d9e5a92d

Мир вошел в эпоху глобальной дезинтеграции.


Еще более важным является то обстоятельство, что специализация различных стран в выпуске различных товаров и обмен между ними дают возможность всем странам, большим и малым, получать больше разнообразных товаров и услуг, чем, если бы они пытались производить все самостоятельно. Это привело к созданию системы глобального в масштабе всего Земного шара международного разделения труда. Начиная с середины ХIХ века, история мировой экономики характеризуется борьбой с протекционизмом за свободу международной торговли.


  • Мировая экономика в ХХ веке.



    1. Pax Britannica (1846-1914).


    Большинство историков датирует появление по-настоящему глобальной экономики сороковыми годами XIX в., когда железные дороги и пароходы снизили транспортные издержки настолько, что крупномасштабные поставки основной части товаров на дальние расстояния стали возможны и экономически оправданы. Первая глобальная интеграция выросла из промышленной революции, в результате которой была создана первая в истории фабрично-заводская индустрия. Превращение Англии в "мастерскую мира" привело к коренному изменению ее внешнеторговой политики.

    Индустриализация настолько укрепила английскую экономику, что система покровительственных пошлин потеряла значение. По уровню промышленного развития Англия значительно превосходила другие государства и не нуждалась в защите от их конкуренции. С ростом финансовых ресурсов потребность в таможенных тарифах отпала. Начиная с 1846г.

    Великобритания отказалась от политики протекционизма - началась эпоха "свободной торговли". По принципу ”взаимного благоприятствования” в 60-х годах XIX века. Англия заключила двусторонние договоры с Францией, Бельгией, Италией, Австрией, Швецией, Таможенным союзом германских государств. Ко второй половине XIX в. была создана необходимая для глобальной экономики транспортная, информационная и финансовая инфраструктура.

    С 1838г. пароходное сообщение между Европой и Америкой стало регулярным. В 40-50-е годы началось строительство больших океанских пароходов. В 1869г. был открыт Суэцкий канал.

    Уже в 1866г. можно было отправить за рубеж телеграмму. С середины XIX в. и до начала первой мировой войны в сфере международных экономических отношений преобладал мировой порядок, основанный на валютно-финансовых соглашениях, базирующихся на так называемом "золотом стандарте". В середине прошлого века Великобритания экспортировала более 1/3 производимых ею продуктов.
    На основе этих процессов бурно развивалась система международного разделения труда. Эта система повсеместно вторгалось в старый хозяйственный уклад, вытесняла и реформировала его. Во многих странах создавались новые отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а сырье, привозимое из самых отдаленных областей Земного шара. Эти отрасли вырабатывали продукты, потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света.

    В этот процесс были вовлечены не только страны европейского континента, такие как Франция, Германия, Россия и др., но и страны всех других континентов. Интересно, что именно в это время вводится обязательная маркировка товаров, широко известная и в наше время : "Сделано в...".
    В последней четверти XIX в. наряду с вывозом товаров большое значение приобрела новая форма международных экономических связей - вывоз капитала. Суть этого процесса состоит в том, что фирмы одних, в первую очередь наиболее развитых стран, вкладывают свои средства в строительство в других странах промышленных предприятий, дорог, каналов, средств связи и тд. Переливы капитала из страны в страну превратились в один из главных факторов развития мирового хозяйства. Британия ежегодно вкладывала до 40% своих сбережений в зарубежных странах.

    В последней трети XIX века национальный доход Англии вырос в три раза, а доходы от вложений за рубежом в 9 раз. Аналогичный процесс наблюдался во Франции. Вывоз капитала в значительной степени превышал экспорт товаров.

    Из-за большей прибыльности заграничных инвестиций и ценных бумаг, во Франции 1870-1914 годов темпы вывоза капитала значительно превышали темпы роста промышленного производства: если за этот период объём промышленного производства увеличился в 3 раза, то экспорт капитала в 6 раз. К началу Первой мировой войны объём вывезенного за рубеж капитала в 1,6 раз превышал общую сумму вложений в промышленность Франции.


    С 90-х годов XIX века началась эпоха интенсивного прилива иностранного капитала в экономику России. Перед первой мировой войной около трети акционерного капитала в России принадлежало иностранцам. В российских коммерческих банках доля иностранного капитала составляла 30% - 40%. Благодаря деятельности международных фирм Россия стала частью системы международного разделения труда. "Зингер" производил в России швейные машины, равно как и в Канаде, Шотландии и Австрии, "Сименс" и "Эрикссон" - телефонные аппараты, работали металлические заводы Гужона и Бромлея и т.д.

    На французские деньги были построены Транссибирская железнодорожная магистраль, питерский, киевский, одесский трамваи и т.п.
    Это время было эпохой бурного развития Соединенных Штатов Америки. США в значительной степени "строились" на иностранные деньги. Целые отрасли экономики США находились под контролем иностранного капитала: например, немцам принадлежала практически вся фармацевтическая промышленность.
    Происходящие процессы привели к созданию крупных международных монополистических групп и объединений. Но в то же время эти же процессы приводили и к соперничеству различных монополистических союзов и стран, к конкурентной борьбе за сферы влияния, за рынки сбыта. Тем более важно было то, что существование системы широких связей между различными странами приводило к тому, что любой конфликт где-либо на планете неминуемо должен был перерасти в конфликт мирового масштаба, в мировую войну. Это и произошло в 1914 году - началась Первая мировая война, вызвавшая радикальные изменения в мире и полностью изменившая и политическую, и экономическую карту Земного шара.

    Мир вошел в эпоху глобальной дезинтеграции.



      1. Глобальная дезинтеграция (1914-1945г.).


      В августе 1914 года началась Первая мировая война. Непосредственной причиной этого послужили противоречия между Австрией-Венгрией и Сербией по вопросу национальных прав сербского народа. 28 июня 1914 года в сербском городе Сараево был убит местным националистом эрцгерцог Франц-Фердинанд. После этого Австро-Венгрия объявила войну Сербии.

      Вслед за этим мир раскололся на два огромных враждующих лагеря: с одной стороны Германия, Австро-Венгрия и Турция, а с другой Россия, вся Британская империя, Франция, Италия.
      С началом военных действий и с введением ограничений, свойственных военному времени, начался развал системы свободной торговли. Так август 1914-го положил начало новой эпохе - глобальной дезинтеграции. Сразу же резко выросли размеры импортных пошлин.

      В Канаде они выросли вдвое, в Великобритании - в полтора раза. В 1915 году Великобританией был введён 33.3%-ный тариф на ввозимые в страну автомобили. Торговля между странами, входящими в противоположенные блоки, была практически прекращена. Усилились тенденции к созданию замкнутых национальных экономик.

      Прекращение импорта чилийской селитры в Германию обусловило создание в ней новой отрасли - промышленности связанного азота. Тогда же были предприняты первые попытки по организации производства искусственного каучука. Если в довоенное время на мировом угольном рынке господствовала Великобритания, то за время прошедшее с начала войны, ряд стран, таких как Индия, Южная Африка, Австралия наладили разработку каменного угля в собственных месторождениях.

      По итогам войны Германия потеряла вложенные за границей капиталы, Франция утратила роль международного ростовщика: половина её заграничных инвестиций была утеряна в связи с революцией в России. Часть зарубежных предприятий, в которые были вложены французские деньги, продали для оплаты военных долгов.
      Восстановление международной торговли в послевоенные годы затруднялось усилившимся протекционизмом и нестабильностью мировой валютной системы: на всём протяжении 20-х годов таможенные тарифы росли. Торговля в Европе после войны уменьшилась в несколько раз. США, достигнув к 1913 году такого же доминирующего положения, что и Великобритания к началу “эры свободной торговли”, провели снижение импортных пошлин до самого низкого в истории страны уровня.

      Однако "фритрейдерство " не возродилось. Кризис 1920-1921 годов заставил вернуться к прежней практике протекционизма. К концу 20-х годов уровень международной торговли на четверть, а зарубежного инвестирования в 3 раза был ниже, чем перед войной.
      С окончанием эпохи открытых границ завершились беспрецедентные по масштабам глобальные миграции рабочей силы - главным образом из Европы в Северную Америку. За 1870-1914 годы в США въехало около 30 миллионов человек. После Первой мировой войны США резко ограничили приток переселенцев, введя иммиграционные квоты.
      Кризис 1929 года и Великая депрессия нанесли сокрушительный удар по системе международного разделения труда. Летом 1930 года США резко повысили уровень импортных пошлин - в среднем с 38% до 60%. Их примеру последовали практически все участники мировой торговли.

      С начала 30-х годов во внешней торговле получили распространение нетарифные барьеры. Откровенно изоляционистский характер носили рекламные кампании под лозунгами "Покупайте только английское!", " Покупайте только французское!", " Покупайте только американское!". Между 1929 и 1932 годами международная торговля сократилась более чем на 40%, в то время как мировое производство - только на 20%.

      К 1938 году степень вовлечённости индустриально развитых стран в систему международного разделения труда понизилась более чем вдвое по сравнению с 1913 годом.



      Содержание раздела