d9e5a92d

Объективные факторы

Вторая парадигма: смысл жизни - в самой жизни. Обращаясь к исследованию самой жизни человека как основы осуществления его смысла жизни, философы отмечают соединение в человеке двух миров: природы и разума (П.

Гассенди, Т. Гоббс), природы и общества (Ж.-Ж. Руссо), естественного и божественного, природы и духа (Ф.

Шеллинг). На стыке этих двух миров философы говорят о таких целях жизни человека, как: 1) чувствовать и наслаждаться; 2) действовать; 3) страдать и быть пассивным.

Отсюда, смысл жизни человека - результат осуществления цели (жизнь как цель), обусловленный объективными и субъективными факторами.
В рамках этой парадигмы, жизненный успех - это результат достижения объективных (заданных обществом, социумом) целей и, вместе с тем, субъективных (заданных человеком) целей. В противоположность первой парадигме (успех - вне жизни), успех в контексте второй парадигмы лежит в самой жизни, а именно выступает как ее итог.

Поскольку (как мы ранее подчеркнули) жизнь человека - соединение индивидуального и социального, постольку и в успехе сочетается свобода (создание, творение своей жизни) и необходимость (создание Я ограничено социальными стандартами, нормами, ценностями).
Третья парадигма: смысл жизни в самореализации. Главной жизненной целью в контексте этой парадигмы является создание самого себя (Сократ, И. Кант), саморазвитие и самосовершенствование (И. Фихте, Л. Фейербах, Ф. Ницше) - т.е. человек является самоцелью.

В противоположность предыдущим двум парадигмам, смысл жизни состоит не в результате деятельности человека, а в процессе его жизнедеятельности - процессе самореализации.
В рамках этой парадигмы, жизненный успех включает в себя не только результат достижения цели, но, что особенно важно, процесс достижения цели, обусловленный одновременно и субъективными и объективными факторами. Это позволяет рассматривать успех как последовательное изменение Я - поиск себя, и как следствие, самоутверждение себя -процесс жизнетворчества.

Таким образом, жизненный успех - это успех личности.
Обратимся к основным выводам, которые касаются рассмотрения феномена жизненного успеха в контексте философского подхода.
Во - первых, основные категории, через которые раскрывается феномен успеха в философии - это цель жизни, смысл жизни личности.
Во - вторых, философский подход, равно как и предыдущие два, акцентирует внимание на исследовании целеполагающего характера деятельности человека, а именно деятельности по обретению смысла своей жизни. Рассмотрение методологических парадигм смысла жизни позволяет выделить два подхода к исследованию жизненного успеха в контексте философии: 1) успех - результат деятельности человека, 2) успех - процесс и результат деятельности человека.

Наибольшими познавательными возможностями обладает, на наш взгляд, второй подход к успеху, поскольку именно он дает возможность исследовать успех как самореализацию, самоутверждение человека.
Недостатком философского подхода, на наш взгляд, может считаться абстрактность категорий анализа феномена успеха. В частности, понятие смысл жизни относится к мировоззренческим аспектам жизнедеятельности человека, поэтому его сложно замерить эмпирически.
Таким образом, положение о целенаправленном характере жизненного успеха - основной вывод, сформулированный в исследованиях психологов, антропологов, философов - является основой социологического подхода.
В этом ключе, все целенаправленные действия рассматриваются как действия, ориентированные на успех, а сама категория успех означает успешное осуществление целей (используется скорее инструментально, нежели терминально). Любая деятельность человека целенаправленна, то есть предполагает достижение определенного положительного результата.

Однако, возникает вопрос, всякое ли достижение цели можно рассматривать как успех?
Поэтому, специфика исследования феномена жизненного успеха в социологии заключается в том, что рассматриваются не только праксеологические аспекты деятельности человека, не только эффективные и результативные действия, но и, прежде всего, ценности человека, в соответствии с которыми он ставит и достигает цели.
Взаимосвязь цели действия и ценности действия личности представлена в работе М. Вебера. Разрабатывая теорию социального действия, он выделяет четыре типа действия: целерациональное, ценностнорациональное, традиционное и аффективное. Однако нас интересуют первые два, поскольку именно они, по мнению ученого, являются предметом социологии. Целерациональное действие ориентировано на цель, средства и побочные результаты, тогда как ценностнорациональное действие базируется на сознательной ориентации или вере человека в нравственные или религиозные идеалы.

М. Вебер подчеркивает, что абсолютная целерациональность лишь пограничный случай, чаще всего она находится в различных отношениях с ценностнорациональной ориентацией.
Поэтому достижение успеха связано с постановкой не любых целей, а лишь тех, которые имеют какое - либо значение для личности, какую - либо ценность. Следовательно, цели и ценности личности находятся в отношениях взаимообусловленности, поскольку ценность (ценности) детерминирует цель (субординацию целей), вместе с тем, цель является механизмом достижения ценности.

В индивидуальном сознании ценности представляют собой иерархическую структуру, например, ценность материального благополучия, самореализация, признание обществом или значимыми другими и т.д. Поэтому жизненный успех - это достижение первого, второго и третьего.
Мы считаем, что использование категорий цель действия, ценность действия при исследовании феномена жизненного успеха позволяет выделить несколько преимуществ социологического подхода перед рассмотренными ранее.
Во - первых, социологический подход позволяет изучить субъективное и объективное, свободу и необходимость в жизненном успехе. С одной стороны, успех субъективен, поскольку связан с индивидуальным формированием своей личности, стремлением быть не таким как все.

С другой стороны, успех объективен, поскольку связан с воспроизводством установленных идеалов того или иного общества, той или иной социальной группы, стремлением стать таким как все, чтобы не быть изолированным от социального окружения.
Во - вторых, поскольку ценности - цели предполагают причинно -следственную связь, постольку обе эти категории дают возможность существования причинного объяснения в социологии, а, именно, дают возможность исследования взаимосвязи представлений личности об успехе и способах, механизмах его достижения.
Поэтому в нашем исследовании мы будем рассматривать успех личности не только лишь как результат достижения цели. Это положение базируется на концепции достижительской культуры А.Ю. Согомонова. Культура достижения может быть определена как система символического и экспрессивного сопровождения тех социальных действий, которые ориентированы на достижение успеха.

При таком подходе интерес в сфере культуры достижения направлен на исследование не буквально всех целенаправленных действий, а на исследование только тех действий, которые оцениваются как успешные, то есть отвечающие идеалам социальных достижений конкретного общества. Поэтому, рассматривая успех в рамках культуры достижения, автор определяет его как совокупный конструкт идеологии достижения и набора стратегий достижений.

В этом ключе, компонентами успеха являются достижительная мотивация, набор стратегий и тактик достижения, собственно результативный успех.
Однако мы считаем, что в нашем исследовании адекватнее использовать не категорию культура достижения, а категорию целедостижение, поскольку именно она позволяет исследовать не только результат достижения, но и весь процесс достижения успеха, следовательно, объяснить причины, по которым личность достигла именно такого результата, а не иного, избрала именно такие способы достижения, а не иные, и вообще, трактует жизненный успех именно так, а не иначе.
В соответствии с этим, целедостижение предполагает: 1) структуру и иерархию целей достижения, рационально спланированную, либо интуитивно ощущаемую личностью; 2) осознанное, либо неосознанное принятие и использование способов достижения; 3) получение результата достижения - успеха.
Таким образом, целедостижение - это последовательный переход от анализа жизненной ситуации (т.е. от анализа своих представлений об успехе в целом и успехе Я) к деятельности по ее изменению (т.е. к использованию способов, каналов, правил выражения Я в обществе).
Таким образом, мы рассматриваем целедостижение как основу самоутверждения личности.
В самом общем смысле, сущность феномена человеческого самоутверждения состоит в утверждении себя в объективном мире, предполагающем положительную оценку социальным окружением.
В соответствии с этим, следует отметить две основные характеристики самоутверждающегося человека (Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова)1. Первая характеристика - это вертикаль самоутверждения или ценностная лестница.

Суть состоит в том, что человек стремится подняться на более высокую ступень ценностной лестницы, т.е. достигнуть тех ценностей (обладать ими), которые представляют наибольшую значимость для него. Содержание данных ценностей задает группа. Поэтому жизненный успех определяется, прежде всего, группой, к которой принадлежит, либо стремится принадлежать личность.

Вторая характеристика - это область самоутверждения: каждый конкретный акт самоутверждения осуществляется в определенной, специфической области жизни человека.
Следовательно, эти две характеристики показывают направленность самоутверждения личности, а если быть точнее, те цели, посредством реализации которых личность намерена себя утвердить в группе.
Степень целенаправленности ложится в основу классификации личностных самоутверждений. Речь идет о классификации Е.П.

Никитина и Н.Е. Харламенковой, которые выделяют три типа самоутверждений :
1. Самоцельное самоутверждение: как видно из названия, самоутверждение является целью, которую личность собирается достичь. Однако постановка цели не связана с установкой на выбор средств, с помощью которых эта цель может быть достигнута.
2. Целенаправленное самоутверждение: в этом типе самоутверждение личности является целью достижения и, в противоположность первому типу, предполагает выбор средств и области реализации цели. Поэтому главная цель фактически распадается на несколько более частных целей -возникает система целей.


3. Нецеленаправленное самоутверждение: в этом случае самоутверждение вообще не является целью человека. Однако он получает некий результат, который положительно оценивается им или другими людьми.

Поэтому самоутверждение является здесь неким дополнительным результатом деятельности человека.
Следовательно, обобщая вышесказанное, самоутверждение личности в социальной группе имеет как целенаправленный, так и случайный характер. В соответствии с этим целедостижение имеет две формы.

Можно говорить о существовании: 1) рационального целедостижения - согласованности, взаимосвязи, взаимообусловленности целей достижения и способов их осуществления - осознанный характер достижения; 2) иррационального целедостижения - рассогласованности целей и способов их реализации -переживаемый характер достижения.
Таким образом, социальная сущность успеха в жизни, на наш взгляд, это осознанное или неосознанное принятие личностью социальной группы (групп), в которой она намерена себя утвердить.
Группа задает, во - первых, представления личности об успехе, т.е., как ранее мы отметили, те ценности (их структуру и иерархию), в соответствии с которыми происходит целе достижение.
Во - вторых, группа задает представления о способах достижения успеха, т.е. стандарты поведения, на основе которых выстраивается деле достижение.
Ценности и стандарты поведения - это своеобразный культурный код, индикатор, позволяющий зафиксировать: 1) степень согласованности установок отдельной личности и группы в целом; 2) уровень адекватности отображения установок группы в сознании отдельного человека.
Таким образом, согласованность и адекватность установок относительно успеха служит основой для социальной оценки - признания или осуждения -достижений личности.
С другой стороны, жизненный успех детерминирован природной предрасположенностью - имеющимися от природы задатками и склонностями личности к различным видам деятельности. Успех определяется активностью личности по достижению того, что более всего соответствует ее природе и сопротивление тому, что противоречит ей.
Самоутверждение личности в социальной группе носит преимущественно односторонний характер, т.е. достигается в какой-либо одной сфере ее жизнедеятельности. Выбор личностью сферы, в которой она намерена себя утвердить, обусловлен тем, где природные задатки и способности выражены сильнее.
Мы выходим еще на одну ключевую проблему в рассмотрении жизненного успеха (поднималась в исследованиях психологов, антропологов, философов) - это влияние субъективных и объективных факторов на целедостижения личности.
Соотношение объективных и субъективных факторов, определяющих целедостижение личности, можно проследить в различных социологических концепциях, разработанных в западной науке.
Рассмотрим концепцию успеха как демонстративного потребления, которая была разработана Т. Вебленом. Он выделяет в истории цивилизации особый общественный класс, для которого, по его мнению, занятие трудовой деятельностью является социально и этически табуированной сферой.

Этот класс сформировал свои идеологии достижения и правила игры - норму денежного соперничества и социальные установки на денежный успех, денежный стандарт уровня жизни, денежные каноны вкуса и моды -демонстративное потребление.
Таким образом, главный и, пожалуй, единственный фактор, определяющий не только выбор способов достижения успеха, но и все мировоззрение личности, по Т. Веблену, - это материальный фактор (объективный).
Рассмотрим концепцию успеха как рационального выбора, разработанную Д. Фридманом и М. Хетчером. Предметом изучения в данной теории являются действующие субъекты, а именно цели, в соответствии с которыми субъекты выстраивают свои действия.

Важным выводом в этой концепции, но нашему мнению, является вывод о том, что формирование целей субъекта предопределено его предпочтениями. Поэтому социальное действие исследователи рассматривают как достижение целей, ограниченное, с одной стороны, иерархией предпочтений субъекта, с другой стороны, социальными институтами, поскольку они навязывают правила, законы, предписания, следовательно, правила игры.
Таким образом, это социальное действие и можно рассматривать, по нашему мнению, действием, ориентированным на достижение успеха, подвержено влиянию субъективных факторов (индивидуальные ценности) и объективных факторов (социальные институты).
Рассмотрим постулат успеха в теории обмена Дж. Хоманссс.

Он выдвигает следующий постулат: чем чаще какое - либо действие человека приводит к получению вознаграждения, тем более вероятно, что человек вновь поступит так же, следовательно, этот постулат утверждает, что действие личности, ориентированное на получение успеха, состоит из трех фаз: действие, вознаграждение за результат действия, повторение первоначального действия или действия аналогичного ему.
Именно так решается проблема влияния социальной среды на достижение успеха, однако, объективные факторы - факторы среды -сводятся только лишь к поощрениям или наказаниям. Поэтому, на наш взгляд, постулат успеха Хоманса, работает больше в психологии, нежели в социологии.
Рассмотрим успех с позиции теории рысков (Э. Гидденс, У. Бек) . В основе этой теории лежит положение о том, что современность есть переход от классического индустриального общества к обществу риска.

Модернизация, глобализация, технология порождают новое общество, а значит, и новую среду, в которой главным вопросом является вопрос о рисках и их предотвращении. Следовательно, можно говорить о новой социальной среде, о новой социальной структуре, а также о новых правилах продвижения в этой структуре, механизмах достижения успеха.

Поэтому успешный человек в обществе риска - это человек, усвоивший новые модели поведения, а, значит, умеющий управлять рисками.
Таким образом, в этой теории можно выделить такой основной объективный фактор, влияющий на целедостижение, как риски общества.
Основой символической концепции успеха является теория символического интеракционизма, а именно положение о том, что взаимодействие между людьми осуществляется посредством обмена символами, выработанными в ходе общественной жизни. Главным вопросом здесь является вопрос об интерпретации человеком этих символов.

Следовательно, в рамках этой теории можно выделить такие ключевые категории анализа как символ (определенный социальный код) и значение этого символа (индивидуальное значение в рамках одного кода, являющееся результатом интерпретации человеком этого кода).
Таким образом, целедостижение - это продукт взаимодействия субъективных факторов (индивидуальных значений успеха) и объективных факторов (символов успеха).
Методологической основой субъективистской концепции является феноменологическое направление в гуманитарных науках: философия Э.Гуссерля, социология повседневной жизни А. Шюца, П. Бергера и Т. Лукмана’ и др.
Фундаментальной предпосылкой этого направления является то, что любая предметность, любое положение дел является или может явиться в сознании в качестве определенной смысловой конфигурации.
Исследователи делают вывод о том, что социальная реальность - это феномен сознания множества субъектов: мир таков, каким он является в сознании личности. Поэтому реальность есть нечто иное, как совокупность ее индивидуальных смысловых конструкций, которые образуются в сознании человека по мере поступления жизненного опыта.
Таким образом, в основе взаимодействия между людьми лежит обмен индивидуальными смысловыми конструкциями. Инструментом выражения индивидуальных смыслов является язык. Язык формирует лингвистически обозначенные поля и смысловые зоны
Задача исследователя, придерживающегося этой концепции, заключается в объективировании субъективных смысловых связей. В соответствии с этим, методология анализа должна строиться на следующих принципах:
1) Принцип валидности: исследование смысловых конструкций должно строиться адекватно как каузально, так и по смыслу, следовательно, валидны те результаты, которые правильно описывают объект исследования.
2) Принцип интерсубъективности: исследователь является частью изучаемого мира. Он реконструирует сознание других в своем сознании.
3) Принцип понимания, интерпретации: поскольку все люди обладают индивидуальной системой значений, постольку исследователь должен понимать сознание другого. Однако, социологи отмечают, что полностью понимание другого невозможно (так как оно происходит в моем сознании).

Следовательно, существуют два типа понимания: понимание самого себя и понимание другого.
В соответствии с этим, жизненный успех мы должны исследовать таким, каким он является в сознании личности, а именно в виде его смысловых конструкций, связей. Совокупность индивидуальных смыслов успеха и может дать нам относительно целостную картину о феномене целедостижения в той или иной общности, в том или ином социуме.
Таким образом, исследование целедостижения в рамках этой концепции сводится к исследованию субъективных факторов, его определяющих.
Однако следует отметить, что все рассмотренные выше концепции объединяет один, хотя и важный, недостаток - внимание либо к субъективным, либо к объективным факторам целедостижения. Поэтому мы считаем необходимым предложить интегративную концепцию жизненного успеха, в рамках которой и будет проведено наше исследование.

Ее введение и выбор продиктован тем фактом, что личность и социокультурная среда ее существования находятся в отношениях постоянной взаимосвязи и взаимоо бу слов ленности.
Во - первых, интегративная концепция жизненного успеха позволяет нам изучить влияние объективных и субъективных факторов на феномен жизненного успеха в их единстве и взаимосвязи.
Во - вторых, поскольку мы исследуем целедостижение, постольку факторы можно еще классифицировать на:
- факторы, влияющие на представления личности о жизненном успехе (то есть, влияющие на процесс формирования цели достижения).
- факторы, влияющие на представления личности о способах достижения успеха.
Таким образом, к факторам, влияющим на представления личности об успехе мы относим:

Объективные факторы:

1.1 доминирующие виды деятельности: учебно - образовательная (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная (для работающей молодежи);
1.2 уровень материального благополучия;
1.3 заданные референтные группы - группы, принадлежность к которым не обусловлена личным выбором молодого человека: семья, учебно -образовательная группа (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная группа (для работающей молодежи);
1.4 гендерные возможности.

Субъективные факторы:

2.1 различные по содержанию мнения и оценки по поводу успеха у представителей различных социальных групп, в рамках которых происходит самоутверждение личности;
2.2 выбираемые референтные группы;
2.3 уровень принятия представлений референтной группы о жизненном успехе.

К факторам, влияющим на представления личности о способах достижения успеха мы относим:

Объективные факторы:

1.1 уровень материального благополучия;
1.2 уровень образования;
1.3 протекцию;
1.4 гендерные возможности;
1.5 удачное замужество, женитьбу;
1.6 возможности психофизического здоровья;
1.7 реализацию задатков и способностей;
1.8 перспективную работу;
1.9 требования профессионализма - требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам человека с конкретной профессией;
1.10 материальные возможности - возможности достичь чего - либо посредством денег.

Субъективные факторы:

2.1 представления личности о наиболее приемлемых и возможных способах достижения успеха;
2.2 личный опыт в достижении успеха;
2.3 уровень проявления потребности в достижении успеха.
Однако объективные факторы мы рассмотрели только лишь как факторы социальной среды. Безусловно, на представления личности о жизненном успехе и способах его достижения влияют и другие объективные факторы -факторы культурной среды (были рассмотрены нами в культурно -антропологическом подходе), экономической и политической среды (последние два не являются предметом нашего исследования, поэтому мы не будем на них останавливаться).
Следовательно, целедостижения личности обусловлены:
1) социальной заданностью - осознанным или неосознанным принятием ценностей социальной группы;
2) природной предрасположенностью - имеющимися от природы задатками к различным видам деятельности.
Главное противоречие в жизненном успехе, таким образом, состоит противоречии социальной заданности и природной предрасположенности.
Поэтому жизненный успех в нашем исследовании мы определяем как самоутверждение личности в конкретной среде посредством целедостижения, в результате влияния социальной заданности и имеющихся от природы задатков к различным видам деятельности.
Подводя итоги социологическому подходу в рассмотрении жизненного успеха, можно сделать несколько выводов.
Основными категориями, через которые раскрывается социологическая парадигма, являются цель достижения, ценность, целедостижение, самоутверждение, жизненный успех.
Выделенные нами социологические категории, определяют специфику данного подхода.
Во - первых, в контексте социологического подхода мы рассматриваем не абстрактный успех, как, например, в психологическом подходе -успешное / неуспешное действие, в антропологическом подходе - успешная / неуспешная культура, а успех личности. Следовательно, жизненный успех является социальным феноменом, поскольку связан с самоутверждением личности в ее социальной среде.



Содержание раздела