d9e5a92d

Представления молодежи о способах достижения успеха

Подобные результаты получены и другими социологами. В частности, исследование Ю.Р.

Вишневского и Л.Я. Рубинной показывает, что такие критерии успеха, как дело по душе, интересная работа отмечают 57% юношей и 59% девушек, хорошие отношения в семье - отмечают 48% юношей и 63% девушек .
Следует отметить, что сближение представлений юношей и девушек об успехе является тенденцией не только общероссийской, но и мировой значимости.
С другой стороны, существуют и различия в представлениях юношей и девушек об успехе.
Успех в жизни юношей является утверждением себя в группе (группах), предполагающим положительную оценку достижений социальным окружением.
Результаты нашего исследования показывают, что для юношей успех в жизни связан также с социальным признанием своей личности. Здесь речь идет о признании как значимыми другими, значимыми именно для молодого человека, авторитетными для него, так и о признании социальным окружением в целом, т.е. слава, популярность.
Поэтому существенными критериями успеха являются: наличие хороших друзей (его отмечают 43,9% юношей, и лишь 26, 8% девушек), признание окружающими, слава (его отмечают 11, 2% юношей, девушки - в два раза меньше). Наши данные подтверждают результаты, полученные Ю.Р.

Вишневским и Л.Я. Рубинои . По данным их исследования, критерий признания окружающими отмечается чаще именно юношами (15%).

Девушки отмечают данный критерий в 1,5 раза реже.
Успех в жизни девушек является утверждением себя в группе (группах), предполагающим, прежде всего, положительную оценку самой себя.
Результаты нашего исследования показывают, что для девушек успех в жизни связан также с самоудовлетворением, в отличие от юношей. Поэтому значимым критерием успеха является, по мнению девушек, душевное равновесие, гармония (его отмечают 17,2% опрошенных девушек и 10,7% опрошенных юношей).
Наблюдается явное противоречие в жизненных ориентациях девушек. С одной стороны, они стремятся к гармонии, прежде всего, к гармонии между профессиональной и семенной сферами - достижения жизненного успеха именно в обеих сферах.

С другой стороны, социологи фиксируют тот факт, что повышается возраст вступления женщин в брак, он приближается к 30 годам. Следовательно, в жизни гармония между профессиональной и семейной сферами достигается редко.

Даже если и можно говорить об определенных достижениях и на работе, и в семье, опрошенные девушки приходят все - таки к мнению о том, что в достижении успеха предпочтение надо отдать какой - либо одной сфере, чтобы не прогадать и там, и там.
Однако существование в сознании респонденток такого критерия успеха как душевное равновесие, гармония мы объясняем тем, что две трети опрошенных составляют школьницы и студентки. Формирование их представлений о жизненном успехе происходит тогда, когда еще большинство жизненных трудностей не учитывается; следовательно, их представления имеют скорее идеалистический характер.
Вторую группу объективных факторов составляют факторы, детерминирующие представления молодежи о способах достижения успеха.
Наше исследование выявило влияние таких объективных факторов как уровень образования, уровень материального благополучия, протекция, удачное стечение обстоятельств, гендерные возможности.
Рассмотрение влияния уровня образования молодых людей на их представление о способах достижения успеха показало следующее.
Независимо от уровня образования молодежь связывает достижение успеха преимущественно с образованием, профессионализмом, упорной работой (см. табл. 7 Приложения).
С другой стороны, исследование выявило и специфику представлений молодых людей с разными уровнями образования.
Каждому уровню образования соответствуют определенные образовательные стандарты, в которых прописывается, какими знаниями, умениями, навыками должен обладать молодой человек на выходе из учебного заведения.
Наибольшую глубину профессиональных знаний, умений, навыков дает молодому человеку высшее образование. Поэтому, как показывают результаты нашего исследования, молодые люди с высшим образованием в большей степени ориентированы на достижение жизненного успеха посредством образования, профессионализма, упорной работы.
Молодые люди, имеющие среднее общее и ниже, среднее специальное / неполное высшее образование, в большей степени ориентированы на достижение успеха посредством протекции влиятельных родственников, знакомых - соответственно, 11% и 13% опрошенных (для сравнения, 4% опрошенных с высшим образованием); хотя часть респондентов, отмечающих данный способ невелика во всех молодежи. Кроме того, молодежь данных групп полагает, что для достижения успеха в жизни "любой способ хорош".

Молодые люди со средним общим образованием и ниже отмечают это в 2 раза чаще, а молодые со средним специальным / неполным высшим образованием в 1,5 раза чаще по сравнению с молодыми, имеющими высшее образование. Это обусловлено, на наш взгляд, нехваткой профессиональных знаний, умений, навыков, либо их отсутствием вообще, при достижении успеха, вынуждающей молодежь данных групп искать другие способы самоутверждения своей личности в социальной среде.
С другой стороны, различие в представлениях молодежи о способах достижения успеха мы объясняем тем, что уровень образования является показателем самостоятельности личности. Речь идет о самостоятельности как, прежде всего, умении найти то дело, которое в наибольшей степени соответствует особенностям молодого человека.

Образование помогает выявить его способности, однако развивать их приходится самому молодому человеку.
Высшее образование дает вариативное, а не абсолютно истинное знание. Поэтому, обучаясь в высшем учебном заведении, молодой человек приобретает навыки анализа и сравнения различных мнений, выбора наиболее оптимального действия.

Молодежь с данным уровнем образования в большей степени, нежели молодежь со средним специальным и средним общим образованием, характеризует потребность и способность в саморазвитии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень получаемого образования детерминирует степень жизненной мобильности, адаптации молодого человека к постоянно обновляющимся жизненным условиям; детерминирует меру его конструктивности, ответственности за успешность -неуспешность жизненной стратегии.
Что касается влияния материального благополучия на представления молодежи о способах достижения успеха, то исследование показало следующее. Независимо от уровня образования, опрошенная молодежь предпочитает преимущественно такие способы как образование, профессионализм, упорная работа, труд (см. табл.

8 Приложения).
Однако малообеспеченная молодежь в большей степени, чем среднеобеспеченная и хорошо обеспеченная молодежь, в достижении жизненного успеха ориентирована на внешние условия, обстоятельства. Здесь следует отметить ориентацию малообеспеченных на такой способ достижения как удачное стечение обстоятельств.

Его отмечают 40% опрошенных (для сравнения, отмечают данный способ 21% среднеобеспеченной и 12% хорошо обеспеченной молодежи).
Мы полагаем, что уровень материального благополучия свидетельствует об индивидуализме личности в достижении успеха.
Достижение материального благополучия в условиях современной России и мира в целом обеспечивается отчасти за счет создания качественно нового, инновационного, революционного предмета материальной или духовной культуры. Это осуществляется посредством знаний, умений и усилий личности.
Так результаты нашего исследования показывают, что среднеобеспеченная и хорошо обеспеченная молодежь в большей степени, нежели малообеспеченная, ориентирована на личные качества, личные усилия при достижении успеха в жизни. Данные группы предпочитают следующие способы: практицизм, предприимчивость - соответственно, 24% и 33% опрошенных (лишь 18% малообеспеченных), личное обаяние, привлекательность - соответственно, 27% и 32% опрошенных (лишь 18% малообеспеченных).
Таким образом, существует несколько моделей достижения успеха в сознании молодежи.
В различных социологических исследованиях, например, в исследованиях Ю.Р. Вишневского, В.Т.

Шапко, Г.А. Чередниченко, как правило, акцент делается на двух моделях достижения успеха.
Одна из них - это модель достижения успеха собственными усилиями при минимальной помощи извне. Здесь акцент делается на такие способы, как образование, профессионализм; упорная работа; практицизм, предприимчивость.
Социологические исследования 90-х, начала 2000-х, в частности, исследования Ю.Р. Вишневского, В Т. Шапко, Г.А.

Чередниченко фиксируют устойчивую ориентацию молодежи на собственные усилия в достижении успеха, следовательно, свидетельствуют о существенном значении данной модели достижения.
Наше исследование подтверждает результаты других исследований, более того, показывает, что данная модель является превалирующей в достижении успеха.
Актуальность, востребованность в настоящее время модели достижения успеха собственными усилиями является, по нашему мнению, вполне закономерным. Динамизм развития современного российского общества требует от человека быть мобильным.

Основу мобильности составляет не столько наличие денег, большой круг влиятельных лиц, удача, сколько знания и умения личности.
Трансформационные процессы в России в начале 90-х, касающиеся базисных структур общества, духовных, мировоззренческих основ жизни человека, привели к тому, что старые схемы, по которым ранее действовал человек, не работают в новой среде - возникает необходимость формирования и применения других схем.
Таким образом, ценностная переориентация - доминирование западных индивидуалистических ценностей в сознании молодежи: профессионализма, предприимчивости, свободы выбора, независимости, уверенности, благополучия - детерминировала существование в российском обществе устойчивой ориентации на такие способы достижения успеха, как образование, профессионализм, упорная работа, практицизм, предприимчивость.
Таблица 4. Представления молодежи о способах достижения успеха в российском обществе.

Учащаяся Студенческая Работающая
молодежь молодежь молодежь
образование, профессионализм 81,44 73,63 73,75
упорно трудиться, работать 52,69 45,60 55,63
деньги 9,58 6,59 14,37
наличие и поддержка друзей 40,72 29,12 23,13
протекция влиятельных
родственников, знакомых
8,98 12,09 11,25
личное обаяние, привлекательность 28,14 26,37 25,00
случай 17,37 25,82 21,88
практицизм, предприимчивость 23,35 28,02 22,50
любой способ хорош 18,56 20,33 15,63
другое 2,40 1,10 0,63


* Общее число ответов больше 100%, так как респонденты могли отмечать несколько вариантов ответа
(в %% от ответов)__
Так, результаты нашего исследования показывают, что на первом месте во всех группах молодежи стоит такой способ достижения успеха как образование, профессионализм: 81% школьников и по 74% студентов и работающей молодежи считают, что именно этот способ позволит им достичь успеха в современном российском обществе. Причем образование рассматривается всеми группами молодежи как фундамент успешной жизни. Настоящие достижения молодых во многом связываются с достижениями в сфере образования. Более того, данная сфера остается приоритетной в структуре будущих достижений молодых.
На втором месте во всех группах молодежи стоит способ упорно трудиться, работать. 53% школьников, 46% студентов и 56% работающей молодежи полагают, что и этот способ эффективен в достижении успеха.
И хотя принципиальных различий в представлениях учащейся, студенческой и работающей молодежи о способах достижения успеха в современном российском обществе не обнаружено, мы все - таки можем отметить следующее.
Группу студентов и работающей молодежи характеризует то, что предпочитаемые ими способы достижения успеха в жизни (образование, профессионализм; упорно трудиться, работать) не имеют ярко выраженной молодежной специфики. Достижение успеха этими группами молодежи связано с такими основами бытия любого человека, как образование и работа, постольку выше отмеченные способы могут быть обозначены нами как традиционные.
Группу школьников характеризует то, что наряду с традиционными способами достижения успеха предпочтение отдается такому молодежному способу, т.е. имеющему большое значение именно в молодежной среде, как наличие и поддержка друзей.
В итоге мы видим, что традиционные и молодежный способы достижения успеха в сумме означают расчет преимущественно на себя в достижении успеха, т.е. признание того, что успех требует значительных усилий самой личности.
Если сравнить данные нашего исследования с исследованиями 90-х, то превалировала другая тенденция - ориентация на протекцию влиятельных родственников, знакомых. В исследовании факторов жизненного успеха в канун рыночных реформ связи, поддержка влиятельных лиц выходили на первое, а образование, перспективная специальность находились на пятом месте в иерархии ценностей молодежи.
Ориентация молодежи на помощь извне в стремлении к успеху была обусловлена состоянием господствующих в советском обществе идеалов и стереотипов.
Таким образом, речь идет о существовании еще одной модели достижения успеха - это модель достижения посредством помощи извне. В этом случае акцент делается на таких способах достижения успеха как протекция влиятельных родственников, знакомых, использование денег, удачное стечение обстоятельств.
Значительная роль фактора удачи, фактора протекции в формировании представлений молодежи о способах достижения успеха прослеживалась в начале 90-х гг. Значение данных факторов связывалась с существованием бюрократического рынка связей, определяющего пути и средства получения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей. Следовательно, данная модель являлась востребованной в достижении успеха.
Исследования II половины 90-х гг. и начала 2000-х - исследования Ю.Р. Вишневского, В Т. Шапко, Г.А. Чередниченко, а также наше исследование фиксирует постепенное снижение значения фактора протекции влиятельных родственников, знакомых.
По данным нашего исследования, на такие способы достижения успеха, как деньги приходится менее 14% ответов молодых, протекция - менее 12%.
При этом выше отмеченные способы признаются и школьниками, и студентами, и работающей молодежью как довольно эффективные в достижении успеха.
Наше исследование показало, что решающее значение имеет фактор удачного стечения обстоятельств. 17,4% учащихся, 26% студентов, 22% работающей молодежи считают, что именно способ удачного стечения обстоятельств позволит им достичь успеха в жизни.
Таким образом, следует отметить, что наряду с устойчивой ориентацией молодежи на личностные усилия (о которой мы писали выше) сохраняется ориентация на помощь извне.
Существование в сознании молодежи таких способов достижения успеха, как использование денег, протекция влиятельных родственников, знакомых, удачное стечение обстоятельств показывают наличие потребительского отношения к жизни.
Таким образом, результаты эмпирического исследования подтверждают сделанный в первой главе вывод о противоречивости представлений молодежи о жизненном успехе, обусловленной противоречиями в системе жизненных ценностей.
Сосуществование ценностей индивидуализма и коллективизма, инициативности и безынициативности, рационализма и иррационализма в сознании молодежи детерминирует противоречие между ориентацией на собственные усилия и ориентацией на помощь извне в достижении жизненного успеха.
Однако нам важно подчеркнуть, что выше отмеченные способы занимают только лишь последние места в структуре предпочитаемых способов достижения успеха. Поэтому снижение ориентации на помощь извне - положительная тенденция. На смену патерналистским и в какой-то мере инфантилистским настроениям приходит осознание необходимости, прежде всего, личностных усилий в достижении успеха.
Тревогу вызывает тот факт, что достаточно широко распространенным в группах школьников (19%), студентов (20%), работающей молодежи (16%) оказывается мнение о том, что для достижения успеха любой способ хорош. Это может свидетельствовать, по нашему мнению, о неразборчивости в выборе способов достижения успеха. С другой стороны, это говорит о ситуации, которая сложилась в России: зачастую, такие способы достижения успеха как образование, профессионализм, упорный труд, работа (о которых мы говорили ранее) не являются универсальными в достижении успеха. Это вызвано тем, что сохраняется преемственность старых коллективистских ценностей.
В группе объективных факторов, детерминирующих представления молодежи о способах достижения, следует также выделить гендерные возможности.
Рассмотрение влияние данного фактора существенно не меняет выявленную структуру предпочитаемых способов достижения успеха, но вносит определенные коррективы.
Представления юношей и девушек о способах достижения успеха в современном российском обществе взаимосвязаны с их представлениями об успехе в жизни.
Так, материалы нашего исследования показывают, что юноши достижение успеха соотносят не только с личностными усилиями, но и с помощью извне. Отдают предпочтение такому способу достижения как поддержка друзей - 36,7 % опрошенных молодых людей (для сравнения, 27,3% девушек) (см. табл. 9 Приложения).
Таким образом, это подтверждает сделанный нами ранее вывод о значительной роли ближайшего окружения, а именно компании друзей в жизни юношей: наличие хороших друзей является основным критерием успеха, а их поддержка способом достижения успеха.
Девушки, в противоположность юношам, предпочтения отдают способу личное обаяние, привлекательность - 33,9% опрошенных девушек (для сравнения, 15,6% юношей).
Это обусловлено тем, что именно девушкам свойственно стремление к демонстрации своего Я, своей внешности, своей сексуальности.
Более того, это говорит о существовании в сознании некоторых девушек стереотипа о том, что необходимым способом достижения успеха является постель.
Другую группу факторов составляют субъективные факторы, влияющие на формирование представлений молодежи о жизненном успехе.
Исследование показало, представления молодых людей о жизненном успехе взаимосвязаны с их представлениями об успешном человеке в современной России. Поэтому в рамках группы субъективных факторов стоит выделить оценочные факторы, связанные с определенной оценкой, критериями, которым должен соответствовать успешный человек в современной России.
Следует выделить 6 значимых критериев оценки.
Первый критерий - это внешний вид. Большинство опрошенных молодых людей, 60%, оценивают успешного человека, с одной стороны, как опрятного, аккуратного, а с другой стороны, как стильного.
Второй критерий - это образование успешного человека. Подавляющее большинство молодежи, 90%, оценивают образование успешного человека как высшее.
Третий критерий - это место работы. Более половины молодых людей оценивают место работы как любое, т.е. место работы само по себе не имеет значения, однако должность должна быть обязательно управленческой.
Четвертый критерий - это доход успешного человека. Более 90% молодых людей оценивают доход успешного человека как высокий.
Пятый критерий - семья успешного человека. Подавляющее большинство молодежи, 90%, считают, что семья у успешного человека обязательно должна быть, наличие детей также желательно.
И, наконец, шестой критерий - это увлечения успешного человека. Около 50% молодых считают, что основным увлечением успешного человека является спорт (различные виды спорта). Чуть более 30% молодых людей оценивают увлечения успешного человека как разносторонние.
Таким образом, мы видим, что представления молодежи об успешном человеке в современной России, согласуются с их представлениями о жизненном успехе и дополняют последние.
Мы можем сделать несколько основных выводов.
Во - первых, представления молодежи об успешном человеке, равно как и представления о жизненном успехе, свидетельствуют об ориентации на семью, детей при достижении успеха.
Таким образом, наблюдается противоречие в жизненных ориентациях молодежи: с одной стороны, дети являются одной из важнейших ценностей молодежи, а наличие детей - одним из критериев успеха, в другой стороны, как ранее мы отметили, дети не являются основным мотивом создания семьи.
Во - вторых, рассмотрение представлений молодежи об успешном человеке подтверждает сделанный нами ранее вывод о том, что образование, а именно высшее образование, составляет основу успешной жизни современного человека.
В - третьих, подтверждается ориентация на материальное благополучие современной молодежи. Таким образом, деньги являются не только ведущим
критерием жизненного успеха, но критерием стратификации современного общества.
И в - четвертых, мы считаем необходимым отметить, что успешный человек - это, прежде всего, гармоничный человек - гармония внешнего вида и внутреннего мира; профессиональные достижения гармонично сочетаются с личными (семейными) достижениями.
С другой стороны, исследование выявило влияние на представления молодежи о жизненном успехе такого субъективного фактора как выбираемые референтные группы.
Во - первых, формирование представлений молодых людей об успехе происходит в результате влияния такой группы как друзья.
Как показывают результаты нашего исследования, около 70% молодых людей беседуют со своими друзьями о том, как достичь успеха в современной России. Причем, мнение друзей в обсуждении планов на будущее является довольно значимым для большинства молодых. Более половины молодых людей хотели бы быть похожими в своих достижениях на друзей, но только лишь отчасти. Стремление быть похожими тем выше, чем более успешными оценивают молодые своих друзей.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что молодые люди достаточно практичны в достижении успеха (В достижении успеха мне нужно лишь то, что приносит пользу).
Во - вторых, формирование представлений об успехе происходит в результате влияния других выбираемых референтных групп.
Результаты исследования показывают, что идентифицируют себя с общественно - политическими деятелями менее 13%, со звездами кино, театра менее 7,4%, с научными деятелями менее 9,7%, со звездами спорта менее 9,7%, со звездами музыки менее 6% опрошенных. И хотя большинство опрошенных молодых людей отрицают идентификацию с представителями данных групп, материалы глубинного интервью свидетельствуют об обратном: 9 из 10 опрошенных называли представителей второго вида референтных групп в качестве своих кумиров. Чаще всего назывались имена политиков (например, В. Путин, Б. Немцов, Кириенко) и бизнесменов (например, Абрамович). Основными причинами выбора этих людей в качестве своих кумиров, по мнению молодежи, являются с одной стороны, их самоутверждение в группе, с другой, - возможность обладать некими атрибутами престижа - модная одежда, модные аксессуары (от часов до автомобилей). Мы согласны с мнением В.Т. Шапко в том, что стремление молодежи быть похожими на этих людей связано с тем, что их путь к успеху воспринимается как быстрое и легкое восхождение.
Расхождение данных анкетного опроса и глубинного интервью мы объясняем амбивалентной ориентацией молодежи на успех, о которой мы писали выше.
Другую группу субъективных факторов составляют факторы детерминирующие представления молодежи о способах достижения жизненного успеха. Проведенное исследование выявило влияние личного опыта молодого человека в достижении успеха на его представления о способах достижения успеха (см. табл. 10 Приложения).
Под личным опытом в достижении успеха мы понимаем субъективную оценку молодым человеком частоты реализации намеченных целей.
Результаты исследования показали, что молодежь, часто реализующую намеченные цели, характеризует ориентация на достижение успеха посредством знаний (хорошо знать свое дело, неординарность ума, индивидуальность), умений (саморазвитие, прогнозирование), усилий (работа, работа и работа, вкладывать большой труд, выкладывать себя).


Содержание раздела