d9e5a92d

Типология представлений молодежи о жизненном успехе

Следовательно, более опытная молодежь индивидуальна, самостоятельна, рациональна в достижении жизненного успеха.
Группу молодежи, которая редко реализует намеченные цели, характеризует противоречивость представлений о способах достижения успеха. С одной стороны, данная группа ориентирована на знания, умения, усилия в стремлении к успеху. С другой стороны, эту группу в большей степени, нежели предыдущую, характеризует ориентация на помощь извне при достижении успеха (см. табл.

10 Приложения).
Подводя итоги исследованию, проведенному в данном параграфе, следует отметить, что мы рассмотрели влияние основных объективных и субъективных факторов на представления молодежи о жизненном успехе и о способах его достижения в условиях современной России.
Среди объективных факторов мы выявили:
- влияние доминирующих видов деятельности, уровня материального благополучия, заданных референтных групп, гендерных возможностей на формирование представлений молодежи о жизненном успехе
- влияние уровня образования, уровня материального благополучия, протекции, удачного стечения обстоятельств, гендерных возможностей на формирование представлений молодежи о способах достижения успеха.
Среди субъективных факторов мы выявили:
- влияние различных по содержанию мнений и оценок по поводу успеха у представителей различных социальных групп, в рамках которых происходит самоутверждение личности; выбираемых референтных групп на формирование представлений молодежи об успехе
- влияние личного опыта в достижении успеха на формирование представлений молодежи о способах достижения успеха.
Таким образом, рассмотрение влияния объективных и субъективных факторов на представления молодежи о жизненном успехе показало, во -первых, что основными критериями успеха являются наличие счастливой семьи, детей, наличие высокого заработка.
Во - вторых, превалирование последнего критерия успеха в сознании молодежи позволяет сделать вывод о наличии ориентации молодежи на прагматический успех, что является отражением трансформационных процессов в России.
В - третьих, было выявлено различие в представлениях различных групп молодежи об успехе. Школьники, студенты и работающая молодежь поставлены в разные жизненные ситуации, поэтому каждому возрасту присущи свои потребности, ценностные ориентации, что не может не отразиться на иерархии критериев успеха.

Мы выявили, что значимыми критериями успеха для школьников является наличие хороших друзей, для студентов - удовлетворенность в интимной жизни, любви, для работающей молодежи - превалирование критериев семьи и материального благополучия.
В четвертых, рассмотрение влияния объективных и субъективных факторов на представления молодежи о способах достижения успеха выявило существование такой положительной тенденции как возрастание ориентации на личностные усилия в достижении успеха и снижение ориентации на помощь извне.
Таким образом, факторный анализ позволил выявить сущностные характеристики жизненного успеха в сознании молодежи и особенности их проявления в ее различных подгруппах. Существенно обогащает и углубляет наше представление об изучаемой проблеме типологический анализ молодежи.
К разработке типологии представлений молодежи о жизненном успехе мы обратимся во втором параграфе данной главы.

§ 2. Типология представлений молодежи о жизненном успехе.

Рассмотрение объективных и субъективных факторов выявило неоднозначный характер их влияния на представления молодежи о жизненном успехе и способах его достижения. В соответствии с этим, социально - дифференцированный состав молодежи определяет, на наш взгляд, не только специфику представлений об успехе различных групп изучаемой социальной группы, но и наличие, сосуществование нескольких типов представлений о жизненном успехе.
Теоретико - методологический и эмпирический анализ проблемы позволил нам разработать типологии представлений молодежи о жизненном успехе.
Мы признаем, что любая типология, даже подтвержденная результатами эмпирических социологических исследований довольно условна, поскольку не отражает всего многообразия социальных характеристик объекта. Однако ее разработка позволяет составить систематическое представление об изучаемом феномене и решить несколько методологических задач.
Предшествующий этап развития российского общества характеризовался относительной стабильностью социальной жизни. Стабильность общества выражалась в определенности будущего любого человека, тем более, молодого.

Таким образом, реальность достижения успеха молодым человеком подтверждалась статусом аттестата, диплома об образовании, гарантированным трудоустройством, гарантированной социальной поддержкой государством. Поэтому успешность жизни зависела не только от индивидуальных усилий самой личности, но и от социальных гарантий государства.
Актуальный период развития общества, и мира в целом, характеризуется быстрой изменчивостью, динамичностью социальных условий жизнедеятельности личности, быстрой сменой предметов материальной культуры, а вслед за этим, сменой взглядов, мнений, ценностей и жизненной позиции личности в целом. Кроме того, отсутствие социальных гарантий государства, молодежной социальной политики способствовало тому, что молодежь столкнулась с проблемой неопределенности своего будущего.

Поэтому успешность жизни в настоящий период зависит целиком от самого молодого человека, от умения диагностировать социальную ситуацию, актуальные требования среды, а также, свои притязания, способности и возможности. Как справедливо отмечают Е.С.

Баразгова и О.В. Рыбакова, предшествующий этап развития России в большей мере диктовал жизненный путь молодым людям, и общество брало на себя ответственность в его прохождении, сегодняшний - требует от молодого человека предприимчивости и реальной самооценки.
Проведенное нами социологическое исследование позволило разработать типологию представлений молодежи о жизненном успехе по двум основаниям.
В основании первой типологии лежат такие типообразующие признаки
как:
1) субъективная оценка успешности жизни;
2) степень реализации намеченных целей, задач.
В результате мы выделили четыре типа жизненного успеха молодежи.
Первый тип - самореализовавшийся рационалист. К этому типу относятся 53% опрошенных нами молодых людей.
Молодежь данного типа характеризует их высокая степень реализации намеченных целей, задач, т.е. большинство поставленных целей реализовано: Ну я уже достигла довольного многого, получила высшее образование, работаю нормально - продвигаюсь по карьерной лестнице, получаю какие то профессиональные навыки, однако это не предел, можно стремиться больше и больше (Елена, 24 года).
Данная характеристика свидетельствует об умении молодых людей не только выстроить иерархию целей достижения, но и об их умении использовать различные способы для реализации своих жизненных планов. Таким образом, молодежь, принадлежащая к этому типу, рациональна в достижении успеха, поскольку способна выстроить лексику целей и способов их достижения.
Следующая характеристика типа - поэтапность жизненного проектирования. Это означает, что на каждом жизненном этапе, в каждой жизненной ситуации перед молодым человеком стоят определенные жизненные цели, реализация которых и будет успехом.
Жизнь рассматривается этим типом молодежи как шаг за шагом реализуемое жизненное достижение:
Во - первых, я закончила неплохо школу, без троек - это был мой первый успех; второй успех - я поступила в престижный вуз, УрГУ, ; затем я успешно училась, закончила, защитилась и устроилась на работу, которая мне нравится, продолжаю работать, повышаю профессиональный уровень, хочу достичь материального благополучия и купить квартиру (Татьяна, 25 лет);
Ну, естественно, в эту школу [гимназию 9] поступить было не так просто - это уже достижение; на поприще художественном что - то достиг [архитектурный класс, потому что были победы, призы были, ... хочу поступить в Архитектурную Академию в Екатеринбурге, а там, может быть, и дальше, в Академию в Москве или Питере (Сергей, 16 лет).
Еще одна характеристика данного типа: субъективная оценка молодыми людьми своей жизни сводится к тому, что она признается успешной:
...жизнь успешна, но не на 100%, ну, в общем, я считаю, что да, успешна ... что мне нужно у меня уже есть, только в малой степени, я хочу тоже самое, только в большей степени, ну, например, чтобы я еще больше был нужен своим коллегам, чтобы я еще больше любил свою жену (Александр, 26 лет);
Успех моей настоящей жизни, вот до сегодняшнего момента, мой успех в моем развитии и движении вперед, ...продолжаю идти вперед и чувствую перспективу в будущем ... конечно, я еще не достигла конечной точки, но и не остановилась, не пошла назад, а постоянно двигаюсь вперед, как в материальном, так и духовном плане (Елена, 24 года).
Таким образом, на основе выделенных характеристик типа можно сделать два основных вывода.
Во - первых, молодые люди самоопределились в жизни - выделили актуальные направления своего развития на основе анализа социальной среды и индивидуальных способностей, возможностей.
Во - вторых, молодежь имеет навыки проектирования своей жизненной стратегии. Реальность проектирования подтверждается реализацией жизненных притязаний, субъективной оценкой успешности своей жизни.
Материалы анкетного опроса показали, что молодые люди считают важным условием достижения успеха в современной России наличие таких умений как прогнозирование, проектирование, принятие рациональных решений. Это отметили 30% опрошенной молодежи.
И в - третьих, можно говорить об адаптированности молодых к обновляющейся социальной среде.
Данный тип самый многочисленный и в группе работающей молодежи, и в группе студенческой молодежи, и в группе учащейся молодежи: тип составляют 57% работающей молодежи, 56% студентов, 47% школьников.
Кроме того, к типу относятся 45% юношей и 59% девушек.
Таким образом, мы видим, что данный тип молодежи самый многочисленный во всех группах молодежи.
Второй тип - частично реализовавшийся идеалист. К этому типу относятся 20% опрошенной молодежи.
Данный тип молодежи характеризует частичная реализация их жизненных целей, задач. Это означает, что молодыми людьми реализовано не все, что задумано: ... чего - то достиг, чего - то нет, ставил себе целью получить высшее образование, я его получил, достиг того, что у меня хорошие друзья, ставил себе целью защитить кандидатскую диссертацию, однако это не получилось (Александр, 27 лет).


Это обусловлено, на наш взгляд, особенностью жизненного проектирования данным типом молодежи, а именно, жизнь формируется по идеальному стандарту, но не как шаг за шагом зарабатываемое жизненное достижение. Проекты молодежи в отношении своей будущей жизни структурны, но не поэтапны, охватывают различные сферы жизнедеятельности человека, профессиональную, семейную сферы, сферу неформального общения и т.д. и хотя молодежь признает необходимость проектирования своей жизни в современных условиях, в практической деятельности это не осуществляется.

Это означает, что наблюдается противоречие между осознанием необходимости определенных механизмов достижения и готовностью к реализации этого на практике.
Еще одна характеристика типа состоит в том, что жизнь оценивается как относительно успешная (неполный успех, частичный успех):
...конечно, я понимаю, что относительно своих ровесников или даже людей старше меня, я успешен; но я не на столько успешен, насколько мне бы хотелось (Дмитрий, 19 лет, студент);
могу сказать, что [жизнь] довольно успешна, потому что есть возможность учиться, возможность работать и познавать что - то новое ... но у меня нет семьи, детей, хотя мне уже под 30, почти 29, а успех для меня это хорошая семья (Марина, 28 лет).
Таким образом, отмеченные характеристики типа свидетельствуют о противоречивости, неопределенности жизненного статуса молодежи, о поиске себя, поиске основ успешности:
Я чувствую начало этой лестницы успеха, может быть так назовем, в своей профессии я пока начинаю понимать, что к чему, начинаю ее чувствовать, начинаю хотеть чего - то в этой обрасти. Поэтому нельзя сказать, что я реализовалась, что я успешный человек (Ирина, 20 лет, студентка).
Поэтому молодежь данного типа находится в процессе жизненного самоопределения.
К данному типу относятся 24% учащейся молодежи, 20% студенческой молодежи и 15% работающей молодежи.
Кроме того, к типу относятся 25% юношей и 17% девушек.
И, наконец, третий тип - это несамореализовавшийся иррационалист. К этому типу относятся 27% опрошенной молодежи.
Данный тип молодежи характеризует низкая степень реализации намеченных целей, задач. Это говорит о неумении молодых людей выстроить иерархию целей достижения, но и об их неумении использовать различные способы для реализации задуманного.

Молодежь иррациональна в достижении успеха, плывет по течению.
Следовательно, данный тип характеризует, как и предыдущий, неумение проектировать свою жизнь, более того, часть молодежи не имеет проекта достижения вообще:
Я поняла, что истфак - это не для меня, не туда я пошла; я думала, что стану историком, и я ошиблась, это для меня определенный неуспех ... [планируемые достижения] сложно сейчас сказать, потому что какого - то точного плана нет. Я такой человек, что мне достаточно сложно построить: этот шаг я делаю так, этот так ... чаще всего это бывает наскоками, можно сказать спонтанно; бывает так, что я продумываю все до мелочей, но это реже (Олеся, студентка, 22 года).
Отличительной характеристикой типа является неуспешность жизни молодых людей (субъективная оценка):
[успешность настоящей жизни] нет, ни в коем случае нет ... мне, конечно, хотелось бы в своей жизни заниматься историей, но так как я ученик 11 класса, мне приходится заниматься другими предметами для хорошего - это мне не нравится, а когда занимаешься тем, что тебе не нравится, это пытка (Сергей, 17 лет).
аттестата
Пока нет, неуспешна, много нюансов, которые мешают достижению успеха; но я иду, [к успеху] я учусь, получаю образование, пока учеба у меня только (Анна, 21 год).
К данному типу относятся 29% учащейся молодежи, 24% студенческой молодежи и 28% работающей молодежи.
Кроме того, к типу относятся 30% юношей и 24% девушек.
Это означает, что существенная часть молодежи, во - первых, не самоопределилась, не имеет значимых ориентиров своего развития, достижения успеха.
Во - вторых, молодежь не имеет навыков проектирования своей жизненной стратегии; нереальность проектирования подтверждается нереализованностью жизненных притязаний, субъективной оценкой неуспешности своей жизни.
В - третьих, молодые люди в какой-то мере дезадаптированы в условиях нестабильной России.
Таким образом, мы можем отметить, что превалирование такого типа молодежи как самореализовавшийся рационалист над типом частично реализовавшийся идеалист и типом несамореализовавшийся иррационалист является положительной тенденцией.
Вместе с тем, довольно многочисленным типом молодежи, чуть менее трети опрошенных, является последний тип - несамореализовавшийся иррационалист и это вызывает тревогу, поскольку свидетельствует о неприспособленности существенной группы молодежи к самостоятельной жизни.
Результаты исследования показывают, что выделенные типы молодежи в одинаковой степени представлены всеми группами, однако можно выделить и небольшие различия.
Во - первых, студентов и работающих молодых, принадлежащих к типу самореализовавшийся рационалист больше по сравнению со школьниками. Это, на наш взгляд, вполне закономерно, так как данные группы молодежи более опытны в достижении успеха.
Во - вторых, к типу частично самореализовавшийся идеалист принадлежит больше школьников по сравнению с работающими молодыми людьми.
В основании второй типологии лежат такие признаки как:
1) соотношение активности и пассивности в достижении успеха;
2) субъективная оценка эффективности различных способов достижения успеха.
В соответствии с этим мы выделили три типа.
Первый тип - конструктивист. К нему относится 19% опрошенной молодежи.
Данный тип молодежи характеризует активность жизненной позиции, активность в достижении успеха.
Результаты исследования показали, что подавляющее большинство молодежи, принадлежащей к типу, считают важными детерминантами достижения успеха: личностные знания, умения (умение принимать нестандартные решения, оригинальность подхода в профессиональной деятельности, в отношении к жизни), усилия.
Другая значимая характеристика типа - оценка молодыми людьми эффективности таких способов достижения успеха в современном российском обществе как: 1) образование, профессионализм, 2) упорно трудиться, работать, 3) практицизм, предприимчивость, 4) личное обаяние, привлекательность.
Следовательно, можно с уверенностью сказать, что данный тип молодежи очень активен в достижении успеха, обладает способностью к конструированию, самосозиданию.
В любой сфере есть только один способ достижения успеха - работа, работа и работа, т.е. делай свое дело - вот и все ... творите, работайте. Постоянная работа, ну и, конечно же, творчество - т.е. постоянное развитие, повышение профессиональных качеств, развитие духовное, развитие культурное и создание своего чего - то. Чем больше вы работаете, тем больше вы успешны (Елена, 24 года);
Я стремлюсь достигать успех именно работой над собой, получением знаний, анализом информации об обществе, о потребностях людей. Информация и знания - они помогают проанализировать какие - то тенденции в обществе, мейнстримы; и сделать опережающий шаг, создать что - то, что будет, когда к нему придут все остальные люди (Дмитрий, 19 лет).
К данному типу молодежи относятся 14% школьников, 20% студентов и 23% работающей молодежи.
К типу относятся 13% юношей и 22% девушек.
Второй тип - адаптивист. Этот тип молодежи самый многочисленный, к нему относятся 53% опрошенной молодежи.
Данный тип характеризуется умеренным сочетанием активности и пассивности в жизненной позиции, в достижении жизненного успеха.
Результаты исследования показали, что большинство молодежи этого типа важными детерминантами достижения успеха в жизни считают:
- в - первых, личностные знания, умения, усилия;
- во - вторых, удачное стечение обстоятельств, помощь родителей, родственников, учителей, преподавателей.
Более того, другая характеристика типа состоит в оценке молодыми людьми эффективности таких способов достижения успеха в современном российском обществе как:
1) образование, профессионализм; 2) упорно трудиться, работать; 3) практицизм, предприимчивость; 4) личное обаяние, привлекательность - это с одной стороны;
1) протекция родителей / родственников; 2) удачное стечение обстоятельств; 3) деньги; 4) наличие и поддержка друзей - это с другой.
Таким образом, следует отметить, что стратегия достижения успеха этим типом молодежи динамична, зависит от конкретной жизненной ситуации, в которую поставлен молодой человек в определенный период своей жизни.
Ну каждый достигает успех по своему ... продвижение по карьерной лестнице, может быть повезло, или можно трудиться всю жизнь, по блату, конечно, - это через хорошие связи родителей, знакомых ...Я буду стараться сам [достигать успех], но все равно должна быть страховка со стороны родителей. Я сейчас целюсь на бесплатное поступить [в вуз, на бюджет], если не получится, меня будут на платное переводить (Юрий, 16 лет, учащийся);
...для достижения своей цели нужно упорство, ну, конечно, этому способствует обучение ... сейчас в России и в любой другой стране обучение занимает очень важное место в жизни человека, без обучения, без образования человек в принципе нигде, никому не нужен ...нужен определенный круг знакомств, без связей сейчас очень трудно ...связи эти я сама как бы себе сделала (Анна, 21 год, студентка);
Россия интересная страна. Все достигают по разному: с помощью денег, с помощью связей, везение, карьера ...в принципе для достижения цели мне иногда приходится поступать нехорошо; не знаю, все зависит от того, какая будет поставляла цель (Артем, 23 года, студент).
К этому типу относятся 55% школьников, 51% студентов и 57% работающей молодежи.
Кроме того, к типу относятся 52% юношей и 53% девушек.
И третий тип - это конформист. К нему относятся 28% опрошенных молодых людей.
Данный тип молодежи характеризует пассивность в жизненной позиции, в достижении успеха.
Результаты исследования показывают, что молодежь данного типа считает основными детерминантами достижения успеха в жизни такие, как удачное стечение обстоятельств, помощь родителей, родственников, учителей, преподавателей.
Более того, молодые люди оценивают эффективными такие способы достижения успеха в современном российском обществе как: протекция родителей / родственников, удачное стечение обстоятельств, деньги, наличие и поддержка друзей.
Можно отметить, что поведение конформистов от отношению к жизненному успеху, имеет такие особенности как:
- преимущественно случайный характер достижения успеха в жизни, в противоположность целенаправленному достижению успеха конструктивистами и адаптивистами;
- подчинение социальным условиям, подчинение социальным правилам игры в успех, подчинение другим людям.
Следует отметить, что тип конформиста довольно многочисленный, к нему принадлежит чуть менее трети молодежи и это тревожно.
К данному типу относятся 31% учащихся, 29% студентов и 20% работающей молодежи.
Тип составляют 35% юношей и 20% девушек.
Результаты исследования показывают, что тип конструктивист в большей степени представлен студентами и работающей молодежью. Тип конформист, напротив, в большей степени представлен школьниками.

Тип адаптивист в практически одинаковой степени представлен всеми группами молодежи.
Данные различия мы объясняем спецификой доминирующих социальных потребностей в достижении успеха различными группами молодежи. Конформное поведение школьников, зависимость от групповых норм и правил поведения в достижении успеха объясняется существованием потребности быть понятым и принятым в группе значимых других.
Конструктивное поведение студентов и работающей молодежи в достижении успеха взаимосвязано с потребностями в индивидуализации, самоутверждении в группе, потребностями в самореализации.
Кроме того, исследование показало, что тип конструктивист в большей степени представлен девушками, нежели юношами. Тип конформист в большей степени представлен юношами.

Тип адаптивист представлен в одинаковой степени и юношами, и девушками.
Данные различия мы объясняем гендерной спецификой в представлениях о жизненном успехе и способах его достижения.
Как мы отметили в первом параграфе данной главы, успех в жизни юношей является утверждением себя в группе (группах), предполагающим положительную оценку достижений социальным окружением; успех в жизни девушек является утверждением себя в группе (группах), предполагающим, прежде всего, положительную оценку самой себя.
Таким образом, данные типологии позволяют зафиксировать неоднородность и разнообразие поведения молодежи по отношению к жизненному успеху. Это детерминировано неоднородностью социального взросления различных групп молодежи.
Разработанные типологии позволили эмпирически зафиксировать противоречивость ориентаций молодежи на успех в жизни. Это говорит о неоднородности адаптации различных групп молодежи к постоянно обновляющейся среде.
Типологический анализ позволил выделить следующие особенности поведения различных групп по отношению к успеху.
- Ориентация на внешнее самоутверждение, достигаемое посредством обладания приобретенными (т.е.



Содержание раздела