d9e5a92d

Внебюджетные фонды — важное звено финансов.

Но это не означает, что сами масштабы государственных расходов привели к экономическому спаду. В то же время величина административных расходов может быть слишком велика для нестабильной экономики государства.
Статистический анализ реальности и эффективности государственного бюджета предусматривает изучение структуры его доходной и расходной частей и взаимосвязи этих позиций с факторами, характеризующими макроэкономическую ситуацию в стране. Здесь используются такие экономико-статистические методы, как анализ параллельных динамических рядов, корреляционно-регрессионный анализ, построение многофакторных индексных моделей.
Далее речь пойдет о социально-статистическом анализе внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды — важное звено общегосударственных финансов. Они являются формой перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых социальных программ и общественных потребностей.

С 1992 г. в стране созданы следующие внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд.

Фонд социального страхования. Государственный фонд занятости населения.

Фонд обязательного медицинсRого страхования, Фонд социальной поддержки населения. К экономическим внебюджетным фондам относятся дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и некоторые другие.

В соответствии с целевым назначением внебюджетные фонды подразделяются на экономические и социальные, а в соответствии с уровнем управления — на государственные и региональные.

Внебюджетные фонды создаются на федеральном, областном (республиканском) и местном уровнях. Внебюджетные фонды, формируемые на федеральном уровне, характеризуются выделением части средств, передаваемых в распоряжение территориальных органов власти.

При этом определяется удельный вес налогов, поступающих в бюджеты всех уровней. По такому принципу создаются, например, Фонд государственного социального страхования.

Пенсионный фонд.

Государственный фонд занятости населения.
Направления деятельности внебюджетных фондов можно проанализировать с помощью таких статистических показателей, как:

  • удельный вес средств, используемых на финансирование (субсидирование, кредитование) институциональных единиц — резидентов;
  • абсолютный и относительный размеры природоохранных и экологических программ;
  • социальная поддержка конкретных слоев населения в скорме выплат пенсий, пособий и пр.;
  • эффективность субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры;
  • предоставление займов и ссуд, в том числе партнерам-нерезидентам.

Основными внебюджетными фондами, за счет которых осуществляется поддержка лиц, не участвующих в трудовой деятельности по разным причинам, являются Фонд государственного социального страхования и Пенсионный фонд.
Фонд государственного социального страхования, действующий в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г., формируется на базе средств предприятий и организаций разных форм собственности, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и является автономным и строго целевым. Главная цель создания фонда — обеспечение государственных гарантий в системе социального страхования и повышение контроля за правильным и эффективным расходованием средств.
Статистическими показателями, характеризующими абсолютные и относительные размеры фонда и эффективность его использования, служат источники образования фонда и величина страховых взносов.
Основные источники формирования Фонда государственного социального страхования:

  • обязательные страховые взносы предприятий и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности;
  • средства государственного бюджета;
  • поступления от продажи путевок в санатории и дома отдыха, реализуемых по линии государственного страхования;
  • доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда;
  • прочие доходы.

Размер страховых взносов предприятий и организаций определяется как процентное соотношение базовой тарифной ставки и фонда заработной платы рабочих и служащих. Базовые тарифные ставки устанавливаются исполнительной властью по конкретному экономическому сектору в зависимости от конкретных условий труда, контингента работающих и некоторых дополнительных условий.

Кроме того, страховые взносы начисляются с основной заработной платы, премий независимо от источника их выплаты, доплат за работу в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни.

Не производится начисление из фонда заработной платы и фонда поощрения премий и вознаграждений за открытия, изобретения, за создание и внедрение новой техники и технологий.
Средства Фонда социального страхования расходуются на:

  • выплату пособий;
  • финансирование санаторно-курортного обслуживания населения;
  • материальное обеспечение деятельности профсоюзов.

Для обеспечения деятельности фонда создается центральный аппарат, которому подчиняются региональные подразделения. При фонде организуется правление, а в региональном разрезе — координационные советы.

Руководство фонда осуществляется председателем, который назначается Правительством РФ.
При анализе деятельности Пенсионного фонда необходимо учитывать объективную потребность в формировании значительных резервов, с помощью которых регулируется размер пенсий и пособий и прочих социальных выплат. Пенсионный фонд РФ образован в 1990 г. как самостоятельное кредитное учреждение, осуществляющее в соответствии с законодательством государственное управление пенсионным обеспечением граждан РФ.
Основной принцип создания любого пенсионного фонда — солидарная поддержка и ответственность поколений.
Источники формирования Пенсионного фонда:

  • страховые взносы работодателей и работающих;
  • ассигнования из республиканского бюджета РФ;
  • временное вложение (капитализация) части свободных средств;
  • добровольные взносы юридических лиц.

В случае отсутствия средств на расчетных и текущих счетах фонда используются кредиты банков и других кредитных учреждений. Страховые тарифы взносов установлены в 1994 г. в следующих размерах (в процентах к фонду заработной платы):

  • для государственных предприятий, учреждений и организаций — 28%;
  • для колхозов, совхозов и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции — 20,6%;
  • от доходов крестьянских хозяйств — 5%;
  • от доходов работающих — 1%.

Базой отчислений является начисленная заработная плата, все виды вознаграждений в денежной, натуральной формах, независимо от источника их формирования, все штатные, нештатные, временные, сезонные выплаты, а также оплата работы по совместительству.
Основные направления расходования средств Пенсионного фонда:

  • выплата государственных трудовых пенсий и компенсаций;
  • выплата пенсий инвалидам;
  • выплата пособий на детей с 1,5 до 6 лет;
  • оказание материальной помощи престарелым и инвалидам;
  • индексация пенсий в связи с инфляцией и изменением уровня жизни населения;
  • участие на договорной основе в финансировании республиканских и региональных программ по социальной поддержке пенсионеров, инвалидов, детей и иных нуждающихся групп населения;
  • помещение временно свободных денежных средств в краткосрочные и долгосрочные государственные ценные бумаги, а также осуществление иных коммерческих операций;
  • финансирование текущей деятельности, содержания органов управления и развития материально-технической базы фонда;
  • прочие выплаты и пособия.


16.4. Статистический анализ формирования и использования бюджетов разных уровней управления В Законе Российской Федерации Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ установлено, что бюджетная система строится на следующих основополагающих принципах:
единства бюджетной системы РФ, что означает единство правовой базы, денежной системы, порядка формирования и осуществления бюджетного процесса, форм бюджетной документации (в том числе статистической отчетности), принципов бюджетного процесса и санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также соблюдение единого порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
разграничения доходов и расходов между всеми уровнями бюджетной системы РФ. Этот принцип подразумевает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти страны, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления;
самостоятельности бюджетов всех уровней, закрепление прав и обязанностей субъектов РФ по формированию доходов, направлению расходов и составлению регулирующих статей всех уровней бюджетов;
полноты, т.е. полного отражения в бюджетах всех уровней всех доходов и расходов, их достоверного обоснования (особенно это касается величины расходов) и выявления возможностей дополнительного привлечения средств;
сбалансированности бюджетов, что означает соответствие суммарного объема доходов расходам и поступлениям из источников финансирования их дефицита;
реальности, предполагающей отражение действительных величин доходов и расходов государства, а также эффективности и экономности использования бюджетных средств;
достоверности бюджетов всех уровней, что тесно связано с методами и отдельными показателями статистического анализа;
гласности (прозрачности), что означает обязательность предварительного обсуждения бюджетных статей на открытых заседаниях парламента, опубликование бюджета в открытой печати после утверждения с регулярными сообщениями о ходе его выполнения по месяцам, кварталам и в целом за бюджетный период. Этот принцип тесно связан с принципом адресности и целевого характера бюджетных средств.
Между бюджетами всех уровней существует тесная взаимосвязь. Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из:

  • федерального (республиканского) бюджета РФ;
  • консолидированных бюджетов субъектов (регионов) РФ, которые в свою очередь включают:
  • областные бюджеты;
  • бюджеты городов областного подчинения, в том числе областного центра, которые делятся на городские бюджеты и бюджеты городских районов;
  • бюджеты районов области, включающие районные бюджеты, бюджеты городов районного подчинения, бюджеты сел, поселков и прочих населенных пунктов.


Бюджеты всех уровней должны быть четко сбалансированы. Для достижения сбалансированности необходимо устанавливать предельные размеры их дефицита.
Каждое звено бюджетной системы решает свои конкретные задачи социально-экономического развития соответствующего уровня.
Организация эффективной бюджетной системы страны основывается на принципе самостоятельности федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, участия всех территорий в формировании доходов и финансировании расходов федерального и региональных бюджетов. В соответствии с вышеизложенным можно сформулировать основные принципы организации эффективной бюджетной системы:

  • создание трехуровневой системы бюджетных отношений и четкое разграничение функции бюджетов различных уровней в соответствии с их компетенцией;
  • равенство, но не тождество бюджетных прав субъектов управления;
  • самостоятельность каждого из бюджетов и достаточно высокая автономия их формирования и контроль за их исполнением;
  • равенство региональных, федеральных и местных интересов, их тесная увязка между собой на базе четкого разграничения источников
  • доходов, направлений расходов между всеми звеньями бюджетной системы;
  • прозрачность межбюджетных отношений, основанных на единой методологии расчета бюджетных статей и единых критериях социально-статистического анализа.

В настоящее время большинство бюджетов бюджетной системы России являются дефицитными. Поэтому в процессе их формирования определяются не только предельные размеры дефицита, но и источники его покрытия.

Если в процессе исполнения какого-либо конкретного бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или снижение размера его доходной части, то вводится механизм секвестра расходов, т.е. пропорционального снижения расходов всех уровней, в том числе и государственных, в определенные периоды (ежемесячно, ежеквартально) по всем статьям в течение оставшегося времени данного бюджетного года.
Основным источником покрытия дефицита бюджетов всех уровней выступают внутренние и внешние заимствования.
Основные внутренние заимствования включают: кредиты, полученные Правительством РФ от денежно-кредитных властей и прочих кредитных организаций; государственные займы, осуществляемые в форме выпуска государственных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг от имени правительства, и средства, полученные от их продажи на внутренних рынках; долговые обязательства различных эмитентов, гарантированные Правительством РФ; бюджетные ссуды.
Внешние заимствования при финансировании дефицита бюджета включают: средства от продажи государственных ценных бумаг на внешних рынках, часто в форме облигаций различных субъектов РФ, размещаемых на внешних рынках и номинированных в иностранной валюте; кредиты правительств иностранных государств и международных финансовых организаций (например, Международного валютного фонда (МВФ), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)).
Бюджеты всех уровней формируются в соответствии с требованиями единой бюджетной классификации, что методологически обеспечивается наличием унифицированных показателей доходов и расходов с присвоением им группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость бюджетов всех уровней и включает в себя:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию внутренних долгов как по РФ в целом, так и по отдельным субъектам страны;
  • классификацию видов государственного внешнего долга и структуризацию величины внешних активов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Расходы бюджетов всех уровней делятся на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и в бюджет развития. Необходимо отметить, что в бюджет развития входят ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и прочие затраты, связанные с реструктуризацией экономики и расширением производства.

Средства, включенные в бюджет развития, не могут быть использованы на иные цели. 16.5. Источники статистической информации о бюджете Общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений и виды ответственности за их нарушение регламентируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой, одобренным Советом Федерации 17.07.1998 г. и подписанным Президентом РФ 31.07.1998 г. ( 145-ФЗ).
Бюджетный кодекс РФ охватывает проблемы, связанные с формированием и исполнением государственного бюджета и бюджетов всех уровней. Он имеет следующую структуру.
Часть первая. Общие положения



Содержание раздела