Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене.
Обоснованием валютной политики служит определенная теория, возведенная в ранг официальной догмы. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством- совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями- двухсторонними и многосторонними- между государствами по валютным проблемам.
Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование- регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное- с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка. Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например в ЕС, в региональных группировках развивающихся стран.
Валютная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным проблемам. Регулирование валютных отношений включает несколько уровней:
частные предприятия, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;
национальное государство ( министерство финансов, центральный банк, органы валютного контроля);
на межгосударственном уровне.
Органом межгосударственного регулирования является МВФ, а с середины 70-х годов стали также регулярные совещания на высшем уровне с ограниченным числом участников. С1993 года Россия также участвует в этих совещаниях.
Основные причины регулярных встреч на высшем уровне кроется в интернационализации хозяйственных связей, нестабильности и неравномерности экономического и политического развития стран, партнерстве, противоречиях. Постоянные консультации глав государств преследуют цель выработать единую экономическую и политическую стратегию.
Приведем небольшой пример из истории:
Капиталистические страны вступили во вторую Мировую Войну уже с расстроенными международными валютно-финансовыми связями. Многие из них ввели правительственный валютный контроль еще в период мирового экономического кризиса 1929-1933гг.
Объектом правительственного валютного контроля являлись все операции с иностранной валютой. В странах, где были введены валютные ограничения, запрещалось покупать и продавать без разрешения соответствующих органов валютного контроля иностранную валюту, вывозить или перевозить за границу национальные денежные знаки и иностранную валюту, золото, ценные бумаги. Иностранная валюта, полученная резидентами данной страны за экспортированный ими товар или оказанные иностранцам услуги, или в погашение других каких-либо обязательств, подлежала обязательной сдаче в обмен на национальную валюту казначейству, национальному банку или другому уполномоченному на это органу.
Импортер мог получить иностранную валюту для оплаты купленного им товара за границей только с разрешения соответствующего правительственного органа валютного контроля в национальном банке.
Одной из форм валютных ограничений, широко применяемых капиталистическими странами, являются количественные ограничения импорта и экспорта.
Валютные ограничения в экономике капиталистических государств и в отношениях между этими государствами выполняют двойственную, противоречивую роль.
С одной стороны, они служат двойственным средством выравнивания платежных балансов, поддержания курсов национальных валют и концентрации в руках государства золотых и валютных ресурсов. Так как валютный контроль ограничивает доступ иностранных товаров и капиталов на рынок данной страны, он защищает национальный рынок от экономической экспансии других государств, способствует росту национального производства.
С другой стороны, валютные ограничения способствуют развитию предприятий, не зависимых от импортного сырья и работающих на внутренний рынок. Однако вследствие того, что другие страны также их применяют, валютные ограничения служат существенным препятствием для проникновения монополий на рынки других стран.
Ниже приведена шкала процентных ставок, начисляемых МВФ с мая 1963 года.
Время поьзования крередитом |
Сумма кредитов в процентах и квоте |
||
от 0% до 50% |
от 51% до 100% |
от 100% и более |
|
до 3 месяцев |
проценты |
не |
взимаются |
от 3 до 6 мес. |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
от 6 мес. до 1г. |
2,0 |
2,0 |
2,5 |
от 1 до 1,5 лет |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
от 1,5 до 2 лет |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
от 2 до 2,5 лет |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
от 2,5 до 3 лет |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
от 3 до 3,5 лет |
4,0 |
4,5 |
5,0 |
от 3,5 до 4 лет |
4,5 |
5,0 |
-- |
от 4 до 4,5 лет |
5,0 |
-- |
-- |