Социальное обеспечение это система учреждений и услуг по оказанию помощи в случае стихийных бедствий; при ограничении либо потере трудоспособности; в ситуациях, требующих внешней помощи; а также по оказанию услуг, смягчающих диспропорции в условиях жизни населения.
Социальная защищенность населения это совокупность механизмов, предусмотренных законодательными и нормативными актами для сохранения доходов (или их части) отдельным лицам или семьям, которые их больше не имеют в связи с потерей трудоспособности из-за старости или инвалидности, болезни, беременности (материнства), безработицы, смерти кормильца семьи, а также для материальной поддержки многодетных и малообеспеченных групп населения, учащейся молодежи и др.
При определении размеров социальной помощи исходят как из потребностей населения, нуждающегося в поддержке, так и из реальных ресурсов, которыми располагает государство для этих целей на данном этапе экономического развития страны. Нормы социального обеспечения служат, как правило, индикаторами социальной политики государства.
Исходя из задач и направлений деятельности органов и учреждений социального обеспечения, в задачи статистического наблюдения входит сбор следующих сведений:
В связи с разнообXазием социальных выплат остановимся лишь на статистике основных их видов.
45.2. Статистика пенсионного обеспечения
Эта область социального обеспечения является наиболее распространенной. На начало 1999 г. пенсионным обеспечением было охвачено свыше 38 млн граждан России, состоящих на учете в органах социальной защиты населения.
Пенсионное обеспечение является одним из видов обязательного (государственного) социального страхования. Обязательный характер данного вида страхования выражается, во-первых, в обязательности страховых платежей; во-вторых, в государственном контроле за правильностью и своевременностью поступления платежей; в-третьих, в обеспечении трудящихся определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным федеральным законодательством.
Функционирование пенсионной системы обеспечивается в основном за счет средств федерального Пенсионного фонда, который относится к внебюджетным кредитно-финансовым системам.
В настоящее время завершаются разработки новой концепции пенсионного обеспечения с учетом международных стандартов, сформировавшихся в условиях рыночной экономики. Создается трехуровневая пенсионная система: два первых уровня государственных пенсий базовые пенсии по старости или нетрудоспособности и трудовые (страховые) пенсии. Третий уровень негосударственные пенсии (профессиональные или добровольные), выплачиваемые за счет взносов работодателей и работников.
Вводится персонифицированный учет страховых взносов.
При этом основным принципом функционирования пенсионной системы остается соразмерность условий и норм пенсионного обеспечения с экономическими возможностями государства и численностью экономически активного населения.
Основными индикаторами фактических возможностей государства в сфере социального обеспечения служат такие показатели, как уровень и доля расходов на выплату пособий и социальную помощь в валовом внутреннем продукте, доля пособий на детей в ВВП и в общем объеме денежных доходов населения.
Главный источник дохода пожилых граждан России это пенсия. Действующим законодательством установлены два основных вида назначаемых пенсий трудовые и социальные.
Соответственно и система статистических показателей разделяется на два блока: первый блок содержит сведения о трудовых пенсиях, второй блок данные о социальных пенсиях.
Трудовые пенсии назначаются с учетом трудового стажа, устанавливая таким образом зависимость норм пенсионного обеспечения от трудового вклада.
Трудовые пенсии подразделяются на пенсии по возрасту (по старости), за выслугу лет; по инвалидности; по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по возрасту (по старости) назначается при достижении верхней границы трудоспособного возраста, которая составляет в настоящее время в России 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, и наличие трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
В соответствии с действующим законодательством верхняя граница трудоспособного возраста снижена для отдельных категорий трудящихся: в связи с особыми условиями труда; в связи со льготами пенсионного обеспечения лиц, подвергшихся воздействию Чернобыльской аварии; для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и др.
Особым видом трудовых пенсий является пенсия за выслугу лет. Она назначается, как правило, независимо от достижения пенсионного возраста тем лицам, чья профессиональная деятельность в течение длительного времени связана с риском преждевременного профессионального старения.
Круг работников, которым начисляется пенсия данного вида, достаточно широк и потому является объектом статистического наблюдения.
К числу трудовых относятся и пенсии по инвалидности.
Федеральным законом инвалидом признается лицо, которое имеет стойкое нарушение здоровья в связи с расстройством функций жизнедеятельности организма вследствие заболеваний, травм и других дефектов, нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной потере способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также трудовую деятельность.
В зависимости от степени понижения жизнедеятельности устанавливаются три группы инвалидности, которые оказывают влияние на размер пенсии, назначаемой по инвалидности. Контингент инвалидов достаточно велик.
В Российской Федерации по состоянию на начало 1997 г. насчитывалось более 4,5 млн лиц, получающих пенсию по инвалидности.
Специфические особенности пенсионного обеспечения инвалидов диктуют необходимость установления за ними статистического наблюдения и выделения этого контингента из общего числа пенсионеров.
Объектом статистического наблюдения (в рамках задач социальной статистики) является прежде всего численность пенсионеров общая и по видам назначаемых пенсий, характеризующая охват пенсионной системой населения страны.
Исходя из этого, в статистической отчетности (форма 94-собес) содержатся данные об общей численности пенсионеров, состоящих на учете в органах социального обеспечения (социальной защиты); численности пенсионеров, которым назначены трудовые пенсии, в том числе по возрасту (старости), из них по категориям: участники войны, работники тыла, жители блокадного Ленинграда, необоснованно репрессированные; пострадавшие от радиационного воздействия; безрабтные, получающие досрочные пенсии; беженцы и вынужденные переселенцы.
Выделение перечисленных выше категорий пенсионеров из общего числа получающих пенсию по возрасту обусловлено особенностями их пенсионного обеспечения, которые заключаются в дополнительных льготах или иных условиях начисления пенсий, чем для всего остального населения.
По такому же принципу в статистической отчетности отдельно показывается численность других категорий пенсионеров, начисление пенсии которым производится на особых или льготных условиях: занятых на подземных работах, в горячих цехах, на участках с вредными условиями труда, работающих на Крайнем Севере; женщин, работающих в качестве трактористов-машинистов, многодетных матерей и матерей инвалидов с детства; инвалидов войны и т.п.
Численность пенсионеров по инвалидности вследствие трудового увечья, профессиональной или общей заболеваемости распределяется по группам инвалидности, от которых зависит уровень назначаемой пенсии. Приводится в отчетности также численность пенсионеров по случаю потери кормильца и пенсионеров, вышедших на пенсию по выслуге лет (численность последних приводится в отраслевом разрезе).
В связи с особенностями пенсионного обеспечения военнослужащих в отчетность включены данные о численности пенсионеров-военнослужащих и членах их семей, получающих пенсии в органах социального обеспечения (социальной защиты), в том числе по инвалидности, из них вследствие военной травмы. Сведения приводятся по группам инвалидности.
Наряду с трудовыми пенсиями Законом Российской Федерации О государственных пенсиях в Российской федерации предусмотрены и социальные пенсии, которые назначаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим при достижении пенсионного возраста необходимого для назначения пенсии трудового стажа. Данные о пенсионерах, которым назначены социальные пенсии, выделяются в отчетности отдельной строкой.
Другим направлением статистического наблюдения, предусмотренного отчетностью, является уровень денежного обеспечения пенсионеров, его соответствие социальным нормативам. В качестве минимального социального норматива, гарантированного государством в области пенсионного обеспечения, выступает минимальная пенсия, под которой понимается минимальная денежная сумма с учетом компенсационных выплат в связи с ростом потребительских цен, получение которой гарантировано населению государством на условиях, предусмотренных пенсионным законодательством.
Федеральным законом о государственных пенсиях установлен и верхний предел размера пенсии, назначенной за счет выплат из федерального пенсионного фонда, т.е. максимальный размер пенсии с учетом компенсационных выплат в связи с росом потребительских цен, получение которой гарантировано государством на условиях, предусмотренных пенсионным законодательством.
Среднемесячный размер пенсии определяется как отношение общей суммы назначенных месячных пенсий всем пенсионерам, состоящим на учете в органах социальной защиты, к их численности.
Данные для расчета среднемесячного размера пенсии имеются в отчетности этих органов о численности пенсионеров и суммах, назначенных им месячных пенсий (общая сумма назначенных месячных пенсий всем пенсионерам, а также суммы назначенных пенсий в отчетном году). Материальное положение пенсионеров оценивается по таким показателям, как соотношение минимальной, средней и максимальной месячной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера; уровень и динамика реального размера пенсии (с учетом индекса потребительских цен); соотношение размера пенсии со средним размером начисленной заработной платы; уровень фактического потребления продуктов, товаров и услуг.
В 1998 г. впервые признаны инвалидами свыше 1 млн человек, из них более половины лица трудоспособного возраста. С принятием в 1995 г. Федерального закона О социальной защите инвалидов в Российской Федерации возросли требования к этой отрасли социальной статистики.
В число инвалидов включены лица, признанные инвалидами на основе проведения медико-социальной экспертизы комплексной оценки состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми центральными органами социальной защиты и здравоохранения*.
* Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. О порядке признания граждан инвалидами.
Для характеристики инвалидности в настоящее время используются следующие показатели:
В связи с проблемой трудовой реабилитации инвалидов, сохранивших способность к труду, и наличием соответствующих федеральных программ, предназначенных для решения этой проблемы, ежегодно обеспечивается сбор статистических данных о численности инвалидов, работающих на специализированных предприятиях (форма 2т-собес Отчет о численности работающих инвалидов и пенсионеров по старости на спецпредприятиях).
45.4. Статистика социальных услуг
Наряду с выплатой пенсий и пособий важным элементом федеральной системы социального обеспечения является социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми. В соответствии с Федеральными законами Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации и О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов предусматривается разработка государственных стандартов социального обслуживания населения, устанавливающих основные требования к объектам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
Это потребует внесения определенных корректив в существующую информационную базу. Круг оказываемых в настоящее время социальных услуг достаточно широк и обусловлен потребностями упомянутых контингентов населения в связи с их болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью.
Остановимся в основном на тех социальных услугах, которые носят массовый характер и отражаются в статистической или административной (отраслевой) отчетности.
Прежде всего это касается лиц пожилого возраста и инвалидов.
Престарелые и инвалиды, включая детей-инвалидов, получают комплекс социальных услуг во время их пребывания в домах-интернатах. Эти медико-социальные учреждения предназначены для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.
В период пребывания в домах-интернатах им предоставляется жилье, питание, одежда, медицинская и лекарственная помощь, лечение, социально-бытовое обслуживание.
Статистическая отчетность о деятельности домов-интернатов для престарелых и инвалидов (взрослых и детей) позволяет установить их общее число, количество мест и численность проживающих в них лиц, в том числе находящихся на постоянном постельном режиме (формы 2-собес Отчет дома-интерната для престарелых и инвалидов и 3-собес Отчет детского дома-интерната для инвалидов). В отчетности имеются также сведения о численности лиц, состоящих на очереди для помещения в дома-интернаты для взрослых и в детские дома-интернаты.
На начало 1998 г. в России насчитывалось 926 домов-интернатов для взрослых и около 160 для детей-инвалидов с общим числом проживающих 232 тыс. человек.
Другой существенной услугой, оказываемой населению, является бесплатное содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждениях, а также в детских домах семейного типа. Статистика социального обеспечения располагает данными об общем количестве интернатных учреждений, в том числе по их видам (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты) и численности детей, находящихся в них; численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете; численности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, из них устроенных в отчетном году в дома ребенка, детские дома и школы-интернаты, находящихся под опекой (попечительством) и усыновленных, направленных в учебно-воспитательные и учебные заведения на условиях постоянного государственного обеспечения.
Объектом статистического наблюдения является также оказание такого вида социальной услуги, как обеспечение инвалидов транспортными средствами (форма 1-собес Транспорт для инвалидов).
В настоящее время все большее распространение получает и такой вид социальных услуг, как социальная помощь на дому. Такая помощь оказывается престарелым и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи в связи с утратой способности к самообслуживанию.
К основным социально-бытовым услугам, оказываемым на дому, относятся: доставка на дом продуктов питания, обедов, товаров первой необходимости, лекарств; оплата жилищно-коммунальных и других бытовых услуг. Оказание такой помощи престарелым и инвалидам является функцией отделений социальной помощи на дому центров социального обслуживания.
Эти центры предоставляют информацию о численности лиц, которым была предоставлена помощь на дому в отчетном периоде.
45.5. Социальная поддержка семьи
Общепризнано, что семья является важнейшим социальным институтом, в котором рождаются и воспитываются новые поколения. В соответствии с Законом о семье и браке, принятом в Российской Федерации в 1996 г., семейная политика провозглашена как одно из важных направлений социальной политики государства.
На уровне государства закреплены пути и формы поддержки семьи как фундаментального общественного института, обеспечение гарантированных форм материальной поддержки.
Для целей статистического анализа в этой области могут использоваться данные об основных социальных гарантиях, предоставляемых государством в виде единовременных пособий при рождении каждого ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, ежемесячного пособия на каждого ребенка до 16 лет, ежемесячных пособий на детей одиноким матерям и т.д.
Сведения об общих фактических размерах пособий, носящих трансфертный характер, и их доле в доходах семьи содержатся в данных бюджетных обследований населения.
Контрольные вопросы