Да и само количество услуг, требующихся для эксплуатации такого жилья, гораздо выше. Упомянем лишь тот факт, что водопровод, газификация, заготовка дров для отопления в частных городских домах в большинстве случаев производятся за счет жильцов, при неудовлетворительной организации обслуживания со стороны официальных организаций.
Сравнение показателей качества жилого фонда с теми данными, которые публикует ООН по другим городам мира, показывает, что по уровню качественных показателей российские города могут быть включены в число тех, где доходы домохозяйств составляют порядка 6000 долл. в год. Это более чем в пять раз выше доходов российских городских семей в 1993г.
Следовательно, даже имеющееся на сегодняшний день жилье, при сложившемся уровне доходов населения, ему явно не по средствам.
С 1993 г. в России наблюдается небольшой рост жилищного строительства. В основном он произошел в результате увеличения индивидуального жилищного строительства.
Объем строительства в городах России сейчас почти один из самых низких в мире, что совершенно недопустимо, учитывая качество жилья. Темпы строительства жилья в России сопоставимы со строительством в Танзании, Нигерии, Мадагаскаре.
Стремительно росла в последние годы стоимость строительства жилья, и к настоящему времени она приблизилась к уровню цен в тех странах, где доходы семей составляют в год не менее 30000 долл. В структуре финансирования жилищного строительства произошли следующие сдвиги: доля строительства за счет муниципальных средств и средств государственных предприятий сократилась с 72 до 52%, быстро растет доля средств акционерных предприятий и предприятий новых форм собственности.
В России наблюдается в последнее время ситуация, когда кредитный рынок почти полностью отказывается обслуживать рынок жилья. До сих пор так и не появилось массовое ипотечное кредитование, практически невозможно получить ссуду на приобретение или строительство нового жилья.
Это характерно для стран, в которых население имеет низкие доходы и где слабо развиты механизмы кредитования, а также отсутствует полноценная жилищная политика государства.
Говорить о реальном рынке жилья, излишке жилья у населения, который оно может предложить покупателю, вряд ли можно, учитывая показатели обеспеченности жильем в России. Как известно, дифференциация населения по обеспеченности жильем не очень высока, и эти средние показатели характерны практически для всех групп и социальных слоев населения.
20% семей в России стоят в очереди на получение жилья. В Москве их доля составляет 13%, в других российских городах от 22 до 26%. Тем не менее следует отметить, что процесс приватизации, начавшийся в 1989 г., все-таки создал реальную возможность для населения купить или продать свою квартиру.
С учетом приватизированных квартир, квартир ЖСК и индивидуального жилого фонда потенциальными контрагентами на рынке жилья стали почти 30% семей в городах России, в некоторых городах этот процент еще выше. За это время реально изменили свое местожительство от 2% до 5 % населения.
Семьи, которые купили квартиры и жилые дома, составляют лишь доли процента в рассматриваемом показателе. В основном этот показатель складывается из данных об обмене и о получении муниципальных квартир в порядке очереди. Наиболее активно процесс купли-продажи идет в Москве.
В то же время в Нижнем Новгороде в куплю-продажу квартир попало лишь 0.3% от всего их количества в городе.
80% опрошенных в ходе социологического опроса в рамках проекта, посвященного рынку жилья в России (по заказу Всемирного банка), вообще не видят возможности улучшить свои жилищные условия (Белкина Т. 1994). Но даже среди тех, кто намерен этого добиться, более 80% (среди бедных свыше 90%, но и среди богатых добрая половина) так и не смогли указать источник финансирования.
Важнейшей задачей жилищной политики, по мнению участников проекта, является формирование эффективного спроса на жилье с помощью "щадящих" моделей жилищного кредита и поэтапного приспособления их к исторически сложившимся у нас формам социальных гарантий (Пчелинцев О. 1994).
По данным ООН, показатель количества ежегодно вводимого жилья колеблется от 3% в Латинской Америке до 11% в высокоразвитых странах. Действительное развитие рынок жилья, безусловно, получит лишь при увеличении объемов строительства, при дополнении рынка вторичных продаж рынком первичным. Положение в жилищном строительном комплексе сегодня внушает серьезные опасения, поскольку в дальнейшем оно может резко затормозить строительство, а следовательно, и развитие жилищного рынка.
В строительном комплексе России удельный вес машин с истекшим сроком службы по видам составляет от 20 до 40%.
В России 80-90-х гг. процесс кардинального разрушения традиционного уклада жизни можно обнаружить лишь в отдельных высокоурбанизированных территориях, в столичных городах, да и то с определенными оговорками. Подавляющее большинство городских жителей России живет в малых и средних городах (см. таблицу 8).
Таблица 8. Разделение городов и поселков городского типа по числу жителей (млн. человек).
1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 1992 | |
Всего поселений | 36, 3 | 61, 6 | 81 | 94, 9 | 107, 9 | 109, 2 |
Из них с числом жителей (тыс.): | ||||||
Менее 50 | 13, 8 | 23, 2 | 26, 5 | 27, 2 | 29, 3 | 29, 1 |
50 100 | 4, 1 | 6, 7 | 7, 9 | 9, 3 | 11, 3 | 11, 5 |
100 500 | 10, 1 | 15, 5 | 3, 3 | 26, 8 | 28, 2 | 29, 1 |
500 1000 | 0, 7 | 7, 2 | 8, 4 | 12, 5 | 13, 8 | 13, 2 |
1000 и более | 7, 6 | 9 | 14, 9 | 19, 1 | 25, 3 | 26, 3 |
Вишневский, А. Г. (ред). 1994.
Население России. Второй ежегодный демографический доклад.
Москва: Евразия.
Из 109,2 млн. горожан (данные 1992г.) 40,6 млн. (37,2%) проживали в городах и поселках городского типа численностью до 100 тысяч человек; еще 29,1 млн. (26,6%) в городах с численностью от 100 до 500 тысяч человек. Половину от общей численности этой группы можно отнести к населению средних городов.
И лишь 39,5 млн. (36,2%) жители действительно крупных и крупнейших городов с населением свыше 500 тысяч человек.
Наше внимание к цифрам объясняется достаточно просто. Разница в жизненных стереотипах каждодневного поведения (Яницкий О. Н. 1987), образе жизни и жизнеустройстве горожан, проживающих в разновеликих городах, чрезвычайно велика.
Названные пропорции состава городского населения заставляют нас обратить большее внимание на городское население именно малых и средних городов. В то же время традиционные подходы, главным образом, сосредотачиваются на процессах в крупных и крупнейших городах.
Представляется необходимым уделить большее внимание процессам в тех городах, где сосредоточено свыше половины городского населения России.
В малых и средних городах сформировался особый гибрид сельско-городских отношений. Доход на основной работе и раньше, и теперь не может обеспечить удовлетворения основных жизненных потребностей горожан.
Естественным выходом из ситуации для большинства из них стало самообеспечение продуктами питания, рационализация данного процесса, самообслуживание. Для части горожан формальная сторона их деятельности, связанная с основной работой, уже давно играет подчиненную роль.
Таким образом, экономика дефицита дала толчок развитию симбиотического гибрида отношений, который в городской среде культивирует и дает основу для частичного воспроизводства традиционного уклада. Сегодня нет оснований делать выводы о том, что эта тенденция прервалась в результате социально-экономических трансформаций в России.
Скорее наоборот действие названных процессов еще более усилилось.
По данным крупномасштабного социологического исследования о поведении населения при переходе к рынку, проведенного Центром по изучению общественной политики университета Страчклайда в сотрудничестве с восточноевропейскими исследовательскими институтами, 72% российских горожан в 1992 г. регулярно или эпизодически занимались выращиванием продуктов питания (Rose R., Tikhomirov Y. 1993). В сравнении с результатами в других восточноевропейских странах россияне значительно больше времени тратят на проезд до своих земельных участков.
Лишь 14% вообще не тратят на это время или тратят меньше 15 минут, у 25% на это уходит до получаса, у 43% свыше 1 часа и у 18% несколько часов. В то же время 29% горожан тратят по несколько часов в день на эту работу и 36% занимаются ею в течение недели.
Лишь для 28 % работа на даче и огороде проходит только в выходные дни.
В социалистической России сложилась весьма специфическая модель городского развития, в которой умалялось значение семейного полноценного жилья, огромная роль отводилась открытым городским пространствам, служившим зачастую идеологическим целям. Жизнь в малогабаритном, не отвечающем семейным потребностям жилье требовала дополнительного жизненного пространства.
Государственная жилищная политика не учитывает большинство жизненных потребностей горожан и поныне. Эти запросы не всегда принимаются в расчет и городскими планировщиками. Возникли устойчивые узлы противоречия между городскими властями и населением города, городом и пригородными районами.
Вокруг городов сложилось кольцо дачно-садово-огородных территорий.
Типологической чертой российских городов стала массированная агрессия на пригородные пространства и строительство неприспособленных для круглогодичного жилья строений, использующихся в теплое время года, с мая по сентябрь в качестве второго жилья. По данным исследования жилищного рынка в российских городах, финансировавшегося Всемирным Банком, купить или построить дачи хотели бы 20% российских семей, реконструировать и благоустроить еще 26%.
По мнению А. Баранова (1993), в пригородах Петербурга начался бум частного строительства односемейных коттеджей: сегодня возводится более 10 тысяч домов стоимостью от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч долларов. Однако эти дома будут использоваться в основном в качестве второго жилища и тем самым не будут способствовать заметному сокращению дефицита жилья в Санкт-Петербурге.
Сравнительно небольшой объем начатого коттеджного строительства воспринимается как бум только на фоне предшествовавшего снижения количества строящихся частных домов. Идеологическая установка против частной собственности достаточно жестко реализовывалась через механизм административного выделения земельных участков, остававшихся в собственности государства. Во второй половине 1980-х гг. были существенно расширены возможности строительства летних жилищ на садовых участках, которых было выделено лишь в Санкт-Петербурге около 200 тысяч.
Но предоставлялись они на территориях, удаленных от города и без элементов коммунальной и социально-бытовой инфраструктуры, а поэтому были не пригодны для нормального проживания.
Опрос населения показал, что в ближайшие годы возникнет потребность в 80 100 тысячах загородных домов. Ее удовлетворение значительно изменит пространственные и социальные контуры города.
Как правило, отсутствуют серьезные пригородные планировочные решения по использованию садово-огородного потенциала для развития территорий вокруг городов. Районными властями горожане рассматриваются как дополнительная обуза для их и без того не развитой социальной и дорожной инфраструктуры, а отнюдь не как источник развития своих районов.
Облегченный вариант натурального хозяйства (садово-огородного типа) не требует значительных затрат физического труда и большую часть работ старшее поколение семьи производит самостоятельно. Продукты питания, выращенные в огороде, не являются, как правило, предметом товарно-денежных отношений и предназначаются лишь для самообеспечения.
В то же время обслуживание нерационально организованного натурального хозяйства требует вовлечения дополнительных жизнеустроительных элементов. Семья вынуждена изыскивать транспортное средство, строить гараж с ямой для хранения урожая, воздвигать дачный домик.
В процесс семейного жизнеобеспечения на различных стадиях жизнеустройства вовлекаются все члены семьи. Таким образом, рационализация "не рационального" жизнеустройства требует участия семьи "классического типа".
Это еще один фактор традиционности городских отношений.
Начал формироваться межпоколенный разрыв в осознании ценности такого жизненного уклада. Для молодых семей загородное семейное жилье все чаще превращается лишь в место отдыха. Однако такое поведение возможно лишь в случае относительно высокого материального статуса молодых семей, а также наличия общесемейного продуктивного участка земли.
В этом случае родительского труда бывает достаточно для обеспечения всей семьи заготовками на весь год.
Тесное и некомфортное городское жилье не соответствует объективным потребностям семей, хотя и это жилье доступно далеко не каждому. Современная городская квартира объективно ведет к появлению дополнительных объектов семейной инфраструктуры: дач, садов, огородов, гаражей, погребов.
Все эти объекты оказались рассредоточенными в городском и пригородном пространстве и служат продолжением тесного и некомфортного городского жилья.
Отсутствие индустрии общедоступного туризма и загородного времяпровождения также вынуждает российские семьи обзаводиться местом для проведения выходных дней и отпусков. Здесь горожанин может удовлетворить многие из потребностей, не реализуемых в условиях городской квартиры.
Думается нельзя говорить о загородном земельном участке только с позиции продовольственного самообеспечения семьи или второго жилища, у городской экспансии в загородную зону есть и еще одно немаловажное объяснения участок загородом стал частью совокупного городского жилья.
Представляется целесообразным расширить традиционное понимание российского, провинциального, городского жилья. Совокупным жильем городских семей следует считать не
только собственно городскую квартиру, но и садово-дачное строение, место хранения урожая и транспортного средства. В свете вышесказанного, иной смысл приобретает личный транспорт средство коммуникации между территориально разобщенным жилым пространством семьи. Другими словами, сад, дача, огород, гараж, погреб уже давно не являются факторами субъективного порядка, а скорее неотъемлемым атрибутом полноценного городского жилья.
Это своеобразная российская модель городского жизнеустройства, в которой органично переплелись формальная государственная жилищная политика и неформальная семейная политика, направленная на исправление не оптимальной государственной модели.
Жилищная система общественная подсистема обеспечения населения жильем.
Жилищная политика прямые воздействия политических структур на жилищную систему, направленные как на ее сохранение или изменение, так и косвенное влияние на нее иных политических решений.
Жилищная модель вариант проявления определенного типа жилищной системы.
Стереотип жизненного процесса устойчивый (ежедневный, недельный и так далее) цикл жизнедеятельности, присущий различным возрастным, социальным и иным группам общества.