d9e5a92d

ТОРГОВЫЙ БАЛАНС ИЛИ БАЛАНС ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ.


Существует аналогия между валютным рынком и рынком акции. На обоих этих рынках сумма будущих доходов неопределенна. И там и здесь цены (или валютные курсы) в короткий срок подскакивают или падают, реагируя на какие-нибудь известия, так как инвесторы на обоих рынках стремятся предсказать будущие неопределенные цены и курсы.
Одно дело - сказать, что на валютный курс влияют ожидания относительно его будущей динамики, другое - выяснить, чем определяются сами эти ожидания. Прогнозирование валютных курсов столь же ненадежно, сколь и другие типы прогнозов. Профессионалы, которые занимаются оценкой будущих курсов спот даже на следующий месяц, достигают лишь ненамного лучших результатов, чем наивный дилетант, и зарабатывают деньги на жизнь только потому, что при весьма небольшой спекулятивной марке у них велик объем операций. Если профессиональные инвесторы имеют лишь ограниченные возможности предсказания валютных курсов, то вряд ли и ученые-экономисты в своих кабинетах смогут получить лучшие результаты. Если бы мы могли предугадать движение курсов, то зарабатывали бы миллионы.

Однако и профессиональные инвесторы, и академические ученые обладают общим пониманием того, что формирует ожидания будущих курсов, даже если нет точной формулы для их определения. Опыт последних лет показывает, какие силы необходимо принимать во внимание при составлении прогнозов валютных курсов.
1. Ожидаемые изменения денежной массы. Перед покупкой валюты инвесторы, как правило, выясняют политику центрального банка страны этой валюты в отношении будущего роста денежной массы. Любые признаки быстрого роста денежной массы предвещают избыточное предложение валюты этой страны, что должно понизить ее цену. Финансовое сообщество чувствительно реагирует на заявления представителей центральных банков и на характер политического давления на центральные финансовые органы.

Именно поэтому представители центральных банков высказываются в таких сдержанных тонах.
2. Ожидаемая правительственная политика в отношении частных активов. Владельцы любой национальной валюты в наличной форме либо в форме финансовых ценных бумаг, приносящих доход, должны внимательно следить, не собирается ли государство ввести какие-либо ограничения или налоги в этом отношении. Политические течения в стране, предполагающие будущую конфискацию частной собственности, как правило, вызывают сброс валюты и падение ее курса на валютных рынках.

Угроза новых налогов на финансовые активы в этой валюте или введения валютных ограничений, блокирующих конвертируемость национальной денежной единицы в валюте других стран, приводит к аналогичному результату.
Хорошей иллюстрацией роли ожидания инвесторов является их бегство от французских франков весной 1981 г. Во время предвыборной кампании Франсуа Миттеран взял на себя обязательство провести реформы, уравнивающие доходы различных слоев населения. Французские владельцы крупной частной собственности были обеспокоены возможностью новых налогов и новыми валютными ограничениями. К началу выборов курс доллара к франку поднялся с 4,2 до 5,0 фр. фр.

Сразу же после того, как Миттеран выиграл выборы, опасения усилились: были введены валютные ограничения, запрещающие несанкционированные сделки по конверсии франков в другие валюты. (После этого франк продолжал падать, но более медленными темпами.) Предсказать, оценить количественные последствия таких политических действий довольно трудно, но о них нельзя забывать, перечисляя основные факторы, определяющие валютные курсы.
3. Последствия официальных интервенций на валютном рынке. Официальные органы сами могут проводить интервенции, покупать или продавать валюту с целью воздействия на валютный курс. Их интервенции в защиту слабеющей валюты, как правило, несколько укрепляют ее положение благодаря поглощению определенного количества ее избыточного предложения. Однако конечный результат интервенций зависит от реакции спекулянтов. Если они убеждены, что официальные органы действительно хотят и имеют резервы стабилизировать тот или иной валютный курс, то они сами будут способствовать поддержанию курса этой валюты.



Однако если заявление официальных органов выступить в поддержку слабой валюты выглядит как отчаянная попытка, не могущая изменить ход событий, то спекуляция против этой валюты только усилится. /Линдерт, стр. 299/

2.10. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС ИЛИ БАЛАНС ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ.
Валютные рынки чувствительны к официальным сообщениям о двух измерителях платежного баланса. Один измеритель - торговый баланс, нетто-соотношение экспорта и импорта страны. Состояние торгового баланса в большой степени характеризует экономическое положение данной страны.

Оно служит одним из важных показателей зависимости ее экономики от внешних рынков, от конъюнктуры, международной конкуренции.
Другой показатель - баланс расчетов по текущим операциям - представляет собой баланс экспортно-импортных расчетов как по товарам, так и услугам. Реакция валютного рынка на эти потоки имеет свою логику. Например, дефицит торгового или текущего баланса является сигналом того, что страна больше расходует денег за границей, чем получает.

Такое несоответствие приводит к тому, что больше национальной валюты попадает к иностранцам, в то время как потребность в ней падает и все больше иностранных владельцев этой валюты стремятся продать ее. Кроме того, торговый дефицит и дефицит текущих - показатели того, что происходит поворот к покупке товаров и услуг в иностранной валюте, и что все больше участников рынка предпочитают иметь (или расходовать) иностранную валюту. Рынок учитывает эту ситуацию, и часто после официальных сообщений о растущих дефицитах расчетов происходит падение курса валюты.

Однако не всегда дефициты внешних балансов, говорят о слабости валюты; предположим, что дефицит страны отражает желание иностранцев иметь больше данной валюты для международных операций, продавая стране больше товаров и услуг. В этом случае дефицит сопровождается увеличением курса национальной валюты, а не понижением. Именно это случилось во время повышения курса доллара в начале 80-х годов./Линдерт, стр. 300/
Таковы основные силы, определяющие движение валютных курсов.



3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ВАЛЮТНОГО КУРСА.

Существует рыночное и государственное регулирование величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны.

Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами.
К мерам государственного воздействия на величину валютного курса относятся:
валютные интервенции;
дисконтная политика;
протекционистские меры.
Важнейшим инструментом валютной политики государств являются валютные интервенции операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют.
Цель валютных интервенций изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка. Действие механизма валютных интервенций аналогично проведению товарных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту, а следовательно, увеличивается курс национальной валюты.

Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты.
Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов.
Официальные интервенции могут проводиться разными методами на биржах (публично) или на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным исполнением.
Для того чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо:
Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;
Доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального рынка;
Изменение фундаментальных экономических показателей, таких как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы и др.
Дисконтная политика это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала. В последние десятилетия ее значение для регулирования валютного курса постепенно уменьшается.



Содержание раздела