информация здесь         d9e5a92d

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА - ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Для того чтобы лучше понять современные проблемы взаимоотношения людей с окружающей средой, целесообразно оглянуться в прошлое и проследить, как складывались эти взаимоотношения на разных этапах развития общества.
Первые попытки научного описания и обоснования процесса развития взаимоотношений между природой и человеком были предприняты еще в эпоху античности (Анаксимандр, Эмпедокл, Лукреций и др.). Однако попытки эти отличались умозрительностью.

Настоящий прорыв в изучении этого вопроса произошел во второй половине XIX - начале XX вв., когда выдающиеся археологические открытия (Г. Шаафгаузен, Л.Ларте, Э.Дюбуа, Р.Дарт, Дж. Э. Льюис и др.) позволили существенно расширить и уточнить научные представления о происхождении и развитии человеческого рода, а накопление эмпирического материала заложило основы эволюционной (Т. Гексли, Ч.Дарвин, Э. Геккель и др.) и историко-культурной (Л.Морган, Э.Б.Тайлор, Дж.

Дж. Фрэзер, Л.Леви-Брюль и др.) антропологии.
В современной отечественной литературе по социальной экологии и экологии человека можно встретить несколько подходов к построению исторической периодизации процесса изменения взаимоотношений между природой и обществом. Все они отличаются тем, что, строясь по различным основаниям, высвечивают преимущественно какой-либо один (реже - несколько) аспект развития этих отношений.

Нам представляется наиболее обоснованным подход, предложенный Б.Б.Прохоровым, в соответствии с которым взаимодействия человека с природной средой должны рассматриваться через призму его хозяйственной деятельности. С этой точки зрения первостепенное значение для построения периодизации процесса становления взаимоотношений людей и природы имеет изучение хозяйственно-культурных типов человеческого общества.
Основываясь на представлении о хозяйственно-культурном типе как системообразующем факторе во взаимоотношениях природы и общества, мы сочли возможным выделить четыре эпохи (этапа) становления отношений между ними.
1. Эпоха охотничье-собирательской культуры.
2. Эпоха аграрной культуры.
3. Эпоха индустриального общества.
4. Постиндустриальная эпоха.
Теперь более подробно рассмотрим каждый из выделенных этапов. Для облегчения ориентировки в терминах, обозначающих различные геологические и археологические эпохи, предлагаем воспользоваться таблицей 2.
Таблица 2
Этапы развития взаимоотношений между природой и обществом

ОХОТНИЧЬЕ-СОБИРАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА

Новейшие исследования антропологов позволяют оценить возраст наиболее древнего представителя человеческого рода (Homo habilis - человек умелый) в 2 млн лет. Примерно 200 тыс. лет назад сформировался вид Homo sapiens. Около 10-15 тыс. лет назад человечество расселилось по всему ареалу своего современного обитания. Общая численность населения Земли к началу мезолита (около 10 тыс. лет назад) достигла 3-5 млн человек.

Средняя плотность населения в этот период составляла 0,05 чел/км2.
Палеолитические, мезолитические и ранненеолитические поселения людей имеют культурные слои, свидетельствующие о недолговременном существовании и о немногочисленности их обитателей, ведущих полуоседлый образ жизни. Величина групп первобытных людей достигала, как правило, 20-25 человек.

Каждая такая группа, по утверждению Б. Б. Прохорова, занимала обширную площадь, в пределах которой вела экстенсивное хозяйство. Иногда, по-видимому, в наиболее суровые месяцы года, несколько групп собирались вместе для того, чтобы пережить тяжелое время.
Основу существования человеческого общества на всем протяжении палеолита составляла охота на крупных животных, сопровождавшаяся собирательством. Один из наиболее ранних способов ведения хозяйства в истории человечества складывался из охоты на медведя, крупных копытных (дикая лошадь, косуля, олень, тур, бизон, мускусный бык и др.) и хоботных животных (мамонт, мастодонт), рыбной ловли, добычи водоплавающей дичи, сбора насекомых и их личинок, улиток, съедобных моллюсков, растительной пищи (ягод, плодов, желудей, корневищ, лесных орехов, дикого риса и т. д.).
По мнению В.П.Алексеева, охотничье хозяйство палеолита складывалось из двух форм охоты - скрадывания, позволявшего регулировать поступление пищи по мере необходимости, и загона, при котором добыча значительно превышала возможности потребления.
Палеолитический человек первоначально, по-видимому, за редким исключением, не нуждался в загонной охоте. Он скрадывал (отбивал от стада) добычу и убивал ровно столько, сколько было необходимо для обеспечения нормального питания членов группы. Однако по мере роста численности племени люди нуждались во все большем количестве пищи.

Возможно, стремясь сэкономить время и силы, затрачиваемые на поимку отдельных животных, первобытные люди стали склоняться к преимущественному использованию загонного способа охоты.
Загонная охота, наподобие современных хищнических способов лова рыбы, приводила к гибели большого числа животных, которые не могли быть все использованы в пищу. С этим обстоятельством многие исследователи связывают факт вымирания крупных млекопитающих в конце плейстоцена. В.П.Алексеев отмечает, что подавляющее большинство специалистов рассматривают его исключительно как следствие антропогенной деятельности человечества. Несмотря на то что в пользу этой точки зрения высказываются многочисленные аргументы, представляется, что для столь категоричного утверждения все же недостает оснований.

При анализе причин вымирания крупных млекопитающих в конце плейстоцена необходимо учитывать всю совокупность факторов, определявших способность животных обеспечивать свое существование в рассматриваемый период. В частности, нельзя не учитывать то, что их исчезновение совпало со временем вюрмского оледенения, когда многие виды, гонимые наступавшим ледником, вынуждены были мигрировать на огромные расстояния в поисках пищи. Сталкиваясь с нехваткой пищи, оказываясь в непривычных для себя условиях существования, а иногда и не имея возможности отступления от надвигавшегося ледника, низких температур, из-за естественных препятствий (крупные реки, горные гряды), значительная часть животных, по-видимому, погибала от голода и переохлаждения. Другая становилась легкой добычей первобытных охотников.

С этой точки зрения правильнее говорить не об уничтожении человеком крупных млекопитающих, а лишь о его причастности к их исчезновению.
Примерно 10-12 тыс. лет назад началось отступление ледника, вследствие чего многие животные, на которых охотился человек, снова поменяли места обитания, изменили образ жизни или вымерли. В результате к концу плейстоцена (по археологической периодизации - палеолита) человечество столкнулось с резко выраженным разреживанием, а затем и исчезновением тех видов животных, которые на протяжении многих тысячелетий служили ему пищей.

В.П.Алексеев связывает такое развитие событий с наступлением первого в истории человечества экологического кризиса.
Важнейшим фактором отделения человека от генеральной линии эволюции животных видов стал переход к систематическому использованию орудий в целях освоения окружающего мира. Первыми орудиями были, как полагают, обломки костей и палки, применяемые для добывания пищи и защиты от опасных хищников, а также подносы из коры, предназначавшиеся для сбора пищи.

Ими пользовались еще предки человека - австралопитеки, жившие 4-2,5 млн лет назад. Они же незадолго до появления первых людей начали изготовлять каменные орудия.

С тех пор, вплоть до рубежа 5 тыс. лет назад, камень доминировал как материал орудий труда.
Для производства первых каменных орудий использовались естественные материалы - кремень, кварцит, горный хрусталь, вулканическая лава. Ударяя камень о камень, первобытный человек создавал острые орудия - рубило (чоппер), используемое для резки мяса и раскалывания костей; скребло, применявшееся при обработке шкур убитых животных; каменный молоток и др.

Постепенно техника изготовления орудий совершенствовалась. Так, неандертальский человек (200-30 тыс. лет назад) помимо названных предметов умел изготовлять каменные ножи, пилки, сверла, остроконечники для стрел и копий.
Около 1,9 млн лет назад люди стали строить первые жилища -хижины-шалаши, каркас которых составляли ветки и длинные кости убитых животных, накрытые настилом из травы и листьев. Подобные сооружения были призваны защитить первобытного человека от ветра, дождя, снега.
Важнейшее экологическое различие между людьми и другими видами животных состояло в использовании огня. Около 300 лет человек начал использовать огонь, возникающий от молний, самовозгорания торфа и других причин, а уже около 150 тыс. лет назад люди научились добывать его самостоятельно.
Огонь представлял собой еще один - экстрасоматический - источник энергии, дополнявший энергию, потребляемую через пищу и необходимую для поддержания обмена веществ. Его использование сделало человека менее зависимым от климатических изменений, а также позволило за счет термической обработки существенно повысить потребительские свойства потребляемой пищи.
Уже в верхнем палеолите использование огня в хозяйственных целях и рост числа жителей Земли привели к увеличению энергопотребления на планете по сравнению с начальным этапом становления человечества в 100 раз. По мнению Б. Б. Прохорова, сам по себе подобный энергетический баланс первобытного общества охотников-собирателей не мог нанести существенный ущерб окружаются среде. Однако использование людьми огня нередко приводило к возникновению опустошительных пожаров.

Древнейшие люди практиковали выжигание травы для загона животных во время охоты, что было причиной периодических пожаров, которые охватывали огромные площади лесов и степей. Экологический эффект этих пожаров был весьма значителен.

Они приводили к смене растительности на обширных пространствах, в результате чего на обширных территориях влажные леса уступили место кустарникам и открытым саваннам, изменились состав и структура почвы, а также климат.
Отходы жизнедеятельности первобытных охотников-собирателей быстро утилизировались природой. Они были невелики по объему и к тому же распределялись по большим территориям из-за кочевого или полукочевого образа жизни групп людей. Произведенные Б. Б. Прохоровым ориентировочные подсчеты показывают, что общее годовое количество нечистот от группы в 20 человек (около 10 т) рассеивалось по территории около 400 км2. Нагрузка на ландшафт в этом случае была минимальной.



Другие отходы первобытных охотников составляли органические остатки пищи и одежды из шкур, осколки камней, остающиеся после изготовления каменных орудий. Таким образом, отмечает Б. Б. Прохоров, охотниками-собирателями в окружающую их среду не привносилось ничего для нее чужеродного.
Воздействие внешних условий и общий характер жизнедеятельности первобытных охотников и собирателей предопределили изменения в состоянии их здоровья. Так, в костных остатках первобытных людей антропологи и палеопатологи обнаружили характерные болезненные изменения: рахит, кариес зубов, заболевания челюстей, повреждения суставов позвоночника, деформирующие артриты и др.

Возникновение большинства костных патологий специалисты связывают с увеличением и видоизменением нагрузок на опорно-двигательный аппарат в результате перехода предков человека к прямохождению.
Средняя продолжительность жизни мезолитического человека, установленная по костным останкам, равнялась примерно 26 годам. Среди болезней первобытного человека и причин его смерти Б. Б. Прохоров на первое место ставит травмы, полученные на охоте и при стычках с представителями других групп людей. Одной из основных причин различных недугов человека был голод. Его жертвами преимущественно становились старики и дети.

Б. Б. Прохоров указывает также на высокие показатели детской и женской смертности. И все же, несмотря на это, большие адаптационные возможности человеческого организма позволили человеку не только выжить на ранних этапах своего существования, пережить резкие изменения в природе Земли (похолодания, оледенения обширных районов, резкие потепления, изменения уровня морей и океанов), но и заселить все природные зоны планеты.
В своем мышлении первобытный человек целостно воспринимал мир, ощущая себя частью природы. В то же время он пытался сделать природу более понятной для себя.

Не будучи способным адекватно познавать ее, человек пошел по пути антропоморфиза-ции природы. По его представлениям все природные объекты -как живые, так и не живые - одушевлены, способны чувствовать, переживать, радоваться и пр.

Так возник анимизм - вера в существование духов, в наличие у всего сущего души, не зависящей от материальных причин.
Как способ объяснения отношений общества с природой существовал не только анимизм, но и тотемизм, фетишизм и магия. Тотемизм - это поклонение животному, растению, явлению природы (тотему), от которого произошла данная родовая группа людей.

Фетишизм - это поклонение неодушевленному предмету (фетишу), который, по мнению верующих, наделен сверхъестественной силой.
Они жили по закону сопричастности, гласящему, что человек взаимодействует с объектами окружающего мира не прямо, а опосредованно, через высшие сверхестественные силы. Леви-Брюль отмечал, что природа, окружающая определенную группу, племя или группу племен, фигурирует в их представлениях не как система объектов или явлений, управляемых определенными законами согласно правилам логического мышления, а как динамичная совокупность мистических взаимодействий.

Леви-Брюль пишет о сопричастности, устанавливаемой между землей и общественной группой, жившей на данной территории, когда каждая социальная группа чувствует себя мистически связанной с той частью территории, которую она занимает или по которой она передвигается.
На мистической сопричастности, слитности человека с явлениями природы и его возможности влиять на них основывалась магия. Магия - колдовство, волшебство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей и даже богов.

Первобытные люди пытались использовать магию для воздействия на окружающий мир в нужном им направлении.

АГРАРНАЯ КУЛЬТУРА

Аграрная культура охватывает всю эпоху, когда основой материального производства были земледелие и скотоводство - с момента появления сельского хозяйства (ок. 8 тыс. лет до н. э.) вплоть до возникновения полноценного промышленного производства (середина XVIII в. н. э.).
Нестабильность практиковавшегося на протяжении многих сотен тысячелетий охотничьего хозяйства вынуждала людей искать новые источники обеспечения своего существования. В результате начиная с 12-го тысячелетия до н.э. стал систематически практиковаться возникший на базе предшествующего собирательства сбор урожая диких злаков, а примерно 10-11 тыс. лет назад возникло земледелие. Первыми культурами, освоенными ранними земледельцами, были предположительно тыква, перец, злаковые растения (пшеница, ячмень), слива, миндаль и др.

Приблизительно 7-8 тыс. лет назад стали возделываться рис, чечевица, горох, фасоль, лен и др.
Параллельно с развитием земледелия шло приручение домашних животных. Первым из них, по-видимому, была собака, ведущая свою родословную от диких волков и шакалов.

Она стала постоянным спутником и помощником человека, как полагают, еще 15 тыс. лет назад. Животные, используемые для получения мяса, молока и шерсти, начали одомашниваться около 12-10 тыс. лет назад. Это были прежде всего козы, овцы, крупный рогатый скот, свиньи. 6-7 тыс. лет назад были приручены верблюд, лама, лошадь и др.

В это же время люди начали разводить пчел.
Первоначально земледелие и скотоводство возникли в Средней Азии (Шумер) и Северной Африке (Египет). Отсюда они стали распространяться в Европу.

Независимые очаги возникновения земледелия и скотоводства сформировались несколько позже в Восточной и Юго-Восточной Азии, Центральной Америке, и из них производящее хозяйство распространилось во всех направлениях. Процесс этот был длительным по времени и продолжался вплоть до начала 3-го тысячелетия до н. э.
Переход к аграрной (сельскохозяйственной) культуре называют неолитической революцией, так как человек пришел от присваивающей экономики к экономике производящей. По мнению Б. Б. Прохорова, важными отличительными особенностями жизни неолитического человека были его оседлость или полуоседлость, что предполагало тесный контакт с территорией, которую он обрабатывал, увеличение плотности населения, овладение гончарным ремеслом, высокие достижения в технике шлифования камня.

В этот же период в хозяйственной деятельности начал использоваться плуг.
Б. Б. Прохоров упоминает несколько важных факторов, способствовавших в период перехода от присваивающего к производящему хозяйству, к интенсивному развитию ремесел, связывая его прежде всего с необходимостью удовлетворения новых потребностей людей, сложившихся на данной ступени исторического развития. Оседлая жизнь требовала надежных долговременных жилищ, а следовательно, производства и совершенствования строительных инструментов. Земледельческая культура предполагает накапливание собираемых продуктов, требующих особой термической обработки, что привело к развитию технологии изготовления керамики.

Стремление повысить урожайность эксплуатируемых земель толкало людей к усовершенствованию навыков обработки земли и изобретению новых сельскохозяйственных орудий. Возникновение потребности в одежде из растительных волокон привело к развитию технологии ее изготовления и появлению в эпоху неолита прообраза ткацкого станка. Помимо потребностей в тех или иных предметах в земледельческих поселениях складывались условия для развития ремесел.

К ним Б. Б. Прохоров относит достаточно длительную оседлость, позволяющую иметь необходимые приспособления для изготовления различных предметов; досуг между периодами полевых работ; повышенную плотность населения, позволявшую людям обмениваться прогрессивным опытом в разных ремеслах.
По оценкам демографов, численность населения, которая в начале неолита (6 тыс. лет назад) достигала 26,5 млн человек, к 4-му тысячелетию составляла уже 70-90 млн человек, а во 2-м тысячелетии превысила показатель в 130 млн. Плотность населения в начале неолита достигала в некоторых районах 500 чел/км2 (при среднем показателе 200-350 чел/км2).

Первобытные земледельцы и скотоводы объединялись в группы, насчитывающие от 50 до 300 человек, в ряде случаев их численность доходила до 500.
Если в доземледельческую эпоху размеры человеческих групп и продолжительность жизни людей определялись преимущественно количеством продуктов питания, то с развитием земледелия, как отмечает Б. Б. Прохоров, главным регулирующим фактором стали болезни. Земледелие и животноводство, серьезно видоизменив хозяйственно-бытовой уклад жизни людей и окружающую природную среду, повлияли и на заболеваемость жителей древних земледельческо-скотоводческих общин.
Важнейшим фактором, появившимся в связи с развитием земледелия и оказавшим серьезное воздействие на состояние здоровья людей, стало повышение плотности населения. Скопление относительно большого числа людей на ограниченных площадях создавало условия для распространения среди них различных инфекционных болезнен.

Л. В. Громашевский указывает на три наиболее вероятных источника их возникновения. Первым, по-видимому, служили болезни животных предков человека. К этой категории можно отнести малярию, некоторые гельминтозы, и, возможно, брюшной тиф. Вторым источником образования инфекционных болезней человека мог послужить процесс приобретения свойств патогенных паразитов организмами, ранее не представлявшими опасность для человека.

Примером этой категории инфекционных болезней является холера. Наиболее обильным с точки зрения приобретения человеком новых болезней является третий источник их происхождения.

Вступая в различные формы общения (употребление в пищу, одомашнение, хозяйственное использование, пребывание на одной территории и т. п.) со многими видами животного мира, люди принимали на себя болезни животных, к которым они сами оказались восприимчивыми. Так произошли оспа человека из коровьей оспы, сыпной тиф человека из крысиного риккетсиоза, возвратный тиф из клещевого спирохетоза грызунов и т. д.
Б. Б. Прохоров отмечает, что жизнь первобытных земледельцев и скотоводов в поселках привела к ухудшению санитарного состояния населения. Вокруг поселений стали скапливаться отбросы, нечистоты, происходило загрязнение почвы и водоемов, что способствовало распространению возбудителей инфекций.

Хранилища зерна и свалки привлекали к себе диких животных, являющихся переносчиками возбудителей многих опасных инфекций. В этих условиях многие возбудители инфекционных заболеваний и их кровососущие переносчики передавались от диких животных домашним.
Разведение сельскохозяйственных животных существеннейшим образом отражалось на здоровье неолитического человека. Употребление недостаточно термически обработанного мяса домашних животных нередко приводило к заражению людей биогельминтозами, в частности трихинеллезом.

Тяжелое течение трихинеллеза, часто заканчивающееся смертью, привело впоследствии к тому, что некоторые религии (иудаизм, ислам) наложили запрет на употребление своими последователями свиного мяса, с которым связано возникновение трихинеллеза. Охота и животноводство способствовали заболеванию людей, живших в Африке, тринаносомозом (сонной болезнью), переносчиком которой является паразитирующая на животных муха цэ-цэ.
Экологические последствия деятельности неолитических земледельцев и скотоводов были, по данным Б. Б. Прохорова, весьма разнообразны. Практиковавшееся в то время подсечно-огневое земледелие позволяло не только освобождать новые территории для расширения земледелия, но и получать необходимые минеральные соли для подкормки культурных растений. Выжигание лесной растительности приводило к образованию золы - минерального удобрения, которое на несколько лет обеспечивало сбор высоких урожаев зерновых культур.

Подсечно-огневое земледелие приводило к обширным пожарам, в результате которых выгорали большие территории леса, погибало много животных. К тем же результатам вело выжигание прошлогодних растительных остатков на луговых и степных участках, предпринимаемое для того, чтобы увеличить запасы кормов для сельскохозяйственных животных.

Распашка земель приводила к разрушению естественных экологических ниш многих животных, в результате чего одни виды исчезали, другие же концентрировались вокруг участков с культурными посевами, где им были обеспечены богатые корма. Многие из них впоследствии одомашнивались.
Сельскохозяйственные животные также оказали огромное влияние на природные комплексы. Конкурируя с дикими копытными, они вытесняли их с естественных пастбищ. В то же время скопление большого количества крупного рогатого скота на ограниченных участках, расположенных в непосредственной близости к человеческим поселениям, приводило к сведению травяного покрова.

Мелкий рогатый скот (овцы, козы), объедая молодые растения, оказался виновником исчезновения лесов в ряде регионов мира, а в некоторых случаях даже их опустынивания.
Органическое истощение почв в результате выращивания сельскохозяйственных культур, вырубка лесов при заготовке древесины, перевыпас домашних животных - все это в конечном счете приводило к эрозии почв, надолго выводившей их из хозяйственного оборота.
Что касается потребления энергии людьми к концу неолита, то оно увеличилось в 100 тыс.



Содержание раздела