d9e5a92d

ЭКОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Слово экология происходит от греческих ойкос (до ) и логос (наука). Таким образом, при дословно переводе экология занимается изучением природного дома, живущих в е организмов (в том числе и человека) и всех процессов, делающих этот дом пригодным для жизни.
Экология, предметом исследования которой является взаимодействие живых организмов с окружающей средой (Эр ст Геккель), и социальная экология, изучающая вре е ые и пространственные связи, проявляющиеся в образе жиз и человека и определяемые воздействием селективных распределитель ых и адаптивных сил среды обитания (Мак Кензи), воз икли в контексте непрерывного развития науки этого века, воспри и-мающей мир не только как бесконечное поле исследова ия. О а определяется и в технико-практическом плане и прете дует е на спекулятивно-теоретическое рассмотрение существующего, как греческая наука, а на технико-практическое овладе ие и .
Экология приобрела практическое значение еще а заре развития цивилизации. Ощутив первые проблески соз а ия, наши предки должны были ощутить важность сведе ий о то , где можно отыскать съедобные растения, устроить засаду а диких животных или укрыться от их преследования.

Поселе ия их были невелики и относительно недолговечны: когда пищевые ресурсы территории истощались, люди переходили а другое место.

Первобытные охотники-собиратели во ого апо-минали других всеядных консументов естественных экосисте , то есть были частью природы.
Около 10 тысяч лет назад человек научился возделывать землю, так возникло сельское хозяйство. С его развитие появилась новая экосистема, отличная от естественных.

Это стало важным поворотным пунктом в истории. Впервые люди обрели воз ож ость более или е ее стабиль о обеспечивать себя пищей.

А это позволило и перейти к разделе ию труда: од и зани ались сельски хозяйство , в то вре я как другие огли посвятить себя иным видам деятельности.

Люди стали создавать постоянные поселения сначала деревни, а зате и города, что в конечном счете привело к становлению совре ен ого цивилизованного общества, в значительной мере изменившего среду обитания. Благодаря достижениям науки и техники ы теперь, казалось бы, меньше зависим от природы в удовлетворении своих насущных потребностей.

Выжимая как ож о больше пользы из современной науки и техники, человек пришел к роковой иллюзии, что с помощью машин и приборов о ако-нец-то избавился от власти природных условий.
Прекрасная иллюстрация этого заблуждения реактивный пассажирский лайнер. Мы сидим в удобном кресле са оле-та, несущегося с гигантской скоростью на высоте десятка километров над землей.

Кажется, что вы сбросили с себя рабскую зависимость от природной среды земли, воды и воздуха.

Однако это действительно иллюзия. Двигатели самолета сжигают нефть и кислород.

Сталь выплавлена в доменной печи, куда были загружены уголь и руда, то есть продукты природы.

Алю и ий получен в электролизерах, работающих на электричестве, выработанном путем сгорания топлива и кислорода или добыто от энергии падающей воды на гидроэлектростанции. Для получения пластиковой отделки салона использованы нефть и уголь, сотни литров чистой воды.

Если бы не продукты природ ой среды кислород, вода, топливо, самолета бы не было, как не было бы людей и других живых организмов.
Природа представляет собой чрезвычайно сложную систему, от которой зависит как человеческая деятельность, так и сама жизнь.
Наука новейшего времени в своей основе ориентирова а на технику, а не только используется в технике между прочи ; ее исследовательские начинания глубоко укоренены в тех ике как таковой. Эту первоначальную направленность новейшей науки на усиление власти техники первым заметил и подчеркнул Бэкон.

Интересно, что и Декарт имел то же не ие по этому вопросу. В Рассуждении о методе он четко высказывает мысль, что вместо старой, спекулятивной философии, которая
изучается в школе, еобходи о создать овую, практическую ауку, которая будет полез а для жиз и, по ожет стать человеку господино и собственнико природы. В этих словах убедительно сформулирована вся программа новейшей ауки.
Развитие новейших наук способствовало ускоре о у развитию производительных сил, увеличению власти человека ад природой, расширению его возможностей в ее освое ии, благодаря чему стало возможным общественное и эко о ическое развитие.
Человек физически и духовно неразрывно связа с природой. Он должен с ней быть в процессе постоянного об е а, чтобы сохранить свою жизнь. В то время как адаптацию к среде обитания существ и видов, находящихся на эволюцио ой лестнице ниже человека, характеризует более или е ее пассивное отношение к ней, человек играет активную роль в своей среде обитания, он все более модифицирует ее, адаптирует и приспосабливает к себе.

Он делает это с помощью культуры, с которой начинается адаптация, и заканчивает контроле , о-гократно возросшим со времен палеолита, над своей средой обитания.

Этот рост можно связать с ростом знаний, с прогрессом в развитии технико-технологической основы труда. И е -но поэтому подчеркивается роль технических и эко о ических факторов в активном отношении человека к среде обита ия.

Ф. Майор был убежден, что среда, в которой живет человек это биосфера, но в нее он собственными рука и прив осит многочисленные противоестественные факторы. Это и еет глубокие последствия для его психики.

Еще недавно человек был собеседником и главным толкователем природы. Сейчас природа становится все более искусственной, человек живет в сообществе, окунувшись в свое собственное созидание, в свое дело, которое было его целью, но которое может стать его ко цо .
Парадоксальное положение человека в природе, когда о играет одновременно роль ее представителя и в то же вре я ее эксплуататора, мешает нам правильно понять ситуацию. Но законы природы не исчезли, не утратили своей силы, их ельзя изменить.

С ростом населения на планете и с грандиоз ы увеличением потребления энергии, расширивши воздействие человека на среду, усложнилась зависимость людей от этих законов. Теперь сохранение цивилизации зависит от аших з а-
ий о природе и разу ых действий, аправле ых а согласо-ва ую коэволюцию (сов ест ое развитие) Природы и Человека.
1. ПРЕДМЕТ И ОТРАСЛИ ЭКОЛОГИИ
Экология относительно молодая наука. Некоторые считают, что она возникла около 120 лет назад, другие а тридцать лет позже.

Слово экология впервые употребил не ецкий биолог Эрнст Геккель в книге Естественная история происхождения (1866). Спустя сто лет после возникновения и развития экологии известный сербский биолог-эколог Синиша Ста -кович (18921974) подчеркивал, что она развивается в са о-стоятельную систему идей с междисциплинарны подходо к явлениям и объектам природы, преодолевая традицион ые барьеры между классическими естественными наука и.
Сегодня экология общепризнанная наука, значе ие которой постоянно подчеркивается. Но как это часто было и с другими молодыми науками, нет единого определения ее предмета.

Анализ дефиниций экологии свидетельствует о то , что понятие экология эволюционирует. В связи с эти экологию можно определить как науку, предметом изучения которой является отношение живых существ к среде своего обитания, и взаимодействие между собой и влияние среды на них.
В истории человечества не так уж часто какое-то явле ие и отражающее его понятие расширялись до глобальных раз еров, охватывая все стороны жизни человека, его физический и духовный мир. Экология приобретает именно такой глобаль ый характер.
Расширение области экологического знания за пределы биологии привело к захвату экологией некоторых разделов географии и геофизики. Действительно, первоисточнико жизни на Земле является сама окружающая среда оболочка из воздуха, воды и почвы, а также солнечная энергия.

И е о эта среда несколько миллиардов лет назад породила и вскор ила жизнь.

Приспосабливаясь к окружающей среде, живые орга из ы затем и сами преобразовывали и создавали ее в пределах биосферы.
Если исходить из определения экологии как науки, изучающей взаимоотношения живых существ и их среды, а также их взаи одействие, и разделить живые существа а расте ия, живот ых и людей, то тогда и экологию ож о разделить а е-сколько областей в зависи ости от того, взаи оотноше ия каких живых существ в их среде обитания она изучает. Экология как наука делится на: экологию ра тений, экологию животны и гуманную экологию.
Гуманная экология относительно молодая науч ая дисциплина. Этот термин начинают использовать с 1921 года.

Впервые его упоминают американские ученые Берджесс и Парк. Вначале под гуманной экологией понимали медици скую дисциплину, изучающую влияние среды на человека. Од ако это влияние рассматривалось не только в рамках едици ских исследований, но фрагментарно и в рамках социологии, тех ики, архитектуры, экономики и права.

Возникновение гу а ой экологии непосредственно связано с понимание того, что экология как наука должна исследовать природу структуры сообществ, появляющихся в различных хабитусах (где есть условия для жизни еда, климат и др.), а также отдельные пере ены в их рамках.

Экосистема человека самодостаточ ое живое сообщество и его физическое окружение, обладающее рав ове-сием и взаимозависимостями, обусловленны и из е е ие энергии и материи.
Гуманная экология изучает формы развития сообществ человеческой популяции, так как есть существен ые различия между поведением человека и других живых орга из ов в окружающей среде. Таким образом, развитие экологии вызвало рост научного интереса к исследованию фено ена среды и феномена хабитуса (природное окружение человека, по убеждению А. Гликсона, это любое естественное и искусстве о созданное пространство, обеспечивающее человека соответствующими внешними условиями, необходимыми для его постоянной экзистенции, т. е. едой, защитой, здоровье , кли ато , различными удобствами и т. д.).
Очень многоаспектно понимание социальной экологии. С точки зрения Н.Ф.

Реймерса, разделение этих дисципли проще всего произвести по дуалистическим качества са ого человека.

Когда речь идет об индивиде, репродуктивной группе это экология человека; когда же рассматривается социаль ый ряд личность, семья и т. д. это социальная экология; объе-ди е ие ауч ых отраслей, изучающих связь лич ости, се ьи и других социаль ых групп с природой и социаль ой средой, есть синэкология человека. Н.Ф. Рей ерс считает, что для объединения экологии человека и социальной экологии ожет служить термин социально-экономическая экология человека, или антропоэкология.



Глобальная экология человека исследует взаимосвязь природачеловеческое общество в планетар о масштабе.

К социальной экологии тесно примыкает экология культуры. Она исследует влияние на человека культур ой среды обитания, в которую включают материально-духовную среду жизни (от культурных ландшафтов и архитектуры до литературы).

В последнее время возникло понятие экология духа, включающее сферу морали, воззрений, духовности человека. Здесь смыкается цикл естественно-научных и гу анитар ых знаний на философском уровне.
Причисление к экологическому циклу наук об охра е природы и окружающей человека среде сделало экологическое з а-ние еще более обширной совокупностью дисциплин. Политизация экологических проблем выдвинула понятия экоразвития, экополитики, экологической безопасности.

Связь их с эко о-микой определила появление эколого-экономических дисциплин.
Специфика современной экологии в том, что она из биологической науки превратилась в большую экологию мегаэкологию, вобрав в себя естественные и гуманитарные ауки, разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики и даже теологии. Мегаэкология это уже не биология и никакая другая ранее известная аука, это новый раздел знаний.
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИИ
Экология в настоящем значении возникла относитель о поздно, только во второй половине XIX века. Стре итель ое развитие науки начинается с 50-х годов XX века, когда широкий круг людей начал активно осваивать природу, не учитывая ее закономерностей.

По существу, экология возникает тогда, когда экономическая деятельность человека начинает наносить серьезный ущерб окружающей среде, в результате чего человек ставит под вопро об твенное уще твование, и начителъно меняет у ловим вое о ра вития.
Нес отря на то что экология сравнительно олодая ауч-ная дисциплина, в ее развитии можно выделить несколько самостоятельных этапов: изучение среды обитания отдель ых видов; изучение экосистемы; изучение взаимоотноше ий экосистем; изучение биосферы человека в биосфере.
Первым этапом развития экологии было изуче ие и описание природы. В этот период француз Жан Анри Фабр аписал известный труд Энтомологические воспоминания (18701879).

Однако настоящее развитие экологии началось с изуче ия среды, в которой обитают отдельные виды, с изучения их от оше-ний, симбиоза, конкуренции с другими видами. Исследова ия 20-х годов приводят к развитию синэкологии экологии сообществ видов. Возникают два основных понятия си экологии: цепъ питания и пирамида чисел.

Цепь питания начинается с из-ших и ведет к высшим видам, а число особей у е ьшается от основания к верху.

Исследования показали, что экологии едо-стает основных единиц изучения. Поэтому появилось по ятие экосистемы как единицы изучения экологии.
На втором этапе развития экология изучает экосисте у. Впервые этот термин употребил Артур Джордж Те сли в 1935 году. Позже, в 1942 году, Раймонд Линдерман выдви ул ко -цептуальные и методологические принципы изуче ия экосистемы как сложной системы, через которую протекает э ергия и цикл питания по всем ее живым и неживым ко по е та . Все экосистемы состоят из неживых (абиотичных) эле е тов, жизненного пространства (территориально ограниченного простора) и живых существ (биотических элементов).

Важ ейши и экосистемами являются: экосистема моря, экосисте а воды а земле и экосистема земли.
На третъем этапе развития экология концентрирует свое внимание на изучении взаимовлияний экосистем. Экосисте ы обладают естественной способностью к саморегуляции, т. е. огут устранять нарушенное равновесие, вызванное различ ы и в е-шними и внутренними воздействиями.

Но они представляют единое целое, и необходимо глобальное изучение целост ости экосистемы, названной БИОСФЕРОЙ.
Изуче ие биосферы четвертый этап в развитии экологии. Биосфера среда обита ия всех живых существ, в то числе и человека. Она представляет собой единство всех экосистем на Земле, где все они взаимосвязаны и взаимообусловле ы.
На пятом этапе развития экология сделала акцент а изучение положения человека в био фере. Этот этап представляет е-которым образом завершенный эволюционный цикл, воспроизводя в научном смысле положение человека с са ого ачала, т. е. интегральную часть биосферы, которая эволюционировала вместе со всеми другими компонентами.
Изучая положение человека в биосфере, ученые исходят из того факта, что человек всегда относился к природе е только как к чему-то внешнему, но и как к внутренне у. О , как природное существо, менял и использовал природу, исходя из условий, определяемых ею самой.
Экология своими знаниями должна способствовать созданию гуманных условий жизни, преодолению потребительского отношения общества к природе, которое игнорирует ос ов ой экологический принцип в природе существует экологическая обусловленность, взаимосвязь.
3. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭКОЛОГИИ
Основной категорией экологии является среда совокупность взаимозависимых условий и влияний, присутствующи в некоем окружении.
Естественная среда совокупность природных факторов (вода, солнце, воздух, почва, растительный и животный ир).
Искусственная среда это среда, которую создал человек. В ней присутствуют природные факторы, они имеют влия ие, но не являются доминантными.

Эта среда состоит преи уще-ственно из продуктов человеческого труда, возникших в результате способности человека приспосабливать природу к своим потребностям.
Экологическая среда экосфера среда обитания, естественное окружение, где обитают живые существа, взаи о-влияющие друг на друга.
Экосфера состоит из биосферы и техносферы. Биосфера, в свою очередь, состоит из атмосферы, гидросферы, литосферы
и педосферы. Тех осфера состоит из аселе ия, сопутствующей и фраструктуры и различ ых эле е тов, служащих удовлетворению человеческих потребностей.
Экосфера невосстановима: если бы она была у ичтоже а, то никогда нельзя было бы ее воссоздать вновь или за е ить естественными процессами или усилиями людей.
Экологическая среда выступает как определе ая экологическая система: природная и оциоэкономиче кая. Природ ая экосистема результат взаимосвязей, интегральной эволю ии живых существ, физических и химических составных эле е тов земной поверхности.

Социоэкономическая экологическая система включает в себя отношение человека ко всей окружающей среде живой и неживой.
Итак, экологическая система представляет собой совокупность сообществ живых существ и среды обитания вместе с природой и созданными структурами, но именно совокупность отн -шений человека и общественных групп ко всему окружению.

Литература

Агаджанян Н.А., Петрова П.Г. Экология и резервы здоровья.

Якутск, 1996.
Агаджанян Н.А., Гичев Ю.П., Торшин В.И. Экология человека: Избранные лекции.

Москва; Новосибирск, 1997.
Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера.

М., 1987.
Маркович Д.Ж. Социальная экология.

М., 1996.
Одум Ю. Основы экологии. М., 1975.
Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний.

М., 1993.
Реймерс Н.Ф. Экология.

М., 1994.
Экология и экономика природопользования: Учеб ик для вузов / Под ред. Э.В.

Гирусова. М., 1998.



Содержание раздела