d9e5a92d

Антиинфляционная политика в рыночной экономике

Речь идет о фактическом замораживании (чаще всего временном) цен и доходов, что означает появление третьего якоря финансовой стабилизации.
Таким образом, антиинфляционное регулирование нельзя считать самоцелью: 1) оно является лишь инструментом в достижении более важной общественной цели макроэкономической стабилизации; 2) его роль в этом процессе ограничена; 3) сама макроэкономическая стабилизация равнозначна тому, что система вырабатывает внутренний антиинфляционный иммунитет, способный гасить внутренние шоки и адаптировать незначительные структурные изменения без значительных инфляционных последствий. Поэтому антиинфляционное регулирование определяется как единство внутреннего стабилизирующего механизма встроенных механизмов, противодействующих развитию инфляционных процессов в развитых системах, и внешнего регулирования, выполняющего либо ограничительную, либо перераспределительную функцию и подключающегося тогда, когда внутренний механизм недостаточно развит.
Выбор в пользу внешнего антиинфляционного регулирования зависит от трех факторов: 1) степени развитости внутреннего стабилизирующего механизма системы; 2) накопления экономикой внутреннего инфляционного потенциала, достигшего границы меры; 3) дестабилизирующего внешнего шока. Возможны три варианта внешнего шока: 1) резкие перемены в правилах игры; 2) внезапные изменения на контактных рынках; 3) шоки совокупного спроса.
2.1. Антиинфляционная политика в рыночной экономике
Для всестороннего рассмотрения такого сложного феномена, как инфляция, представляется важным остановиться на возможностях эффективного использования Казахстаном мирового опыта борьбы с инфляцией, с учетом весьма существенной специфики отечественных инфляционн^гх процессов.
Однако исторические ситуации не повторяются однозначно, и поэтому даже собственный опыт нуждается в переосмыслении в сегодняшних условиях. Средства, которые помогли другим странам выйти из кризиса и преодолеть инфляцию, видимо, должны по-новому использоваться применительно к конкретной ситуации.

И все же свой путь следует строить на основе подтвержденной практикой теории и апробированных другими странами средств. Особенно для Казахстана, находящегося на этапе перехода к рыночной экономике, результаты проявления инфляции в латиноамериканской, центрально- и восточноевропейской, а также в восточноазиатской экономиках представляют большой теоретический и практический интерес.
Правительства разных стран проводят определенную экономическую политику по смягчению негативных экономических и социальных последствий инфляции. Антиинфляционная политика, как было показано, включает богатый ассортимент бюджетно-налоговых, денежно-кредитных мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. При этом перед государствами стояли вопросы: сформировать условия наименее болезненной адаптации населения к инфляции или выработать систему мер, способных ей противостоять?

Эта дилемма решалась в разных странах с учетом целого комплекса сложившихся специфических обстоятельств.
Мировой опыт со всей очевидностью свидетельствует, что преобладающее большинство стран с рыночной экономикой добивались успеха в преодолении высокой инфляции на базе того или иного сочетания в использовании мер ортодоксально-монетаристской и гетеродоксальной программы (причем из гетеродоксальной программы использовались не только меры валютного контроля, но и широкий спектр других мер, вроде политики доходов, налогового стимулирования производства, государственной поддержки благоприятных структурных сдвигов в экономике и т. п.) [13].
Антиинфляционная политика в отдельных странах и группах государств характеризуется заметными отличиями. Так, правительства развитых стран (70-х и начала 80-х годов), а также латиноамериканских стран признают сочетание мер, направленных и против инфляции спроса, и против инфляции издержек (воздействие на неденежные источники инфляции, рост цен в самой структуре производства и экономики).

При этом правительства опирались полностью или частично на монетаристские меры, хотя имели место и различия, присущие отдельным странам. Например, Чили, Аргентина и Бразилия признавали только монетаристский подход, в то время как Мексика политику доходов, т. е. параллельное сокращение роста заработной платы и цен.

Некоторые консервативные правительства в странах развитого капитализма в 80-х годах (администрация Рейгана в США, Тэтчер в Великобритании) использовали, причем весьма плодотворно, сочетание монетаристских и кейнсиан-ских теорий, а также концепцию экономики предложения: сохранение крупных государственных расходов социального и хозяйственного значения; стимулирование производства (с помощью сокращения налогов с фирм и населения), что противоречило рецептам монетаризма.
Отрицательные результаты показала антиинфляционная практика латиноамериканских стран в 80-е годы. После провала ортодоксально-монетаристских программ правительства латиноамериканских стран (особенно в Аргентине, Перу и Бразилии) вынуждены были принять гетеродоксальные пакеты антиинфляционных мер, учитывающие их институциональные особенности низкую собираемость налогов и бюджетный кризис, неразвитость денежно-кредитных рынков и т. д. [74].
Мировой опыт также представляет множественные примеры успешного использования в качестве составной части антиинфляционной политики мер валютного регулирования и валютного контроля. Использование подобных мер объясняется тем, что в условиях высокой инфляции плавающий обменный куре начинает немедленно возрастать, и вызванное этим обесценение (девальвация) национальной валюты выступает в качестве мощного фактора усиления инфляции внутри страны.

Последним объясняется и вынужденное согласие МВФ с отходом от рыночного формирования обменного курса отдельных стран, реализующих его ортодоксально-монетаристскую программу.
Таким образом, инфляция, ее масштабы, характер и управляемость выступают как результат достижения определенного консенсуса между институциональными национальными особенностями экономики и политикой государства.
Опыт ряда стран показывает, что в развитии инфляционных процессов прослеживается несколько стадий. Рассмотрим их на примере развития экономики стран Северной и Латинской Америки, Англии, Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной и Восточной Азии.
Обратимся сначала к развитым странам. Так, 60-е годы были для США периодом роста инфляции и снижения уровня безработицы. Это был также период быстрого роста реального
внп.
Период начался с ограничительной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направленной на сокращение темпа инфляции, который в конце 1968 г. достиг 5%. Ограничительная политика проводилась более двух лет. Но когда темп инфляции стал явно препятствовать традиционной политике совокупного спроса, администрация Никсона обратилась в 1971 г. к контролю заработной платы и цен, стремясь быстро сбить темп инфляции.

Мероприятия по контролю начались с 90-дневного замораживания заработной платы и цен. В течение трех месяцев предприятиям запрещалось повышать цены и платить более высокую зарплату.

Замораживание охватывало цены на большинство за некоторым исключением (в частности, на продукцию сельского хозяйства) [75].
Одна из причин, почему политика доходов редко бывает успешной, состоит в том, что обычно она не сочетается с соответствующей политикой регулирования совокупного предложения. Политика доходов, или контроль над заработной платой и ценами, имеет целью сдвинуть кривую совокупного предложения вниз, уменьшив тем самым темп инфляции. До тех пор, пока идет одновременное смещение вниз и кривой совокупного спроса, темп инфляции будет падать или оставаться на низком уровне.

Однако, если сопутствующих изменений в функции совокупного спроса не происходит, контроль зарплаты и цен будет лишь создавать инфляционное давление, которое, в конце концов, взорвет ситуацию.
В 1979 г. нефтяной шок вызвал в США резкий спад производства и подъем инфляции. В ответ на это Федеральная резервная система (ФРС) перешла к денежно-кредитной политике (контролю за темпом роста денежной массы) в сочетании с фискальной экспансией, выразившейся в ужесточении налоговой политики. Жесткая денежно-кредитная политика спровоцировала резкий спад, последствия экспансионистской фискальной политики были смягчены повышением курса доллара, что привело к сокращению нетто-экспорта.

Высокая безработица, обусловленная сокращением денежной массы, и рост курса доллара в основном и обеспечили снижение инфляции с 10,4% в 1980 г. до 3,2% в 1982 г. [76].
Администрация Рейгана в 1982 г. отказалась от следования только курсу жестко ограничительной денежно-кредитной политики, а стала в зависимости от экономической конъюнктуры использовать и более мягкие варианты [6, с.8].
Для Казахстана представляет интерес опыт ЕС, и в частности его практика регулирования инфляции, по следующим причинам:
- экономическая модель социально ориентированной регулируемой рыночной экономики, существующая в государствах ЕС, по параметрам для Казахстана, является более оптимальной;
- страны ЕС страдают от высокого уровня безработицы, превышающего оптимальные показатели США и Японии. Их опыт по поиску баланса между стимулированием роста и занятостью, с одной стороны, и обузданием инфляции с другой, является уникальным.

Казахстан в плане безработицы напоминает ситуацию в ЕС.
В регулировании инфляции в 80-е годы в странах ЕС произошла подлинная революция. Если раньше большинство государств исходило из допустимости умеренной (на уровне 5...6%) инфляции ради поощрения экономического роста, то сейчас на базе глубинных теоретических исследований, подкрепленных эмпирическими анализом, страны ЕС пришли к выводу о концептуальной предпочтительности стабильности цен.
В современных условиях под стабильностью цен не понимается нулевая инфляция, а предполагаемая ситуация, когда ожидаемые изменения среднего уровня цен настолько невелики и настолько постепенны, что они не учитываются экономическими агентами и домашними хозяйствами при принятии решений. Именно поэтому задачей регулирования инфляции является сдерживание динамики ожидаемого роста цен, а не устранение возможных источников инфляционных шоков.


Такие концептуальные изменения в экономических воззрениях европейцев нашли отражение в резком снижении темпов инфляции в 80 90-е годы, что и послужило базой для перехода к единой валюте.
Следовательно, регулирование инфляции чисто денежными методами дает лишь ограничительные результаты. Как справедливо отмечает, например А. Фацио, в больших и сложных экономических системах уровень цен зависит от иных переменных и обстоятельств, в первую очередь от фискальной политики и издержек на рабочую силу.

В таких случаях обеспечение денежной стабильности исключительно денежно-кредитной политикой может оказаться дорогостоящим с точки зрения обеспечения других целей экономической политики [80].
С начала 90-х годов происходит ослабление инфляции в развитых странах. Если в 1994 г. в среднем по группе индустриальных стран темп роста цен на потребительские товары составлял 2,3% в год, то в 1997 г. - 2,0, а в 1998 г. - 1,1%.

Это - период самой низкой инфляции за последние 30 лет.
В некоторых странах (Германия, Япония, Канада) достигнута относительная стабильность цен. Однако даже столь впечатляющие успехи в борьбе с инфляцией не приводят большинство западных специалистов к выводу о том, что инфляция окончательно побеждена, а антиинфляционная политика может быть снята с повестки дня.

Напротив, господствует мнение: центральные банки должны контролировать инфляцию, потому что инфляция никогда не умрет. По мнению проф.

О. Иззинга современное широкое общественное согласие о важности устойчивых денег не является, однако, гарантией того, что маятник не качнется в один прекрасный день в противоположную сторону [81].
Считается, что в условиях гибких валютных курсов страны могут проводить свою собственную экономическую политику денежногкредитную, бюджетно-налоговую и антиинфляционную, - не заботясь о платежном балансе. Это и верно, и неверно.

Существуют глубокие связи между странами, независимо от системы регулирования обменных курсов.
Эти внешние эффекты, или эффекты взаимозависимости, оказались в центре анализа системы гибких обменных курсов. Последствия жесткой денежно-кредитной политики США 19801982 гг. создали проблемы для всех промышленных стран. Причина следующая: по мере того, как США ужесточили денежно-кредитную политику, ставки процента у них возрастали, и это привлекало потоки капитала из-за рубежа. Стоимость доллара повышалась, а иностранные валюты обесценивались.

Последствия этого для других стран показаны в таблице 7 [75].
Таблица 7 также показывает влияние денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики на инфляцию. Поскольку фискальная экспансия ведет к повышению курса валюты, снижение цен импорта помогает уменьшить инфляцию в данной стране. Однако за границей цены импорта возрастают, а это означает, что темпы инфляции там увеличиваются.

Эти воздействия движений обменного курса на инфляцию были важными факторами изменения ее темпов в промышленных странах в 1980-1985 гг.
Мировая практика к настоящему времени накопила немалый опыт использования различных вариантов финансовой стабилизации. В частности, заслуживает внимания опыт латиноамериканских стран, осуществлявших в 70 90-е годы стабилизационные программы как ортодоксального, так и гетеродок-сальноготипа нередко, с их чередованием или переплетением [67, 68].
Таблиц 7. Последствия де иежно - кредитной и фискальной политики с учетом взаимозависимости между странами

Показатели Денежно-кредитная экспансия Фискальная экспансия
США Остальной мир США Остальной мир
Валютный курс
Выпуск Инфляция
Стоимость доллара увеличивается
+
Стоимость доллара увеличивается


Интересным фактом последнего времени является использование контроля над заработной платой и ценами в качестве составной части целого комплекса мероприятий экономической политики, проводившихся в периоды борьбы с высокой инфляцией. В 1985 г. в Аргентине и Израиле, а в 1986 г. в Бразилии были проведены мероприятия, целью которых явилось сокращение темпа инфляции с нескольких сот процентов в год до невысокой двузначной цифры. В каждом случае они включали сокращение бюджетного дефицита и меры по контролю за ростом денежной массы. В качестве основной части использовался контроль над зарплатой и ценами.

Правительства заморозили ставки заработной платы и цены, что почти сразу остановило инфляцию. Одновременно были зафиксированы обменные курсы национальных валют и сокращены бюджетные расходы.
Хотя вначале все три программы, казалось, будут иметь успех, сохранить низкий темп инфляции в течение последующих трех лет удалось только Израилю. Можно с уверенностью сказать, что причина неудач Аргентины и Бразилии лежит в области бюджетно-налоговой политики, поскольку обещанных сокращений бюджетного дефицита достичь не удалось. В 1988 г. Мексика провела аналогичный комплекс мероприятий, который оказался успешным, по крайней мере, до середины 1989 г.
Правительства этих стран заморозили ставки заработной платы и цены, что почти сразу остановило инфляцию. Одновременно были зафиксированы курсы национальных валют и сокращены бюджетные расходы.
Все попытки контролировать инфляцию непосредственно сталкиваются с тем, что относительные ставки заработной платы и цены неизбежно должны меняться, если работает ценовой механизм экономики. Политика, которая непосредственно воздействует на ставки зарплаты и цены, должна пытаться предотвратить подъем общего уровня цен, позволяя в то же время относительным ценам меняться.

Это либо невозможно, либо крайне трудно сделать на протяжении сколько-нибудь продолжительного периода.
Если инфляция зашла слишком далеко, то может оказаться полезной денежная реформа, уменьшающая предложение денег. Она приводит предложение денег в соответствие с ценами, вместо того чтобы позволять ценам резко расти вслед за ростом предложения денег.
Из латиноамериканских стран, успешно справившихся с гиперинфляцией, только в двух Чили и Боливии достижение стабилизации приписывают полному или преимущественному использованию ортодоксально-монетаристских методов.
Обычно Чили рассматривается в качестве примера успешного применения монетаристских методов преодоления высокой инфляции и достижения на этой базе успешного развития экономики. Однако в действительности в Чили наряду с чисто монетаристскими методами использовались и некоторые методы гетеродоксальной программы, в первую очередь долгосрочное использование фиксированного обменного курса, а также поддержка государством благоприятных структурных сдвигов в экономике.

Именно подключение гетеродоксальных методов, особенно фиксация обменного курса, обеспечивало успех антиинфляционной политики в Чили.
Так, в 1978 г. Чили перешел к денежному якорю на основе жесткой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. При этом позитивные сдвиги начального этапа первого из указанных периодов сменились в его конце высокими темпами инфляции (100...200% в год), спадом производства (-15%). Привязка к валютному якорю во втором периоде привела к снижению инфляции до 10 % в год, однако вызвала резкий спад производства (по 13% ВВП в 1981 г. и в 1982 г.), ухудшение внешнеэкономических позиций. Третий период был ознаменован сравнительно умеренными темпами инфляции (порядка 20% ежегодно в 1984-1990 гг.) и относительно устойчивыми темпами экономического роста (порядка 5% ежегодно, а в 1989 г. 10%).

Следует отметить высокую социальную цену указанных изменений, выражающуюся в падении реальных доходов населения [77].
Опыт Чили свидетельствует о том, что сбалансированность бюджетно-налоговой сферы является необходимым, но недостаточным условием успешной стабилизации на базе обменного курса. Большую роль в программах стабилизации на базе обменного курса играют так называемые небюджетные факторы: принципы формирования обменного курса, доверия общественности к проводимой политике, способность правительства придерживаться избранной стратегии перед лицом неблагоприятных внешних и внутренних шоков.
Во второй половине 80-х годов в Никарагуа, как и в ряде других латиноамериканских странах, инфляция не просто приняла гиперформы, а достигла таких условий, которые сделали ее неуправляемой. В 1988 г. темп ее роста характеризовался невиданным показателем, в 33654%, который существенно повлиял на показатель инфляции всего региона [78].
По многообразию процессов, сочетанию причин и применяемых методов антиинфляционной борьбы гиперинфляция в Никарагуа является одним из наиболее ярких примеров современности, заслуженно требуя к себе внимания со стороны экономистов-исследователей. Основным фактором, непосредственно влияющим на рост инфляции, явилась денежная эмиссия, вызываемая потребностью финансирования бюджетного дефицита, кредитования государственного сектора. В течение 1988-1990 гг. борьба с гиперинфляцией прочно заняла первое место в экономической политике как старого, так и нового правительства. Причем методы этой борьбы основывались на применении инструментов макроэкономического регулирования, направленных и против ожидаемой, и неожидаемой инфляции.

Ориентируясь на известный мировой опыт, показывающий, что гиперинфляционные процессы заканчиваются чаще всего созданием новой денежной единицы, старое и новое правительство провело денежную реформу. Суть денежной реформы нового правительства заключалась в постепенном упорядоченном выпуске новых при параллельном функционировании старых денег.

Помимо параллельного использования двух денежных единиц, другой особенностью этой реформы была направленность на долларизацию, т. е. на привязку новой денежной единицы золотой кордобы к доллару, через установление между ними обменного курса 1:1. Это предоставило возможность использовать твердую расчетную единицу для стабилизации относительных цен.
В рамках налоговой реформы, проведенной одновременно с денежной, была осуществлена переоценка реального имущества налогоплательщиков, приведены в соответствие с реальной стоимостью тарифы на общественные услуги. При установлении налогов и тарифов, выраженных в золотой кордобе, приравненный к доллару, государство уже защищало доходную часть своего бюджета от инфляционности налоговых поступлений.
Помимо работы в области бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики правительство Никарагуа активно приступило к корректировке обменных курсов. Инфляция завышала денежную единицу страны и тем самым вела к потере ее внешней конкурентоспособности.
Интересен и опыт Бразилии крупнейшей страны Латинской Америки. До середины 80-х годов она использовала ортодоксальный вариант стабилизации (с использованием индексации цен, зарплаты, обменного курса), который, показывая вначале позитивные результаты (ежегодные темпы инфляции 30...40%, темпы роста ВВП - более 8% в 70-е годы), в первой половине 80-х годов начал давать серьезные сбои (до 200% и более ежегодной инфляции и до 4,5% спада производства).

Реализовавшийся с 1986 г. гетеродоксальный вариант стабилизационной программы, основанный на замораживании цен, заработной платы и обменного курса и смягчении бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, привел вначале к позитивным изменениям (спад инфляции до 145% и рост производства до 8% в 1986 г.), но затем ситуация вышла из-под контроля (инфляция поднялась к 1990 г. до 3000%, спад производства составил более 4%).
В 1990 г. введен в действие так называемый план Кол-лор, сочетающий элементы ортодоксального подхода (причем то с денежным, то с валютным якорем) и гетеродоксального подхода (в частности замораживание банковских вкладов, введение жесткого налога на обладание государственными ценными бумагами). Однако эффект указанного плана оказался краткосрочным и ограниченным одним 1991 г.: снова возросла инфляция, упало производство. С 1994 г. начал реализовываться новый стабилизационный план
характера, для которого характерны введение новой денежной единицы, привязанной к доллару путем валютного коридора, ужесточение бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Этот план привел к положительным сдвигам (рост ВВП до 6%, снижение инфляции до 10%) [7].
Характеризуя план в целом, можно отметить, что он стоит на трех китах - монетарном (определяющем денежную эмиссию и официальный показатель инфляции в соответствии с намеченными целями), обменном (обеспечивающем паритет реала и доллара) и заработной плате (обеспечивающей упорядочение зарплаты в случае инфляции реала).
Целый ряд факторов объясняет положительные результаты проведенных в Бразилии антиинфляционных мер. В целом инфляция в августе 1994 г. составила около 2,5%.

Таким образом, есть все основания сделать вывод о том, что антиинфляционные меры, осуществленные в Бразилии, дали положительные результаты.



Содержание раздела