d9e5a92d

Антиинфляционные меры

Недостаток собств енных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Э то приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предпр иятий, риска неплатежеспособности (банкротства).

В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке. В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение.

С другой стороны, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.
Сторонники кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий структурной инфляции и экономики предложения в сво ей пр ограмме предусматривают более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств. 4.2. Антиинфляционные меры
Одним из вариантов государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антиинфляционных мер.
Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера предусматривает широкое п оле деятельности для рыночных регуляторов наряду со свертыванием хозяйственной активности государства. Примером такой программы служит программа МВФ, принятая в России: либерализация условий деят ельности предприятий на в нутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты.
На практике борьба с высокой инфляцией в ра зличных западных странах используются смешанные программы, в которых в различной степени используются рекомендации обеих программ.
Посмотрим на основные экономические меры, предпринятые в Соединенных Штатах Америки в период президентства Рейгана. Антиинфляционная п олитика предусматривала заметное сокращение социальных программ и хозяйственных государств енных расходов, ликвидацию дефицита государственного бюджета и последовательное прове дение жестко ограничительной кредитно-денежной п олитики.

Целью программы провозглашалась борьба и с высокой инфляцией и с высокой безработицей. Таким образом, рейганомика сочетала методы и концепции экономики предложения, монетаристской и кейнсианской.

В р езультате галопирующая инфляция была снижена до уровня 4-6% годовых при ускорении научно-технического прогресса и роста производительности труда.
Страны с рыночной экономикой практически все прошли через инфляцию. Изучение их опыта дает ответ на многие вопросы.

Однако в России своя специфика: отсутствие самонастраивающейся, саморегулирующейся рыночной экономической системы. Многие причины и факторы инфляции в России вообще не относятся к экономике.
4.3. Особенности противодействия инфляции в современных условиях В странах-лидерах отработаны разнообразные процедуры контроля за установлением и регулирования рыночных цен. Как правило, абсолютного снижения цен страны-лидеры добиваются на мировом рынке по энергоносителям, металлам и другой импортируемой ими продукции. На внутренних товарных рынках стран-лидеров ценовые диспропорции, возникающие при инфляции, устраняются обычно путем регулирования паритетов цен. При этом на продукцию отраслей, создавших диспаритеты, цены з амораживаются, что приводит к их относительному снижению по сравнению с ценами на продукцию отраслей, потерпевших урон от диспаритета. Последним, в свою очередь, дозволяется динамика цен в рамках допустимого темпа инфляции.

Процедура относительного снижения цен на товарных рынках является сложной и применяется лишь по особо важным ценовым пропорциям. В частности, в США, в ЕС, в Японии и в других развитых странах регулируются паритеты цен сельского хозяйства.

Относительное снижение цен достигается и за счет регулирования цен и тарифов естественных монополий, контроля за ценами на важнейшие виды продукции машиностроения, химической промышленности, потребительских товаров и бытовых услуг.
Однако регулирование паритетов цен не в состоянии устранить все последствия инфляции. Поэтому в развитых экономиках широко используется снижение цен потребительских товаров по отношению к цене труда, а цен на инвестиционные ресурсы относительно цены кредита.
По данным департамента статистики Международного валютного фонда (МВФ), в 23 промышленно развитых странах инфляционный рост цен полностью компенсируется повышением цены труда. Если заработная плата растет быстрее, чем цены, то одновременно происходит как бы относительное снижение цен.
Опережающий рост заработной платы (и соответственно платежеспособного спроса населения) при развитой системе регулирования цен не только не приводит к неконтролируемой инфляции, но и является инструментом антиинфляционной политики, обеспечивая относительное повышение покупательной способности (такая тенденция обусловлена снижением материалоемких, удельных накладных и сбытовых расходов, трансакционных издержек при росте и улучшение структуры производства)
Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляционной спирали: цены - валютный курс - цены.

В России подобная спираль активно действовала в 1991-1993 гг. Резкое обесценение рубля по отношению к доллару, происходившее в 1992-1993 гг, провоцировало повышение внутренних цен. В результате темпы инфляции стали опережать темпы роста курса доллара.

Одной из немногих действенных мер по стабилизации экономики со стороны Минфина и Центробанка было регулирование валютного курса рубля.
России требуется перейти от политики регулирования инфляции по абсолютным ценам к активному регулированию относительных цен. Перед правитель ством, Центральным банком и законодательной властью стоят конкретные задачи: а) повысить покупательную способность населения путем выплат задолженности из федерального и местных бюджетов соответствующим группам работников; б) привести денежную массу и процентные ставки в соответствие с потребностями производства, товарного рынка, капитальных вложений и бюджетных выплат; в) сократить, а в перспективе ликвидировать диспаритеты цен по основным ценообразующим отраслям: сельскому хозяйству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и т.п.
Решение названных задач осложняется наличием в экономике России инфляционно-перераспределительных синдикатов, теневых и криминальных механизмов, сложившихся, как отмечайтесь выше, еще при предоставлении экономических свобод по реформам 1987 г. Бюджетные средства не доходят до адресатов либо поступают с задержками, банки не выполняют функций кредитования капитальных вложений и т.п. Сложилась ситуация, когда решение задачи приведения денежной массы в соответствие с потребностями экономики встречает сопротивление со стороны структур, имеющих большие доходы от манипуляций с денежными суррогатами и от спекуляции денежными ресурсами.

Очевидно, что без принятия жестких мер в денежно-кредитной сфере даже обоснованная и адресная эмиссия денег будет иметь негативные последствия из-за нецелевого использования денежных средств.
Организационные усилия нужны и для восстановления паритетов цен по ценообразующим отраслям. Данная акция будет поддержана отраслями при условии соблюдения демократических процедур обсуждения и принятия решений по ценам с использованием выработанных в развитых промышленных странах механизмов заключения ценовых соглашений между ассоциациями товаропроизводителей.
Сложной является проблема товарной сбалансированности доходов населения на безинфляционной основе. Для решения этой задачи нужно либо возвращаться к директивному планированию, либо использовать методы рыночных экономик: товарную интервенцию, организацию продажи товаров в кредит, отвлечение средств населения на жилищное строительство и т.п. В рыночных условиях, как и в прежней системе, нужны детальные расчеты баланса денежных доходов и расходов потребителей.

Например, даже при стопроцентном наполнении доходов бюджета необходим детальный анализ последствий выплат долгов по заработной плате. В частности, следует уточнить, за какой срок выплачивается задолженность.

Если в среднем это долги за два месяца, то эта сумма эквивалентна уже не половине, а четверти месячного товарооборота, что соответственно облегчает достижение сбалансированности без повышения цен.
Рост денежной массы не ведет к инфляции, если он обусловлен замещением скорости оборота денег, которое, в свою очередь, происходит при инвестициях в реальный сектор экономики. Для России проблема заключается не в том, чтобы не допустить кредитной эмиссии, а в использовании остро необходимых кредитных средств для финансирования капитальных вложений в подъем экономики, а также для кредитования оборотных средств Последнее для России очень важно в силу ее природных особенностей.

В экономике России большую роль играют сезонные затраты в сельском хозяйстве, в промышленности северных территорий, в строительстве. В .мировой практике под сезонное кредитование создаются специализированные банки или кредитные учреждения. В России этот элемент рынка, как и многие другие рыночные институты, не создан.

Следовательно, нужно либо возвращать бывшие отраслевые банки к исполнению своих функций, либо создавать новые кредитные учреждения в ведении отраслевых и региональных ассоциаций товаропроизводителей.
Наряду с инвестициями в производство замедлению оборота денег способствуют и меры по организации банковской деятельности: увеличение доли безналичного оборота; расширение долгосрочных кредитов и т.п. В этом направлении пока не предпринимается необходимых усилий, хотя резервы здесь велики.


5. Особенности инфляционных процессов в России
Российский тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется условиями ее развития при пер еходе от плановой экономики к рыночной, а также высокими темпами роста цен. Ряд исследователей считают, что характер инфляции в России не может быть объяснен только разрушением денежной массы вследствие гипертрофированного спроса. Они полагают, что инфляция имеет немонетарную или, по крайней мере, не только монетарную природу. В качестве причин, вызывающих инфляцию приводятся следующие:
1. Структурные диспропорции между отраслями экономики, оставшиеся в наследство от централизованной плановой системы, микро- и макроэкономические перекосы не т олько не соотв етствуют стандартам рыночной экономики, но и не позволяют быстро победить инфляцию. Последняя может быть остановлена только после радикальных структурных пр еобразований, на которые потребуются десятилетия.
2. Высокий уровень моноп олизации экономики, что объясняет моно польный характер поведения производителей на рынке и устанавливаемые ими монопольные цены.
3. Глобальная милитаризация экономики, гипертрофированный уровень развития ВПК. Эти сектора экон омики, по своему определению, являются нерыночными.

Их продукция не ориентируется на свободный рынок и производится только по государственным заказам, а финансирование осуществляется из государственного бюджета. Факторы производства не являются достаточно мобильными и не могут быть легко перемещены в рыночно ориентированные секторы экономики.

Другими с ловами, разрыв между спросом на потребительские товары, который предъявляет население, и рыночным предложение этих товаров не может быть легко устранен, что сохраняет базу для роста инфляции.
4. Огромные масштабы страны и колоссальный экономический потенциал. Импорт, который в относительно небольшой стране может создать конкурентную среду для внутренних производителей, не может полностью нейтрализовать монопольные тенденции и все существующие перекосы российской экономики.
При определенном высоком уровне инфляция становится опасной для экономики и социальной стабильности общества. Отрицательное влияние высокой инфляции для национальной экономики России состоит в следующем:
- обесцениваются доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере;
- происходит перераспределение национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения, что подрывает социальную стабильность в обществе и усиливает социальное расслоение;
- разрушается денежная система страны, иностранные денежные знаки постепенно вытесняют национальную валюту, расцветает бартер;
- денежные накопления предприятий обесцениваются, невозможны инвестиции, никакие долгосрочные решения не могут быть приняты, подрывается база для экономического роста.
Сегодня можно утверждать, что поскольку инфляция порождена диспропорциями общественного воспроизводства в сложных условиях перехода России к рыночной экономике и распада традиционных связей с бывшими союзными республиками, то доминантой в антиинфляционной стратегии и политике должен быть воспроизводственный аспект. Поэтому первоочередной задачей в борьбе с инфляцией является преодоление экономического спада, эффективная инвестиционная политика, формирование стабильной макроэкономической структуры рынка с целью постепенного выравнивания диспропорций общественного воспроизводства.
Темпы прироста потребительских цен снизились в 1996 г. до 1,9% в среднем за месяц, индекс цен составил около 125% в целом за год:
1992 г.-31,2% и 2600%
1993 г. - 20,5% и 900%
1994 г.-10% и 300%
1995 г.-7,2% и 250%
1996 г-1,9% и 125%
1997 г.-1,1% и 112% годовых.
Во многом это явилось следствием последовательно осуществляемого контроля за состоянием конъюнктуры на финансовом и валютном рынках.
По данным комитета государственной статистики индекс инфляции (индекс - дефлятор, ИРИП), применяемый для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли в РФ с 1996 по 1-й квартал 2001 гг. составил (табл. 1): Таблица 1Индекс инфляции стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации (1996-2001 гг.)

Год I кв. II кв. III кв. IV кв.
1996 113,3% 108,3% 105,2% 103,5%
1997 101,6% 101,2% 101,8% 100,6%
1998 102,5% 102,3% 103,9% 107,2%
1999 108,3% 108,6% 112,7% 110,1%
2000 109,3% 106,5% 107,8% 108,1%
2001 104,4%

Способствуя развитию банковской системы . Центральный Банк России использовал в 1996 - 1997 гг. весь арсенал доступных ему рыночных инструментов регулирования пре дложения денег в экономике: политику резервных требований, дисконтную политику, политику рационального предоставления кредитов, меры административного воздействия в сфере валютного контроля и валютного регулирования. Кризис 1998 года потряс всю экономическую систему России и, конечно же, отразился на росте цен. В результате за 1998 год индекс цен составил 182%, т.е. цены увеличились почти в 2 раза.

В 1999 году по мере выхода страны из кризиса наблюдалось снижение темпов инфляции: 3% - в начале года; 1,2% - в конце, и за год индекс цен составил 136,5%.
5.1. Прогнозы инфляции в России Инфляция в России в августе была нулевой, а за 8 месяцев 2001 г. составила 13,2 %, что свидетельствует сводка Госкомстата России. Нулевая инфляция на потребительском рынке - безусловно, хорошее экономическое достижение, тем более что правительство в июле такую инфляцию и обещало.

Однако аналитики не торопятся пересматривать свои годовые прогнозы и считают, что итоговая цифра все равно превзойдет последний прогноз Г. Грефа - 16-18% годовых. По мнению аналитика Альфа-банка Н. Орловой, проблема с оценкой инфляции до конца года носит, по сути, политический характер. Неизвестно, удастся ли правительству, как это оно обещало, заморозить тарифы естественных монополий, - считает эксперт. По ее мнению, прозвучавшее во вторник пожелание Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) повысить с октября тарифы на газ на 20% говорит скорее о том, что выполнить свое намерение правительству не удастся.

Вслед за газом могут повыситься и иные тарифы - вчера и руководитель департамента пассажирских сообщений МПС России В. Шатаев заявил, что железнодорожники хотят повысить до конца года пассажирские тарифы в среднем на 30% и скоро отправят в антимонопольное министерство обоснование этого шага. Если же пассажирские тарифы не повысят, то, по мнению Шатаева, надо поднять тарифы грузовые.

Не останется в стороне и РАО ЕЭС. Поэтому Н. Орлова оставила свой годовой прогноз инфляции неизменным - на уровне 22%.

Но если повышение тарифов перенесут на ноябрь-декабрь, то, по ее мнению, правительство может удержать рост потребительских цен на уровне 20%.
Аналитик ИБГ НИКойл В. Тихомиров тоже решил не пересматривать свой годовой прогноз инфляции в 19-20% и по той же причине - из-за опасений роста тарифов. С середины сентября овощи, как обычно, начнут дорожать (без их учета инфляция в августе была бы не нулевой, а равной 1,1% ), а в октябре уже можно ожидать и очередных повышений тарифов. В ноябре к этим инфляционным факторам добавится повышение зарплат бюджетникам, а в декабре - выплаты премий и предновогодние траты предприятий и бюджетных организаций.

Если же правительство отложит повышение тарифов на будущий год, то, по мнению Тихомирова, просто повторится ситуация этого года, когда в начале года инфляция росла опережающими темпами, уже в июне достигнув нижней планки первоначального правительственного прогноза в 12-14%. Любопытная ситуация сложилась в области влияния цен производителей на потребительский рынок. Данные индекса цен производителей за август еще не опубликованы, но они, по оценке, не будут нулевыми. Зависимость между ценами производителей и ценами потребительского рынка постоянно меняется, но сейчас, по мнению Н. Орловой, производителям трудно перекладывать свои издержки на потребителей, т.к. импортная продукция становится все более конкурентоспособной по ценам.

Поэтому сейчас влияние цен производителей на потребительскую инфляцию, по которой правительство и устанавливает свои ориентиры, минимально.
Инфляция в России в 2002 году составит около 15%. По оценкам Правительства РФ объем ВВП на конец 2002 года будет на уровне 10.6 трлн. руб.

Около 55% роста инфляции в 2002 году будет обусловлено повышением тарифов естественных монополий, и, соответственно, 45% - монетарными факторами.
Уровень инфляции в России, начиная с 2004 года, не должен превысить 10 % в год. Укрепление рубля будет способствовать росту импорта, объемы которого за 10 лет могут возрасти более, чем вдвое.

Экспортно-ориентированные услуги в случае реализации экономической программы Правительства РФ должны возрасти к 2010 году на 60% по сравнению с 1999 годом. Прогнозируется существенный рост объемов Российского экспорта: в 2004 году он составит 88,7 млрд. долл., а в 2010 году будет на уровне 104,2 млрд. долл.

Объем импорта в 2004 году ожидается на уровне 70,7 млрд. долл., а в 2010 95,3 млрд. долл. Значительное увеличение валютных резервов в стране к 2004 году будет составлять 39,1 млрд. долл., а в 2010 году 52,4 млрд. долл.



Содержание раздела