Еще совсем недавно считалось, что природа является е-исчерпаемым источником богатства, что сила человеческого у а проявляется в способности присваивать это богатство в как можно большом объеме и как можно более эффектив о. Од а-ко это положение уже считается устаревшим. В настоящее вре я преобладает точка зрения, согласно которой природа и еет е только ограниченные ресурсы (а некоторые природ ые ресурсы являются не только ограниченными, но и невозоб ови ы-ми), но и в самой природе происходит нарушение экологического равновесия.
Причем нарушение экологического рав ове-сия происходит таким способом и в таких масштабах, что о-жет поставить и ставит под угрозу экологический порядок а планете Земля, которая является колыбелью человеческой и-вилизации.
Считается, что нарушение экологического рав о-весия в одних частях природы не может не оказывать влия ие на ее другие части. В контексте такого подхода требуется овое осмысление общественного развития и усиление ответстве ости отдельных людей и общественно-политических орга ов за сохранение окружающей среды.
Новое осмысление развития основывается на соз а ии ограниченности природных ресурсов и необходи ости усиления ответственности общества за сохранение экологического равновесия в рамках, которые не ставят под угрозу существование жизни на Земле. Оно исходит из понимания ира, который характеризуется органическими, комплексны и и ди а ичес-кими взаимоотношениями, чьи части, на основе своей орга и-зации больше суммы их частей (S. Sterling).
В то же вре я о-вое осмысление развития указывает на то, что эко о ический рост, обусловленный использованием интенсивной тех ологии и чрез ер ой эксплуатацией природы, является глав ы фак-торо деградации природ ой среды.
Новое ос ысле ие развития подчеркивает необходи ость отказа от поисков альтер а-тивных способов развития, которые ведут к деградации природной среды.
Для разработки альтернативных способов развития, которые не будут приводить к деградации природной среды, еоб-ходимо обладать знаниями о влиянии отдельных видов деятельности на природную среду. Эти знания должны быть положе ы в основу общественных акций, цель которых не только предотвращение загрязнения окружающей природной среды, о и уменьшение уже допущенного загрязнения.
В программах развития, которые охватывают культуру, традиции, международную солидарность, особое значение приобретает моральное воспитание. Ни одна высшая цивилизация не сможет исторически самореализоваться, если субъект (человек) не действует как ее подлинная энергия.
А это происходит в том случае, если общественно-значимые решения и реакции носят для него в недопустимой мере временный, противоречивый и несогласованный характер. Ни одна высшая цивилизация не сможет самореализоваться, если действия человека будут носить главным образом краткосрочный, преи уществе о локальный характер, и будут иметь крайне низкую эффективность при решении важных альтернативных и новых пробле жизни и прогресса.
Программы развития, которые основываются на ауч ых знаниях об экологических проблемах в современно обществе, приводят не к деградации природной среды, а к устра е ию существующих форм загрязнения. Наряду с научны и за иями такие программы развития основываются на этических ор-мах.
В этом смысле при поисках альтернативных гу анистичес-ких принципов следует преодолевать разрыв между зна ие и моралью, наукой и этикой.
При преодолении разрыва ежду наукой и этикой можно придерживаться точки зрения: е существует негативной науки или науки, противоречащей и тересам людей. Зло проистекает из злоупотребления зна ия и, когда они используются в интересах войны и разруше ия или когда знания используются исключительно в интересах достижения экономических целей (Ф.
Майор).
Уче ый как икго другой е ожет избежать ораль ой ответстве ости за свою деятель ость в той ере, в какой н мо знать о по лед твия .
Перед учеными стоят три группы проблем. Во-первых, следует ли разрешать использование результата научных исследований или проектировать производственные процессы, если это приведет к полному использованию нескольки и поколе иями всех ресурсов, которые были созданы в течение биллио а лет и которые будут необходимыми для жизни будущих поколений.
Во-вторых, следует ли использовать научные з а ия только для эффективного и рентабельного производства товаров с красивым внешним видом и кратким сроко действия; товаров, которые радуют взгляд и в то же время причи яют вред здоровью; товаров, которые занимают потребителя, о в то же время могут и оглуплять его.
В-третьих, морально ли использовать научные з а ия для производства вооружений, которые могут привести к разрушениям с непредвиденными последствиями.
Ответ ученых на эти и на многие другие диле ы в связи с отношением к окружающей среде можно найти и в оральных нормах. А это означает, что необходимо создавать овые моральные ценности, которые соответствовали бы овой экологической ситуации и общественной потребности в защите окружающей среды от деградации.
Изменения в окружающей среде, стремление к осуществлению изменений в ней и прежде всего изменения, которые указывают на деградацию окружающей среды, приводят к о-вым знаниям об этих явлениях. А поскольку экологические проблемы, т. е. загрязнение окружающей среды (ее охра а) ста о-вятся глобальной проблемой, то и эти новые знания приобретают универсальный характер и требуют развития овой гу а-нистической морали.
Этическая перспектива и потребность в новой орали, которая по своему характеру приближается к универсаль ости научного консенсуса, и ее участие в техническо развитии превратились в вызов нашей эпохе.
Поэто у и -тенсивность экологического кризиса оказывает свое влия ие а экологическое сознание.
В сущности, экологическое сознание возникло в процессе поисков решения экологического кризиса, как кризиса существующей цивилизации, в стремлении сохранить природу как рамки жизни и как колыбель цивилизации.
Экологическое сознание это не только осознание ограниченности природы, её мощи и власти человека над ней, но и результат осознания того, что источники энергии и современные условия жизни человека могут измениться на длительное время или исчезнуть навсегда.
А чтобы этого е произошло, подчеркивается еобходи-ость согласова ия целей человека и способа удовлетворе ия экологических потребностей, подхода к фор улирова ию общих принципов экологической этики.
В процессе согласования устанавливаются правила поведения человека на основе экологических и моральных критериев.
Существуют различия в понятийном определе ии экологического сознания, что является результате различ ых теоретических подходов к его дефиниции, существова ия различных систем общественных ценностей и различных обществе -но-экономических отношений.
Экологическое сознание это сознание об окружающей среде, которое охватывает (содержит) наши представления, способы поведения, сферу деятельности, желания и ожидания, которые касаются окружающей природной среды.
Экологическое сознание включает ряд пара етров:
- теоретический (научное мышление);
- стоимостной (цели);
- социальный (идеи нового содружества);
- исторический (возможности);
- политический (если действуют социальные силы);
- субъективный (предположения, уверенность и жела ия).
Для решения экологических проблем существует два взаимосвязанных императива. Согласно экологическо у и перати-ву человек увязывает свою деятельность с развитие биосферы, а в соответствии с моральным императиво появляется новое табу в сознании: не загрязняй природную среду, е поступай вопреки законам, господствующим в ней, а алогич о принципу не убий, исчезнувшему в позднем палеолите и е-золите (Н.Н.
Моисеев).
Согласно этому экологическое сознание в содержатель о смысле характеризуют три основных элемента.