Наряду с материальными условиями важнейшим показателем уровня жизни населения является состояние его здоровья.
Для оценки состояния здоровья населения целесообразно использовать систему показателей, характеризующих общий уровень услуг здравоохранения и их доступность, уровень и причины заболеваемости, состояние среды обитания.
Рассмотрим основные показатели, широко используемые в статистике здравоохранения.
Здравоохранение охватывает деятельность больничных и лечебно-профилактических учреждений различных типов, включая больницы, диспансеры, поликлиники и амбулатории, родильные дома, фельдшерско-акушерские пункты, станции скорой и неотложной медицинской помощи, санатории для больных туберкулезом, санитарно-эпидемиологические и дезинфекционные станции и т.п.
Уровень медицинской помощи и доступность ее для населения в значительной мере зависят непосредственно от деятельности учреждений здравоохранения. Как и другие отрасли социальной сферы, система здравоохранения в настоящее время находится в процессе реформирования, которое предусматривает: повсеместное введение обязательного медицинского страхования, гарантирующего населению получение базового объема медицинской помощи и услуг, повышение качества медицинского обслуживания и предоставление гражданам реальной возможности выбора медицинского учреждения и лечащего врача; развитие сети научно-диагностических центров и стационаров интенсивного лечения; разгосударствление учреждений здравоохранения, расширение масштабов лечебно-профилактических мер, усиление деятельности санитарной помощи по контролю качества продуктов питания и др.
С 1993 г. в России осуществляется переход от всеобщего бесплатного медицинского обслуживания населения к оказанию медицинских услуг на основе развития обязательного и добровольного медицинского страхования. В настоящее время на территории России функционируют федеральный и около 90 региональных фондов обязательного медицинского страхования, более тысячи их филиалов.
Страховые взносы, перечисляемые предприятиями, учреждениями и организациями, дополняют бюджетные ассигнования на здравоохранение. Пока этих средств недостаточно для поддержания необходимого уровня медицинского обслуживания населения.
На качестве медицинского обслуживания сказывается и обеспечение населения лекарственными препаратами, которое за последнее время заметно ухудшилось из-за увеличения их стоимости.
Задачи статистического наблюдения в здравоохранении заключаются в описании происходящих в этой отрасли процессо, статистическом анализе влияния реформирования на уровень медицинской помощи и состояние здоровья населения.
Исходной базой статистического наблюдения является отчетность лечебно-профилактических учреждений системы министерства здравоохранения, других ведомств, а также негосударственных медицинских учреждений. В отчетности представлен широкий круг показателей, наиболее важные из них включаются в сводные итоги.
Незавершенность реформирования здравоохранения, проблемы его финансирования и другие факторы, оказывающие непосредственное влияние на эту отрасль социальной сферы, осложняют совершенствование информационной базы.
В настоящее время интегрального показателя состояния здоровья населения не существует. Состояние здоровья оценивается в основном по распространению отдельных видов заболеваний, которые характеризуются числом больных (случаев) с впервые установленным диагнозом по видам заболеваний в отчетном году и числом больных по отдельным заболеваниям, состоящих на учете в лечебно-профилактическом учреждении.
Для статистической разработки данных о заболеваемости населения применяется Международная классификация болезней Всемирной организации здравоохранения Х пересмотра, обеспечивающая сопоставимость данных при межстрановых сравнениях. Число больных (случаев) распределяется по следующим основным группам болезней:
Данные статистической отчетности служат основой для анализа уровня и структуры заболеваемости по основным группам болезней, их динамики, что позволяет делать выводы о распространении отдельных видов заболеваний, их опасности для населения, например опасности инфекционных заболеваний (туберкулеза, вирусного гепатита, кори, дифтерии др.); изменении состояния здоровья вследствие загрязнения окружающей среды и т.д. При этом особое внимание обращается на динамику численности больных туберкулезом, уровень заболеваемости которым является индикатором социального благополучия страны.
В 1998 г. число больных активным туберкулезом в России возросло на 6% и достигло 100 тыс. человек.
В отчетности достаточно широко представлены сведения по вопросам охраны материнства и детства.
Дополнительной информацией о состоянии здоровья населения могут служить данные о временной нетрудоспособности работников, которая измеряется числом дней нетрудоспособности, подтвержденной больничными листками нетрудоспособности или другими документами.
Уровень медицинской помощи, оказываемой населению, оценивается и по возможностям сети лечебно-профилактических учреждений и их медицинскому персоналу. Медицинские учреждения сообщают статистическим органам системы Минздрава и государственной статистики информацию по следующему кругу показателей:
Кроме показателей статистической отчетности (в основном сети учреждений здравоохранения) в зарубежной и отечественной практике используются выборочные тематические обследования здоровья населения, доступности медицинских услуг и оценки их качества населением. При этом наилучшие результаты достигаются в том случае, если наряду с опросом населения одновременно обследуется состояние медицинского обслуживания в лечебно-профилактических учреждениях, куда обращалось обследуемое население.
Для характеристики состояния медицинского обслуживания используются следующие показатели:
Одновременно собираются сведения по кругу показателей, позволяющих произвести оценку уровня медицинской помощи, оказываемой обследуемым лечебным учреждением населению. В числе этих показателей:
Для изучения деятельности лечебно-профилактического учреждения по приведенным выше показателям проводится анкетирование населения, обращающегося за медицинской помощью в обследуемое медицинское учреждение.
Анкета содержит краткую демографическую характеристику обследуемого лица, вопросы о состоянии его здоровья, затратах времени на дорогу в лечебно-профилактическое учреждение, времени ожидания врачебной помощи, госпитализации; степени удовлетворенности полученной медицинской помощью; стоимости платных услуг; обеспеченности лекарствами, рекомендованными лечащим врачом.
Анкета также содержит вопросы о том, как оценивает состояние своего здоровья опрашиваемый после проведенного лечения и чем он неудовлетворен в деятельности лечебного учреждения.
Несколько иной подход к изучению здоровья населения имеет место в мониторинговых обследованиях уровня жизни и здоровья населения, которые проводит в последние годы Мировой банк на территории России и других стран СНГ. В ходе обследования фиксируются число случаев заболеваний за последние 4 недели, число дней болезни и нетрудоспособности, характер используемых медицинских услуг и их стоимость, антропометрические данные обследуемого лица.
Значимость полученных от населения сведений о состоянии здоровья повышается в связи с тем, что они могут быть проанализированы в сочетании с важнейшими показателями материальных условий жизни обследуемых лиц, именно во взаимосвязи с доходами, видом занятий, составом домохозяйства, наличием и возрастом детей, уровнем и структурой потребления продуктов питания. Сведения по перечисленным показателям собираются одновременно с информацией населения о здоровье.
На состояние здоровья занятого населения оказывают влияние условия труда на производстве. Статистическое наблюдение в этой области осуществляется в виде годовой отчетности предприятий промышленности, строительства, транспорта и связи (независимо от формы собственности) по системе показателей, характеризующих условия труда, льготы и компенсации за работы в неблагоприятных условиях (форма 1-т Условия труда).
Данные о числе пострадавших при несчастных случаях на производстве содержатся в форме 7 Сведения о травматизме на производстве. Эти сведения основываются на регистрации несчастных случаев на производстве, оформленных соответствующим актом (по форме Н-1 или Н-2).
Из общего числа пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом выделяются женщины, подростки до 18 лет; лица, находившиеся во время происшествия в состоянии алкогольного опьянения. В такой же группировке приводятся показатели о числе пострадавших со смертельным исходом.
Для оценки экономического ущерба, связанного с травматизмом на производстве, используются содержащиеся в отчетности показатели об общем числе человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности в отчетном году, числе переведенных с основной работы на другую в связи с частичной утратой трудоспособности, материальных последствиях несчастных случаев (выплат по листкам нетрудоспособности, доплат в связи с переводом на другую работу, стоимости испорченного оборудования, инструмента, разрушенных зданий, сооружений).
При анализе производственного травматизма определяются: общая численность пострадавших от происшествия на производстве и ее динамика по годам; распределение пострадавших по тяжести (с временной или постоянной потерей трудоспособности, со смертельным исходом); отрасли с наивысшим уровнем травматизма; исчисляются коэффициент частоты и коэффициент тяжести производственного травматизма.
Коэффициент частоты производственного травматизма рассчитывается путем деления общего числа пострадавших на среднесписочную численность работников в отчетном году. Коэффициент тяжести производственного травматизма это отношение общего числа человеко-дней нетрудоспособности, наступившей в связи с несчастными случаями, к численности пострадавших от травматизма лиц в отчетном периоде.
47.2. Статистика отдыха и туризма
В общей системе мероприятий по поддержанию и укреплению здоровья населения значительное место занимают такие формы отдыха, как занятия физкультурой и спортом, туристские путешествия.
Сбор и обработка статистических данных по физической культуре и спорту осуществляются соответствующими отраслевыми государственными органами, на которые возложена реализация государственной политики и координация деятельности физкультурных и спортивных организаций.
Отраслевая отчетность предусматривает получение данных о сети спортивных сооружений и физкультурно-оздоровительных центров (стадионах, спортивных залах и плавательных бассейнах, футбольных полях, волейбольных и баскетбольных площадках и т.д.), их единовременной пропускной способности, численности занимающихся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности, в том числе для детей, школьников и женщин; числе проведенных физкультурных и спортивных мероприятий, финансовой деятельности и кадровом составе этих учреждений.
Эти сведения характеризуют состояние и развитие материально-технической базы физкультуры и спорта в стране, ее использование, охват населения и его отдельных групп организованными видами физкультурно-спортивных мероприятий, обеспеченность кадрами и состояние финансирования отрасли.
Одной из наиболее распространенных форм отдыха населения является туризм, который развивается более быстрыми темпами, чем другие виды аналогичных услуг. В связи с этим возрастает потребность в специализированной статистической информации, необходимой для анализа рынка туристских услуг, измерения туристских ресурсов и туристских потоков в местах назначения и на маршруте, объема и интенсивности поездок местных жителей, удовлетворения потребности населения в данных услугах, отраслевых инвестиций и т.д.
В настоящее время не все из перечисленных проблем обеспечны соответствующей информационной базой на федеральном уровне. Методы статистических наблюдений в этой сфере совершенствуются по мере развития и совершенствования законодательной и нормативной базы рынка туристских услуг.
В соответствии с международными стандартами различаются следующие три основных вида туризма:
Эти три основные виды туризма, по-разному сочетаясь, составляют следующие категории:
Под туристскими ресурсами понимается совокупность природных, оздоровительных, исторических, культурных и иных ресурсов данной территории, способных удовлетворить различные запросы и потребности туристов.
К туристам относятся граждане любого государства, временно прибывшие в страну, определенную местность или конкретный населенный пункт в пределах страны на срок от одних суток (т.е. осуществляющий по меньшей мере одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения в посещаемом месте на туристской базе, в гостинице и т.д.) до шести месяцев ради отдыха, путешествия с деловыми целями, не занимающиеся оплачиваемой деятельностью в месте пребывания.
Поездки туриста по определенному маршруту в конкретные сроки с предоставлением комплекса услуг (жилья, медицинского и культурного обслуживания) называется туром. Индивидуальным или групповым документом, являющимся формой договора между поставщиком и потребителем туристских услуг и подтверждающим их оплату, является туристская путевка (ваучер).
Поставщик туристских услуг это туристская организация, т.е. юридическое лицо независимо от формы собственности, занимающееся деятельностью в сфере туризма на основании лицензии или признанное таковым в иной установленной законной форме.
В 1995 г. Государственным комитетом по физической культуре и туризму была разработана форма единой туристской путевки (ваучера) для внутренних и международных поездок. В этом документе отражаются все составляющие программы тура: вид транспорта, категория гостиницы, предоставляемые услуги по питанию, виду и количеству экскурсий и т.д.
При статистическом изучении туризма как отрасли социальной сферы предметом наблюдения становится прежде всего внутренний туризм путешествия жителей по собственной стране. Непосредственно единицами наблюдения являются как туристские организации, так и потребители их услуг отдельные лица или домашние хозяйства.
На территории России сбор и обработка сведений о туристских (туристско-экскурсионных) учреждениях, туристских комплексах, гостиницах, базах, кемпингах, пансионатах осуществляются органами статистики на основе статистических отчетов (форма 1-ТЭ Отчет по организации туризма и экскурсий за ... год), представляемых круглогодичными и сезонными туристско-экскурсионными учреждениями всех форм собственности (при наличии лицензии). Устанавливается количество туристских организаций и мест для отдыха, численность обслуженных туристов и экскурсантов, в том числе по видам маршрутов (автобусные, теплоходные и т.п.).
Более широкие сведения о состоянии материальной базы туристских организаций, фактическом использовании сети, финансовой деятельности, видах предоставляемых услуг могут быть получены на основе специальных единовременных выборочных обследований. При этом в программу единовременного обследования наряду с показателями отчетности о числе мест коечного фонда и его использовании (числе предоставленных койко-суток) и численности обслуженных туристов включаются данные о числе спальных комнат и мест в них, благоустройстве мест проживания (наличие водопровода, горячего водоснабжения, душевых (ванн), канализации, отопления, телефонной связи и др.); о видах отдыха и развлечений, в том числе предоставляемых за отдельную плату; а также финансовые показатели деятельности туристского учреждения стоимость одного койко-дня (туро-дня), доходы и их источники, расходы и их состав, количество выплат компенсаций туристам за нарушение условий договора.
Анализ приведенных данных позволяет охарактеризовать туристские ресурсы, которыми располагают обследуемые объекты, их использование, уровень качества предоставляемых услуг, эффективность работы, соответствие предлагаемых туристских услуг спросу населения.
Для полноты характеристики рынка платных услуг одновременно с обследованием туристических организаций проводится социологический опрос туристов, который позволяет получить дополнительные данные об удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых услуг, например, в части проживания, экскурсионного и транспортного обслуживания.
Выводы, сделанные на основе анализа статистических данных, используются как для непосредственного улучшения деятельности туристских организаций, так и для разработки мероприятий при формировании или совершенствовании государственной политики в области туризма.
Контрольные вопросы