Межамериканский банк развития (МАБР) был создан в 1959 г. с целью оказания помощи в ускорении экономического и социального развития в Латинской Америке и Карибском бассейне.
Функции:
содействие вложениям государственного и частного капитала в Латинскую Америку в целях развития;
использование собственного капитала, средств, полученных на денежных рынках, и других доступных ресурсов для финансирования первоочередных экономических и социальных проектов в регионе;
поощрение частных капиталовложений в проекты, способствующие экономическому развитию, и дополнение частных капиталовложений, когда частный капитал оказывается недоступным на нормальных условиях;
сотрудничество со странами-участницами в целях ориентации их политики развития на более эффективное использование их ресурсов при поощрении большей взаимодополняемости их экономик и расширения внешней торговли;
обеспечение технической помощи в подготовке, финансировании и осуществлении планов и проектов развития.
Насчитывается 48 членов МАБР, включая 28 региональных и 20 нерегиональных.
Структура.
1. Совет управляющих. Комитет Совета управляющих.
2. Совет директоров-исполнителей.
3. Администрация, президент, департаменты, страновые отделения и представители.
Источники финансирования. Финансовые ресурсы Банка складываются из обычных капитальных ресурсов (подписной капитал, резервный капитал и средства, получаемые в результате заимствований) и трастовых фондов, создаваемых государствами-членами для финансирования конкретных проектов развития. Банк управляет специальными фондами, предназначенными для льготного кредитования экономически менее развитых стран. Подписная доля капитала Банка состоит из оплаченного капитала и того, который может быть востребован. Основная часть акционерного капитала по подписке находится в виде капитала, могущего быть востребованным, или гарантий по заимствованиям Банка на мировых финансовых рынках.
Деятельность. Операции Банка охватывают весь спектр экономического развития. Особое внимание уделяется производительным секторам (сельское хозяйство и рыболовство, промышленность, включая добывающую, туризм и малые предприятия, инфраструктура, энергетика и транспорт), социальным секторам (охрана окружающей среды и государственная система здравоохранения, образование, наука и техника, развитие городского хозяйства), планированию и реформам, финансированию и инвестициям.
Банк имеет свои отделения в 26 странах Латинской Америки и во Франции.
Помимо МАБР, действуют и иные кредитно-финансовые институты: Межамериканская инвестиционная корпорация (МАЙК), Карибский банк развития (КБР или Карибанк), Центральноамериканский банк экономической интеграции (ЦАБЭИ), однако количество учствующих в них стран, а следовательно и их влияние на международные процессы в этом регионе незначительно.
На Ближнем Востоке и среди арабских государств Северной Африки наиболее влиятельным институтом является Исламский банк развития, который был создан в 1974 г. с целью содействия экономическому развитию и социальному прогрессу стран-членов и мусульманских общин в соответствии с принципами шариата.
Функции:
• инвестирование средств в акционерный капитал;
•кредитование производственных предприятий и проектов;
•предоставление финансовой помощи государствам-членам в других формах в целях экономического и социального развития и некоторые другие.
Насчитывается 47 государств-членов.
Структура:
1. Совет управляющих.
2. Совет директоров-исполнителей.
3. Секретариат, администрация, президент Банка, вице-президенты, региональные отделения.
Финансовые ресурсы Банка состоят из уставного капитала и дополнительных финансовых средств.
Направления деятельности: предоставление займов для финансирования проектов в области инфраструктуры, участие в капитале сельскохозяйственных и промышленных предприятий и проектов, финансирование проектов, имеющих быструю отдачу и др.
Кроме него, здесь действуют: Арабский банк экономического развития Африки (АБЭРА), Арабский фонд экономического и социального развития (АФЭСР), Арабский валютный фонд (АВФ), Кувейтский фонд арабского экономического развития (КФАЭР).
Среди африканских финансовых организаций наибольший интерес представляет Группа Африканского банка развития (АфБР). Она включает в себя Африканский банк развития (АБР), Африканский фонд развития (АФР), Доверительный фонд Нигерии (ДФН).
Эти три института являются самостоятельными юридическими лицами. Два, входящие в Группу Фонда, были созданы согласно положениям Соглашения об учреждении Африканского банка развития (1964 г.).
Цели:
• содействие экономическому развитию и социальному прогрессу региональных государств-членов;
• финансирование инвестиционных программ и проектов;
• мобилизация ресурсов путем организации совместного финансирования, осуществляемого Банком совместно с дву- и многосторонними институтами развития;
• содействие ведению международного диалога и росту взаимопонимания по вопросам развития, касающимся Африки;
• поощрение государственных и частных инвестиций;
• предоставление необходимой технической помощи в подготовке проектов развития.
Основные направления деятельности:
• подготовка и проведение макро-реформ;
• рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды;
• участие женщин в процессах развития;
• содействие развитию частного сектора;
• сокращение уровня задолженности и нищеты;
• экономическая интеграция и многонациональные проекты;
• содействие торговле.
Другие африканские кредитно-финансовые институты: Восточноафриканский банк развития (ВАБР), Банк развития государств Центральной Африки (БДЕАС), Западноафриканский банк развития (БОАД).
Важную роль в процессах экономической интеграции в Западной Европе играют валютно-кредитные и финансовые институты, созданные в рамках Европейского экономического сообщества (ныне Европейского союза).
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был учрежден в соответствии с Римским договором в 1958 г. ЕИБ предоставляет долгосрочные кредиты и гарантии компаниям, государственным органам и финансовым институтам для финансирования преимущественно инфраструктурных объектов в менее развитых регионах ЕС.
Деятельность этого банка, первоначально охватывающая только участников ЕС, в последующем распространилась и на другие европейские государства, а также развивающиеся, в частности, на страны, подписавшие Ломейские конвенции.
Европейский фонд развития (ЕФР) (с 1958 г.) предоставляет в основном субсидии и льготные долгосрочные кредиты под низкие проценты развивающимся странам, ассоциированным с ЕС.
Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА) был учрежден в 1962 г. в целях улучшения условий для развития сельского хозяйства в странах ЕС. Программы, осуществляемые Фондом, направлены на модернизацию сельского хозяйства. Из этого Фонда фермерам выплачиваются различные компенсации и субсидии, в частности, экспортные.
С 1960 г. приступил к операциям Европейский социальный фонд, образованный для улучшения возможностей занятости населения.
С 1975 г. осуществляется деятельность Европейского фонда регионального развития, созданного для кредитования программ, целью которых является постепенное уменьшение региональных диспропорций.
Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) был создан в 1973 г. в связи с введением Европейской валютной системы с целью регионального межгосударственного валютного регулирования. Фонд предоставлял кредиты странам-членам ЕВС для погашения дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с регулированием валютного курса. Согласно Маастрихтским соглашениям (1991—1993 гг.) был переименован в Европейский валютный институт (ЕВИ) с 1994 г. На него была возложена задача разработки правил и процедур, принятие которых потребуется в связи с ожидаемым введением единой валюты. В компетенции ЕВИ — также контроль за эмиссией банкнот в евро.
8.6. Республика Беларусь в международных
финансовых и валютно-кредитных организациях
Беларусь является членом трех крупнейших международных финансово-кредитных Vрганизаций — Мирового банка (точнее, Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций), Международного валютного фонда и Европейского банка реконструкции и развития с 1992 г. Помимо престижа на международной арене (только наиболее отсталые и бедные страны не могут позволить себе членства в этих организациях) со вступлением в эти организации наша страна получила возможность привлечения кредитов. Общим положительным моментом предоставленных средств является льготный характер кредитного финансирования: срок кредитов — 10—20 лет, мораторий на выплату основного долга — до 5 лет, процентная ставка — около 8% у МБРР, у МВФ в зависимости от типа представляемого займа — 2,5—7,27%. Предоплаты и платежных гарантий не требуется. Но МВФ оказывает своим членам финансовую помощь, продавая им СДР или валюту других государств-членов Фонда в обмен на собственную валюту стран, получающих эти ресурсы, которую они обязаны выкупить через определенный промежуток времени.