Исторически первой задачей статистики науки, появившейся еще в XIX в. в связи с ростом количества научных учреждений, обществ, академий, было статистическое изучение кадров науки. В СССР начиная с 20-х годов текущего столетия издавались статистические справочники и выполнялись аналитические работы по вопросам численности и структуры научных кадров, их подготовки.
Кадры основной элемент научного потенциала страны. Сам характер научной деятельности как интеллектуального производства определяет значение личности ученого в творческом процессе создания новых знаний, обусловливает превращение проблемы комплексного развития и улучшения использования человеческого фактора в одну из наиболее актуальных и острых проблем экономики, основанной на знаниях.
Статистика кадров науки имеет своей целью сбор, обработку и представление статистической информации о численности, составе и динамике занятых научными исследованиями и разработками. Ее основной категорией в современной статистической практике является персонал, занятый научными исследованиями и разработками, совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием прямых услуг, связанных с выполнением научных исследований и разработок.
В статистике персонал, занятый научными исследованиями и разработками, учитывается как списочный состав работников организаций (соответствующих подразделений высших учебных заведений, промышленных предприятий и др.), выполняющих научные исследования и разработки.
В соответствии с характером фактически выполняемой работы и уровнем квалификации в составе персонала, занятого научными исследованиями и разработками, выделяются четыре категории работников:
Статистика учитывает численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, по категориям персонала, уровню образования (высшее, в том числе имеют ученую степень доктора или кандидата наук; среднее специальное; прочее). Кроме того, численность исследователей рассматривается по отраслям науки, а также полу и возрасту.
Статистический анализ численности и состава кадров науки сочетается с изучением их использования, фактической занятости научной деятельностью. Более объективному учету затрат труда в науке способствует определение численности работников (по категориям персонала) в эквиваленте полной занятости научными исследованиями и разработками.
Целью таких оценок является учет не только лиц, полностью занятых этим видом деятельности (причем многие из них могут участвовать в нескольких проектах одновременно), но также тех, кто занят исследованиями лишь часть времени (преподавателей вузов, консультантов, аспирантов и др.).
При этом, как отмечается в Руководстве Фраскати, учет только первой категории работников ведет к недооценке кадрового потенциала науки, поголовный же учет всех тех, кто посвящает ей лишь часть своего времени, вызовет его завышение*.
* Измерение научно-технической деятельности. Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок: Руководство Фраскати / Перевод и научи, ред. Л.М.
Гохберга.
ПарижМосква: ОЭСР. ЦИСН.
1995. С. 94. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в эквиваленте полной занятости отражает не количество выполняющих их физических лиц, а сумму долей времени, фактически затраченного на эту работу, и измеряется в человеко-годах.
Например, если один ученый посвящает научным исследованиям 30%, второй 50%, третий 70% времени, а остальное время они заняты другой деятельностью (преподаванием, управлением и т.д.), то число исследователей в эквиваленте полной занятости составит 1,5 человеко-года, а не 3, как в случае учета физических лиц.
Аналогичным образом, штатный научный сотрудник, занятый в научно-исследовательском институте только 6 месяцев в течение года, представлял бы в такой оценке лишь 0,5 человеко-года. Оценки кадров науки по объему рабочего времени, фактически затраченного на научные исследования и разработки, наиболее распространены в статистике стран с развитой рыночной экономикой; они используются в расчетах производительности общественного труда и в международных сопоставлениях.
Первичным источником информации для расчета эквивалента полной занятости научными исследованиями и разработками могут служить опросы ученых, в рамках которых ими проводится самооценка времени, затрачиваемого в течение типичной недели на фундаментальные, прикладные исследования, разработки, управление ими либо на другие виды деятельности (преподавание, производство, консультирование и т.д.).
Получение информации возможно также на основе проведения выборочных обследований научных организаций и высших учебных заведений, направленных на изучение бюджета времени работников науки и профессорско-преподавательского персонала вузов.
В отечественной статистике с переходом на международные стандарты начиная с 1994 г. в целях определения масштабов занятости научными исследованиями и разработками учитывается фактическая численность лиц, выполняющих их в качестве совместителей и по договорам гражданско-правового характера. На этой основе исходя из числа отработанных ими за отчетный период человеко-дней рассчитывается общая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в эквиваленте полной занятости.
В условиях рыночной экономики кадры науки как составная часть совокупной рабочей силы становятся субъектом рынка труда. Как показывает опыт 90-х годов, становление новых, ранее отсутствовавших в российской экономике отраслей, связанных с развитием частного бизнеса, особенно на начальном этапе, создало значительный спрос на высококвалифицированные кадры.
В сочетании с относительно низкой оплатой научного труда это явилось существенным фактором оттока работников в сферу бизнеса.
Распределение квалифицированных кадров между различными видами экономической деятельности, их динамика, движение, источники пополнения во многом предопределяют перспективы развития отраслей экономики, основанной на знаниях, и общества в целом. В этой связи особую актуальность приобретает задача организации комплексного статистического мониторинга, объектом которого становится не только персонал, занятый научными исследованиями и разработками, но и научно-технические кадры в целом.
Научно-технические кадры в международной статистике определяются как совокупность всех лиц, проживающих в стране и имеющих законченное образование третьей ступени (по Международной стандартной классификации образования) в области науки и техники либо не имеющих его, но занятых научно-технической деятельностью, где обычно требуется подобная квалификация. Эта категория охватывает лиц, обладающих необходимой квалификацией для работы в качестве исследователей или техников, а именно соответственно высшим или средним специальным (послешкольным) образованием либо необходимым для этого профессиональным опытом.
В соответствии с Канберрским руководством научно-технические кадры классифицируются по уровню квалификации (образования), областям науки, профессиям, категориям занятости (включая безработных и не занятых в экономике), отраслям, регионам, полу, возрасту, национальному происхождению.
Кроме того, рассматриваются их приток (по источникам, включая пополнение за счет выпускников учебных заведений) и отток (по направлениям, в том числе за рубеж).
Объектами мониторинга должны стать наличие научно-технических кадров, источники их формирования, мобильность (включая изменение научной специализации и места работы, переход в другие сферы деятельности), миграция (в том числе внешняя), уровень жизни научно-технических кадров (реальные доходы и бюджеты семей ученых, объем и структура потребления материальных благ, обеспеченность услугами социальной инфраструктуры), что предполагает координацию работ по статистике науки, труда и занятости, образования, населения и по другим отраслям социально-экономической статистики. Статистическое наблюдение успешно сочетается здесь с социологическими исследованиями ценностных ориентации ученых, их материальных и моральных потребностей, мотивации трудовой деятельности, социального статуса.
Статистическое изучение подготовки научных кадров в настоящее время охватывает лишь показатели деятельности аспирантуры и докторантуры (численность, прием и выпуск аспирантов и докторантов в разрезе отраслей наук и научных специальностей). Отдельно учитывается численность соискателей ученой степени, осуществляющих подготовку диссертаций самостоятельно, а также лиц, защитивших диссертации.
К основным фондам (средствам) научных исследований и разработоR относятся: здания и сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование, в том числе опытно-экспериментальные установки (научно-исследовательские суда, радиотелескопы и т.д.), научные приборы, средства автоматизации и вычислительная техника и т.д.; транспортные средства; инструмент, инвентарь и прочие основные фонды, состоящие на балансе научных организаций и их опытных баз и используемые в их основной деятельности.
Задачей статистики является получение взаимосвязанной информации, характеризующей материально-техническую базу науки и источники ее формирования как по стране в целом, так и по отдельным секторам и регионам. Наряду с традиционными для отечественной статистики задачами изучения объема, структуры и динамики основных и оборотных средств научных организаций, серьезного внимания заслуживает исследование состояния их материально-технической базы, прежде всего технического уровня оборудования.
Требования комплексности анализа предполагают оценку использования технических средств, обеспеченности научных организаций зданиями и помещениями, фондовооруженности труда в науке.
Статистика науки призвана охватить весь процесс воспроизводства основных фондов, что связано с изучением определяющих его факторов, включая анализ развития инвестиционных отраслей научного приборостроения и капитального строительства объектов науки.
Статистика материально-технической базы науки опирается на классификацию ее основных фондов в соответствии с их назначением, ролью в процессе научного производства, сферой применения и т.п. Действующий Всероссийский классификатор основных фондов, утвержденный Госстандартом России в 1994 г., не обеспечивает необходимой их дифференциации применительно к специфике различных видов научной деятельности.
Поэтому в статистике науки предусматриваются дополнительные группировки основных фондов науки. Так, в зависимости от степени участия в проведении научных исследований и разработок выделяется основное исследовательское оборудование и вспомогательное оборудование, непосредственно не участвующее в этом процессе, а служащее для выполнения вспомогательных функций.
Исследовательское оборудование охватывает технику, специально создаваемую для выполнения опытов, автоматизации эксперимента, обработки научной информации и т.п., а также применяющиеся при этом измерительные и регулирующие приборы и лабораторное оборудование общего назначения. Рассматривая данную группу оборудования с точки зрения его использования для выполнения тех или иных видов научных исследований и разработок, в его составе следует выделить машины и оборудование для проведения опытно-экспериментальных работ.
К вспомогательному относятся общепроизводYтвенное оборудование научных организаций и их опытных баз, в том числе предназначающееся для обслуживания и ремонта исследовательской техники, инженерного обеспечения (энерго-, тепло-, водоснабжения), связи, природоохранных целей и т.д.; средства механизации проектно-конструкторских работ, оргтехника; оборудование объектов социальной инфраструктуры науки. Подобная классификация оборудования научных организаций дополняется другими группировками, например по стоимости, возрасту, степени износа, уровню автоматизации.
Статистика материально-технической базы науки в нашей стране по своим методологическим достижениям и практическим результатам значительно богаче, чем даже в ведущих индустриальных странах, где ее изучение ограничивается лишь оценкой затрат на приобретение земельных участков, строительство или покупку зданий и сооружений, приобретение оборудования в составе капитальных затрат; более детальные показатели имеются там лишь в редких случаях по университетам и колледжам.
Развитию методологии и методики статистического наблюдения материально-технической базы науки способствовали единовременные обследования, проведенные в 1989 и 1992 гг. и позволившие впервые не только в отечественной, но и в мировой статистической практике получить обширную информацию, характеризующую ее состояние во взаимосвязи с показателями кадрового потенциала и финансирования научных исследований и разработок.
В статистике разрабатываются показатели, отражающие объемы и структуру основных фондов и оборотных средств научных организаций; состав технических средств с более детальной классификацией научного оборудования и приборов, возрастную структуру и технический уровень оборудования; наличие и использование технических средств, в том числе импортного и дорогостоящего оборудования; обеспеченность научных организаций зданиями, включая наличие собственных зданий, специально спроектированных и построенных под конкретные научные коллективы.
Обобщающими характеристиками обеспеченности научных организаций основными фондами служат показатели фондо- и техновооруженности труда. Они определяются как отношение соответственно объема основных средств научных исследований и разработок к численности занятого ими персонала; стоимости машин и оборудования к численности исследователей.
Особый интерес для анализа представляют оценки вооруженности ученых приборами и вычислительной техникой.
Важной задачей статистики является также изучение опытной базы науки, охватывающей совокупность опытных производств, выполняющих опытные, экспериментальные работы. Опытные работы имеют целью изготовление и отработку опытных образцов новых продуктов, отработку новых (усовершенствованных) технологических процессов.
Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов и т.п., необходимых для проведения научных исследований и разработок.
Состояние и использование опытной базы характеризуют способность науки осуществлять опытную проверку результатов научных исследований и разработок с целью обеспечения непрерывности инновационного процесса. Статистика учитывает общий объем выполненных работ (произведенной продукции) опытной базы, включая объем опытных, экспериментальных работ, производство серийной продукции, работы по ремонту и обслуживанию оборудования опытной базы научной организации и др.
Обобщающим показателем использования опытной базы науки по ее основному назначению, т.е. в целях научных исследований и разработок, является удельный вес опытных, экспериментальных работ в общем объеме работ опытных производств.
34.3. Показатели финансирования исследований и разработок
Ключевым статистическим показателем финансовых ресурсов науки являются затраты на научные исследования и разработки выраженные в денежной форме фактические расходы на выполнение научных исследований и разработок. Основное внимание в статистике уделяется учету внутренних затрат на научные исследования и разработки, выполненные собственными силами отчитывающейся организации в течение отчетного года, независимо от источника финансирования.
На их базе можно получить агрегированную оценку затрат на научные исследования и разработки в отрасли, регионе, секторе науки, стране в целом, устраняя при этом опасность повторного счета затрат в части, выполненной сторонними организациями по договорам.
В целях сводной оценки затрат конкретной организации на исследования и разработки предусматривается также представление данных о внешних затратах на выполнение работ субподрядчиками по договорам с отчитывающейся организацией.
В качестве обобщающего статистического показателя масштабов научных исследований и разработок на национальном уровне выступают валовые внутренние затраты на их выполнение на территории страны в течение отчетного года (включая финансируемые из-за рубежа, но исключая выплаты, сделанные за рубежом) в абсолютном выражении и в процентах к валовому внутреннему продукту. В составе внутренних затрат на исследования и разработки рассматриваются:
В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати из состава текущих затрат на исследования и разработки исключаются амортизационные отчисления, поскольку при их суммировании с капитальными вложениями возникал бы двойной счет расходов. Капитальные вложения в свою очередь не учитывают инвестиции в строительство жилья, объектов культурно-бытового назначения и т.п., не связанные с научными исследованиями и разработками.
Принципиальное значение имеет изучение распределения затрат по видам работ (фундаментальные, прикладные исследования, разработки) и областям науки (естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные, гуманитарные). Такая информация необходима для анализа финансового обеспечения отдельных стадий научно-инновационного цикла, оценки состояния и перспектив развития областей знания, принятия решений о выделении средств по конкретным направлениям.
Подобные группировки осуществляются в статистике лишь применительно к текущим затратам на научные исследования и разработки, так как капитальные вложения обычно касаются всей деятельности организации в целом и их часто весьма трудно отнести к каким-либо конкретным работам (темам).
Новой как в методологическом, так и в практическом плане задачей статистики науки в России стало изучение целевой ориентации исследований и разработок. В условиях ограниченных (финансовых ресурсов государственная научно-техническая политика предусматривает их сосредоточение на приоритетных направлениях исследований.
В связи с этим в статистике используется группировка внутренних затрат на исследования и разработки по важнейшим социально-экономическим целям общества, что позволяет оценить фактически сложившиеся приоритеты в финансировании науки и сопоставить их с приоритетами научно-технической политики, формируемыми на стадии составления и исполнения федерального бюджета, а также с национальными приоритетами в целом.
Классификация социально-экономических целей, применяемая в отечественной статистике науки, строится исходя из задач государственной научно-технической политики и сложившихся в России направлений финансирования научных исследований. Она также соответствует рекомендациям ОЭСР Евростата, что дает возможность использовать соответствующие данные в межстрановых сопоставлениях.
В составе социально-экономических целей научных исследований и разработок выделяются следующие:
1. Развитие экономики.
1.1. Сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство.
1.2. Производство, распределение и рациональное использование энергии.
1.3. Промышленность.
1.3.1. Повышение экономической эффективности и технологического уровня промышленности.
1.3.2. Добыча и переработка неэнергетических минералов.
1.3.3. Химическая промышленность.
1.3.4. Производство автомобилей и прочих транспортных средств.
1.3.5. Электронная промышленность, производство оборудования для радио, телевидения и связи.
1.3.6. Разработка средств программного обеспечения.
1.3.7. Производство электрических машин и аппаратуры.
1.3.8. Производство приборов.
1.3.9. Производство других машин и оборудования.
1.3.10. Производство одежды, текстильных и кожаных изделий.
1.3.11. Производство пищевых продуктов и напитков.
1.3.12. Прочие отрасли промышленности.
1.4. Строительство.
1.5. Транспорт.
1.6. Связь.
1.7. Инфраструктура и планировка городских и сельских населенных мест.
1.8. Сфера услуг.
2. Социальные цели.
2.1. Охрана окружающей среды.
2.2. Охрана здоровья населения.
2.3. Социальное развитие и общественные структуры.
3. Общее развитие науки.
4. Исследование и использование Земли и атмосферы.
5. Использование космоса в мирных целях.
6. Оборона.
Распределение работ по социально-экономическим целям осуществляется в статистике по критерию непосредственного целевого назначения конкретных проектов научных исследований и разработок. Для уточнения состава отдельных целей используется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).
Статистический анализ распределения внутренних затрат на исследования и разработки по отраслям экономики, оценки их наукоемкости и выявления высокотехнологичных отраслей как приоритетных для государственной поддержки также базируется на специальной сокращенной классификации видов продукции и услуг на базе ОКДП.
При группировке затрат по видам продукции и услуг следует исходить из фактической отраслевой ориентации выполняемых исследований и разработок. Основным критерием здесь является назначение результатов исследований и разработок (продуктов, технологических процессов, систем управления и т.п.) для использования в конкретных видах (отраслях) экономической деятельности, а именно, на развитие каких отраслей, видов продукции и услуг непосредственно направлены те или иные темы (заказы) исследований и разработок.
Дополнительными ориентирами могут служить отраслевая принадлежность предприятия (организации)-заказчика и(или) предприятия, на котором намечается внедрение результатов исследований и разработок, сфера их применения (например в случае с услугами здравоохранения, образования и др.).
Одной из основных задач современной научно-технической политики является стимулирование спроса на научные исследования и разработки и формирование тем самым альтернативных федеральному бюджету источников финансирования науки. В условиях перехода к рынку появились и постепенно усиливают свое значение новые источники средств на науку внебюджетные фонды (отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, Российский фонд технологического развития, фонды конверсии, регионального развития и др.), средства предпринимательского сектора, благотворительные и иные частные фонды.
Расширяются масштабы финансирования российской науки из зарубежных источников.
Учитывая сказанное, внутренние затраты на исследования и разработки рассматриваются в разрезе источников финансирования первичных источников денежных средств на выполнение научных исследований и разработок. Источники финансирования науки определяются по критерию прямой передачи средств, изначально предназначенных и фактически использованных на эти цели, от заказчика к исполнителю. В их числе статистика выделяет:
Высшие учебные заведения отчитываются также о финансировании научных исследований и разработок (в том числе на кафедрах) за счет общих бюджетных ассигнований на содержание вуза.
Заемные средства (банковские, коммерческие кредиты и др.), предоставляемые на возвратной основе, в качестве первичных источников финансирования не рассматриваются.
Наряду с обследованиями организаций, выполняющих исследования и разработки, в статистике предусматривается сбор данных министерств и ведомств об ассигнованиях федерального бюджета на научные исследования и разработки денежных средствах, выделенных на научные исследования и разработки и иные виды деятельности из федерального бюджета (по разделу 06 Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу). В статистике различают плановые ассигнования, установленные в соответствии с утвержденным Законом о бюджете либо уточненным в течение года планом, и фактические (действительные) расходы.
Их анализ и сопоставление позволяют оценить структуру бюджетного финансирования науки, приоритеты государственной научно-технической политики и степень их практической реализации.
В соответствии с возложенными на него полномочиями в целях определения объемов финансирования науки из федерального бюджета Министерство науки и технологий Российской Федерации ежегодно собирает сведения министерств и ведомств о фактических расходах предыдущего года, плановых ассигнованиях на текущий год и заявке на следующий год. Исходя из особенностей сложившейся практики планирования и анализа бюджетных средств на научные исследования и разработки, а также необходимости согласования указанной информации с данными статистической отчетности и обеспечения ее сопоставимости с международной статистикой, сформирована система сбора и обработки данных о бюджетном финансировании науки, предусматривающая получение информации о распределении средств по министерствам и ведомствам (с выделением научных исследований и разработок, а также иных видов деятельности), элементам затрат, видам работ, отраслям науки, социально-экономическим целям.
Государственные научные центры и научные советы по направлениям Федеральной целевой научно-технической программы представляют сведения о соответствующих средствах, выделяемых им Миннауки России целевым назначением.
Контрольные вопросы