d9e5a92d

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ

Миграционные процессы в современном мире оказывают значительное влияние на хозяйственную жизнь, размещение, численность и состояние людских ресурсов различных территорий планеты. Именно миграция во многом определяет экономический и социальный облик большинства государств.
Миграция является неоднозначным социальным процессом. С одной стороны, это жизненно необходимый и неизбежный для нормальной жизнедеятельности процесс, связанный с перераспределением трудовых ресурсов, их обучением, отдыхом и т.д.

С другой стороны, миграция, носящая вынужденный характер, приводит к росту социальной напряженности, порождая проблемы обеспечения мигрантов жильем и работой, иногда пищей и одеждой, медицинским обеспечением, решения психологических проблем, связанных с устройством и адаптацией на новом месте жительства. Все это делает актуальной социальную помощь лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с переселением.

Миграция как социальное явление


Проблемы, связанные с миграцией населения, стали особенно актуальны в России в конце 80 начале 90-х годов и не потеряли своей остроты по сей день. Вооруженные конфликты на территории РФ к середине 90-х г. пополнили поток мигрантов из республик ближнего зарубежья и вынужденными переселенцами из зоны военных действий в Чеченской Республике.
Термин миграция населения (от лат. migratio переселение) обозначает процесс переселения (перемещения) людей, пересекающих границы тех или иных территорий со сменой места жительства навсегда или на длительный срок. По определению ООН, миграцией считается перемещение лиц на срок более 6 месяцев.

Существует и более широкое толкование этого понятия, согласно которому: миграция все виды движения населения, имеющие общественную значимость, вплоть до перемещения из пригорода в город, внутри города, из дома на работу и обратно.
Выделяют 4 основных типа миграции: эпизодическую (поездки на отдых, учебу), маятниковую (перемещение по относительно стабильным маршрутам в одну сторону, а затем обратно), сезонную (например, путина у рыбаков или лесозаготовки) возвратные типы; и безвозвратный тип миграции, который и является таковой в строгом смысле слова.
По степени управляемости различают организованную миграцию, осуществляемую при участии государственных или общественных органов, и неорганизованную (стихийную), которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов. Примером организованной миграции может служить освоение целины в 50-е гг., направление по путевкам комсомола на строительство важных объектов и др.
По отношению к перемещению различают: добровольную, вынужденную и принудительную миграцию. Добровольная миграция осуществляется человеком по собственной воле в поисках лучшего места работы, жилья, в связи с потребностью в получении образования и т.д.

Примеры принудительной миграции можно найти в современной истории это и сталинские депортации народов, и практика вывоза советских граждан на работы в Германию фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны. Под определение вынужденной миграции попадают лица, вынужденные покидать место своего жительства из-за военных действий, спасающиеся от тех или иных природных или антропогенных катаклизмов (последствия землетрясений, наводнений, промышленных аварий и т.п.).
Еще один признак делит мигрантов на тех, кто переселяется в пределах одного государства внутренняя миграция и внешняя миграция эмиграция и иммиграция соответственно выезд и въезд граждан из одной страны в другую на постоянное жительство или на более или менее длительный срок.
Что же касается причин миграционных процессов, то в основном это социально-экономические причины, например, поиск работы, получение образования, вступление в брак и т.п. Большую роль играют также политические, национальные, религиозные, экологические и военные причины.
Возросшие масштабы вынужденной миграции предопределило принятие государством целого ряда мер по регулированию и оказанию помощи переселенцам. В 1993 г. приняты Законы Российской Федерации О беженцах, О вынужденных переселенцах.
Согласно Закону Российской Федерации О беженцах, беженцем является прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имело намерение покинуть место своего постоянного жительства или территорию другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечества или другое тяжкое умышленное преступление.
Соответственно Закону РФ О вынужденных переселенцах, вынужденный переселенец это гражданин Российской Федерации, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории РФ вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений в связи с проведением кампаний применительно к определенным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека.
Вынужденным переселенцем может быть также признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, покинувшее место своего постоянного жительства на территории РФ по основаниям, изложенным выше.
Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечества или другое тяжкое умышленное преступление.
С начала 90-х годов вместе с зарождением и формированием мощных миграционных потоков в РФ из стран ближнего зарубежья и внутри страны возникла необходимость разработки новой миграционной политики Российской Федерации и создания структуры, обеспечивающей реализацию этой политики.
В июле 1992 г. были сформулированы основные положения миграционной политики РФ и была создана Федеральная миграционная служба (ФМС) как основной структурный элемент ее реализации. Кроме ФМС в судьбе мигрантов в РФ принимают участие службы занятости, подчиненные Министерству труда и социального развития, Министерству юстиции, МВД. Приоритетными направлениями миграционной политики РФ являются:
защита прав и интересов граждан РФ на ее территории и за ее пределами;
управление миграционными процессами РФ, регулирование въезда и выезда мигрантов, осуществление миграционного контроля, стабилизация и минимизация миграционных потоков;
содействие социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов в РФ путем создания законных и гуманных условий их приема и размещения; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам;
осуществление сотрудничества с международными организациями в области миграции населения.
Основными задачами ФМС являются:
разработка проектов федеральных и межрегиональных миграционных программ и обеспечение их реализации;
распределение средств из республиканского бюджета для решения проблем миграции и контроль за их использованием;
организация приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ, а также оказание им помощи и содействия в обустройстве на новом месте жительства;
разработка и реализация мер в области внешней трудовой миграции;
защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и подготовка предложений по совершенствованию этого законодательства;
организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране;
определение в соответствии с действующим законодательством правового статуса лиц, прибывающих или намеревающихся прибыть на территорию РФ.
Кроме вышеперечисленных государственных служб, призванных заниматься вопросами миграции, существует также несколько общественных фондов: Содружество, российский фонд помощи беженцам Соотечественники и другие, объединенные общей стратегией. С самого начала своего существования эти фонды отказались от идеи оказывать помощь отдельным гражданам, видя в этом не самую рациональную форму использования материальных средств.

Помощь адресовалась ассоциациям и общинам беженцев, то есть уже организованным группам людей, четко знающим, что они могут и хотят делать, будь то строительная бригада, объединение фермеров или деловых людей, основательно разработавших конкретные планы, в том числе и идею возрождения угасших русских деревень.
Уже к началу 1993 г. фонд Соотечественники смог реально помочь нескольким десяткам тысяч человек. Отделения фонда существуют во многих других городах России.

Фонд не только финансирует, но и контролирует исполнение программ, например, программу по общинному размещению и комплексному обустройству переселенцев, в рамках которой только в Псковской области было устроено и получило работу 1100 семей переселенцев, в основном из Прибалтики, а также из Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Нагорного Карабаха.
Опыт деятельности российских фондов помощи переселенцам показывает, что только путем четкой и слаженной работы и государства, и общественных организаций можно прийти к положительным сдвигам в положении мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев.
Для решения всего сложного и многообразного комплекса проблем мигрантов Федеральной миграционной службой России с участием территориальных органов ФМС, министерств и ведомств, посольств в государствах ближнего зарубежья, общественных объединений, занимающихся проблемами миграции, а также ведущих специалистов Центра социальной демографии Института социологии РАН, Института проблем занятости РАН и Центрального института труда разработана Федеральная миграционная программа, включающая все направления работы с мигрантами.
18 января 1995 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление 64 О реализации Федеральной миграционной программы, предусматривающее:


разработку порядка выделения мест для размещения беженцев и вынужденных переселенцев из числа одиноких инвалидов, престарелых и детей-сирот;
участие органов социальной защиты населения в разработке адаптационных программ;
разработку предложений по методической разработке программы профориентации;
разработку предложений по освидетельствованию мигрантов во ВТЭК;
разработку системы льгот для мигрантов, переселяющихся в районы Сибири и Дальнего Востока;
разработку международных и межгосударственных договоров по вопросам миграции;
реализацию мероприятий по социальной адаптации и трудовой реинтеграции.
Согласно Указу Президента РФ О Федеральной миграционной программе 1668 от 9 августа 1994 г. в Федеральную программу должны ежегодно вноситься изменения с учетом социально-экономической ситуации в России, а также должна проводиться научная разработка проблем развития миграционных процессов.
После присоединения России в ноябре 1992 г. к Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев, а также принятия Законов Российской Федерации О беженцах, О вынужденных переселенцах перед нашей страной встала глобальная проблема: определить за короткий срок статус сотен тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, которые в силу объективных и субъективных причин находятся и продолжают прибывать на нашу территорию с нарушениями паспортно-визового режима фактически бесконтрольно.
Указанная категория иностранцев включает в себя в основном граждан из государств дальнего зарубежья: афганцы, сомалийцы, курды, иракцы, ангольцы, покинувшие места проживания ввиду нестабильной обстановки в их странах, а также вьетнамцы, китайцы, иранцы, шриланкийцы, индусы, заирцы и представители других народов. Количество подобных лиц не поддается точному учету и контролю. По приблизительным данным, их насчитывается более 500 тысяч. Только в столице и Московской области осело более 180 тысяч человек.

Основная масса этой категории иностранных граждан рассматривает Россию в качестве транзитного пункта и пытается любыми способами выехать в развитые капиталистические страны, избегая в большинстве своем учета и регистрации.
В то же время среди иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в настоящее время на российской территории, имеются желающие получить статус беженца в России, политическое убежище и натурализоваться.
Отсутствие договоров между Россией и республиками бывшего СССР, членов СНГ, по вопросам иммиграции, эмиграции и беженцев создают дополнительные сложности в решении проблем работы с лицами, ищущими убежища в Российской Федерации, начиная от проблем въезда-выезда до вопросов организации процедуры депортации незаконных мигрантов.
Кроме лиц, ищущих убежища в России и за ее пределами, к этой категории относятся лица, прибывающие в страну для ведения незаконной коммерческой деятельности, включая торговлю оружием и наркотиками, незаконную переправку рабочей силы в страны Западной Европы.
Проблема неконтролируемой миграции обостряет криминогенную обстановку и наносит ущерб безопасности страны.
Для решения проблем, связанных с незаконной иммиграцией, необходимо создать систему действенного контроля, которая обеспечит проведение миграционной политики, отвечающей интересам государства, а также защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства в решении вопросов, касающихся выезда из страны и въезда в страну, выбора местожительства.

Технологии социальной работы с мигрантами


Проблема беженцев и вынужденных переселенцев требует комплексного решения с участием различных ведомств федерального и регионального уровня.
Пока в системе органов социальной защиты населения еще не сложилась развитая система специализированных учреждений, ведущих работу с мигрантами. Однако ее создание настоятельная потребность.
Сейчас особо важным является оказание конкретной помощи человеку, что возможно только при функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих местную ситуацию и ее особенности.
В настоящее время органами социальной защиты населения ведется разносторонняя работа с мигрантами. Социальные работники помогают каждому обратившемуся человеку в решении его личных социальных, экономических, правовых и других проблем, содействуют в установлении или восстановлении необходимых социальных отношений.
В социальной работе с мигрантами выделяются два основных вида:
1. Практическая социальная работа (работа с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи).
2. Организационная работа (организация работы социальной службы, разработка конкретных программ деятельности и т.п.).
Практическая социальная работа с мигрантами проводится по следующим основным направлениям: социальному, социально-психологическому, социально-педагогическому, социально-правовому, медико-социальному, финансовому, социально-экономическому, материальному, социально-информационному и социально-трудовому.
1. Социальное направление (работа осуществляется в контакте с различными ведомствами, в том числе Пенсионным фондом) включает в себя:
проведение социальных консультаций;
проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;
выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи;
социальная диагностика;
помощь мигрантам в получении пенсий и пособий;
содействие организации групп самопомощи и взаимопомощи;
выявление лиц с девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей;
профилактика девиантного поведения;
организация культурно-досуговой работы с престарелыми и инвалидами из числа мигрантов;
профилактика бездомности (включая содействие в получении общежития, временного жилья или приобретении собственного жилья);
профилактика детской беспризорности (включая устройство детей в детские дома и дома-интернаты);
содействие возвращению имущества мигрантов и получению ими компенсаций;
взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями по вопросам помощи мигрантам.
2. Социально-информационное направление (работа осуществляется в контакте с Госкомстатом РФ и средствами массовой информации):
информирование мигрантов о деятельности социальных служб;
сбор информации о мигрантах (в том числе и от самих мигрантов) и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения;
информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов (главным образом через средства массовой информации) в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей;
содействие адекватному освещению в средствах массовой информации темы миграции.
3. Социально-психологическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования и здравоохранения):
психологическое консультирование;
психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации;
психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях посттравматического стресса;
психопрофилактика стресса;
проведение психологических тренингов с мигрантами;
обучение аутотренингам и психологической саморегуляции;
психологическая диагностика развития детей и подростков из семей мигрантов;
психологическая диагностика и консультирование в области приобретения новой специальности.
4. Социально-педагогическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования, здравоохранения и правопорядка):
проведение консультаций по вопросам семьи и воспитанию детей;
социально-педагогическая работа с детьми и подростками;
специализированная (коррекционная) социально-педагогическая помощь нуждающимся в ней детям и подросткам;
социально-педагогическая помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении;
контроль за получением образования детьми и подростками из семей мигрантов;
профессиональное консультирование и содействие получению профессионального образования подростками и молодежью из числа мигрантов;
профилактика девиантного поведения;
проведение досуговых мероприятий для детей и подростков, направленных на адаптацию в новых условиях.
5. Социально-правовое направление (работа осуществляется в контакте с судебными и правоохранительными органами):
защита прав мигрантов;
предоставление мигрантам информации об их правах и обязанностях;
социально-правовое консультирование.
6. Медико-социальное направление (работа осуществляется в контакте со службами здравоохранения):
медико-социальное консультирование;
оказание доврачебной медицинской помощи;
содействие в проведении диспансеризации мигрантов;
контроль за адекватной санитарно-профилактической работой и соблюдением норм социальной гигиены;
помощь в приобретении полисов страховой медицины (выдача сертификата на медицинское обслуживание);
выявление хронических больных и нетрудоспособных и организация для них специализированных медико-социальных консультаций;
социально-психиатрическая диагностика и помощь;
оказание содействия в приобретении лекарств и других медицинских средств;
при необходимости выделение финансовой помощи на лечение;
направление в специализированные медицинские учреждения;
контроль за санитарным состоянием жилья мигрантов.
7. Финансовое направление оказание стартовой помощи (предоставление ссуд):
предоставление финансовой помощи на основе принципа индивидуального подхода к каждой конкретной ситуации.
8. Социально-экономическое направление:
консультирование по социально-экономическим вопросам;
предоставление помощи в достижении экономической самостоятельности;
содействие в повышении доходов.
9. Материальное направление (работа осуществляется в контакте с общественными организациями):
предоставление продуктовой помощи;
предоставление вещевой помощи;
предоставление иной натуральной помощи (лекарства, строительные материалы и т.п.).
10. Социально-трудовое направление (работа осуществляется в контакте со службами занятости):
оказание содействия в получении основной и дополнительной работы;
оказание содействия в открытии собственного дела;
консультирование по вопросам труда, занятости и профориентации;
помощь в профессиональной подготовке и переподготовке.
В рамках организации социальной работы с мигрантами необходимо решение следующих основных задач:
связь с международными организациями, занимающимися проблемами миграции, и участие в их деятельности;
организация взаимодействия между различными ведомствами и учреждениями Российской Федерации и регионов, решающих проблемы миграции и мигрантов;
организация взаимодействия между государственными структурами, общественными организациями и фондами, занимающимися социальной защитой и помощью мигрантам;
содействие созданию общественных организаций, занимающихся проблемами мигрантов;
связь с зарубежными организациями, занимающимися проблемами мигрантов;
разработка оптимальной структуры и нормативов деятельности стационарных и нестационарных учреждений социальной помощи мигрантам применительно к условиям конкретных регионов;
организация различных форм учреждений социальной защиты мигрантов (центров социальной защиты, реабилитационных центров, кризисных стационаров, домов-интернатов, консультаций, пунктов выдачи помощи и т.п.);
подготовка и повышение квалификации специалистов по работе с мигрантами;
выработка норм выдачи натуральной (продуктовой, вещевой и др.) помощи мигрантам;
проведение социологических и маркетинговых исследований проблемы;
социальная реклама федеральной и местной миграционной политики;
организация деятельности службы по связям с общественностью (public relations);
разработка правовых основ выдачи пенсий и пособий мигрантам, а также оказание финансовой помощи;
разработка правовых основ социального, санитарного, медицинского и педагогического контроля жизнедеятельности мигрантов;
разработка правовых основ профилактики девиантного поведения лиц из числа мигрантов;
организация центров, курсов и семинаров по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации мигрантов и другие задачи.
Процессы миграции населения всегда будут существовать и оказывать на общество определенное влияние. Главной задачей социальных служб, так или иначе встречающихся с миграцией в своей работе, является сведение к минимуму тех отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет.

Миграция может стать и благом, и злом, спасти экономику региона или привести к социальному взрыву.
Социальным службам нужно учиться управлять миграцией, готовить кадры, накапливать информацию о формах и методах работы, овладевать средствами, с помощью которых можно осуществлять управление этим процессом. Несмотря на остроту проблемы, эта отрасль социальной деятельности находится пока в стадии формирования, а недостаток материальных средств явно мешает действительно эффективной работе миграционной службы.
Но все же сам факт того, что общество и государство обратили внимание на эту проблему, внушает сдержанный оптимизм относительно ее решения.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова социальная сущность миграции, ее виды?
2. Кто является беженцем?
3. Кто является вынужденным переселенцем?
4. Каковы основные проблемы внешней миграции и пути их решения?
5. Какие ведомства Российской Федерации участвуют в работе с мигрантами?
6. Назовите основные задачи и направления деятельности ФМС.
7. В каких направлениях проводится практическая социальная работа с мигрантами?



Содержание раздела