d9e5a92d

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА

В последнее время вызывают серьезную озабоченность проблемы, связанные с появлением в России значительного числа лиц без определенного места жительства, не имеющих постоянных средств к существованию, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.
После отмены в 1991 г. статьи 209 УК РСФСР Систематическое занятие бродяжничеством и попрошайничеством, предусматривавшей уголовное наказание до 2-х лет лишения свободы, как несоответствующей нормам о правах человека, проблема эта с каждым годом стала принимать все более серьезный характер. Указ Президента РФ О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества от 2 ноября 1993 г. положил начало широкомасштабной государственной кампании по работе с лицами без определенного места жительства и занятий.

Социальные истоки и причины бродяжничества и бездомности


Существование в России граждан без определенного места жительства (бомж) рассматривается ныне как сложное социальное явление, требующее многостороннего вмешательства со стороны государства и органов управления. Данная ситуация с начала 90-х годов перестала считаться в основном проблемой органов правопорядка, к ее решению подключены различные государственные структуры, в том числе и социальные службы.
Откуда берутся лица без определенного места жительства? Что заставляет таких людей скитаться по дорогам России, жить в подвалах, вагонах или вовсе под открытым небом? В эту категорию граждан, как правило, вливаются:
1. Лица с психической патологией, больные алкоголизмом или наркоманией, не желающие лечиться, потерявшие связь с семьей и вынужденные скитаться; жертвы мошенничества с жильем.
2. Бывшие осужденные, утратившие социальные связи и не имеющие возможности реализовать конституционное право на жилище в связи с: а) продажей жилья родственниками или его потерей вследствие их смерти; б) нежеланием родственников совместно проживать (человек насильно выгоняется с занимаемой им жилплощади); в) несовершенством функционирования структур по учету и распределению жилья.
3. Лица, уклоняющиеся от исполнения возложенных судом обязанностей или совершившие преступление и вынужденные скрываться.
4. Лица, выселенные по решению суда с занимаемой ими служебной жилплощади вследствие прекращения трудовых отношений с предприятием, предоставившим жилую площадь.
5. Беженцы, вынужденные переселенцы, незаконно въехавшие в РФ из других стран.
6. Дети, убегающие от родителей, из воспитательных учреждений и домов-интернатов.
Чем вызвано обострение проблемы бездомности в нашей стране за последние годы?
Как показали социологические исследования, проведенные в 1995 г. Министерством социальной защиты населения РФ совместно с МГСУ, причины бездомности и бродяжничества ранжируются следующим образом:
1. Падение уровня жизни населения и развитие неблагоприятных отношений в семье (50,2% респондентов).
2. Утрата жилья (11,0% респондентов).
3. Недостаточно эффективная работа правоохранительных органов, органов социальной защиты населения, службы занятости, миграционной службы и др. с лицами без определенного места жительства (8,6% респондентов).
4. Увеличение числа лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками (8,6% респондентов).
5. Несовершенство законодательства Российской Федерации (8,2% респондентов).
6. Прозрачность границ России (7,3% респондентов).
7. Наличие локальных войн на территории России (4,5% респондентов).
8. Ухудшение социально-экономического положения в стране (0,8% респондентов).
9. Нежелание определенного слоя населения трудиться и вести нормальный образ жизни (0% респондентов).
10. Другое (0,8% респондентов).
Точная статистика лиц без определенного места жительства отсутствует. По мнению некоторых специалистов, в одной только Москве находится от 50 до 300 тысяч бомжей, а по России их число давно уже перевалило полумиллионный рубеж.

Так, в Ростовской области на 1000 жителей приходится 3 лица бомж. Такое соотношение характерно и для других регионов России.

Даже по чисто количественным критериям бездомность заняла прочное место в числе социальных проблем общенационального характера.
Причиной бездомности также является ситуация на рынке российского жилья. С подорожанием энергоносителей не все граждане могут содержать свое жилье. А государство еще не приступило к строительству доступного и дешевого муниципального жилья.

Жители Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов иногда получают сомнительные предложения о принудительной продаже жилья с последующим отселением, что отрицательно сказывается на спокойной жизни в этой квартире, особенно стариков.
Что представляют собой лица без определенного места жительства? Что отличает их от остальных граждан?
Среди взрослых бомжей больше мужчин, чем женщин; в среднем их возраст колеблется от тридцати до пятидесяти лет; более 90% из них трудоспособны. Источниками существования для представителя этой категории являются: милостыня, воровство, помощь благотворительных организаций и эпизодические заработки (сбор и сдача пустой стеклотары, погрузка/разгрузка, мытье вагонов в отстойниках и т.п.).
Бомжи разделяются на так называемых коренных и иногородних. Коренные живут на чердаках, в подвалах, в квартирах в заброшенных домах и (даже!) под линиями теплотрасс и в канализационных колодцах.

Место иногородних в основном вокзалы и прилегающие к ним территории.
Весь образ жизни бомжей направлен на борьбу за существование. Им приходится постоянно отвоевывать теплое место или прибыльный пятачок у метро, бороться за пищу, алкоголь и возможность получить несколько часов спокойного сна, так как их отовсюду гонят.
К отличительным особенностям лиц без определенного места жительства относятся: отсутствие жилья, прописки, документов, родственников (субъективно) и определенных жизненных целей и перспектив. Бомжа можно узнать с первого взгляда.

Внешний вид (заношенная одежда и т.д.) и специфический запах позволяют безошибочно отнести человека к данной категории.
По данным международной благотворительной организации Врачи без границ душевнобольные составляют примерно 12% столичных бомжей. Еще 24% бомжей ненормальные с общепринятой точки зрения, так как сознательно выбрали себе такой странный и явно некомфортный образ жизни.
Пожалуй, самым страшным в общей картине лиц без определенного места жительства является то, что каждый десятый бомж ребенок. Это либо сбежавший из неблагополучной семьи (от родителей-алкоголиков, от побоев и жестокости) или воспитательного учреждения, либо привязанный родственными узами к родителю-бомжу. Такие дети, зная только бродяжную жизнь, просто не имеют представления о традиционном образе жизни и не желают подчиняться ее нормам. Часто они живут целыми колониями на вокзалах, некоторые рискуют существовать самостоятельно.

Эти мальчики и девочки так или иначе попадают под патронаж взрослых, вовлекающих несовершеннолетних в преступный мир или занятия проституцией.
Детская бездомность позор нашего общества. Все беды современного мира обрушиваются в первую очередь на детей как наименее защищенную часть населения.
Проблема детской бездомности в обществе решается пока крайне медленно. Например, даже в Москве на 50 тысяч бездомных детей функционирует только 6 приютов от 10 до 50 койко-мест каждый.

Один из них детский приемник-распределитель на Алтуфьевском шоссе. Сюда привозят детей, найденных на вокзалах и улицах.

Многие из них даже не знают своих фамилий и тогда в детские дошкольные учреждения эти мальчики и девочки поступают с фамилиями Алтуфьевы.
Негативное влияние самого существования бомжей на жизнь остальных граждан проявляется прежде всего в значительном усложнении санитарно-эпидемиологической и криминогенной обстановки в том или ином районе, городе. Так, к типичным заболеваниям бомжей относятся туберкулез, педикулез (вши), дифтерия, чесотка, желудочно-кишечные, кожные, венерические и другие заразные заболевания. Зонами санитарно-эпидемиологического риска становятся практически все места, посещаемые бомжами, главным образом вокзалы, рынки, общественный транспорт и т.п.

Особо велика возможность заражения в крупных городах, ставших для бомжей пространством жизнедеятельности.
Если не принимать соответствующих мер, то ситуация может окончательно выйти из-под контроля, что может привести к вспышкам сыпного тифа и массовому распространению туберкулеза и других заболеваний не только у самих бомжей, но и среди остальной части населения страны.
Что касается ухудшения криминогенной обстановки, то здесь бомжи также играют далеко не последнюю роль, лишая других граждан спокойствия. Примерно в 80 случаях из 100 бомж уже имеет в своем послужном списке судимость. И чаще не одну. Причем нередко и по самым серьезным статьям УК разбой, грабеж, убийство.

Каждое пятое дело по линии уголовного розыска совершается бомжами. Это огромный пласт так называемой латентной преступности, тысячи криминальных деяний, о которых милиция никогда ничего не узнает.

Организация, формы и методы социальной работы с лицами бомж


В соответствии с Указом Президента РФ О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества в целях оказания социальной, медицинской и иной помощи лицам бомж, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и укрепления общественного порядка Федеральному Правительству и органам исполнительной власти в регионах поручена реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, в центры социальной реабилитации.
На органы внутренних дел согласно этому указу возлагается выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, их задержание, доставление в центры социальной реабилитации и установление личности задержанных. Органам здравоохранения поручено проведение медицинского освидетельствования бомжей и при необходимости направление их на лечение.

Трудоустройство этой категории граждан и определение выплаты по безработице отнесено к ведению Федеральной службы занятости России. На органы социальной защиты возлагается направление лиц без определенного места жительства в учреждения социальной защиты, а также определение оснований и порядка выплаты пенсий.


Правительство Российской Федерации своим Постановлением О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий от 5 ноября 1995 г. ( 1105) поддержало инициативу органов социальной защиты населения о создании системы социальной защиты для лиц бомж, включающей в себя дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, социальные центры и др.
Решения об организации соответствующих учреждений отнесено к ведению органов исполнительной власти регионов. Расходы, связанные с созданием и содержанием социальных учреждений для лиц бомж, отнесены за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
8 июня 1996 г. Правительство РФ приняло еще одно постановление, касающееся бомжей, Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий ( 670), регулирующее деятельность учреждений социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий.
В ряде регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Ростовская, Омская области, Республика Дагестан и др.) администрациями и органами социальной защиты населения сформированы и реализуются программы социальной поддержки и помощи бездомным, в том числе путем организации для них бесплатного питания, выдачи одежды и оказания финансовой поддержки.
Сейчас в Российской Федерации сложились четыре типа социальных учреждений, оказывающих помощь лицам бомж:
дома ночного пребывания;
специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых;
центры социальной адаптации;
социальные гостиницы и приюты.
В июне 1992 г. в Москве, в порядке эксперимента, был открыт первый в России дом ночного пребывания на 25 мест. Затем подобные учреждения были организованы в других городах России в Кемерово (на 120 мест), Петропавловске-Камчатском (на 100 мест), Липецке, Махачкале (на 25 мест), а также в ряде других городов.

Планируется создать таких учреждений по России более 80.
В социальных учреждениях лицам бомж предоставляется бесплатный ночлег, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. При необходимости оказывается доврачебная помощь, а нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения.
Для обеспечения общественного порядка в доме ночного пребывания выставляется пост милиции. Здесь принимаются лица без определенного места жительства (в первую очередь инвалиды и старики), которые обращаются сами или направлены органами внутренних дел или органами социальной защиты.
В ряде регионов получило развитие обслуживание бездомных престарелых и инвалидов из числа освободившихся из мест лишения свободы. Эта категория граждан направляется из приемников-распределителей органов внутренних дел в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

По данным на 1 января 1994 г. в Российской Федерации действовало 37 подобных учреждений, в которых проживало примерно 5 тысяч человек.
Специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых являются медико-социальными учреждениями. Они предназначены для проживания в них граждан, нуждающихся в постороннем уходе, в бытовой и медицинской помощи, из числа освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства и занятий, направляемых органами социальной защиты.
Эта форма социальной работы с лицами бомж из числа освободившихся заключенных позволяет престарелым и инвалидам данной категории не только решить социально-бытовые проблемы, но и восстановить утраченные социальные связи с обществом.
Развитие сети специальных домов-интернатов будет продолжено, так как, по данным органов МВД России, примерно каждый девятый (11-12%) покидающий тюрьму инвалид или престарелый.
Центры социальной адаптации предназначены для трудоспособных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снятых с учета органов внутренних дел и задержанных за бродяжничество. Данные учреждения решают вопросы бытового и психологического характера, а также оказывают помощь в трудоустройстве. Здесь проводятся культурно-массовая работа и предупредительно-профилактические мероприятия.

Такие центры имеют общежития, где бомжам предоставляется возможность проживать до шести месяцев. За этот период клиентам оказывается помощь в решении различных правовых вопросов, а также в восстановлении утраченных социальных связей.

Сейчас в России работают три таких центра в Перми, Омске (на 60 мест каждый) и в Красноярске (на 10 мест).
Социальные приюты (гостиницы) дают возможность 10-суточного бесплатного проживания, а также получения необходимых консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения. В социальных приютах (гостиницах) оказывается также медицинская помощь.

В период проживания лица бомж получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно-бытового назначения. Таких учреждений в России пока только три.

Они действуют в Волгограде, Махачкале (на 60 мест каждый) и Липецке (на 20 мест).
Анализ деятельности функционирующих домов ночного пребывания, специальных интернатов, адаптационных центров, социальных приютов и гостиниц показывает, что из-за дефицита бюджетного финансирования они не в состоянии решать все проблемы лиц без определенного места жительства и занятий, ограничиваясь лишь поддержанием в нормальном состоянии учреждения и выплатой заработной платы сотрудникам.
В этих особенно тяжелых условиях нельзя не указать на заслуги благотворительных организаций Ночлежка, Врачи без границ, Армия спасения и др.
Так, в Москве с мая 1992 г. Международная неправительственная ассоциация Врачи без границ (Бельгия) оказывает социальную и первичную медицинскую помощь бомжам возле 5 московских вокзалов (Курский, Павелецкий, Ленинградский, Ярославский, Казанский), где функционируют передвижные автобусы-амбулатории. Врачи проводят медицинский осмотр, диагностику и лечение заболеваний, не требующих госпитализации; выдают лекарства и производят перевязку гнойных ран и язв.

Ассоциация сотрудничает с 4 больницами города и пригорода, в том числе с туберкулезной больницей 11, которые принимают для госпитализации больных из числа бездомных. Ассоциация также заключила соглашение с дезинфекционным центром, куда направляются больные.

За время деятельности ассоциации в больницы было помещено 300 человек, 200 из которых были больны туберкулезом. Помимо того, ассоциация помогает бомжам в восстановлении документов, проводит консультации по социальным, правовым, бытовым и медицинским вопросам.
Представляет интерес и работа Целевого благотворительного фонда Ночлежка (Санкт-Петербург). На 1 февраля 1994 г. на регистрационном учете в Фонде состояло более 10 тысяч человек, каждый из которых получал талоны на бесплатное питание.

Фонд организовал социальную столовую, где 600 человек ежедневно получают горячие обеды.
В фонде работает юрист и психолог. Нуждающиеся направляются в санитарный пропускник, получают одежду, в учреждения здравоохранения и т.п.
Общественные организации стали, пожалуй, главными инициаторами создания социальных столовых для лиц бомж. Так, например, французской гуманитарной ассоциации принадлежат 2 благотворительные столовые для бомжей, расположенные в столице: одна в районе Павелецкого вокзала, другая в районе Китай-города.

В них ежедневно (кроме субботы и воскресенья) по талонам бесплатно обедают более 400 человек. Бесплатно пообедать можно и без талона такую возможность ежедневно предоставляет 450 московским бомжам столовая благотворительного общества Христианское милосердие от Христианского Демократического Союза России.
Несмотря на усилия отдельных министерств и ведомств, а также ряда общественных организаций, проблема лиц без определенного места жительства остается одной из самых острых, в рамках которой не решен целый комплекс не только социальных, но и организационно-технологических вопросов. Не определен статус лиц бомж; отсутствует государственная система их учета; недостаточно развита сеть социальных учреждений для помощи указанной категории населения.

Практически отсутствует система подготовки кадров (социальных работников, социальных психологов, социальных педагогов, медицинских психологов и т.п.) для работы с бомжами.
Представляется необходимым создание и осуществление Целевой Федеральной программы по организации социальной поддержки и помощи бомжам в России и решение следующих задач:
организация научных исследований проблем бездомности в России;
повышение эффективности профилактической работы по предупреждению бродяжничества;
совершенствование правовой базы;
предоставление бомжам возможности комплексной социально-психологической и медицинской реабилитации (адаптации) с целью интеграции их в общество;
создание материально-технической и финансовой базы для широкой сети социальных учреждений для бездомных;
подготовка кадров специалистов различного профиля для работы с лицами бомж;
объединение усилий всех заинтересованных министерств и ведомств, общественных и благотворительных организаций в оказании помощи лицам бомж.
Таким образом, для решения проблем лиц без определенного места жительства необходимо комплексное рассмотрение ситуации в социальном, социально-экономическом, правовом, медицинском и морально-этическом аспектах. Крайне важно привлечение к организации помощи лицам бомж общественных и благотворительных организаций.

Не менее важно привлечение внимания широкой общественности к бездомным людям, особенно детям, чтобы само российское общество чувствовало ответственность за интеграцию этих людей в трудовую и духовную жизнь России.
Вопросы для самоконтроля
1. Социальные причины бездомности и бродяжничества.
2. Основные направления социальной политики в отношении бродяжничества и бездомности.
3. Типы социальных учреждений для лиц бомж.
4. Проблемы совершенствования организации социальной работы с лицами бомж.



Содержание раздела