d9e5a92d

ПЛЫШЕВСКИЙ Б. - Россия: в тисках депрессивной стабилизации

В денежно-кредитной политике:
- переориентация политики денежного предложения на оживление производственной сферы, привязка денежной эмиссии к пополнению оборотных средств предприятий через соответствующее целевое рефинансирование коммерческих банков;
- принятие мер по снижению процентных ставок до уровня, обеспечивающего возможности кредитования и инвестиций в развитие производственной сферы, при необходимости - создать механизмы льготного кредитования развития производства;

  • создание необходимых условий для оборота залоговых инструментов, включая товарные закладные.

Во внешней торговле:
- стимулирование экспорта, в том числе за счет резкого расширения практики предоставления государственных гарантий под экспортные кредиты;
- прекращение практики предоставления правительством льгот по уплате импортных пошлин, в том числе с ввозимых летательных аппаратов, других видов производимой в России техники, подакцизных товаров;

  • ужесточение контроля за качеством импортируемых товаров.

Переход к активной промышленной и научно-технической политике.
Промышленная политика должна включать в себя: определение приоритетов долгосрочного технико-экономического развития, обеспечение их реализации за счет использования государственных гарантий, осуществления государственных инвестиционных и научно-технических программ, подъема конкурентоспособности отечественных предприятий, выращивания национальных лидеров - локомотивов экономического роста, в том числе путем создания благоприятных условий для интеграции финансового капитала и промышленных предприятий.
Для этого необходимо обеспечить, с участием исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
Меры по сохранению научно-технического потенциала должны включать в себя:
- защиту государственных расходов на науку и стимулирование научно-технического прогресса от обесценения и сокращения, закрепление доли бюджетных расходов, направляемых в сферу НИОКР не ниже 3% ВВП;
- сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование затрат научно-исследовательских организаций на пользование информационными сетями и базами данных, импорт научной литературы;
- поддержание функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и опытных производств;

  • субсидирование затрат на защиту интеллектуальной собственности и поддержание прав на нее в России и за рубежом.

Существуют и другие способы разрешения бюджетного кризиса. Сценарий Черномырдина-Федорова-Ковальо (противники прозвали его политика контролируемой гиперинфляции). Суть заключается в том, что для погашения всех долгов и пополнения бюджета используется эмиссионный источник.

В результате рубль обесценивается в десятки, а лучше в сотни раз, все долги выплачиваются или девальвируются. После этого в дополнение к инфляционной валюте вводится альтернативная, устойчивая, или осуществляется привязка рубля к устойчивой иностранной валюте. Успех этого метода сомнителен: после августовского кризиса вряд ли кто-нибудь поверит новым денежным единицам государства.

Недостатки этого метода заметны: полная зависимость рубля от доллара дополнительные издержки для государства, а также возможность социального взрыва. Есть проекты выхода из кризиса с помощью возврата к командно-административным методам управления, жесткого контроля над ценами, заработной платой и другими сферами экономики. Но это больше политическая, программа, чем экономическая.

Аппарат, позволяющий государству распоряжаться экономикой, разрушен, и для его восстановления также потребуются средства и время.
Долгосрочными стратегическими задачами для экономики являются:

  1. Меры по исправлению диспаритетов цен и стабилизации ценовых пропорций, чтобы сделать финансирование реального сектора экономики более выгодным и не столь рискованным, чем краткосрочное кредитование посреднических операций на валютном рынке. Для этого должны использоваться налогово-дотационные и таможенные механизмы.
  2. В перспективе введение устойчивой параллельной валюты, роль которой сейчас исполняет доллар. Эта валюта должна заменить доллар как средство сбережения для банков, предприятий, населения. Необходимо ограничивать валютную спекуляцию.

Жестко контролируемое направление основной массы эмиссии на обслуживание текущего оборота в реальном секторе экономики, а сбережений и накоплений на инвестиции.
4. Заключение.
В нашей работе мы попытались раскрыть все намеченные раннее задачи. Нами была проанализирована необходимая литература по теме работы, раскрыто понятие экономического кризиса, выделили виды и причины кризиса, определены альтернативные пути выхода из кризиса в российской экономике, сформулированы концептуальные предложения.
Подводя итоги, можно сказать: экономические реформы в России имели успех по отдельным позициям, но провалились в целом. Подтверждение этому финансовый кризис августа 1998 года. За несколько недель положительные результаты экономических реформ были аннулированы.

Стабильность, которая считалась одним из важнейших достижений, означающих успех реформ, исчезла. Практически исчез и социальный символ реформ средний класс.

Инфляция, на борьбу с которой были направлены усилия, составила в сентябре около 40%, резко повысилась безработица.
Таким образом, основная задача реформ создать в России рыночную самостоятельно функционирующую экономику считаться выполненной не может. Существующая модель экономики, опирающаяся на пережитки плановой, элементы рыночной экономики и на криминальные структуры не может соответствовать требованиям большинства населения России.

Так 98 г. можно вполне определенно охарактеризовать по крайне мере как конец определенного этапа реформ, остается надеяться, что совершенные ошибки будут учтены и не повторятся в будущем.
Перед российской экономикой по-прежнему стоят проблемы, часть старых решена, большинство сохранились, возникли новые. Ожидает своего решения вопрос о создании эффективного собственника: земля подлежит купле-продаже только на территории Саратовской области, кто-то, получивший контроль над монополиями становится новым русским, но отнюдь не эффективным собственником. Как никогда остро стоит проблема теневой экономики и другие.

Все эти проблемы придется решать новой волне реформаторов. Остается рассчитывать на то, что, как это обычно бывает в России, старые ошибки не повторятся опять.
Кризис развеял слепую веру в то, что рынок сам по себе решит все проблемы, а монетаризм является единственно возможным способом реформирования народного хозяйства. Пока действовали созданные экономической политикой механизмы саморазрушения экономической и финансовой систем экономический рост был невозможен.

Крах финансовых пирамид, омертвивших значительную часть национального богатства, открывает возможности для кардинального изменения экономической политики.Сегодня в наших руках уникальный шанс - сформировать основы цивилизованной рыночной экономики России XXI века, в которой творческая свобода и предпринимательская инициатива граждан будет подкреплена и защищена разумной и взвешенной политикой государственного регулирования экономических процессов.
5. Список используемой литературы:

  1. А. Амосов. Инфляция и кризис: пути выхода. М.: Пресса,1997 г
  2. Абалкин Л. Роль государства и борьба с экономическими догмами// Экономист, 1998 9
  3. Дж.Д.Браун, Дж.С.Эрл (Стокгольмский институт переходной экономики) К вопросу об оценке программы приватизации предприятий в России.//Обзор экономики России выпуск 2 1999г.
  4. Итоги экономических реформ в России и план развития на 1999 2003 годы, доклад Правительства РФ, Вестник пресс-центра при правительстве РФ M.1998 г
  5. Куликов В. Уроки кризиса и задачи экономической политики.//Российский экономический журнал 1998 9-10
  6. Мау В. Политическая природа и уроки финансового кризиса // Вопросы экономики, 1998 11
  7. Морозов В. Анатомия кризиса-политика отсрочной инфляции.// Вопросы экономики, 1998 9
  8. Петраков Н.Я. Русская рулетка. Экономический эксперимент ценою 150 миллионов жизней М.98г.
  9. По материалам Аналитического вестника Иформационно- Аналитического Управления Aппарата Совета Федерации. M.1999г.
  10. Самсон И. Придёт ли Россия к рыночной экономике? Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований.//Вопросы экономики 1998 8
  11. Шмелёв Н. Кризис внутри кризиса//Вопросы экономики 1998 10
  12. Экономика переходного периода, Институт переходной экономики, M. 1997 г.
  13. Илларионов А. Как был организован российский финансовый кризис.//Вопросы экономики 1998 11-12

БОРИС ПЛЫШЕВСКИЙ -Россия: в тисках депрессивной стабилизации
доктор экономический наук,профессор Государственной академии управленияимени Серго Орджоникидзе
Переломный год в снижении уровня инфляции
Усиление инвестиционного кризиса
За чертой бедности остается не менее 1/5 населения
Налицо две главные тенденции- развитие некоторых признаков стабилизации экономики и жизненного уровня населения и одновременно сохранение в производстве и социальной сфере ряда кризисных процессов. Продолжалось формирование многоукладной рыночной экономики, в результате чего доля негосударственного сектора в создании ВВП увеличилась до 70%.

Вместе с тем расширение рыночных отношений, притормозив проявления кризиса в одних областях (прежде всего в области инфляции, доходов и покупательной способности населения), не смогло выправить положение в других сферах (инвестиционной, финансовом положении предприятий, на рынке труда).
Уровень деловой активности, выраженный динамикой ВВП как обобщающего показателя изменения объема производства товаров и услуг, снизился на 6% против 4% в 1995г. Глубина спада производства увеличилась на 2 процентных пункта, хотя в целом была значительно меньшей, чем в предшествующие годы, когда либерализация экономики осуществлялась особенно быстро.

Снижение производства имело место главным образом в первом полугодии, в третьем квартале его среднемесячные уровни стабилизировались, благодаря чему индексы ВВП и продукции промышленности за год мало отличаются от их величин в январе- июне.
Менее удовлетворительны показатели инвестиционной деятельности. Капитальные вложения за счет всех источников финансирования в январе- ноябре 1996г. уменьшились на 18% против 13%-ного снижения за тот же период 1995г., что свидетельствует об усилении инвестиционного кризиса. Последний по-прежнему остается более глубоким, чем кризисное сокращение годовых объемов производства.



Уменьшение инвестиций опережало снижение производства ВВП в 3 раза.
Замедление инфляции стало решающим фактором финансовой стабилизации, которая проявилась в первую очередь в достижении большей устойчивости покупательной способности рубля. Это обстоятельство существенно изменило всю конъюнктуру рынка.

Заметно снизились инфляционные ожидания, прежде всего со стороны населения, которое стало меньше опасаться обесценения своих доходов и сбережений. Вместе с тем замедление инфляции осложнило решение других задач финансовой стабилизации как на макроуровне в части обеспечения сбалансированности госбюджета, так и непосредственно в производстве, на уровне предприятий.
В первые годы реформ инфляция во многом способствовала увеличению доходов бюджета и относительному сокращению размеров его дефицита. В условиях замедления роста цен предприятиям стало гораздо труднее рассчитываться с поставщиками, выплачивать налоги и осуществлять другие обязательные платежи
Все это вызвало увеличение бюджетного дефицита по отношению к ВВП как в сравнении с 1995г., так и показателями, утвержденными законом о госбюджете на 1996г. Дефицит федерального бюджета был определен на уровне 3,85% ВВП и в основном выдерживался правительством на протяжении всего года.
Таблица 1

Основные показатели 1996 г., % к аналогичному периоду предыдущего года
Показатель 1996 г. 1995 г.
январь - ноябрь январь - июнь
Производство ВВП 94 85 96
Инвестиции 82 86 90
Индекс потребительских цен (к декабрю 1995 г.) 120,1 115,5 231
Дефицит консолидированного бюджета, % к ВВП 4,7 5,6 3,3
Просроченная кредиторская задолженность, % к ВВП (на конец периода) 24,7 ... 14,8
Розничный товарооборот 96 98 93
Реальные располагаемые денежные доходы населения 99 100 87
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума 88 79 110
Общая численность безработных 111 111 111

Источник: данные Государственного комитета РФ по статистике.
В финансовые проблемы достигли такой остроты, что все попытки отложить их решение стали невозможными. Правительство было поставлено перед необходимостью принятия болезненных мер в этой области.
Ухудшение финансового положения предприятий, подтверждая усиление влияния рыночных регуляторов со стороны спроса, объясняет также причины неодинакового снижения объемов производства по отраслям.
В сельском хозяйстве 1996г. закончился с меньшим снижением производства продукции, чем предыдущий
В строительстве наряду с дальнейшим уменьшением ввода основных фондов и производственных мощностей сократилось строительство жилья.
Единственным сектором экономики, закончившим год с увеличением масштабов своей деятельности, был внешнеэкономический.
В структуре экспорта основное место занимали товары топливно-сырьевой группы, а в структуре импорта- товары потребительского назначения.
Таблица 2

Динамика производства по отраслям, % к аналогичному периоду предыдущего года
Отрасли экономики 1996 г. 1995 г.
январь-ноябрь январь-июнь
Промышленность в целом 95 96 96
в том числе крупные и средние предприятия 92 93 96
из них:
добывающие
обрабатывающие
95
90
97
92
98
98
Отрасли промышленности
электроэнергетика
топливная
черная металлургия
цветная металлургия
химическая и нефтехимическая
машиностроение
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
стройматериалов
легкая
пищевая
99
97
96
94
88
88
79 75
72
91
101
98
97
97
88
86
84 75
74
95
97
98
109
100
111
96
96 93
70
91
Сельское хозяйство 93 93 92
Объем подрядных работ в строительстве 88 89 89

Источник: данные Государственного комитета РФ по статистике.
***
Таким образом, в 1996г. Россия так и не вышла из противоречий депрессивной стабилизации, тенденции которой проявлялись в той или иной степени с начала 1995г.

Главные положительные результаты- снижение инфляции, относительная стабилизация конечного потребительского спроса населения, приостановка во втором полугодии сокращения объемов производства. К числу негативных явлений относятся падение инвестиционной деятельности, дальнейшее ослабление материально-технической базы и производственного потенциала страны, медленная структурная перестройка производства, а также обострение финансового кризиса в реальной сфере экономики.
Таблица 3

Динамика заработной платы и пенсий,
% к аналогичному периоду предыдущего года
1996 г. 1995 г.
январь- октябрь январь- июнь
Заработная плата
номинальная
реальная
166
108
187
108
210
72
Средний размер назначенных пенсий
номинальной
реальной
167
108
185
107
242
81
Стоимость прожиточного минимума 146 161 305

Источник: данные Государственного комитета РФ по статистике.
На основе этого можно очертить круг проблем, которые переходят на 1997г.:
активизация инвестиционной деятельности и обеспечение подъема экономики, переход от депрессии к расширенному воспроизводству;
упрочнение финансовой стабилизации- дополнение низкой инфляции (11% за год) оздоровлением финансового состояния предприятий при соблюдении намеченных размеров дефицита федерального бюджета (3,6% к ВВП);
достижение роста покупательной способности (реальных доходов) населения при сокращении масштабов бедности (численности населения с доходами ниже прожиточного минимума) и степени дифференциации доходов, усиление социальной направленности реформ, продолжение их в интересах основной массы населения. ИНТЕРВЬЮ

  1. Альтернативы экономического развития России в ХХI в.

Среди многих предсказаний социально-экономического будущего России выделяются два противоположных: одни полагают, что Россия неудержимо катится в разряд стран "третьего мира" и будет долго там прозябать. Другие уверяют, что можно преодолеть трудности развала, обеспечить подъем и сохранить титул "третьего Рима".

Кто ближе к истине?
Будущее России во многом зависит от сценария, по которому пойдет развитие всего человеческого сообщества. Лично я предвижу три сценария очень плохой, плохой и неизбежный.
Есть основания утверждать: третье тысячелетие человечество встретит триумфальными достижениями научно-технической революции, для которой богатым стал и ХХ в., с середины которого началось освоение космического пространства.
На этом фоне проявилась теоретическая и практическая несостоятельность современных социально-экономических систем. Общественно-экономические отношения находятся в противоречии с достижениями науки и техники, что тормозит эффективное развитие новых производительных сил для повышения благосостояния людей.

Более того, эти достижения используются ограниченным кругом людей ради упрочения власти и беспредельного обогащения, во вред абсолютному большинству населения, что является подтверждением слов Макса Вебера: "Цивилизованная дикость самая худшая из всех дикостей".
"Цивилизованная дикость" привела человечество на грань ядерной катастрофы. Накоплено столько ядерного оружия, что можно многократно разрушить планету.

Это самый плохой сценарий.
А каков второй сценарий развития нового века?
Он возможен только в случае предотвращения "горячей" третьей мировой войны. Давайте исходить из того, что в конечном счете цивилизация восторжествует над дикостью и ядерная катастрофа будет предотвращена. Тогда человечеству, по моим прогнозам, неизбежно предстоит пережить мировой финансово-экономический кризис, на фоне которого кризис 19291933 гг. покажется детской шалостью. О его неотвратимости справедливо предупреждают многие экономисты.

В этом отношении заслуживает серьезного внимания международная конференция на тему: "Россия, США и глобальный финансовой кризис", которая проходила в Москве в 1996 г. В докладе Л.Ларуша (США) говорилось: "Проводимая ныне крупнейшими державами Запада и руководством МВФ экономическая политика обречена на неминуемый и близкий крах, а народам мира она сулит одни страдания".
А нельзя предотвратить острый кризис, так же как и ядерную катастрофу?
Это, по моему мнению, исключено. Ликвидация угрозы ядерной войны зависит от воли и сознания людей, а финансово-экономический кризис будет результатом игнорирования объективных экономических законов.

В 1526 г. в "Трактате о чеканке монет" Николай Коперник писал: "Как не многочисленны бедствия, в результате которых королевства, княжества и республики идут к упадку, самыми сильными, по-моему, являются четыре: раздоры, смертность, неурожайность, обесценение монеты.

Перспективы развития управления российской экономикой в огромной степени зависят от выбора конкретного пути экономического и всего общественного развития. Мысли и позиции по этой проблеме, как и об альтернативах развития всего человечества, высказал известный российский экономист, автор многих проблемных книг и статей,
в том числе и в нашем журнале, заведующий кафедрой экономической теории Академии труда
и социальных отношений, доктор экономических наук ДМИТРИЙ ВАЛОВОЙ,
с которым беседовал консультант журнала профессор Вадим Семенов.

Первые три так очевидны, что их все сознают, четвертое же, то есть обесценение монеты, познается только немногими и лишь глубоко рассуждающими, потому что оно порождает и разрушает государства не сразу и бурно, а медленно и скрыто.
В этой связи обратим внимание, что за рубежом США ныне "вращается" более 400 млрд долл., что в 2 раза больше, чем внутри Соединенных Штатов.
Однако Вы не будете отрицать, что в США огромные золотые запасы и еще гораздо больше другого богатства?
Золотые запасы США на начало 1999 г. составляют 262 млн тройских унций (1 унция 279 долл.). Это значит, что стоимость золотого запаса составляет 245,3 млрд долл. Но если такая масса золота с наступлением финансового краха будет брошена на рынок, то его цена упадет минимум в 3 раза. Но допустим она сохранится.

Тогда добавим к этой сумме валютные резервы США 58,9 млрд долл. и получим 304,2 млрд долл., что далеко не покрывает "гуляющие" по свету доллары. К этим не покрытым золотом и валютными резервами примерно 150 млрд долл. надо добавить такие "мелочи", как 7,4 трлн долл. внутреннего долга США и примерно 210 млрд долл. ежегодного дефицита платежного баланса. Вот где истоки грандиозной мировой пирамиды.

На ее фоне российская пирамида ГКО, рухнувшая 17 августа 1998 г. это мелкая монета по сравнению с пачками солидных купюр.
Крах мировой долларовой пирамиды обусловлен объективными экономическими законами, а его сроки могут изменяться рядом субъективных факторов: одни могут его ускорять, а другие, наоборот, отодвигать. Но чем грандиознее пирамида, тем больше будет жертв и внушительнее масштабы ущерба.
А каков третий сценарий перспективный?
Третий сценарий это равноправное международное сотрудничество на региональном и межрегиональном уровнях с учетом опыта международной интеграции. Такая возможность нам представляется на базе новой научно обоснованной экономической системы, которая должна в основном исключить обогащение за счет мошенничества и спекуляции.
А каково место России в этих сценариях?
О первом лучше не говорить, так как при его осуществлении Россия будет в первом ряду ядерной атаки. Во втором сценарии у нее есть выбор.

Если Россия будет привязана к доллару, то будущее ее печально.
России необходимо встать на конституционный путь развития. Я имею ввиду 7ст. действующей Конституции, которая гласит: "Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Вместо этого мы построили буржуазное государство, которое имело место в давние времена лишь на "диком Западе". Если Россия будет придерживаться нынешнего социально-экономического курса, то она прочно и надолго закрепиться на задворках стран "третьего мира".

По производству валового внутреннего продукта на душу населения мы ныне отброшены с первой мировой десятки во вторую сотню и продолжаем спускаться все ниже и ниже.
Но в России пока еще имеется огромный потенциал для сохранения статуса "третьего Рима" и достойного места среди великих держав. Используя многовековой опыт самодержавной России и все позитивное, что было в практике Советского Союза, наша страна может и должна встать на путь построения социального государства, тем более, что экономическая наука накопила для этого большие наработки.

Они могут быть основой для смены нынешней преднаучной экономической системы, целью которой является обогащение, научной социально-экономической системой, направленной на удовлетворение потребностей людей.



Содержание раздела