенную выплату сопоставимой с полученными в конце года денежными средствами в размере 1200 тыс. тенге, которые отражают без изменений, поскольку они уже соответствуют покупательной способности на отчетную дату.
Оценка инфляционного ожидания в ценовой стратегии предприятия
В условиях инфляции ценовая стратегия предприятия не может получить достаточно надежное обоснование без оценки инфляционного ожидания, иными словами, без обоснованного, взвешенного прогноза изменения цен на ее продукцию и цен на приобретаемые ресурсы с учетом общего инфляционного фактора роста цен в экономике на прогнозируемый или планируемый период. Это касается как краткосрочного периода, так и долгосрочных проектов.
Оценка инфляционного ожидания при обосновании ценовой стратегии предприятия необходима для:
*учета изменения цен на рынке при разработке общей стратегии развития и профиля предприятия, внедрения ее продукции на рынке или сохранения позиции предприятия на имеющихся рынках реализации ее продукции;
*учета изменения цен при разработке бизнес-планов как в планировании деятельности предприятия в целом, так и при обосновании конкретных показателей бизнес-планов отдельных организационно-технических мероприятий, решений в проектах научно-технических и технологических работ;
*обоснования цен на продукцию предприятия и оценки возможного изменения цен на ресурсы, потребляемые предприятием;
*неизбежности учета влияния изменения цен на доход, выручку предприятия от реализации ее продукции;
*оценки изменения цен на издержки производства и реализацию продукции предприятия, включая как цены на средства производства, так и цены труда;
*оценки финансовых результатов деятельности предприятия дохода и возможных убытков, ликвидности, платежеспособности;
*расчета относительных цен и выбора оптимальной структуры производства;
*других экономических расчетов.
Для оценки инфляционного ожидания в ценовой стратегии предприятия рекомендуется использовать следующие показатели, которые приняты в статистической практике и социально-экономическом прогнозировании:
индекс потребительских цен на товары и услуги, который систематически рассчитывается Агентством РК по статистике и является в соответствии с принятой методикой большинства стран с развитой экономикой основным показателем уровня инфляции. Он рассчитывается органами статистики еженедельно по данным оперативной отчетности, по уточненным данным ежемесячно по отношению к декабрю предьщущего года.

Учет этого индекса особенно важен для предприятий, работающих на потребительский рынок. Важно иметь в виду, что этот индекс учитывает в совокупности изменение цен не только на продукцию, но и на услуги, оказываемые населению;
*индекс цен производителей промышленной продукции также систематически публикуется Агентством и необходим для оценки инфляции цен на продукцию, производимую промышленностью. Предприятиям промышленности он необходим для оценки инфляции в сопоставлении с возможным изменением цен на продукцию, производимую предприятием. Индекс рассчитывается ежемесячно по отношению к декабрю предыдущего года, но также и в сопоставлении периода текущего года к соответствующему периоду предыдущего года;
*индекс тарифов на грузовые перевозки дает динамику тарифов на грузовые перевозки, осуществляемые всеми видами транспорта общего пользования;
*индекс цен на материально-технические ресурсы рассчитывается органами статистики и систематически публикуется. Индекс рассчитывается на основе данных о средних ценах по группам продукции производственно-технического назначения, приобретаемой предприятиями для текущего потребления.



Таким образом, в этом индексе отражаются не только изменения цен на продукцию, отпускаемую предприятием-изготовителем, но также и затраты на транспортировку продукции, снабженческо-сбытовые расходы, а также налоги, носящие акцизный характер. Иногда разница между ценами производителями и потребителя довольно существенна;
*индекс цен на сельскохозяйственную продукцию отражает изменение цен реализации производителями сельскохозяйственной продукции. В силу сезонности сельскохозяйственного производства наиболее достоверным индексом является индекс, исчисленный по товарной продукции отчетного года к предыдущему году, т. е. в среднем за соответствующие годы;
*индекс цен на услуги для населения имеет особое значение для предприятий, работающих в сфере обслуживания населения.
Оценку инфляционного ожидания целесообразно проводить по следующим этапам:
1) уточнение конкретных показателей динамики цен, которые подлежат оценке и прогнозированию, определение периода (краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного) прогнозирования;
2)подготовка информации и анализ исходных данных за предшествующий период как по показателям прогноза, содержащимся в его выводах, так и по факторам и условиям, влияющим на конечные показатели;
3)выявление факторов и условий, которые будут влиять на темпы инфляции, определение количественной меры их воздействия на темпы инфляции;
4)расчет темпа инфляции;
5)вероятная оценка инфляционного ожидания по схемам наиболее благоприятной социально-экономической ситуации и менее благоприятной ситуации.
Оценка инвестиционных проектов
Адекватный, научно обоснованный учет инфляционных факторов в инвестиционном анализе достигается в случаях, когда:
во-первых, в обязательном порядке производится инфляционная корректировка денежных потоков;
во-вторых, в средневзвешенную стоимость капитала и в множители наращения при последующем дисконтировании денежных потоков включается инфляционная премия.
В качестве примера определены чистые годовые денежные потоки от проекта, внедренного 01.01.2003 г., и убедимся, что амортизация и налогообложение, действительно, не позволяют проводить инфляционную корректировку простейшим способом (таблица 30).
Из таблицы 30 видно, что рассчитанные чистые реальные денежные потоки (при 10% темпе инфляции) оказались ниже чистых денежных потоков, рассчитанных простейшим способом. Поэтому даже если затраты и выручка растут при инфляции одинаковыми темпами, чистые денежные потоки, рассчитанные не должным образом, окажутся завышенными по сравнению с истинными реальными чистыми денежными потоками.
Когда используются дисконтные методы анализа проектов, приведение всех участвующих в расчете сумм к настоящей стоимости производится с помощью множителей наращения, включающих инфляционную премию. Инфляционная премия должна включать в себя и средневзвешенную стоимость капитала предприятия, которая применяется в инвестиционном анализе:
1)как ставка дисконтирования при использовании дисконтного метода окупаемости, метода чистой настоящей стоимости инвестиций и модифицированного метода внутренней нормы прибыли;
2)как база для сравнения с внутренней нормой прибыли рассматриваемых проектов при использовании метода внутренней нормы прибыли (маржинальной стоимости капитала).
3) Инфляционную премию необходимо включить в ставку (фактор) дисконтирования при исчислении чистой настоящей стоимости (NPV) проекта. Одобряются обычно проекты с NPV выше нуля, либо из возможных для реализации проектов отбираются проекты с наибольшей чистой настоящей стоимостью.

Но этого недостаточно. NPV рискует оказаться заниженной, если опять же предварительно не откорректировать денежные потоки на индекс инфляции. Обратимся к данным таблицы 30, учитывая что первоначальные затраты равны 1200 тыс. тенге, и средневзвешенная стоимость капитала (ставка дисконтирования) - 12% (в т. ч. инфляционная премия 10%):
а) без предварительной инфляционной корректировки денежных потоков
NPV4800[1/(1 +0,12)+ 1/(1 + 0,12)г+1/{1 + 0,12)3+1 / / (1 + 0,12)4] - 12000 = 2611 тыс. тенге;
б) с предварительной инфляционной корректировкой денежных потоков
NPV 5160/(1 + 0,12) + 5556/(1 + 0,2)г + 5992/(1 + 0,12)3 + 6471 / / (1 + 0,12)4 - 12000 = 5454 тыс. тенге.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инфляция сложное многофакторное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах народного хозяйства. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин. Особенности механизма инфляции в Казахстане проявляются в следующих основных признаках:
а) действие факторов инфляции спроса в современной казахстанской инфляции относительно слабо;
б) в рамках инфляции издержек ослаблено действие тех факторов, которые относительно легко поддаются монетаристским ограничениям.
Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетно-налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению ресурсов. Мировой опыт также представляет множественные примеры успешного использования в качестве составной части антиинфляционной политики мер валютного контроля и валютного регулирования.
Исходным пунктом моделирования процесса развития инфляции является уравнение совокупного спроса. Динамическая функция совокупного спроса показывает взаимосвязь между темпом инфляции и темпом уменьшения совокупного спроса.
Вторая важная взаимосвязь выражена динамической функцией совокупного предложения. Функция совокупного предложения описывает соотношение между темпом инфляции и уровнем выпуска.
При трактовке роста денежной массы как необходимого условия инфляции следует исходить из того, что рост денежной массы (абстрагируясь от скорости оборота денег, состояния задолженности и динамики физического объема продукции) является фактором, имитирующим темпы инфляции. Однако активное начало роста цен переносится при этом на другие экономические параметры.

В последнем случае выходим на гипотезу об обратной зависимости инфляции и денежной массы, согласно которой рост цен является исходной причиной роста денежной массы.
Устойчивое увеличение денежной массы, в конечном счете, трансформируется в общий рост уровня цен. Однако это оставляет открытым вопрос о факторах, которые определяют темп роста денежной массы.

Часто говорят, что рост денежной массы является следствием дефицита государственного бюджета.
Инфляционное воздействие бюджетного дефицита зависит не только и не столько от его размеров, сколько от методов его покрытия. Правительство может покрыть дефицит бюджета тремя способами: занять средства, использовать валютный резерв или печатать деньги.

Как правило, правительства с хронически большим бюджетным дефицитом имеют большой зарубежный долг (новые заимствования за рубежом не представляются возможными). Поэтому они вынуждены покрывать этот дефицит в первую очередь за счет использования валютных резервов.
Правительства, особенно с переходной экономикой, часто располагают немногими доступными источниками финансирования. Когда они фактически неспособны занимать у внутренних и внешних резидентов, единственной возможностью финансирования дефицита является заем у центрального банка.

Но, согласно проведенному исследованию,,непосредственное заимствование у ЦБ при фиксированных обменных курсах и мобильности капитала косвенно приводит к сокращению валютных резервов. Это происходит так, как если бы бюджетный дефицит напрямую погашался путем расходования валютных резервов.
После того, как ЦБ израсходовал валютные резервы, система обменных курсов меняется с фиксированного режима на плавающий. В таких условиях правительство не может делать займов и у него нет больше валютных резервов, так что единственным способом финансирования дефицита является эмиссия денег.
Особенностью рыночных реформ в Казахстане является высокий уровень долларизации экономики. Следовательно, обменный курс связующая нить между ценами в долларах и ценами в национальной валюте на большинство товаров и услуг. В ходе гиперинфляции обменный курс повышается приблизительно тем же темпом, которым растут внутренние цены.

Высокая инфляция прекращается сразу после стабилизации обменного курса.
В усилении инфляции в национальной экономике активную роль принимают естественные монополии и транснациональные корпорации посредством взвинчивания цен на внутреннюю и импортную продукцию и услуги. У производителей-монополистов есть возможность увеличения прибыли за счет искусственного завышения уровня цен по сравнению с реальными заработками, чем модернизация производства и удешевление издержек производства на единицу продукта.
Динамика потребительских цен в перспективе будет определяться совокупностью факторов, имеющих долгосрочный характер и определяющих базовый уровень инфляции, и краткосрочных факторов, связанных как со структурными реформами в экономике, так и с прочими факторами.
Среди долгосрочных факторов повышательное воздействие на рост потребительских цен будут оказывать экономическая и инвестиционная активность, рост денежных доходов населения и расширение потребительского спроса. Вместе с тем соотношение спроса и предложения товаров и услуг, осуществление рациональных мер в области бюджетно-налоговой политики, состояние производственных мощностей, денежно-кредитная политика и политика обменного курса, улучшение инфляционных ожиданий будут способствовать дальнейшему снижению в будущем базовой инфляции.
Целевое макроэкономическое регулирование в определенной степени должно быть всегда связано с управлением инфляцией. Управление инфляцией это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности инфляции, анализ ее симптомов, мер по снижению отрицательных последствий инфляции и использования ее факторов для последующего развития.
В качестве одного из перспективных подходов можно предложить факторно-целевое управление инфляцией. Сущность факторно-целевого управления заключается, во-первых, в тщательном выявлении наиболее важных, ключевых факторов, определяющих существенные параметры протекания инфляционных процессов, и, во-вторых, в осуществлении целенаправленного, четко ориентированного воздействия на эти факторы для успешного достижения поставленной цели.
Практически во всех теориях функционирования экономики денежная масса является основным фактором, определяющим уровень цен и инфляции. Однако в последние годы в Казахстане не наблюдается тесной корреляции динамики показателя МЗ и инфляции, что обусловливает поиск новых подходов.

Одним из них является таргетирование инфляции.
Переход к таргетированию инфляции сопряжен с некоторыми проблемами как технического, так и политического характера. Среди проблем технического характера основную сложность составляет моделирование трансмиссионного механизма, построение условий минимизации функций потерь, создание механизмов, обеспечивающих строгое соблюдение обязательств достижения устойчивости выбранной функции потери.
Для изменения принципов формирования денежно-кредитной политики в Казахстане уже сложились определенные предпосылки. В частности, используется режим плавающего обменного курса; публично объявляются ориентиры инфляции (однако не среднесрочные, а годовые), имеющие верхнюю и нижнюю границы; ценовая стабильность выступает в качестве главной долгосрочной цели денежно-кредитной политики.

Таким образом, технологически можно было бы полностью перейти к тар-гетированию инфляции.
В соответствии с законодательством Национальный банк располагает достаточно широким кругом инструментов денежно-кредитной политики, которые в основном соответствуют международной практике. Конкретный набор применяемых инструментов денежно-кредитной политики определяется с учетом условий и фундаментальных параметров развития экономики.
Реализация задач снижения уровня инфляции в Казахстане объективно связана с необходимостью системных преобразований в экономике, прежде всего в направлении сокращения дефицита госбюджета, совершенствования структуры платежного баланса, развития банковского сектора, реформирования инфраструктуры естественных монополий и изменения тарифной политики и. т. д.
В условиях инфляционного колебания цен оценка активов, основанная на первоначальной стоимости имущества, приводит к искажению стоимости имущества, искусственному завышению дохода, недостатку оборотных средств и другим негативным последствиям. Бухгалтерские отчеты не отражают достоверной информации о финансовом положении предприятия и результатах его хозяйственной деятельности, вводят в заблуждение всех пользователей этой информации и провоцируют ошибочные управленческие решения.
Существуют две основные концепции переоценки отчетности по колебаниям уровней цен: а) концепция финансовой природы капитала, предполагающая абстрагирование от предметно-вещественной структуры активов предприятия; б) концепция предметно-вещественной природы капитала, ориентирующаяся либо на индивидуальные индексы цен по конкретной номенклатуре товаров, либо на комбинацию индивидуальных и общего индекса цен.



Содержание раздела