Принимая во внимание их успех, легко забыть, что некоторые экономисты предупреждали об экспортной зависимости. Они были уверены, что бедные страны не извлекут особой пользы от выхода на мировой рынок.
Если бы они попытались расширить свой экспорт, они стали бы мешать друг другу, что повлекло бы к снижению цен на их товары.
Финансовый кризис прошлых девяти месяцев порождает новый экспортный фатализм в умах некоторых экономистов. Даже после того, как глобальная экономика показывает признаки восстановления, развивающиеся страны могут найти, что сейчас тяжелее следовать политике экспортного роста, которая так хорошо послужила таким странам, как Южная Корея.
Согласно этой стратегии, иногда называемой экспортным фетишизмом, страны стимулируют продажи за границей, часто, удерживая низкий курс своих валют. Некоторые сберегают доходы в валютных резервах, вместо того, чтобы тратить их на импорт. Эта стратегия является одной из причин, почему профицит текущего счета развивающихся стран превысил в 2008 году 700 млрд.$, согласно данным Международного валютного фонда.
В прошлом, эти профициты возмещались американскими дефицитами. Но Соединенные Штаты сейчас могут пересмотреть условия сделки.
Этот дисбаланс, посредством которого иностранцы продают свои товары Соединенным Штатам в обмен на их активы, стал одной из потенциальных причин разразившегося финансового кризиса.
Если эта глобальная сделка действительно перестанет действовать, как должны реагировать развивающиеся страны? В своем новом исследовании Дэни Родрик из Гарвардского университета делает новое предположение.
Он утверждает, что развивающиеся страны должны продолжить продвигать ориентацию на экспорт, но не стимулировать экспорт как таковой. Это звучит абсурдно, но только на первый взгляд. Экспортная ориентация предполагает выпуск товаров, которые могут быть проданы за границей, но при этом, не должно быть зависимости от экспорта.
Рекомендованная Дэни Родриком политика позволила бы странам выпускать больше конкурентоспособных товаров, не продавая их в таком количестве за границей.
Страны растут, перемещая труд и инвестиции от традиционных сфер экономики, где производительность испытывает стагнацию, в новые отрасли промышленности, чтобы ассимилировать лучшие технологии. Эти новые сферы промышленности обычно делают экспортно-ориентированные товары, вроде хлопкового текстиля или игрушек.
Но независимо от того, в чем убеждены приверженности экспорта, в самом акте экспорта как таковом нет ничего особенного. Например, компаниям нет необходимости рисковать за границей, чтобы почувствовать острие международной конкуренции.
Если их продукция может продаваться за границей, то пусть конкурируют с иностранными производителями у себя дома.
По мере того, как страны промышленно развиваются и диверсифицируют свою экономику, их экспорт растет, что иногда приводит к торговому профициту. Эти вещи обычно идут бок о бок.
Но в статистической гонке между тремя событиями - индустриализация, экспорт и торговый профицит, Дэни Родрик считает, что именно рост конкурентоспособных промышленных товаров, как доля валового внутреннего продукта, оказывает наибольшее влияние.
Возникает вопрос, как можно стимулировать выпуск экспортно-ориентированных товаров, не стимулируя экспорт? Дешевая валюта не будет способствовать достижению этой цели.
Она может служить своеобразной субсидией для экспорта, но также и действует в виде дополнительного налога на импорт. Это стимулирует производство востребованных товаров, но препятствует их потреблению - что объясняет, почему производители ищут покупателей за границей.
Действительно, монетарные власти должны позволить курсу национальной валюты усиливаться естественным образом, устраняя любые торговые профи-циты. Более сильная валюта благоприятствовала бы отраслям промышленности некоторых иностранных потребителей.
Но эти компании все еще добивались бы большего успеха, чем при политике невмешательства.
Возвращение культа карго
Дэни Родрик предлагает решение сложной проблемы: как полиси-мейкеры могут восстановить стратегии роста предкризисной эры, без восстановления торговых дисбалансов, которые их сопровождали. Но действительно ли его решение столь же рационально, как звучит?
Начнем с теории. Дэни Родрик утверждает, что нет ничего особенного в экспорте.
Вероятно, он прав. Но его статистическое исследование, вряд ли, является окончательным словом, учитывая трудности в распутывании взаимосвязей всех включаемых переменных.
Модель Родрика также учитывает единственный востребованный товар. В его теории, страны продают тот же самый товар дома, что прежде продавали иностранцам. В более сложной модели, иностранные и местные вкусы отличаются.
Китай, например, делал большинство мобильных телефонов третьего поколения в мире, прежде чем 3 G-телефония стала доступна внутренним потребителям. Компании в бедных странах могут многому научиться, обслуживая более богатых клиентов за границей.
Что касается практики, то субсидии, как известно, часто приводят к ошибкам и злоупотреблениям. Даже перед кризисом, Дэни Родрик готов был реабилитировать промышленную политику в глазах многих экономистов, которые сомневались относительно способности правительств выбрать лучших из лучших, а не помогать вместо этого дружественным корпорациям.
В этом случае, дешевая валюта часто видится как наименее дискредитирующая форма промышленной политики, потому что приносит пользу экспортерам в целом, не делая преференций какой-либо отрасли промышленности или компании.
Конечно, идеи Дэни Родрика могут оказаться востребованы в будущем, которое несколько дальше, чем можно было бы представить. Американских чиновников, безусловно, беспокоит торговый дефицит страны. Но они намного сильнее обеспокоены безработицей.
Сейчас большинство их усилий направлено на восстановление спроса, что будет способствовать расширению торгового дефицита, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Также американское правительство, независимо от своей публичной риторики, сейчас в большей степени, чем когда-либо прежде, стремится продавать свои ценные бумаги центральным банкам развивающихся стран, которые все еще готовы их покупать.
Культ экспорта, кажется, обречен продолжиться.