В зависимости от знаков параметров определяется вектор развития (рост, спад, ускорение, замедление). Поэтому возможно применение данной модели в широком диапазоне примеров.
Не следует забывать, что криволинейную тенденцию часто хорошо аппроксимирует парабола более высокого, чем второй, порядка:
В формулу уравнения подставляется номер последующего периода (прогнозируемого: / + 1 и т.д.). Для долгосрочного периода, когда существенно меняются рыночные условия и окружающая среда, этот метод мало подходит.
Несколько позже мы рассмотрим проблему составления прогноза.
4.17.
Несмотря на значительные колебания цены в отдельные месяцы, в целом за все изучаемое время она выросла в 3 раза. В среднем за месяц она увеличивалась на 10,6% (за базу принят 1-й месяц). Расчет среднего темпа роста ведется по следующей формуле40:
Месяцы, t | Цена товара, X, yi | Произведение, yt | Темпы роста, % | |
базисные | цепные | |||
1 | 20 | 20 | 100 | - |
2 | 8 | 16 | 40 | 40 |
3 | 30 | 90 | 150 | 375 |
4 | 12 | 48 | 60 | 40 |
5 | 40 | 200 | 200 | 333 |
6 | 22 | 132 | 110 | 55 |
7 | 48 | 336 | 240 | 218 |
8 | 31 | 248 | 155 | 65 |
9 | 58 | 522 | 290 | 187 |
10 | 50 | 500 | 250 | . 86 |
11 | 70 | 770 | 350 | 140 |
12 | 61 | 732 | 305 | 87 |
I | 450 | 3614 | - | - |
Расчет также может быть выполнен по формуле:
Результат ее расчета на ПЭВМ был приведен на 4.11, где показаны эмпирические данные и их трендовая линия, выражающая общую тенденцию развития.
Характеристика устойчивости развития рынка является важным этапом конъюнктурного анализа.
Как выявить колебания основных параметров рынка, каким образом измерить их интенсивность и тем самым определить степень устойчивости рынка? Техническая (графическая) характеристика способна визуально обратить наше внимание на неравномерное или, наоборот, на равномерное развитие рынка.
В первом случае график покажет ломаную линию динамики, а во втором - линию, близкую к прямой. Рисунок отразит и размах колебаний.
Однако это неформальная оценка, не позволяющая смоделировать процесс, выразить его количественно, сравнить с базисным периодом или с другим рынком.
Напомним, что линия тренда как бы осредняет колебания, равно удалена (в идеале) от точек, характеризующих эмпирические уровни динамического ряда. Это дает возможность использовать трендовую модель в целях измерения устойчивости развития рынка во времени.
Определяется средний размер отклонений от тенденции развития, выраженной линией тренда.
В процессе анализа динамической устойчивости рынка нельзя использовать обычный коэффициент вариации, поскольку, чем выше скорость развития и больше угол возвышения тренда, тем больше будет отклонение от средней и соответственно больше коэффициент вариации, даже при полной равномерности развития. Посмотрите следующие два графика, которые иллюстрируют данное положение и доказывают неприемлемость определения отклонения от среднего уровня при оценке динамической устойчивости развития рынка ( 4.12):
Во втором случае (Б) темпы были невысокими, соответственно отклонение от среднего уровня незначительно.
Устойчивость (или как ее антипод - колеблемость) развития рынка во времени проявляется в характере отклонений фактических уровней развития от основной тенденции, т.е. от тренда. Это позволяет измерять устойчивость развития рынка известным в анализе динамики показателем - коэффициентом аппроксимации. Исчисляется среднеквадратическое отклонение эмпирических уровней от тренда (yi-yt):
4.17 перенесены в табл. 4.18. В нее же включены данные, полученные после подстановки в уравнение тренда значений времени (t):
Он составил почти 26%. Это означает, что рынок развивался неустойчиво, в своем развитии цены колебались в значительной степени.
Однако чаще развитие рынка приобретает нелинейный характер. Рассмотрим пример, когда динамика товарооборота аппроксимирована уравнением параболы 2-го порядка ( 4.13):
Его значение составило 42,3%.
Как видно, анализ тенденций и колеблемости рынка - это достаточно трудоемкий процесс, требующий сбора соответствующей информации, построения динамических рядов, статистических расчетов (как правило, с использованием электронно-вычислительной техники). Для оперативных целей наряду с графическим (техническим) методом характеристики тенденций и устойчивости рынка и методами механического сглаживания, также не требующими сложных расчетов, рекомендуется использовать уже упоминавшийся специфический конъюнктурный метод тестирования.
В практике конъюнктурного анализа получили большое распространение тенденциальные опросы, являющиеся по существу вариантом экспертного исследования (см. 2.4).
Именно на их основе разрабатываются конъюнктурные тесты, которые представляют собой средние арифметические из трех возможных оценок сложившейся тенденции развития рынка: рост (подъем), стабильность, понижение (спад), каждой из которых присваивается соответствующий балл. В результате дается обобщающая оценка тенденций развития рынка.
Конечно, любые качественные характеристики рынка носят отпечаток субъективности, но в них можно включать и объективные показатели: темп роста товарооборота (Т), уровень устойчивости (Ка), степень деловой активности. На 4.14. показаны варианты оценки состояния рынка и перехода из одной ситуации в другую.
Не менее важна характеристика колеблемости рынка в статике, в территориально-экономическом пространстве, например вариация цен по предприятиям, выступающим со своими товарами на рынке. Сильные колебания, в частности, могут указывать на проявления ценовой конкуренции или на неустойчивость рыночной ситуации, часто обусловленную дифференциацией спроса.
Так, в пределах одного и того же города наиболее высокие цены обычно отмечаются в центре; в спальных районах цены, как правило, ниже; самые низкие цены складываются в производственных зонах (табл. 4.19).
Группы с уровнем цен |
В них предприятий | |
единиц | % к итогу | |
Низким | 22 | 5 |
Средним | 387 | 86 |
Высоким | 41 | 9 |
Итого | 450 | 100 |
В зависимости от распределения предприятий дается оценка степени различий рыночных параметров: чем больше доля средней группы, тем устойчивее рынок. Например, низкие цены были отмечены всего на 5% предприятий, высокие - на 9%, а на остальных предприятиях цены были на среднем уровне.
Проиллюстрируем пример диаграммой ( 4.15).
Например, низкий уровень цен отмечался на 20% предприятий, средний - на 32% и высокий - на 48%.
Если в первом случае всего на 14% предприятий цены отклонялись от среднего уровня, то во втором примере средняя по ценам группа предприятий уже не преобладает над другими, которые занимают значительное место в совокупности. Это указывает на существенную неравномерность в состоянии рынка (по данному параметру).
Существует еще одна возможность наглядной характеристики колеблемости параметров рынка в экономическом пространстве на определенную дату, т.е. в статике: отложить на графике фактические значения параметров и изобразить линию, характеризующую средний уровень. Рассмотрим соответствующий пример ( 4.16).
п/п |
Цена товара X, руб./ед. - y |
Продано, тыс. ед. F |
Произведение, yF |
(уi y)2 |
А | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 8 | 250 | 2000 | 3802,5 |
2 | 16 | 520 | 5120 | 13784,2 |
3 | 10 | 480 | 4810 | 1732,8 |
4 | 7 | 200 | 1400 | 4802,0 |
5 | 16 | 500 | 8000 | 1 805,0 |
6 | 6 | 180 | 1080 | 6265,8 |
7 | 4 | 50 | 200 | 3120,5 |
8 | 16 | 600 | 9000 | 5766,0 |
9 | 8 | 250 | 1760 | 3346,2 |
2 | - | 3000 | 33 370 | 44425,0 |
Предварительно было рассчитано как отношение итога гр. 3 таблицы на итог гр. 2 среднее по всем магазинам значение варьирующей цены:
Для динамического развития рынка характерно явление цикличности, т.е. повторяемости тенденций и интенсивности развития. Это явление обусловлено как внешними факторами, так и глубинными внутренними свойствами рынка.
Различаются внутригодовая, сезонная цикличность, или сезонность, и экономическая цикличность, охватывающая несколько лет и отражающая закономерности действия рыночного механизма. Строго говоря, анализ и прогноз цикличности, особенно длительных циклов, относятся к стратегическому анализу.
Однако оперативные, конъюнктурного типа характеристики неразрывно связаны с пребыванием рынка в определенной точке экономического цикла.
Малая, или внутригодовая, цикличность обычно носит сезонный характер, более или менее совпадая с климатическими изменениями. Сезонные колебания рынка обусловлены сезонностью сельскохозяйственного производства, сезонно-климатическими изменениями потребностей, вакационными сезонами и т.п.
Сезонность - явление сложное и по своим последствиям противоречивое. Появление на рынке продуктов питания, овощей и фруктов нового урожая обусловливает пик сезонных колебаний продажи и цен (с противоположными векторами изменений) в осенне-летний период. Ему соответствует и сезонный подъем спроса. Однако современные сельскохозяйственные и складские технологии позволяют выращивать и хранить овощи и фрукты в течение всего года.
Это несколько сглаживает сезонные колебания (естественно, цена таких продуктов значительно выше, чем в период массового урожая). Сглаживает размах сезонности еще и импортная политика, в частности завоз в зимние месяцы из стран с благоприятным климатом овощей и фруктов.
Таким образом, в значительной мере сезонность - проявление действия рыночного механизма, сбалансированности спроса и предложения. Сезонные изменения спроса и предложения охватывают далеко не все товары, но для многих из них характерен значительный размах сезонных колебаний. Следует иметь в виду, что сезонность различных товаров (и сельскохозяйственного, и промышленного происхождения) имеет свои особенности.
Это создает ряд организационно-технологических и экономических проблем: образования сезонных товарных запасов, неравномерности нагрузки на работников торговли и торговое оборудование, простои транспортных средств и т.д. Повторяемость таких колебаний проиллюстрирована графиком ( 4.17):
Чаще всего в этих целях используют среднемесячные или среднеквартальные данные за несколько лет, обычно за 3-5 лет. Приведем формулу, где показан средний месячный уровень (i-го месяца) за три года:
Кварталы | Годы |
Сумма за три года |
Средне-квартальная |
Индекс сезонности, % |
||
1-й |
2-й |
3-й | ||||
| | 152 | 158 | 160 | 470 | 157 | 139 |
|| | 126 | 180 | 136 | 392 | 131 | 116 |
111 | 46 | 52 | 60 | 158 | 53 | 47 |
IV | 105 | 108 | 120 | 333 | 111 | 98 |
429 | 448 | 476 | 1353 | - |
По сумме квартальных данных за три года исчислена среднемесячная продажа, которая послужила базой расчета индексов сезонности (с небольшими округлениями):
Наиболее простым способом выявления сезонной линии тренда служит механическое выравнивание динамического ряда, или, как его еще называют, метод скользящей средней. Его суть заключена в расчете средней величины из трех (пяти и более) уровней ряда, образованных последовательным исключением начального члена ряда и замещения его следующим по порядку:
Месяц | Продажа, yi | yi за три месяца | Скользящая средняя | Месяц | Продажа, yi |
yi за три месяца |
Скользящая средняя |
1 | 19 | _ | _ | 7 | 20 | 60 | 20,0 |
2 | 17 | 52 | 17,3 | 8 | 25 | 77 | 25,7 |
3 | 16 | 45 | 15,0 | 9 | 32 | 78 | 26,0 |
4 | 12 | 35 | 11,7 | 10 | 21 | 73 | 24,3 |
5 | 7 | 34 | 11,3 | 11 | 20 | 59 | 19,7 |
6 | 15 | 42 | 14,0 | 12 | 18 | - | - |
Расчет трехмесячной скользящей средней в какой-то мере сглаживают острые пики и провалы сезонных колебаний, и, следовательно, они отражают закономерности сезонности. Это подтверждает и график на 4.19.
Таким требованиям, например, отвечает полином л-й степени. Перебор функций позволил остановиться на полиноме 3-й степени:
Подъем рынка приводит к его перенасыщению, кризису сбыта, его сменяет депрессия, деловой застой, который постепенно переходит в оживление деловой активности. Эта смена циклов повторяется многократно.
В российских условиях, когда переход к рыночной экономике начал осуществляться сравнительно недавно, трудно определить последовательность циклов. Большинство экономистов отмечают кризисные явления, присущие отечественному товарному рынку. Многие проявления состояния и развития рынка противоречивы.
Последовательность и продолжительность циклов различных рынков не обязательно совпадают, на них оказывают сильное влияние социально-экономические условия, а также политическая ситуация. Надо принимать во внимание, что вообще циклы редко проявляются в чистом виде, во всей полноте и последовательности.
Проблема классификации рыночных циклов относится к числу остро дискуссионных. Взгляды различных научных школ сильно различаются. Широко известна классификация Гарвардской экономической школы (мы приводим только признаки классификации товарного рынка, хотя на практике цикличность всех рынков теснейшим образом связана):
депрессия: активность товарного рынка ослабевает, цены имеют тенденцию к снижению;
оживление: в товарном производстве и торговле начинается рост;
подъем: темпы деловой активности на товарном рынке повышаются, цены продолжают расти;
инфляция: рост производства и торговли приостанавливается, цены на товары замедляют рост;
кризис: промышленная и торговая деятельность замирает, договоры не менее чем на 50% не реализуются, поставка не оплачивается, растут товарные запасы, цены падают.
Известны и другие классификации, в частности:
денежная теория Хоутри, объясняющая циклы экспансией и сжатием банковского кредита;
теория нововведений Хансена, увязывающая циклы с этапами НТП;
психологическая теория Лигу, объясняющая циклы оптимистическим и пессимистическим настроением масс;
теория недопотребления Фостера, из которой следует, что причины цикличности в диспропорции доходов предпринимателей и инвестиций и т.д.
Рассматривая эти и другие теории циклов, П.Самуэльсон делит их на две категории: экстерналъных (внешних) колебаний факторов, лежащих за пределами экономической системы, таких, как войны, социальные и политические потрясения, изменения демографической ситуации, проявления НТР и НТП; интерналъных (внутренних) факторов, связанных с функционированием рынка42.
Широкой известностью пользуется классификация У. Митчела. Ее разделяют П. Самуэльсон и многие другие экономисты. В ней четыре фазы цикла: оживление, подъем, кризис, ликвидация.
Периоды роста, именуемые экспансией, сменяются на высшей точке (вершине) спадом, который Митчел именует сжатием. Вершина цикла обеспечивает процветание нации, но, по мнению Национального бюро экономических исследований, низшая поворотная точка может не означать кризис.
Циклы могут иметь различную продолжительность в зависимости от конкретной экономической обстановки и действия комплекса других факторов. Выделяются длинные волны, измеряемые десятилетиями. Самуэльсон упоминает цикл XIX в. длительностью в полстолетия. Отечественный исследователь Е. Лобанова описывает двадцатилетние циклы, обусловленные сдвигами в воспроизводственной структуре и сменами экономической политики43.
Известны так называемые циклы Джанглера (7-10 лет), проявляющиеся в результате взаимодействия разнообразных денежно-кредитных факторов, и циклы Катчина (3-5 лет), генерируемые динамикой оборачиваемости запасов, а также частные хозяйственные циклы (от 1 до 12 лет), обусловленные колебаниями инвестиционной активности.
Продолжительность каждого цикла локального рынка отдельного товара зависит от общей рыночной ситуации и от конкретных условий. Говоря о товарном рынке в целом, следует иметь в виду, что он унаследовал от советской торговли тенденцию к спаду, усугубленную известными деформациями на раннем этапе формирования рынка. В 1998 г. товарный рынок проявил некоторые признаки стабилизации, однако его тесная зависимость от уровня экономического развития страны привела к тому, что финансовый кризис августа 1998 г. привел товарный рынок к новому, более глубокому спаду.
Некоторые признаки оживления и подъема, наблюдавшиеся в середине 1999 г., носили скорее конъюнктурный, чем стратегический характер.
Методика выявления цикличности рынка включает следующие принципиальные операции: На первом этапе отбираются параметры рынка, проявляющие наибольшие колебания. Строятся их динамические ряды, по возможности - за длительный период. В каждом из них исключается тренд, отражающий единую тенденцию к росту или снижению (так называемое вековое движение), а также сезонные колебания. Остаточные ряды, отражающие только конъюнктурные или чисто случайные колебания, стандартизуются, т.е. приводятся к единому знаменателю, обеспечивающему их сравнимость.
Затем определяется синхронность и взаимосвязь показателей с помощью расчета коэффициентов корреляции. Многомерность связи обеспечивается разбивкой показателей на однородные кластерные группы.
Нанесенные на график кластерные оценки должны показать последовательность (лаг) изменений основных рыночных процессов и их движение по фазам конъюнктурных циклов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем суть цикличности рынка?
2. Связана ли цикличность рынка с колебаниями экономики в
целом?
3. В чем причина внутригодичных сезонных колебаний?
4. Зачем изучать цикличные колебания и можно ли влиять на их
силу?
5. Каковы методы выявления и моделирования сезонных колебаний?
ТЕСТЫ
1. Как измерить сезонные колебания?
а) определить число сезонных периодов;
б) исчислить коэффициент вариации;
в) установить экспертным путем.
2. Индекс сезонности отражает:
а) интенсивность сезонных колебаний;
б) отношение фактического уровня к многолетней средней;
в) тенденцию сезонных колебаний.
3. Гармоника Фурье:
а) музыкальный механизм;
б) модель сезонных волн;
в) модель динамических сдвигов.
4. Рыночный цикл:
а) хозяйственный год;
б) колеблемость параметров рынка;
в) повторяющиеся и сменяющие друг друга изменения состояния рынка.