d9e5a92d

Стратегия конструктивиста - созидание неординарного

Следовательно, в достижении жизненного успеха данная группа придерживается стратегии конструктивиста - созидание неординарного, нового, что позволило бы выделиться человеку в его среде -самоутв ер дить ея.
С другой стороны, можно говорить также о существовании группы людей с такими ценностями как коллективизм, безынициативность, иррационализм. Таким образом, в достижении жизненного успеха данная группа придерживается стратегии конформизма - принятия навязываемых форм поведения, стремление быть таким как все.

И конформизм проявлялся во всем: начиная от однотипных предметов обихода и заканчивая однотипным сознанием.
Для того чтобы человеку быть успешным в советский период, необходимо было идти в ногу со временем.
Для того чтобы человеку быть успешным сейчас, необходимо идти на шаг впереди, опережать толпу, а это достигается за счет ума - знаний, умений, навыков и знаний о том, как все это можно конструктивно применить. Успех, таким образом, зависит от способности диагностировать актуальные требования среды, от способности упорно и продуктивно работать, от способности создавать новое, инновационное.
Таким образом, как отмечают В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз: Конец двадцатого столетия стал в России временем не только трансформации базовых социальных институтов и новой социальной дифференциации, но и заметной эволюции российской ментальности.

За предельно короткий исторический период, с 1985 г., в общественном сознании феномен советского человека трансформировался в многоликий портрет россиянина.
Сегодня коренная качественная ломка систем ценностей проявляется в кризисе - дестабилизации институтов социализации молодого поколения. Динамизм развития современного общества нарушает традиционное функционирование институтов социализации - преемственность определенной системы знаний, убеждений, норм, ценностей от одного поколения к другому.
Институты социализации в настоящий период переживают состояние аномии, способствующей не социализации, а десоциализации молодежи. Таким образом, существует конфликт молодежи и институтов социализации, составляющий пространство риска в современный период.
В своем исследовании мы понимаем под молодежью - социально дифференцированную группу людей в возрасте от 16 до 30 лет, характеризующуюся процессом завершения этапа первичной и прохождением этапа вторичной социализации, и ведущие виды деятельности которой учебно - образовательная (для учащейся и студенческой молодежи), профессионально - трудовая (для работающей молодежи) и досуговая.
Таким образом, прохождение социализации - это ведущая характеристика такой социальной группы как молодежь, определяющая особый социальный статус, а если быть точнее, неопределенность социального статуса молодежи.
Поэтому от того, какой ценностный фундамент будет заложен в сознании отдельного молодого человека, от того, какие социальные и профессиональные ориентиры социальная среда: родители, система образования, СМИ представит перед молодым человеком, и сможет ли он выбрать из них для себя наиболее ценные, зависит успешность его деятельности и, в конечном счете, успешность жизненного пути.
Выделяя приоритетные для себя ориентиры, молодой человек определяет свои способности, потенциал, и возможности; определяет Я реальное (тот, каким я сейчас есть) и Я идеальное (тот, каким я буду). Итогом, перехода Я реального в Я идеальное и является занятие определенной жизненной позиции, формирование своей жизненной стратегии, движение человека к успеху / неуспеху, самоутверждение в социальной группе.
На современном этапе развития российского общества можно говорить о следующих особенностях формирования системы ценностей молодежи относительно жизненного успеха.
Первой особенностью системы ценностей молодого поколения является то, что ее формирование происходит в условиях разрыва, конфликта поколений.
Речь идет о кризисе воспитательной функции родительского поколения, проявляющемся в неспособности родителей подготовить своих детей к жизни в обновленной среде.
Нарушение преемственности поколений обусловлено:
- во - первых, тем, что родители зачастую являются носителями ценностей советского периода, не всегда способствующих достижению успеха в
новой среде; следовательно, родители зачастую неспособны передать молодежи ценности успеха в обновленной среде;
- во - вторых, с возрастом снижаются способности быстро адаптироваться к постоянным инновациям, следовательно, новое не усваивается взрослыми столь же быстро, как и молодежью.
Возникает историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени .
В итоге, в России сложилась уникальная ситуация: в социализацию вступают не только взрослые и молодежь, но старшее поколение. Как пишут социологи: Сегодня отцами открывается знание того, насколько
иррационально пропитано мифами и идеологическими миражами их
2
сознание, насколько оно неадекватно современной жизни .
Мы полагаем, что родительское поколение неоднородно и внутри него можно выделить несколько групп в зависимости от системы ценностей:
- группа родителей, обладающая прежней системой ценностей,
- группа родителей, которую характеризует противоречивость индивидуальной ценностной системы,
- группа родителей, обладающая новой системой ценностей.
Это позволяет сделать нам вывод о том, что старшее поколение неоднородно и по степени адаптированности к новой жизненной среде.
Социологическое исследование В.В. Гаврилюк и Н.А.

Трикоз подтверждает сделанный нами вывод.
По данным исследования социологов, 59% опрошенных родителей согласны с утверждением, что быть яркой индивидуальностью лучше, чем быть как все и 44% опрошенных говорят об установке на инициативность, предприимчивость, новаторство в сознании и в поведении1.
Вместе с тем, социологи делают вывод о том, что общая система ценностей родителей не сформирована, о чем свидетельствует неоднозначность восприятия и трактовки отдельных ценностей. Так, например, старшее поколение руководствуется в своем поведении такими стереотипами, как главное - это уважение к традициям, обычаям, нормам, принятыми большинством, для человека важнее соотнесение своей личной жизни с жизнью своего поколения.
Таким образом, родительское поколение в большей степени ориентировано на общественные ценности - ценности всего общества. Поэтому успех в их представлениях - это стремление быть таким как все; родители ориентированы на стратегию конформизма в достижениях.
Однако мы полагаем, что говорить об отсутствии преемственности молодыми людьми ценностей родительского поколения не совсем корректно.
Скорее, следует говорить о нарушении механизмов преемственности ценностей.
При взаимодействии поколений следует учитывать действие двух механизмов: преемственности и изменчивости.
В стабильно развивающемся обществе механизм преемственности является основным механизмом формирования системы ценностей молодого поколения. Значительная часть ценностей родительского поколения в таком обществе не устаревает.

Данные ценности являются актуальными и по прошествии определенного периода времени.
Таким образом, система ценностей стабильно развивающегося общества относительно устойчива.
В нестабильно развивающемся обществе на первый план выходит механизм изменчивости. Формирование системы ценностей молодежи связано, прежде всего, с усвоением новых ценностей - ценностей актуальной среды, а не с воспроизводством родительских ценностей.
Мы согласны с мнением В.В. Гаврилюк и Н.А.

Трикоз в том, что в настоящий период механизм воспроизводства ценностей перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам1.
Вторая особенность системы ценностей молодого поколения состоит в том, что ее формирование происходит в условиях кризиса института образования, вызванного непоследовательной реформой.
Во - первых, важнейшей задачей системы образования является формирование мировоззрения - системы социальных и нравственных убеждений молодого человека. Оно должно быть, с одной стороны, устойчивым, чтобы не распадаться на части; с другой стороны, гибким -корректироваться в зависимости от требований постоянно обновляющейся среды.
Во вторых, задачей системы образования является передача знаний, умений, навыков, опыта предшествующих поколений.
Следовательно, система образования должна формировать определенный нормативный идеал.
В реальности система образования России в большей степени реализовывает свою обучающую функцию, в меньшей степени воспитательную, человекотворческую, социализационную.
Это обусловлено тем, что настоящий период отсутствует единая стратегия образования, отвечающая за формирование мировоззрения молодого человека.
Критическое переосмысление прошлого привело к тому, что один и тот же поступок, одно и то же действие оценивается как позитивно, так и негативно.
Следовательно, можно говорить о неустойчивости нравственных убеждений молодого человека, а значит, и противоречивости в его ценностных ориентациях на успех в жизни.
Кроме того, противоречивость в ценностных ориентациях молодежи обусловлена дифференциацией, как в сфере общего, так и в сфере профессионального образования - неравным доступом к получению качественных образовательных услуг.
Третья особенность системы ценностей молодого поколения состоит в том, что ее формирование происходит в условиях дегуманизации средств массовой информации.
СМИ - это институт социализации, направленный на формирование нравственного, эстетического, ценностного мира молодого человека, основанное на культурном плюрализме.
В стабильно развивающемся обществе средства массовой информации демонстрируют несколько существующих в обществе моделей достижения успеха. Все эти модели достижения успеха объединены устойчивым отношением к витальным ценностям: признанием ценности добра, правды и осуждением зла, насилия.
В нестабильном обществе, которым является современное российское общество, СМИ транслируют молодежи противоречивые модели достижения успеха. Их противоречивость обусловлена неоднозначным отношением к ценностям: с одной стороны, говорят о ценности добра, красоты, правды, с другой стороны, о ценности зла, безобразия, лжи при достижении успеха в условиях современной России.


В настоящий период средствами массовой информации демонстрируется, прежде всего, модель самоутверждения человека за счет подавления другого, в меньшей степени модель утверждения своего Я посредством личных усилий, направленных на созидание качественного нового предмета материальной или духовной культуры.
Поэтому является не удивительным существование в сознании молодого поколения таких стереотипов в достижении успеха в России, как: идти по головам, не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь в достижении своей цели, цель оправдывает средства, красота не спасет мир, добро не всегда побеждает зло, побеждает сила, наглость - второе счастье.
Об изменении ценностей молодежи относительно жизненного успеха свидетельствует также и представления о кумирах.
Если в советском обществе молодые люди в достижении успеха хотели быть похожими на космонавтов, геологов, литературных героев, то в современном обществе молодежь стремиться быть похожими в своих достижениях на политиков, бизнесменов, героев отечественных и зарубежных фильмов и сериалов, поступки которых зачастую нельзя назвать благородными.
Таким образом, трансформация институтов социализации: нарушение преемственности поколений, непоследовательная реформа образования, дегуманизация средств массовой информации привили к расслоению молодежи.
Молодежь можно дифференцировать на подгруппы в зависимости от ориентации на те или иные ценности в достижении успеха.
Во - первых, можно выделить подгруппу молодежи, в сознании которой доминируют актуальные ценности - рационализм, индивидуализм, предприимчивость, инициатива.
Во - вторых, можно выделить подгруппу молодежи с противоречивой системой ценностей.
И в третьих, можно выделить подгруппу молодежи с такими ценностями как иррационализм, коллективизм, безынициативность.
Однако что особенно тревожно, наблюдается неустойчивость витальной системы ценностей молодежи. Как ранее мы отметили, в системе ценностей молодого поколения существуют такие полярные ценности как добро и зло, свобода и зависимость, правда и ложь, красота и безобразие.
Таким образом, главный вывод состоит в том, что молодежь неоднородна в своих представлениях о жизненном успехе. К тому же, ее можно дифференцировать на следующие подгруппы:
- учащаяся молодежь (молодые люди, обучающиеся в старших классах (10-11) общеобразовательной школы, школы - лицея, школы - гимназии и
Т.П.);
- студенческая молодежь (молодые люди, обучающиеся в вузе, колледже, т.е. с момента их зачисления до получения диплома о среднем специальном, высшем образовании);
- работающая молодежь (молодые люди, начавшие и продолжающие трудовую деятельность).
Таким образом, с одной стороны, существует сходство представлений учащейся, студенческой и работающей молодежи о жизненном успехе, детерминированное схожими условиями формирования группы.
С другой стороны, существует и специфика представлений учащейся, студенческой и работающей молодежи о жизненном успехе. Молодость охватывает достаточно продолжительный период жизни человека.

Это его обучение в старших классах школы, получение среднего общего образования, затем обучение в вузе (колледже), получение профессионального образования, отчуждение от родительской семьи, создание собственной семьи, устройство на работу и многое другое.
Каждый возраст характеризуется определенным уровнем биологического, психического, культурного и социального развития личности, а, значит, и особенностями представлений об успехе.
Таким образом, изменение объективных и субъективных факторов влечет за собой и изменение системы ценностей молодежи относительно успеха в жизни на разных этапах молодости.
Изменение таких объективных факторов как доминирующего вида деятельности и возраста молодого человека определяет степень его социальной зрелости - самостоятельности в достижении жизненного успеха и ответственности за свои достижения или поражения.
Следовательно, с возрастом развивается способность молодого человека к сопротивлению негативному - тому, что противоречит ее природе, и активности по достижению того, что ей соответствует.
Изменение с возрастом таких субъективных факторов как потребностей и ценностных ориентаций детерминирует осознанное или неосознанное принятие референтных групп, с которыми молодой человек соизмеряет свои достижения.
Изменение системы ценностей молодого человека обуславливает, в свою очередь, иерархию жизненных целей, соответствующих определенному этапу развития личности, реализация которых и будет успехом.
В целом, следует выделить такую позитивную тенденцию в сознании и поведении учащейся, студенческой и работающей молодежи как ориентация на индивидуализм в достижении успеха.
Молодежь в большей степени ориентирована не на общественные ценности (как родители), а на групповые ценности - ценности определенной референтной группы. Молодежь отличает, с одной стороны, протест по отношению к нормам, ценностям, установкам, моделям поведения взрослых, с другой стороны, внутригрупповой конформизм.

Следовательно, молодое поколение придерживается в большей степени, нежели родительское поколение, стратегии конструктивизма.
Как показывают исследования В.В. Гаврилюк и Н.А.

Трикоз, современная молодежь руководствуется, прежде всего, такими стереотипами, как главное - инициатива, предприимчивость и поиск нового, выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью значительно лучше, чем быть как все, для человека, прежде всего, важна оценка своей личной жизни по своим собственным индивидуальным критериям1.
Таким образом, значительная часть молодежи ориентирована на индивидуализм в достижении жизненного успеха. Следовательно, молодежь способна самостоятельно конструировать свою жизнь.
Молодое поколение содержит большой новаторский потенциал, способно к активным преобразованиям социальной среды.
Подводя итоги, следует сделать несколько основных выводов.
Во - первых, система ценностей молодежи является главной детерминантой его представлений о жизненном успехе.
Во - вторых, категория ценность рассмотрена нами с позиции нескольких методологических подходов: философского, в рамках которого выделены значимостная, оценочная, интегративная концепции ценности; социологического подходов.
В исследовании ценностей мы придерживаемся социологического подхода, позволяющего рассмотреть ценность как предмет материальной или духовной культуры, обладающий значимостью для личности, социальной группы, общества в целом и регулирующий их жизнедеятельность.
В - третьих, современный период развития российского общества характеризуется коренной качественной трансформацией системы ценностей, детерминированной политическими и экономическими преобразованиями в среде. Формирование системы ценностей молодежи, а равно как и ценностей относительно жизненного успеха, происходит в условиях конфликта с институтами социализации.
В - четвертых, молодежь неоднородна по своему составу, что выражается не только в дифференциации представлений о жизненном успехе и способах его достижения, но и в расслоении на группы в зависимости от доминирования тех или иных ценностей в сознании молодежи.
В - пятых, наблюдается такая тенденция как ориентация на индивидуализм в представлениях молодежи о жизненном успехе в современной России.
В целом, можно говорить о таком положительном явлении в молодежной среде как способность не только адаптироваться к инновациям, но и создавать их.
Во второй главе работы мы продолжим исследование ориентаций молодежи на жизненный успех по материалам проведенного нами социологического исследования; рассмотрим основные характеристики жизненного успеха в сознании учащейся, студенческой и работающей молодежи, выделим факторы, детерминирующие представления молодежи о жизненном успехе, дадим типологию.



Содержание раздела