2 Предполагаемая отмена пошлин со стороны США, Японии, ЕС и Канады на лекарственные препараты, строительное оборудование, медицинские инструменты, черные металлы, бумагу, пиво, мебель, с/х оборудование и крепкие алкогольные напитки, игрушки.
3. Связанные пошлины это ставки пошлин, которые нельзя повышать в одностороннем порядке.
4. Ставка таможенной пошлины, эквивалентная по своему протекционистскому значению нетарифной мере.
В числе функций Совета организация работы органа по разрешению споров и органа по проведению обзоров торговой политики.
Кроме того, в составе ВТО созданы: Совет по торговле товарами , Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами будет наблюдать за реализацией многосторонних соглашений по торговле товарами. Это собственно ГАТТ1994, сохранившее свою автономию в рамках ВТО; Совет по торговле услугами орган, следящий за выполнением ГАТС, и Совет по интеллектуальной собственности, наблюдающий за действием этого соглашения.
Организованы также Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям, связанный с состоянием платежного баланса, и Комитет по бюджетным, финансовым и административным вопросам.
Соглашение предусматривало создание Секретариата ВТО во главе с Генеральным директором, которому даются полномочия назначать Других сотрудников Секретариата и определять круг их ведений и функций. Предусмотрено, что Секретариат ГАТТ станет Секретариатом ВТО, а Генеральный директор ГАТТ станет Генеральным директором ВТО вплоть до того времени, пока Конференция ВТО не назначит новогo Генерального директора. Все эти органы начали действовать с 1 января 1995 года, когда ВТО официально приступила к работе.
В своей деятельности ВТО будет следовать процедурной практике и решениям, принятым странами-участницами ГАТТ-1947. Статья XI Соглашения устанавливает, что в рамках ВТО будет продолжать действовать принятая в ГАТТ1947 система принятия решений путем консенсуса. В тех случаях, когда консенсус не может быть достигнут, решение может быть принято простым голосованием, причем каждая страна-участница имеет один голос.
Статья Х предусматривает случаи, в которых при принятии решений, связанных с изменением отдельных статей Соглашения, требуется единогласие.
ВТО имеет статус юридического лица и пользуется всеми привилегиями и иммунитетами, предоставленными специализированным учреждениям ООН. Бюджет организации и размер взносов отдельных стран-участниц основывается на традиционной практике и правилах ГАТТ-1947.
Соглашение о ВТО предусматривает различные пути присоединения к нему.
В соответствии с Марракешским решением министров о принятии Соглашения об учреждении ВТО присоединяющиеся страны делятся на несколько групп. Участницы ГАТТ, чтобы быть членами ВТО, должны принять многосторонние торговые соглашения, развивающие ГАТТ (помимо ГАТТ1994), а также Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС) и Соглашение по Торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Страны-участницы Уругвайского раунда (не члены ГАТТ), чтобы стать членами ВТО, должны были сначала завершить переговоры о вступлении в ГАТТ-1947, предоставить перечень своих тарифных уступок по ГАТТ и конкретных обязательств по ГАТС. Примерно в таком же положении находились развивающиеся страны, применявшие положения ГАТТ на так называемой фактической основе.
Помимо этого в июле 1993 года Комитет по торговым переговорам постановил, что страны и территории, ведущие переговоры в ГАТТ, но не имеющие статуса участника Уругвайского раунда, могли принимать участие в Раунде и начинать переговоры об условиях присоединения к ВТО.
В эту категорию вошло 19 стран. В середине 1994 года было учреждено 19 рабочих групп, в рамках которых велись переговоры о вступлении в ВТО Болгарии, Балтийских государств, Словении, Хорватии, Армении, Белоруссии, Молдовы, Украины и ряда других государств. Сейчас число стран, вступающих в ВТО, составляет более 30 государств.
К этой же группе относится и Россия. В соглашении о ВТО говорится, что любое государство может присоединиться к ВТО на условиях, которые будут согласованы между этим государством и ВТО. Решение о присоединении принимает Министерская конференция двумя третями голосов членов ВТО.
По условиям Соглашения об учреждении ВТО ее Секретариат и сама Организация должны руководствоваться решениями, процедурами и обычной практикой, которой следовали страны-участницы ГАТТ1947 и органы, действовавшие в рамках ГАТТ-1947, и принимать решения, по возможности, путем консенсуса. Однако уже первые два года функционирования ВТО дают основание предполагать, что реализовать это положение будет не просто. Это связано прежде всего с тем, что Соглашение об учреждении ВТО предполагает, что Всемирная Торговая Организация (как межгосударственное образование) будет выполнять роль организационного механизма.
Она будет осуществлять приложенные к ней соглашения, служить форумом для переговоров по вопросам торговли товарами и услугами, управлять работой Органа по урегулированию споров, Органа по обсуждению торговой политики участников ВТО, принимать новых членов ВТО. Однако участники ВТО вкладывают далеко не одинаковый смысл в созданные правовые документы, по-разному трактуют их положения и возможности выполнения принятых обязательств. Сами правовые договоренности, на которые опирается деятельность ВТО, носят компромиссный характер, в их формировании достаточно весомую роль играл компромисс, достигнутый в последние месяцы переговоров по самому верху разногласий, оставивший глубинные противоречия для последующих переговоров. По ряду направлений переговоры фактически не были завершены, а перенесены на более поздний срок: в частности, продолжаются переговоры по финансовым обязательствам, основным средствам телекоммуникаций, морскому транспорту и т. д.
Кроме того, как показал опыт ГАТТ, многие положения наполняются конкретным содержанием только в процессе их реализации, когда появляются прецеденты (модели решений), общее понимание положения участниками Соглашения.
Это, в частности, касается и условий присоединения новых членов, входящих в названную выше группу 30 государств.
Процедура присоединения к ВТО носит следующий характер.
Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО, передает в ВТО Меморандум о внешнеторговом режиме (товары и услуги). После этого вопрос об условиях присоединения рассматривает Рабочая группа, которую создает Генеральный Совет ВТО. Участвовать в работе группы могут все члены ВТО.
Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику его применения. Значительная часть работы в группе переносится на неформальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры о взаимном снижении торговых барьеров, результатом которых должны стать три протокола, содержащие перечень уступок и обязательств в этой области (протокол по тарифным обязательствам, протокол по сельскому хозяйству, протокол по доступу на рынок услуг).