Задачи статистики внешнеэкономических связей заключаются в представлении количественной информации о состоянии и развитии внешнеэкономической деятельности страны в неразрывной связи с ее качественной характеристикой. В статистике внешнеэкономических связей объектами учета являются товары и услуги, составляющие экспорт и импорт страны, а также все связанные с ними операции.
Переход на международную методологию учета внешнеэкономических операций потребовал изменения организации статистики внешней торговли, т.е. переход от государственной отчетности к использованию данных таможенного учета.
Таможенная статистика составная часть статистики внешнеэкономических связей, которая кроме товаров, перемещаемых через границу страны, учитывает также оказание услуг. Она изучает количественную сторону явлений и процессов, происходящих во внешней торговле, а также в специальных областях, связанных с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой и нарушением таможенных правил, неторговым оборотом и др.
Таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику.
Правовой основой перехода на таможенную статистику является Таможенный кодекс, который определяет цели ее ведения (обеспечение высших органов государственной власти, а также иных государственных органов информацией о состоянии внешней торговли страны, а также анализ развития внешней торговли, торгового и платежного балансов, экономики страны в целом), а также механизм ведения таможенной статистики внешней торговли (сбор и обработка сведений о перемещении товаров через таможенную границу страны).
Предметом наблюдения и изучения таможенной статистики внешней торговли является внешнеторговый оборот страны, то есть экспорт и импорт товаров в их количественном и стоимостном выражении, а также географическая направленность экспорта и импорта (товар-страна, страна-товар).
Под экспортом понимается вывоз из страны произведенных, выращенных или добытых товаров отечественного производства. При этом к товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, которые ввозятся в страну и подвергаются существенной переработке, изменяющей их основные качественные или технические характеристики.
Экспорт товаров уменьшает национальные запасы материальных ценностей (выручка от продажи экспортных товаров приходная часть платежного баланса).
Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления внутри страны, для реэкспорта, и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей.
Механизм ведения таможенной статистики имеет принципиально важное значение, так как определяет качественно новую основу формирования исходных данных о перемещении товаров через таможенную границу страны. Такие сведения содержатся в грузовых таможенных декларациях (ГТД), подлежащих представлению российскими участниками внешнеэкономических связей на таможнях для таможенного оформления и таможенного контроля.
Обязательное декларирование участниками ВЭС на таможнях товаров, перемещаемых через таможенную границу страны, введено с 1 января 1989 г., в период, когда начался переход экономики России на рыночные отношения.
Декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу страны по экспорту либо по импорту, с представлением заполненного формуляра ГТД, воспроизводящего принятый для этих же целей в международной практике так называемый Единый административный документ, закладывает качественно новую документальную основу формирования, ведения и представления таможенной статистики внешней торговли страны, так как первичные документы заполняются самими участниками ВЭС (или по их уполномочию) и предъявляются для контроля, оформления и решения вопроса о выпуске товаров.
Таможенное декларирование один из способов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Из ГТД используются 13 показателей, которые формируют статистику внешнеторгового оборота.
В ГТД указываются сведения, необходимые для оценки и взимания импортных пошлин и налогов, сбора статистических данных и применения законов и распоряжений, за исполнение которых таможенная служба несет ответственность. Требования к информации, указываемой в ГТД, зависят от того, какой таможенный режим декларант просит применить по отношению к декларируемым товарам.
Все графы ГТД заполняются для режимов экспорт и выпуск для свободного обращения, поскольку к ним применяются все меры экономической политики, и таможенный контроль в этих случаях требует наиболее полной информации.
В ГТД указываются вид внешнеторговой операции, отправитель и получатель товара, валюта платежа, общая фактическая стоимость и другие данные, раскрывающие сущность товара и валютной выручки. В соответствующих графах ГТД указываются наименование товаров и их технические характеристики, включая номера моделей, типы, размеры, технические параметры и т.п., что позволяет однозначно классифицировать декларируемые товары в определенную 9-значную подсубпозицию ТН ВЭД СНГ.
Правильное кодирование товаров является важным источником повышения достоверности данных таможенной статистики внешней торговли.
Важнейшим блоком в формировании таможенной статистики является стоимостная оценка экспортно-импортных операций, которая предопределяет приведение стоимостных данных к единому базису цен.
Уникальность ГТД заключается в том, что при ее заполнении используются цифровые коды классификаторов, позволяющие автоматизировать сбор данных. При их заполнении применяются единые способы учета, а также общепринятые международные или локальные классификаторы.
Информация о внешней торговле за год формируется на основе обработки более 2 млн ГТД.
На основе данных, содержащихся в ГТД, можно определить распределение экспорта и импорта по странам-контрагентам, включая и страны, через которые были заключены внешнеторговые контракты и страны отгрузки товаров.
Сведения, содержащие в ГТД, обеспечивают формирование официальных публикаций по таможенной статистике внешней торговли.
51.2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
Непосредственными объектами наблюдения в таможенной статистике являются экспортные и импортные товары, приведенные в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), используемой в настоящее время в Российской Федерации и других странах СНГ при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу страны.
ТН ВЭД СНГ является национальной версией принятой в международной практике Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), многоцелевой Товарной номенклатуры, разработанной для использования как в таможенных, так и в статистических целях. Разработка ГС была продиктована необходимостью охватить в этой классификации широкий круг товаров, обращающихся в мировой торговле, для обеспечения сопоставимости национальных статистических данных о внешней торговле на международном уровне.
Применение ТН ВЭД СНГ, построенной на основе ГС, является необходимым условием для вступления России в ГАТТ/ВТО.
Ассортимент товаров, выпускаемых промышленностью и сельским хозяйством разных стран и поступающих в торговлю, насчитывает сотни тысяч самых разнообразных видов и разновидностей товаров (продукции). Назначение классификационной системы ТН ВЭД СНГ систематизировать товары международной торговли по признаку происхождения (промышленные, растительные, минеральные и т.п.) и по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия).
В общую структуру ТН ВЭД СНГ включены кодовые обозначения товара, его наименование и сокращенное обозначение единиц измерения (основной и дополнительной).
Кодирование товаров в ТН ВЭД СНГ осуществляется девятизначным цифровым годом, где первые шесть цифр означает код товара по Гармонизированной системе (ГС); те же шесть цифр плюс седьмой и восьмой знаки образуют код товара по Комбинированной номенклатуре Европейского Союза (КН ЕС), девятая цифра предназначена для выделения традиционных отечественных товаров в ТН ВЭД СНГ для ее дальнейшей детализации (табл. 51.1).
Таблица 51.1
Классификационная структура ТН ВЭД
Главной особенностью ТН ВЭД СНГ является подробная детализация в ней товаров, которые представлены не только по конкретным наименованиям, но и с учетом состава продуктов, технологии их изготовления, основных технических характеристик.
Для обеспечения единообразного понимания классификационных группировок ТН ВЭД СНГ используются примечания к разделам, группам, конкретным товарным позициям, а также основные правила интерпретации ТН ВЭД СНГ, имеющие юридическую силу.
ТН ВЭД СНГ, версия ГС 1996 г., вступила в силу с 1 января 1997 г.
51.3. Методология таможенной статистики внешней торговли
Важным направлением совершенствования статистики внешней торговли является улучшение международных сопоставлений. Решение этой проблемы, а также активизация усилий по интеграции экономики страны в мирохозяйственные связи вызвали необходимость разработки унифицированной Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации (в дальнейшем Методология).
Методология определяет объекты статистического наблюдения и учета в таможенной статистике внешней торговли и порядок их учета, в том числе товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.
Правила и процедуры, изложенные в Методологии, базируются на положениях Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации О таможенном тарифе.
Основу методологических положений таможенной статистики внешней торговли составили также рекомендации Статистической комиссии ООН (Статистика международной торговли. Концепция и определения, ООН, 1982 г.) и рекомендации, содержащиеся в Руководстве для пользователей по статистике внешней торговли, разработанном Евростатом (изд.
3, 1990 г.).
В Методологии используются следующие основные термины:
1. Таможенная территория Российской Федерации сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория Российской Федерации включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
экспорт Российской Федерации
Не учитываются таможенной статистикой при общей системе учета категории товаров, определяемые в соответствии со следующими таможенными режимами:
товары, перемещаемые транзитом через территорию Российской Федерации;
товары, помещенные под таможенный режим таможенного склада;
временно ввозимые (вывозимые) товары, за исключением арендуемых сроком на один год и более;
иностранные товары, уничтожаемые на территории Российской Федерации;
вывозимые товары, от которых лицо отказалось в пользу государства;
товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом.
Круг учитываемых товаров в таможенной статистике должен быть достаточно полным и охватывать все товары и ценности, ввозимые в страну или вывозимые из нее, за исключением транзитных грузов.
Многие международные сделки носят комплексный характер и не всегда очевидно, необходимо ли учитывать в статистике внешней торговли участвующие в них товары. В целях обеспечения сопоставимости данных Методологией определяются товары:
В таможенной статистике учитываются не только товары, являющиеся объектом купли-продажи, а все товары (в том числе ценности, за исключением валютных, находящихся в обращении), в результате ввоза и вывоза которых запасы материальных ресурсов страны увеличились или уменьшились. При этом не требуется, чтобы это увеличение или уменьшение ресурсов было необратимым.
Таможенной статистикой не учитываются товары, стоимость которых не превышает порога статистического наблюдения, т.е. установленной предельной (нижней) границы величины стоимости, нетто-тоннажа, других показателей, характеризующих перемещаемые товары.
Статистическому наблюдению в Российской Федерации подлежат товары, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 100 ЕВРО. По весу, количеству и другим показателям ограничения не установлены.
Не учитывается также монетарное золото, которым обмениваются национальные и международные финансовые органы или уполномоченные банки.
Немонетарное золото, т.е. золото, предназначенное для промышленного использования (для электронной промышленности, для производства украшений, для зубоврачебных целей и т.п.), включается в таможенную статистику внешней торговли.
Не учитываются в таможенной статистике внешней торговли товары для официального (служебного) пользования дипломатических и консульских представительств иностранных государств, международных межправительственных организаций, представительств иностранных государств при этих организациях; дары государственным органам, международным организациям, главам государств, членам парламентов и правительств.
Представительства иностранных государств в любой стране рассматриваются как часть территории страны, которую они представляют, поэтому движение товаров между страной и ее представительствами рассматривается как внутренние поставки.
По этой же причине не учитываются товары, предназначенные для обеспечения боеготовности и повседневной деятельности российских воинских частей, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, а также находящихся в составе войск ООН, и товары, возвращаемые на территорию России российскими воинскими частями.
В последние годы особый интерес представляют оценка и учет неорганизованной (так называемой челночной) торговли, которая составляет около 20% импорта страны. Наиболее распространенными странами для этого вида торговли являются Турция, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Корея, Италия. В таможенной статистике учитывается (и заполняется ГТД) ввоз физическими лицами товаров, вес или стоимость которых превышает соответственно 200 кг или 10 000 долл.
США.
Ввоз физическими лицами товаров как в несопровождаемом, так и в сопровождаемом багаже, если их стоимость оценивается более 1000 долл. США или вес составляет более 50 кг, учитывается отдельно на основе данных, содержащихся в таможенном приходном ордере (ТПО), служащим для уплаты таможенных платежей, и не находит отражения в официальных публикациях по таможенной статистике внешней торговли.
Как было указано выше, товары, помещаемые под режим временного ввоза (вывоза), не учитываются в таможенной статистике. Киотская конвенция относит к числу таких товаров, например товары, демонстрируемые на торговых ярмарках или выставках; художественные экспозиции; коммерческие образцы; племенных животных, животных для участия в выставках или состязаниях и др.
Исключение составляют товары, временно ввозимые или вывозимые для аренды сроком на один гд и более, например по сделкам на аренду вычислительной техники, устанавливаемой в помещении арендатора, самолетов, технологического оборудования и т.п.
В Методологии таможенной статистики внешней торговли определено, что учитываются товары, ввозимые или вывозимые на условиях аренды на срок более одного года (лизинг). Соответственно товары, взятые или переданные в аренду на срок менее одного года, в статистике внешней торговли не учитываются.
Ряд товаров, которые должны учитываться в товарообороте страны, не охватываются таможенной статистикой внешней торговли, так как они поставляются в рамках операций, при которых не пересекается государственная граница Российской Федерации.
Например, учет морских судов и летательных аппаратов, предназначенных для использования в международных перевозках, создает серьезные проблемы в отношении достижения параллельного учета в странах-контрагентах, поскольку суда и самолеты, построенные и проданные одной страной, не всегда доставляются в страну-покупатель.
Аналогично, на основании таможенных документов, нет возможности учесть рыбу и все виды морских продуктов, продаваемых с российских судов за границей, в том числе и на иностранные суда, находящиеся в территориальных водах иностранных государств или в открытом море, а также бункерное топливо, балласт, продовольствие и иные материалы, приобретаемые за рубежом для российских транспортных средств.
Поскольку торговля рыбой и бункерным топливом является важной статьей российского экспорта, учет этих товаров осуществляется на основе использования дополнительных, кроме ГТД, источников информации и в первую очередь на основе специальных форм государственной отчетности.
Определение круга товаров, учитываемых в таможенной статистике внешней торговли, позволяет упорядочить отбор тех грузовых таможенных деклараций, данные из которых используются для формирования таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации.
51.4. Показатели таможенной статистики внешней торговли
Статистическая информация по внешней торговле содержит данные о количестве и стоимости экспорта и импорта, сальдо внешнеторговых балансов, дает представление о стране происхождения и стране назначения того или иного товара, условиях поставки, ценах и т.п.
Исчисленные в денежном выражении экспорт и импорт являются основными экономическими показателями, на базе которых рассчитываются средние цены, эффективность внешней торговли, сальдо внешнеторгового баланса, определяются роль и место внешней торговли в платежном балансе страны.
Учет товаров, обращающихся во внешней торговли, осуществляется посредством не только стоимостных, но и количественных показателей, что позволяет получать данные о ценах конкретных сделок или среднестатистических ценах.
В таможенной статистике используются следующие понятия и показатели: отчетный период; направление товаропотока (ввоз или вывоз); страна происхождения при ввозе; страна назначения при вывозе; статистическая стоимость; код и наименование товара; вес нетто; код и наименование дополнительных единиц измерения; количество по дополнительным единицам измерения; характер сделки; вид таможенного режима; категория отправителя (получателя) товара; регион (республика, край, область, г. Москва и г. Санкт-Петербург, автономная область, автономный округ).
Перечисленные показатели позволяют обеспечить подготовку не только периодических публикаций по таможенной статистике внешней торговли, но и проводить различного рода аналитические исследования, в частности, в области развития внешней торговли в региональном разрезе (региональная статистика), а также по категориям участников внешнеэкономических связей.