d9e5a92d

Григорий Рапота - Освобожденный капитал

Сотрудничество государств - членов ЕврАзЭС в валютно-финансовой сфере

Хозяйственные связи в современном мире имеют ярко выраженное стремление к глобализации. Результатом экономической интеграции являются совокупные выгоды, получаемые всеми участниками процесса. А страны СНГ, казалось бы,

“по определению” должны быть вовлечены в механизмы интеграционного взаимодействия. Однако, для того чтобы подобное сотрудничество стало реальным, следует обеспечить одно обязательное условие - свободу движения капитала.

Григорий Рапота - Освобожденный капитал


Григорий Рапота
Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества

Европейский путь

Как обеспечить условия для свободного движения капитала? Рассмотрим европейскую модель интеграции. В ее рамках была создана Европейская валютная система, ставшая впоследствии европейским валютным союзом. Сейчас практически на наших глазах в Европе формируется единый фондовый рынок.

К единой валюте Западная Европа шла несколько десятилетий. Главным предназначением европейской валютной интеграции было (и остается) обеспечение многосторонних расчетов - ведь экономические связи в Европе всегда были многосторонними, а национальные хозяйства тесно переплетались. В 1950-1959 гг. действовал Европейский платежный союз. В 70-е годы прошлого столетия, когда мир перешел к плавающим курсам, многосторонние расчеты оказались под угрозой. Тогда страны Сообщества создали “валютную змею”, а позже - Европейскую валютную систему с собственной коллективной единицей - ЭКЮ.

В 90-е годы прошлого столетия всеобщая либерализация движения капитала резко снизила эффективность коллективной привязки курсов. Кризис Европейской валютной системы 19921993 гг. показал, что удержать в одной “упряжке” свыше десяти разных валют далее уже не удастся. Оставалось либо отпустить их “на волю”, либо отказаться от них, создав единую валюту.

Ход интеграционных процессов в Европе закреплен в Маастрихском соглашении, принятом в 1992 г.. В нем содержались основные положения, касающиеся определения условий перехода к Европейскому валютному союзу. Экономическая часть соглашения главным образом посвящена переходу к единой европейской валюте: в частности, определялись три стадии этого процесса.

На первой стадии, начавшейся в 1992 г., была намечена ратификация соглашения всеми страна-ми-участницами.

На второй стадии, стартовавшей в январе 1994 г., национальным банкам стран была предоставлена формальная независимость, при которой им было предписано прекратить напрямую кредитовать национальные казначейства. На второй стадии было намечено создать Европейский валютный институт для выполнения двух функций: подготовки создания Европейского центрального банка и мониторинга стран на предмет соответствия “критериям сходимости”. Данные критерии были введены для определения готовности страны к введению единой валюты, которую, в соответствии с Соглашением, планировалось ввести 01.01.1999 г. при условии достаточности числа стран, удовлетворяющих критериям.

Суть критериев заключалась в том, что пока страны не достигнут схожих темпов инфляции и фискальных характеристик, поддерживать стабильность единой валюты окажется затруднительно. Три критерия касались показателей денежной и валютной политики.

Первый предписывал странам иметь инфляцию на уровне, отличающемся не более чем на 1,5 процентных пункта от уровня, рассчитанного для трех стран с наименьшей инфляцией.

Второй определял уровень долгосрочных процентных ставок: их уровень не должен был отличаться более чем на 2 процентных пункта от средней ставки для трех стран, характеризующихся наименьшей инфляцией.

Третий критерий: обменный курс национальной валюты не должен был, по крайней мере, в течение последних двух лет выходить за рамки установленного коридора. Два других критерия определяли параметры фискальной политики стран. Они устанавливают предельные значения показателей отношения государственного долга к ВВП (не более 60%) и бюджетного дефицита к ВВП (не более 3%). Фиксация параметров фискальной политики понадобилась, чтобы не допустить ситуации, при которой Европейский центральный банк будет вынужден проводить монетизацию долга страны-участницы валютного союза и, таким образом, создавать предпосылки для возникновения инфляционного давления на уровень цен.

В Маастрихском договоре было также оговорено следующее: если экономическая ситуация какого-либо государства не согласуется с основными параметрами и подвергает риску нормальное функционирование экономического и валютного союза, Совет может принять квалифицированным большинством голосов необходимые рекомендации государству, имеющему к этому отношение.

Движемся поэтапно

Свободное движение капитала между государствами-членами ЕврАзЭС может быть реализовано лишь как многоэтапный процесс постепенной отмены ограничений. Вначале должны быть созданы условия для взаимодействия национальных валютно-финансовых систем, а затем можно двигаться в сторону объединения в единую систему с введением в последующем единой валюты.

В этой области уже проделана определенная работа. Страны Сообщества на двусторонней основе подписали соглашения о взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют, а также об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал.

Одновременно в рамках Сообщества проводились мероприятия, направленные на либерализацию национальных валютных систем. В результате в государствах-членах ЕврАзЭС обеспечена внутренняя конвертируемость национальных валют, отменены ограничения на использование валют других государств по текущим платежам, введен единый обменный курс по текущим операциям платежного баланса, осуществлен допуск банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отменены ограничения на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками.

В настоящее время все государства-члены ЕврАзЭС (за исключением Республики Таджикистан) присоединились к 8-й статье Устава Международного валютного фонда, обязывающей не применять дискриминационные валютные правила. Созданы национальные валютные рынки, основой которых являются межбанковский и биржевой рынки. Курсы национальных валют формируются на основе спроса и предложения. Во всех государствах-членах ЕврАзЭС действует единый курс национальных валют по всем операциям платежного баланса.

Совет руководителей центральных (национальных) банков государств-участников Договора об учреждении Евразийского экономического сооб-щества (далее - СРЦНБ, создан в 2001 г.) координирует действия национальных банков по вопросам национальных валютно-финансовых и банковских систем, а также совершенствования платежнорасчетных отношений в рамках ЕврАзЭС.

• Специфика нынешних платежно-расчетных отношений ЕврАзЭС и СНГ в том, что для международных расчетов используются ограниченно конвертируемые валюты. Поэтому расчеты по взаимным внешнеэкономическим операциям часто осуществляются в налично-денежной форме либо через банки с использованием валюты третьих стран. В этом контексте особенно важно создать действенную межгосударственную платежно-расчетную систему. В настоящее время идет поиск подходов к этой проблеме. Тем более что приоритетными направлениями развития государств-членов ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы предусматривается создание условий для расширения использования национальных валют во внешнеторговых платежах и расчетах и формирования на их основе общей платежной системы. Основной идеей формирования платежно-расчетной системы является обеспечение прохождения международных платежей между участниками системы в национальных валютах.

Принципы создания единой платежной системы

государств-членов ЕврАзЭС должны включать в себя:

• единые правила организации и функционирования этой системы;

• определение банка, выполняющего функции Единого расчетного центра;

• единые правила осуществления трансграничных платежей (определение методологии установления курсов национальных валют для проведения конверсионных операций, порядка управления рисками в общей платежной системе, порядка перевода денежных средств, единый формат платежных документов, определение оператора общей платежной системы, программно-технического обеспечения и тарифной политики);

• определение условий участия в общей платежной системе центральных банков;

• установление порядка взаимодействия операторов национальных платежных систем и Единого расчетного центра;

• использование национальных валют в обслуживании взаимных торгово-экономических связей. Финансовым учреждением, наиболее подготовленным для межгосударственных платежей в национальных валютах, является Межгосударственный банк. Следует отметить, что для осуществления межгосударственных платежей с использованием национальных валют необходимы, прежде всего, высокая степень развитости национальных валютных рынков, условия для свободного формирования взаимных курсов национальных валют и либерализация валютных режимов. Кроме того, необходим переход к стандартам Европейского союза (международные стандарты бухгалтерского учета, принципы Базельского комитета для банковской системы, требования Международной ассоциации страховых надзоров для страхового рынка, требования Банка международных расчетов к системе платежей, принципы регулирования рынков ценных бумаг и другие).

Одним из основных компонентов надежной экономической среды является эффективный надзор за деятельностью банковских организаций. Центральные банки государств-членов ЕврАзЭС с 2005 г. приступили к гармонизации банковского законодательства в соответствии с Ключевыми принципами эффективного банковского надзора, установленными Базельским комитетом по банковскому надзору.

Между центральными банками государств ЕврАзЭС достигнута договоренность о замене разрешительного порядка на уведомительный в отношении прямых инвестиций в эквиваленте до 10 млн долл. юридическими лицами одного государства на территории другого государства. Проводится унификация порядка открытия резидентами государств ЕврАзЭС счетов в банках других государств-членов Сообщества, разрабатываются Основополагающие принципы политики в области валютного регулирования и валютного контроля по операциям, связанным с движением капитала.

Решаются и практические вопросы, непосредственно касающиеся рядовых граждан Сообщества. В их числе - введение порядка беспрепятственного провоза гражданами по территории государств-членов ЕврАзЭС и в третьи страны до 3000 долл. США, совершенствование правовой базы, регулирующей перевод денежных средств физическими лицами с использованием национальных валют.

В 2006 г. планируется принять Программу действий центральных банков по гармонизации систем гарантирования вкладов физических лиц, гармонизировать национальные законодательства в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, а также осуществить меры по регулированию движения капитала в отношении третьих стран.

В перспективе для обеспечения свободы движения капитала государствам - членам ЕврАзЭС предстоит:

• предоставить друг другу национальный режим (с сохранением изъятий в отдельных секторах экономики) в отношении учреждения и деятельности компаний, осуществления капиталовложений, в том числе путем приватизации;

• гармонизировать меры регулирования движения капитала в отношении третьих стран;

• осуществить полную либерализацию операций, связанных с движением капитала между государствами - членами ЕврАзЭС.

Реализацию этой программы поэтапной либерализации намечено завершить в 2007 г.

Формирование общего финансового рынка

Страны объединенной Европы в настоящий момент достигли значительных успехов на пути интеграции финансовых рынков. Хотя еще в недавнем прошлом их фондовые рынки значительно уступали американскому. Движение портфельного капитала между странами ЕС ограничивалось валютным риском. Тормозом служило и развитие институциональных инвесторов. Введение евро улучшило состояние фондовых рынков ЕС, дало толчок росту их ликвидности, снизило стоимость привлечения капитала, повысило эффективность его распределения. В ЕС постепенно формируется новый единый фондовый рынок, вполне сопоставимый по величине с американским.

В государствах-членах Евразийского экономического сообщества рынок ценных бумаг (как часть финансового рынка) начал создаваться в 90-х годах. В первые годы реформ становление рынка ценных бумаг проходило в крайне неблагоприятных условиях экономического кризиса. При высокой инфляции доходы на ценные бумаги не компенсировали инфляционных потерь. Деньги инвесторов охотнее шли на валютный рынок. Первым государством ЕврАзЭС, где начался интенсивный процесс формирования акционерного капитала и выпуска ценных бумаг, стала Российская Федерация. В 1992 г. процесс пошел в Беларуси, в 1993-1996 гг. - в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане.

В первые годы реформ были заложены основы первичного рынка корпоративных ценных бумаг, образовывались валютно-фондовые биржи. Вторичный рынок ценных бумаг стал развиваться в 1995-1997 гг., когда появились более надежные акции перспективных компаний и стал ужесточаться контроль над информацией об эмитентах.

Благодаря высокой доходности государственных ценных бумаг с 1993 г. развивались соответствующие секторы первичного и вторичного рынка этих бумаг. Во многих странах бывшего СССР сектор госбумаг за короткий срок оказался самым динамичным и прибыльным. Его развитие позволило, с одной стороны, решить ряд острых насущных экономических проблем прежде всего цивилизованного бюджетного финансирования. С другой стороны, возникли новые серьезные вызовы, важнейшим из которых стала проблема погашения долгов, образовавшихся в результате разрастания “финансовой пирамиды” ГКО. Август 1998 г. серьезно подорвал рынок ценных бумаг не только в России.

В настоящее время в странах Сообщества доля государственных ценных бумаг на фондовом рынке значительно сократилась. Постепенно возрастает роль корпоративных ценных бумаг. В целом после кризиса 1998 г. наблюдается устойчивый рост объема сделок на фондовых рынках государств ЕврАзЭС. (Наибольший рост за период с 1999 по 2003 гг. имел место в Республике Казахстан.) По объему рынка и количеству профессиональных участников среди государств Сообщества на первом месте находится Российская Федерация. Далее следуют Беларусь и Казахстан. В Кыргызской Республике и Республике Таджикистан объемы фондовых рынков на настоящий момент невелики.

Однако в целом фондовый рынок не оправдал возлагавшихся на него ожиданий. Причиной такой ситуации для большинства стран ЕврАзЭС стали следующие проблемы:

• не удалось создать, как планировалось, массовый рынок акций;

• вместо массового фондового рынка фактически был создан узкий внутренний рынок для активно торгуемых акций нескольких десятков акционерных обществ. Внебиржевой рынок ценных бумаг развивался (и до сих пор существует) как узко спекулятивный, ориентированный на интересы незначительного числа западных инвестиционных институтов, ведущих денежные расчеты за покупку акций в валюте через оффшорные счета;

• в странах Сообщества (в частности, в России) кризисные явления на рынке акций уже приводили к повышению неустойчивости всего внутреннего финансового рынка.

Кроме того, трудности интеграции связаны с разным уровнем развития национальных рынков ценных бумаг, а также определенными расхождениями в законодательствах.

Для решения перечисленных проблем в 2003 г. была создана организация со сложным названием Совет руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг при Интеграционном комитете ЕврАзЭС. В 2004 г. подписано Соглашение о сотрудничестве государств-членов ЕврАзЭС на рынке ценных бумаг. Этот документ устанавливает режим наибольшего благоприятствования для профессиональных участников рынка ценных бумаг в государствах Сообщества. Кроме того, Интеграционный комитет одобрил Рекомендации по гармонизации законодательства государств-членов ЕврАзЭС, регулирующего корпоративное поведение.

В ходе следующих заседаний Совета планируется рассмотреть вопросы унификации порядка государственной регистрации выпусков (эмиссии) ценных бумаг государств-членов ЕврАзЭС, осуществления государственного контроля за соблюдением эмитентами прав и охраняемых законом интересов инвесторов, принципы равного доступа профессиональных участников на фондовые рынки государств-членов Сообщества.

В настоящее время отрабатывается механизм интеграции валютного рынка государств-членов ЕврАзЭС.

Национальные валюты -без ограничений

Цель создания интегрированного валютного рынка ЕврАзЭС - расширение сферы использования национальных валют для обслуживания взаимных внешнеэкономических связей. Оно может стать основой для развития региональной валютной интеграции. На сегодняшний день банки государств-членов ЕврАзЭС в принципе имеют доступ на внутренние валютные рынки друг друга через

DILR DINK DIOP DRUG EASK EBGI ECAP ECIT ECOS EFIN

открытие корреспондентских счетов в уполномоченных банках и в расчетных палатах национальных валютных бирж.

Однако действующие положения валютного и банковского законодательства ставят банки-нерезиденты в неравные (по сравнению с банками-ре-зидентами) условия по режиму открываемых им уполномоченными банками счетов. Например, банки-резиденты Российской Федерации могут свободно осуществлять операции с российскими рублями в любых банках на территории России. Однако для банков-нерезидентов существуют ограничения по зачислению и списанию средств в валюте Российской Федерации по счетам типа “К” (“конвертируемый счет”) для текущих операций и типа “Н” (“неконвертируемый счет”) для капитальных операций. Кроме того, банки-нерезиденты должны выплачивать уполномоченному банку комиссию за проведение валютных операций.

Ограничения действуют и на территории других государств. Они также препятствуют расширению сферы использования национальных валют. Создание равных условий предполагает выделение банков Сообщества из общей категории нерезидентов. Им следует предоставлять режим не менее благоприятный, чем тот, который имеют банки-резиденты. Возможны следующие варианты решения данного вопроса:

• внесение изменений в действующее валютное и банковское законодательство, которые содержали бы нормы прямого действия, разрешающие банкам-нерезидентам государств-членов ЕврАзЭС пользоваться упрощенным режимом;

• заключение межгосударственного соглашения, которое имело бы приоритет над национальным валютным и банковским законодательством. Обязательным условием допуска банков на национальные валютные рынки являются унифицированные требования в сфере банковского надзора. Эта мера сохранит стабильность внутренних валютных рынков и возможность центральных банков осуществлять курсовую политику.

Согласование принципов и условий перехода на единую валюту

Государства ЕврАзЭС, учитывая международный опыт, определили следующие направления перехода на единую валюту:

• гармонизация принципов функционирования центральных банков;

• обеспечение согласованных подходов к проведению денежно-кредитной политики;

• подготовка предложений по стабилизации цен и обменных курсов национальных валют;

• определение единых критериев сближения по согласованным макроэкономическим показателям и создание механизма осуществления контроля за мерами по их выполнению;

• создание условий для расширения использования национальных валют во внешнеторговых платежах и расчетах и формирование на их основе общей платежной системы;

• определение основных направлений сотрудничества в валютно-финансовой сфере;

• создание институциональных и организационно-правовых основ для введения единой валюты в рамках ЕврАзЭС.

Проведение согласованной валютной политики, по нашему мнению, будет осуществляться на принципах:

• добровольности и равенства в правах и обязанностях сторон, участвующих в совместных мероприятиях в валютной сфере;

• эволюционности подхода, предполагающей поэтапность, последовательность и регулярность осуществления совместных мероприятий в валютной сфере;

• соблюдения баланса между сложившимися макроэкономическими условиями сторон и политикой валютного сотрудничества на каждом из его этапов;

• допустимости развития интеграционного сотрудничества в рамках ЕврАзЭС по принципу “двух или нескольких скоростей” в зависимости от степени экономической и политической готовности сторон к такому сотрудничеству;

• информационной открытости, предусматривающей свободный взаимный доступ сторон к информации в финансово-экономической и законодательной сферах.

Предполагается, что по мере сближения экономического развития сторон естественной целью взаимодействия в валютной сфере станет создание условий для введения единой валюты Сообщества.

Вместе с тем государства Сообщества договорились, что меры координации валютной политики будут непосредственно зависеть от общей макроэкономической ситуации в каждой из сторон.

Содержание раздела