d9e5a92d

Вмешательство государства в систему валютных курсов


Мировая практика показывает , что теория ППС лучше действует в долгосрочном периоде , чем при месячном или годовом анализе . Потому что этот способ дает только приблизительную величину для установления валютных курсов . Так как последние могут колебаться под влиянием необозримого множества причин далеко отклоняясь от паритета покупательной способности .
Среди краткосросрочных факторов наиболее значительны для динамики валютных курсов переливы капитала . Капитал бежит из той страны , где наметилась тенденция к удешевлению национальной валюты , и устремляется туда , где есть надежда на ее удорожание .

Вмешательство государства в систему валютных курсов

В условиях гибких валютных курсов государство , в лице центральных банков , также проводит интервенции на валютных рынках как и при системе фиксированных курсов ( собственно отсюда и взялось название управляемый флоатинг ).
Центральный банк продает или покупает валюту , чтобы влиять на ее курс ( смотри выше ) или покрывает разницу между спросом и предложением , чтобы оставить его на прежнем уровне . Это методы прямого воздействия .
Однако , когда отток капитала становится очень большим , валютные резервы центрального банка , в случае его стремления поддержать стабильный курс национальной валюты , быстро истощаются . Тогда ЦБ может применить косвенные меры воздействия на валютный курс , основными из которых являются изменение резервной нормы и учетной ставки .
Резервная норма - часть банковских депозитов , которые коммерческие банки не имеют права использовать для осуществления своих операций . Регулируя ее государство увеличивает или уменьшает совокупную денежную массу в стране , что , в свою очередь , уменьшает или повышает валютный курс .
Пример . Предположим , что депозиты коммерческого банка составляют 100000 долларов , а центральный банк принял решение об увеличении резервной нормы с 20 до 40 % . Выполняя решение центробанка , коммерческий банк вынужден уменьшить кредитную эмиссию . Из 100000 долл. , при норме 20% , коммерческий банк мог выдать ссуды на сумму 500000 долл. (так как расчеты показывают , что при резерве 20% каждый реальный доллар превращается в 5 “кредитных“ 2) . При резерве в 40% эмиссия кредитных денег сокращается в 2 раза . Кроме этого , увеличение резервной нормы заставит коммерческий банк сократить текущие счета и направить часть средств для увеличения резервов .
Это вызовет рост процентов по кредитам и , как следствие , уменьшение денежной массы в стране и увеличение курса национальной валюты . Соответственно , когда ЦБ снижает резервную норму - это увеличивает денежную массу и понижает курс нац. валюты .
Аналогично действует механизм изменения учетной ставки . Учетная ставка - это процент по ссудам , которые представляет центральный банк коммерческим банкам . Ее рост снижает желание коммерческих банков получить кредиты и тем уменьшает денежное предложение в стране , а понижение - увеличивает и то , и , соответственно , другое .

Чтобы лучше понять , как государство влияет на валютный курс в условиях управляемого флоатинга , рассмотрим , какие действия Центральный банк России предпринимает для укрепления позиций рубля на финансовом рынке .
Основное внимание участников российского финансового р нка направлено на наиболее ликвидные и наименее подверженные инфляции активы, в первую очередь на валюту. При отсутствии достойных альтернатив вложений средств как следствие резко возросли объемы операций на ММВБ, наметилась ярко выраженная тенденция ускоренного темпа роста курса доллара. Высокая доходность валютных операций привлекает часть финансовых ресурсов с рынка ГКО на валютные торги.

Что, в свою очередь, еще больше усугубляет позиции рубля. В этой ситуации руководством Центрального банка России проведен ряд мер по укреплению ослабевшей национальной валюты:

1 С 6 января повышена ставка рефинансирования ЦБР на 20 пунктов до 200% процентов годовых. С 19 января Московский городской банк увеличил процентные ставки по вкладам. Следует ожидать повышения процентных ставок во всех секторах финансового рынка.



2. Совет директоров Сбербанка РФ принял 12 января решение об изменении с 1 февраля 1995 года процентных ставок по вкладам населения и сберегательным сертификатам. Годовые ставки по срочным вкладам, в том числе спецсчета по компенсации и обмену составят 80 процентов; по целевым вкладам на детей и накопительные - 160 процентов. По срочным депозитам /не менее 100 тысяч рублей/ годовые ставки составят: 3 месяца - 90 процентов, 6 и 12 месяцев - 100.
По срочным депозитам от 500 тысяч рублей и выше на 6 месяцев годовые ставки состоят - 100 процентов; от 500 тысяч рублей до 1 миллиона рублей /включительно/ на 12 месяцев - 110; от 1 миллиона до 5 миллионов рублей /включительно/ на 12 месяцев - 120; от 5 миллионов до 10 миллионов рублей /включительно/ на 12 месяцев - 130; от 10миллионов рублей и выше на 12 месяцев - 140; от 50 миллионов рублей и выше на 6 месяцев - 135 процентов.
Ставки по вкладам с ежемесячной выплатой дохода /минимальный взнос не менее 300 тысяч рублей/ составят 7 процентов по России и 8 процентов по Москве в месяц. Годовые ставки по вкладам до востребования остались без изменений - 10 процентов годовых.

3. Согласно телеграмме Центрального банка от 16 января 1995 года с 18 января лимиты открытой валютной позиции уполномоченных Российской Федерации, установленные соответственно департаментом иностранных операций Банка России, главными территориальными управлениями (Национальными банками) Банка России на основании инструкции Банка России No 15 от 28 мая 1993 года, впредь до особых указаний уменьшаются на 30%.
Главным территориальным управлениям (Национальным банкам) Банка России усилить контроль за соблюдением уполномоченными банками установленных лимитов и порядка ведения открытой валютной позиции.

4. По сообщению пресс-службы Банка России, в соответствии с решением совета директоров Банка России начиная с баланса 1 февраля этого года для коммерческих банков устанавливаются новые формы отчисления в фонд обязательных резервов. Введены следующие нормативные отчисления: по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческого банка до 30 дней - 22%, по срочным обязательствам от 30 до 90 дней - 15%, свыше 90 дней - 10%. Одновременно устанавливается норма отчислений коммерческими банками в фонд обязательных резервов в Центральном банке по текущим счетам в иностранной валюте (пассивный остаток по балансовому счету No 070) в размере 2%.

5. По сообщению пресс-службы банка России введен новый бланка строгой отчетности (справка форма N 0406007), Центральным банком Российской Федерации подготовлена новая редакция инструкции от 25 января 1994 года N 21 (об открытии обменных пунктов), которая в ближайшее время будет доведена до Главных управлений Банка России.
Учитывая, что для доведения этой инструкции до коммерческих банков, проведения необходимых организационно-технических мероприятий по выполнению содержащихся в ней требований необходимо дополнительное время, срок введения нового бланка строгой отчетности справка форма N0406007 переносится с 1 февраля на 1 марта сего года.

6. К мерам по укреплению курса рубля следует отнести и циркулярное письмо ЦБ России N 130а от 20.12.94, в котором сообщается, что "в целях поддержания стабильности и устойчивого функционирования банковской системы России коммерческие банки обязаны создавать резерв на возможные потери по ссудам". С 1995 года банки должны создавать резерв в полном объеме, независимо от величины полученных доходов. Резерв используется только для покрытия непогашенной ссудной задолженности.

Безнадежная ссудная задолженность может быть списана только на основании решения судебных органов. Списание ссудной задолженности с баланса банка не является ее аннулированием. Задолженность должна отражаться за балансом не менее пяти лет с момента ее списания.

7. Укреплению финансового рынка России способствуют стандартные процедуры: с 1 января 1995 года Центральный банк повысил размер уставного капитала для регистрации вновь создаваемых коммерческих банков с 3 до 4 млрд. рублей (данные нормативы будут действовать до 1 апреля 1995 г.); с 1 января с.г. повышены требования для получения лицензии на привлечение частных вкладов для вновь создаваемых банков (срок банковской деятельности не менее года, обязательная публикация годовой отчетности, соблюдение банковского законодательства и нормативных актов ЦБР, наличие резервного фонда не менее 10% от фактически оплаченного уставного капитала, наличие резервов на возможные потери по ссудам).

И конечно нельзя не сказать о самом распространенном средстве -интервенции ЦБР валютных ресурсов на торгах. По предварительному анализу объем вливаний на торгах не превышал 30% от объема. В ряде случаев эта величина была существенно меньше.

Данные шаги по реанимации рубля позволили существенно снизить темпы роста доллара и соответственно на некоторых позициях стабилизировать рубль. Несмотря на рост биржевой стоимости доллара существенно упала маржа при операциях с наличным долларом. В результате обострившегося дефицита рублевых средств коммерческие банки вынуждены были приступить к реализации валюты на рынке.

Предпочтение отдавалось доллару и на рынке создалось положение превышения предложения немецкой марки над долларом. На рынке межбанковских кредитов отмечен рост процентных ставок. Максимальный спрос проявлен к сверхкоротким деньгам.

Можно сказать, что средства "скорой помощи", примененные по отношению к рублю, оказались действенными.



Литература

1. П.Х. Линдерт Экономика мирохозяйственных связей
-М:Прогресс, 1992

2. С.Фишер Экономикс -М:Дело, 1993

3. Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю.
-РД: Феникс, 1996

4. Экономика и жизнь N17 04.1994 стр.8

5. Ваше право -ЗАО”Информационные системы и технологии” 1996

6. Библиотека предпринимателя -М:Медиа механикс 1995



Содержание раздела