d9e5a92d

Практика резервных требований в развивающихся и переходных экономиках

Большее значение на макроэкономическом уровне приобретают небанковские посредники, именно забота об их стабильности выходит в круг первоочередных задач денежных властей.
И все же в системе УСБ остается много неизвестного. Международные финансовые организации и правительства крупнейших промышленных стран призывают ввести УСБ в развивающихся странах. В частности, экономисты Всемирного банка в издании Финансы для роста: выбор политики в волатильном мире от 2001 г. рекомендуют развивающимся странам использовать УСБ как средство предотвращения банковских кризисов. Однако система УСБ в настоящее время не существует ни в одной стране мира.

Хотя теоретическая база узкоспециализированных банков достаточно хорошо развита, тем не менее, практические последствия от ее внедрения неизвестны.

Практика резервных требований в развивающихся и переходных экономиках

В процессе финансовой либерализации развивающиеся страны сдвинулись от административного регулирования объемов кредитования и процентных ставок к косвенным инструментам денежно-кредитной политики. Последние отличает от прямых инструментов центрального банка то, что они оказывают влияние на финансовую систему через изменение рыночной конъюнктуры.

Большинство денежных властей развивающихся стран используют все косвенные инструменты, - операции краткосрочного рефинансирования, интервенции и резервные требования, - однако интенсивность их применения варьируется от страны к стране. Наибольшей популярностью пользуются резервные требования и операции на открытом рынке, а к краткосрочному рефинансированию обращаются только в странах, уже далеко продвинувшихся на пути реформ.
В течение 1990-х гг. развивающиеся страны проделали огромный объем работы по формированию современной финансовой системы, однако для ее совершенствования им предстоит сделать еще немало. Между развивающимися странами существуют большие диспаритеты - в то время как одни страны уже имеют сложившиеся финансовые системы (Польша, ЮАР, Южная Корея), в других странах таковые вообще отсутствуют (преимущественно, государства Центральной Африки). Все это находит отражение в применении инструментов денежно-кредитной политики. Слабость институциональных основ банковского дела, недостаточная глубина финансовых рынков, ограниченный круг финансовых продуктов препятствуют эффективному использованию косвенных инструментов. Так, для операций на открытом рынке требуется эффективный вторичный рынок ценных бумаг, а для краткосрочного рефинансирования - развитый денежный рынок и платежные системы.

Резервные требования стали одним из основных инструментов денежно-кредитной политики в связи с тем, что они не требуют ни эффективного рынка МБК, ни рынка ценных бумаг. Например, в Эстонии наряду с операциями рефинансирования резервные требования играют основную роль в денежно-кредитной политике.
Большинство развивающихся стран ввели резервные обязательства по банковским пассивам. В составе резервной базы числятся счета до востребования, сберегательные вклады и срочные депозиты.

В странах, где действовало или действует валютное правление (Гонконг, Аргентина, Эстония, Литва, Болгария, а также Босния и Герцеговина) в резервную базу также входят долговые ценные бумаги, инструменты денежного рынка, финансовые гарантии и чистые обязательства перед иностранными кредитными институтами.
Резервный коэффициент, чаще всего, единообразно применяется ко всем компонентам резервной базы. В частности, одна и та же норма резервирования применятся ко всем типам банковских вкладов и депозитов в большинстве стран Центральной и Восточной Европы - Эстонии, Венгрии, Латвии, Болгарии, Литве, Польше, Словении и Словакии.

Среднее значение норматива обязательных резервов по двадцати четырем развивающимся и переходным экономикам (отличающихся сравнительно высоким доходом на душу населения) колеблется от 6% до 11% (см табл. 2). Норма резервирования также различается в зависимости от типа кредитного учреждения.

Например, Банк Словении установил коэффициент резервирования для сберегательных банков в 3% резервной базы. В ряде стран коэффициент резервирования по краткосрочным обязательствам выше, чем по долгосрочным (Бразилия, Колумбия, Израиль, Перу). А в некоторых государствах резервный коэффициент применяется не к уровню резервной базы, а к ее приросту. Такой подход впервые использовался промышленно развитыми странами в 1970-х гг. для сдерживания денежного предложения. Сейчас резервные обязательства на прирост обязательств, банковские корсеты, как их называют, служит инструментом предотвращения избыточной кредитной экспансии.

В частности, их использует Центральный Банк Перу.


Среди развивающихся и переходных экономик нет единства в расчете и хранении резервных обязательств (см. табл. 3). Период поддержания резервов в Восточной Европе часто составляет один месяц. Это характерно для Эстонии, Польши, России и др. стран. Среди государств Юго-Восточной Азии не менее популярна продолжительность периода хранения резервов в две недели (Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Таиланд).

Самый маленький период поддержания резервов в Индонезии и Бразилии - всего одна неделя. Норматив обязательных резервов в развивающихся и переходных экономиках
Болгария - 8%
Польша - 5%
Бразилия - 15%-75%
Россия - 7%-10%
Венгрия - 11%
Саудовская Аравия - 2%-7%
Израиль - 0%-6%
Сингапур - 3%
Индия - 3%-11%
Словакия - 3%-6,5%
Индонезия - 3%-5%
Словения - 12%
Колумбия - 5%-21%
Таиланд - 6%
Латвия - 7%
Чехия - 2%
Литва - 8%
Чили - 3,6%-9%
Малайзия - 13,5%
Эстония - 13%
Мексика - 0%
Южная Африка - 2%
Перу - 7%
Южная Корея 1%-5%
Источник: составлено автором по Van’t dack J. Implementing monetary policy in emerging market economies: an overview of issues. BIS Policy Papers 5, 1999. а также сведениям, представленным национальными центральными банками в сети Интернет по состоянию на начало 2002 г. Форма хранения резервов также не имеет межстрановой унификации. Наиболее часто в качестве резервов используются следующие активы:
¦S счета и депозиты в центральном банке;
¦S государственные ценные бумаги и корпоративные обеспеченные облигации, в частности, облигации с консолидированным обеспечением;
- S для валютных пассивов - депозиты в иностранной валюте за рубежом;
- S наличные денежные средства и высоколиквидные активы.
Счета и депозиты в центральном банке являются традиционной формой хранения резервов. Вместе с тем в резервы в большинстве развивающихся стран входят наличные денежные средства в банковских хранилищах. Их доля иногда достигает 30%-50% объема обязательных резервов.

Часто резервные требования заменяются на требования к ликвидности коммерческого банка. Например, валютные правления (в Аргентине и Эстонии) прибегли к требованиям по ликвидности. Стремясь придать резервным требованиям более рыночный характер, денежные власти некоторых стран отдают управление резервными обязательствами в руки самих банков. Например, с 1 июля 2001 г. эстонские банки могут самостоятельно размещать половину резервных требований в высоко ликвидные иностранные облигации.

Приемлемые облигации ограничены бумагами правительств развитых стран и наднациональных институтов, среди которых Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Скандинавский Инвестиционный Банк.
Особое значение в развивающихся странах имеет валютная дифференциация резервных требований. Если к пассивам в национальной и иностранной валюте применяются единообразные резервные требования, центральный банк нейтрально относится к валютному замещению активов. Большое число стран не делает такого различия между депозитами и вкладами в разных валютах. К подобным странам относятся Эритрея, Гана, Гвинея, Мадагаскар, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, ЮАР, Свазиленд, Танзания (см. табл.

4). В других странах денежные власти обращают внимание на валюту номинала пассивов.

Низкая или нулевая норма резервирования по валютным вкладам способствует притоку иностранного капитала. Более высокий резервный коэффициент по пассивам в иностранной валюте служит средством ограничения роста объемов валютных обязательств банков, что, по идее, должно способствовать процессу дедолларизации.
Валютная дифференциация касается не только резервного коэффициента, но и двух других элементов системы резервных требований: выплат по резервам и валюты номинала резервных отчислений. Во многих странах доля валютных депозитов в совокупных депозитах банков достигает 40%-50%. Особенно это характерно для слаборазвитых стран Африки (см. табл.

5). Доля пассивов и активов в местной валюте в банковской системе многих стран значительно уступает пассивам и активам в иностранной валюте. Чтобы адекватно осуществлять таргетирование денежного предложения центральные банки вынуждены включать в состав внутренних денежных агрегатов компоненты в иностранной валюте. Соответственно для эффективного управления предложением денег необходимо инструменты денежно-кредитной политики ориентировать не на национальные активы или обязательства, а на иностранные. Процентные платежи по резервам являются решением такой проблемы.

Изменяя процент по резервам в иностранной валюте и норму резервирования, центральный банк как регулирует объем денежного предложения в стране, так и корректирует степень валютного замещения.
Выбор денежными властями валюты номинала резервных отчислений всецело зависит от макроэкономической обстановки. Стабильная макроэкономика и незначительное валютное замещение позволяет номинировать резервы в национальной валюте.

Это упрощает администрирование резервами в центральном банке и облегчает управление ликвидностью в коммерческих банках. Напротив, нестабильность, прежде всего, на валютном рынке, заставляет банки и власти более внимательно и аккуратно относится к управлению ликвидностью. В период валютной дестабилизации экономические агенты предпочитают защищать себя от внешних рисков и хранить сбережения в иностранной валюте. В условиях высокой волатильности валютного курса банкам приходится постоянно пересчитывать объем резервных отчислений в национальной валюте.

Чтобы не усложнять и без того нелегкий финансовый менеджмент в банках, во многих странах введены резервные отчисления в иностранной валюте.
Если говорить сугубо об отечественном опыте использования резервных требований, то, прежде всего, следует заметить, что они всегда активно применялись Центральным Банком еще с советских времен. Нормативы обязательных резервов кредитных организаций впервые были введены 1 июня 1991 г. В тот период времени никаких различий по резервной базе или резервному классу не существовало. Норматив перечисления резервов от объема привлеченных средств составлял для всех типов депозитных обязательств 2%.

С февраля 1992 г. было проведено разделение резервной базы на две статьи: счета до востребования плюс счета со сроком погашения до одного года, а также обязательства свыше одного года. По первой группе обязательств коэффициент резервирования постепенно увеличивался с 10% до 20%, а по второй группе - с 5% до 15%. Настоящий расцвет резервирования пришелся на 1995-98 гг. (см. рис.). В среднем их пересматривали каждые полгода, что является беспрецедентным показателем, как для промышленных стран, так и для развивающихся и переходных экономик.

Резервная база была разделена на пять статей, в зависимости от срочности вклада, валюты его номинала и резервного класса. Для Сбербанка РФ вклады и депозиты физических лиц в рублях независимо от сроков подвергались более льготному налогообложению посредством обязательных резервов. После кризиса 1998 г. активность использования резервных требований стала резко падать ввиду нестабильности денежного мультипликатора.

В период с 1998 по 2001 г. денежный мультипликатор изменялся от 1,42 до 1,95 (М2/денежная база). С 1 января 2000 г. Банк России больше не пересматривал резервные требования.

Норматив обязательных резервов по рублевым счетам юридических лиц и по счетам юридических и физических лиц в иностранной валюте в настоящее время составляет 10%, а по рублевым вкладам физических лиц - 7%. Выплаты по резервам, - несмотря на все дебаты в банковском сообществе, - не производятся, усреднение не применяется и форма хранения резервов оставляет желать лучшего -беспроцентные счета в ЦБ РФ.
Подведем некоторые итоги по развивающимся и переходным экономикам. Резервные требования в этой группе стран отчасти выполняют буферную функцию.

Денежный буфер, как в развитых, так и в развивающихся и переходных экономиках имеет два схожих элемента. Во-первых, все страны (за исключением России и Сингапура) используют усреднение остатков на резервных счетах. Оно позволяет банкам покрывать временную нехватку ликвидности за счет резервов в центральном банке. Высокий резервный коэффициент делает спрос банков на резервы более стабильным, а низкий -менее предсказуемым. Некоторые центральные банки для регулирования спроса на резервы ограничивает возможные отклонения текущего уровня резервов от их среднего значения.

Но это присуще не столько промышленным, сколько развивающимся странам (например, Бразилии, Индонезии, Израилю, Малайзии и Мексике). Во-вторых, буферная функция более эффективно работает, если резервы имеют запаздывающий характер.

В противном случае трудно прогнозировать объем резервов, резкие перепады резервных отчислений приводят к нежелательным колебаниям суточной процентной ставки. Учитывая этот факт, как промышленные, так и развивающиеся и переходные экономики предпочитают запаздывающие, а не полузапаздывающие или своевременные резервы.
В то же время по сравнению с развитыми развивающиеся и переходные экономики имеет два отличных элемента буферной функции. Первый из них касается периода хранения резервов. В большинстве промышленных стран он равен одному месяцу, в то время как в большинстве развивающихся и переходных экономиках он короче.

В Бразилии и Индонезии период хранения резервов составляет одну неделю, в Индии, Корее, Малайзии, Сингапуре и Таиланде - две недели. Другое отличие затрагивает форму хранения резервов.

В промышленных странах коммерческие банки держат резервы на счетах в центральном банке, в то время как в развивающихся и переходных экономиках наличная компонента резервов достигает 50% (в Эстонии - 20%, в Латвии - 33,6%, Польше - 10% и т.д.).
Вследствие всех описанных отличий буферная функция в развивающихся и переходных экономиках работает менее эффективно, чем в промышленных странах. По оценке специалистов Банка Международных Расчетов она эффективна только в нескольких развивающихся странах - Индии, Южной Корее, Малайзии, Мексике и Южной Африке. Компенсируя неработоспособность буферной функции, центральные банки полагаются на другие инструменты денежно-кредитной политики.

В частности, для стабилизации процентных ставок служат операции краткосрочного рефинансирования.
Зато если промышленные страны почти полностью отказались от резервных требований как от средства налогообложения банков, резервирование в развивающихся и переходных экономиках продолжает выполнять функцию налога. Как можно увидеть из таблицы 6, в подавляющей части стран резервные отчисления являются источников доходов центрального банка.

В Латинской Америке только Банк Мексики не получает сеньоража от резервных отчислений (по причине нулевых резервных требований), а в Центральной и Восточной Европе его не взимают Банк Эстонии и Чешский Национальный Банк. Первый начисляет проценты на резервы по депозитной краткосрочной ставке Европейского Центрального Банка, а второй - по ставке двухнедельного репо с чешскими государственными обязательствами.

В дальнейшем все страны Центральной и Восточной Европе должны отказаться от функции налога для того, чтобы присоединиться к еврозоне.
Чаще всего резервные требования в развивающихся и переходных экономиках используются для регулирования ликвидности банковского сектора и денежного предложения. Подтверждением тому служат причины и частота изменений нормы резервирования. В четырех странах, - Бразилии, Колумбии, Индии и России,- на протяжении 1990-х гг. коэффициент резервирования корректировался крайне часто, в основном, в целях управления широкими денежными агрегатами.

Резервный Банк Индии изменял резервные требования для сдерживания денежной экспансии, образовывавшейся в результате монетизации дефицита государственного бюджета. Центральный банк Бразилии применял высокие резервные обязательства для сглаживания колебаний предложения кредитов в период проведения стабилизационной программы Реал.

В Колумбии, напротив, резервные требования были сокращены в конце 1998 г. и введены выплаты по резервным отчислениям в целях борьбы с денежным голодом. В России в середине 1990-х гг.

ЦБ РФ регулярно пересматривал резервные требования для управления денежным предложением.
В Индонезии, Южной Корее и Перу резервные обязательства изменялись не часто. Если их и корректировали, то только для регулирования ликвидности банковской системы. Например, Банк Кореи в конце 1980-х гг. увеличил норму резервирования для поглощения избыточной ликвидности, образовавшейся в результате положительного сальдо торгового баланса. Затем она была пересмотрена и сокращена для улучшения конкурентоспособности и финансового положения банков на фоне других небанковских финансовых учреждений.

В Сингапуре резервные требования оставались без изменений на относительно высоком уровне с 1975 по 1998 гг. Они помогали денежным властям стерилизовывать приток капитала из-за рубежа. Хотя в развивающихся и переходных экономиках резервные требования играют более разнообразную роль, чем в промышленных странах, тем не менее, можно наблюдать четкие тенденции в унификации резервирования. Большинство стран стремится минимизировать обязательные резервы и не полагаться на них как на активный инструмент денежно-кредитной политики. С развитием национальных финансовых рынков и их интеграции в международную финансовую систему центральные банки предполагает постепенно снижать резервные обязательства до уровня требований развитых стран. Особенно это касается стран Центральной и Восточной Европы, которые намерены вступить в зону евро. В числе прочих мер претендентам на членство в еврозоне будет необходимо привести внутренние резервные требования в соответствии со стандартами Европейского Центрального Банка.

Начало данного процесса уже можно наблюдать. В октябре 2000 г., Банк Литвы провел первое сокращение, снизив коэффициент резервирования с 10% до 8%. Главными причинами снижения норм резервирования в развивающихся и переходных экономиках выступают:
- S благоприятная внутренняя и международная макроэкономическая конъюнктура;
- S рост доверия иностранных инвесторов к национальной экономической политике и денежно-кредитной системе;
- S консолидация национальной банковской системы и разработка более эффективного банковского надзора;
- S снижение конкурентоспособности банков-резидентов вследствие интеграции внутреннего рынка в международную финансовую систему.



Содержание раздела