В самом широком смысле финансы это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения национального дохода государства. Задачей статистики государственных финансов и бюджетной статистики является выработка методов анализа, адекватных современным экономическим условиям.
Прежде всего необходимо создать современную концепцию формирования финансовой политики руководящих финансовых органов страны.
Финансовая политика это самостоятельная сфера деятельности государственных органов в области финансовых отношений. Она представляет собой совокупность обоснованных мероприятий, осуществляемых государственными органами, направленных на мобилизацию, распределение и использование финансовых ресурсов для выполнения государством его функций.
Основные задачи финансовой политики:
Основные задачи финансовой политики, а также контроль за их исполненим осуществляются в рамках финансовой системы. Финансовая система это формы, методы и источники образования, распределения, перераспределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Внутри этой системы выделяются основные звенья, которые группируются в зависимости от характера финансовых отношений субъектов:
В единых (унитарных) государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет; в федеративных государствах (как в Российской Федерации) местные бюджеты не включаются в бюджеты членов Федерации, а последние не входят в государственный федеральный бюджет. За местными бюджетами закреплены второстепенные, или локальные, налоги, чаще поимущественные.
Удельный вес социальных выплат в местных бюджетах, как правило, больше, чем в государственных бюджетах. Местные бюджеты в основном дефицитны и получают недостающие финансовые средства в форме субсидий и кредитов из государственного бюджета, а также путем выпуска местных займов, гарантированных правительственными и/или денежными властями;
Порядок формирования федерального бюджета РФ регламентирует основные параметры бюджетов субъектов Федерации, объем доходов при существующем бюджетном и налоговом законодательствах, определение предельных размеров финансовой помощи.
Существуют следующие формы предоставления финансовой помощи:
16.2. Бюджетная классификация
Классификация и показатели государственного бюджета зависят от функций органов государственного управления. В соответствии с международной практикой классификация операций органов государственного управления (в зависимости от характера денежных (информационных) потоков) имеет следующий вид.
I. Поступления.
1. Невозвратные, из них:
а) возмездные:
К этим операциям в свою очередь относятся:
продажа основного капитала эта категория охватывает реализацию реального основного капитала, включая жилые дома и другие здания, а также прочие сооружения, транспортные средства, машинное и другое оборудование. Исключаются невоспроизводимые материальные активы, такие, как земля, полезные ископаемые, инструменты, запасные части и быстроизнашивающееся оборудование; товары длительного пользования, приобретенные в военных целях, все военные строения, за исключением помещений для семей военнослужащих. Данная категория включает только основные фонды, используемые государственными органами;
продажа государственных запасов товаров и материалов;
продажа нематериальных активов;
капитальные трансферты от государственных источников, к которым относятся поступления добровольных, безвозмездных, невозвратных платежей на капитальные нужды, полученные государственными органами из негосударственных источников. Эти трансферты осуществляются за счет накопленного богатства с большими временными интервалами, а их целью являются финансирование процесса капиталообразования и расходов, которые должны окупиться лишь в долгосрочной перспективе, или приобретения материальных ценностей.
Часто в эту статью включают капитальные трансферты на строительство или покупку больниц, школ, музеев, театров, культурных центров или других государственных капитальных объектов и/или оборудования. Источниками средств могут быть платежи, поступающие от физических лиц, частных некоммерческих учреждений, институциональных единиц как резидентов, так и нерезидентов;
б) безвозмездные, которые могут быть только текущими. К ним относятся налоги, штрафы и конфискации, лицензии и текущие официальные трансферты.
Текущие официальные трансферты предназначены для осуществления текущих расходов либо общего, либо неуказанного характера, включая текущие и капPтальные расходы. В данную позицию включают все официальные трансферты на приобретение военной техники, военных объектов или услуг по их обслуживанию.
2. Возвратные, к которым относятся:
а) текущие, включающие финансовые активы, приобретенные с целью управления ликвидностью (международной ликвидностью страны);
б) капитальные:
3. Обязательства (заимствования):
а) от внешних источников;
б) от денежно-кредитных властей страны.
II. Платежи.
1. Невозвратные:
а) возмездные:
б) безвозмездные:
2. Возвратные:
а) текущие финансовые активы, приобретенные с целью управления ликвидностью;
б) капитальные финансовые активы, приобретенные для осуществления государственной политики и на валовое кредитование.
3. Обязательства денежные средства, которые используются для погашения как внутреннего, так и внешнего долга.
Необходимо, на наш взгляд, дать некоторые пояснения к используемым в международной статистике понятиям. Платеж или поступление считаются возвратными, если обратный поток имеет форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения.
Если обратный поток с фиксированным сроком погашения отсутствует, платеж или поступление считаются невозвратными (например, сборы и платежи, налоги это поступления; заработная плата рабочих и служащих, текущие трансферты это платеж). В результате возвратной операции возникают финансовые требования либо погашение обязательств.
В статистике государственных финансов считается, что к договорным обязательствам с фиксированным сроком платежа можно отнести также акции.
Невозвратные платежи и поступления являются возмездными, если имеет место обратный поток товаров и услуг. Если же такой поток отсутствует, то невозвратные платежи и поступления считаются безвозмездными.
Возмездные операции предусматривают платежи на условиях компенсации.
Безвозмездная же операция может быть добровольной или обязательной, и здесь не предусматривается получение какого-либо эквивалента.
Среди возвратных финансовых операций основное различие должно проводиться между операциями, связанными с возникновением обязательств органов государственного управления по отношению к другим секторам экономики, и операциями, ведущими к возникновению обязательств других секторов экономики по отношению к государственным органам.
Доходы включают все невозвратные поступления, независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными, за исключением официальных трансфертов от других органов государственного управления (отечественных или зарубежных) и международных организаций.
Официальные трансферты это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций и полученные от других органов государственного управления (резидентов и нерезидентов) или международных организаций. Полученные официальные трансферты по-разному учитываются при определении текущего превышения доходов над расходами, т.е. сбережений органов государственного управления.
При расчете величины собственных сбережений государственных органов без учета средств, поступивших откуда-либо еще, текущие официальные трансферты учитываться не должны.
В то же время если текущие трансферты, предназначенные для конкретных статей расходов, не учитываются при изменении сбережений, то это может привести к недоучету их объема, поскольку использование полученных текущих трансфертов отражается в текущих расходах. Кроме того, измерение объема сбережений органов государственного управления, с учетом полученных текущих официальных трансфертов, целесообразно с точки зрения сопоставимости данного показателя со сбережениями других секторов экономики, в которые эти трансферты включаются.
Собственные сбережения органов государственного управления это превышение текущих доходов этих органов над расходами без учета полученных текущих официальных трансфертов.
16.3. Основные показатели статистики бюджета и бюджетной системы
Доходные и расходные статьи бюджета располагаются в соответствии с бюджетной классификацией конкретного государства.
Доходы бюджета это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления его функций.
Бюджетные доходы понятие более узкое, чем доходы государства, которые помимо средств бюджета включают денежные средства всех уровней власти, ресурсы внебюджетных фондов, а также доходы всего государственного сектора.
Главным источником доходов бюджета является национальный доход. В случае его недостаточности для покрытия финансовых нужд государство привлекает национальное богатство.
Основные методы привлечения национального дохода в бюджет это специальные налоги и сборы, которые устанавливаются исполнительной, а утверждаются законодательной властью.
В настоящее время разработан проект Федерального закона О составе и структуре бюджетной классификации, который способствует сопоставимости бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетной классификации стран с развитой рыночной экономикой. Необходимо отметить, что в последние годы осуществляется жесткая финансовая и денежно-кредитная политика государства.
Заложенные в бюджет параметры характеризуются установлением предельного размера: государственных внешних заимствований РФ; государственных (централизованных) кредитов, предоставляемых РФ иностранным государствам (за исключением стран членов СНГ); кредитов, предоставляемых странам членам СНГ, и то только в том случае, если на 1 января 1998 г. они выполнили свои обязательства по уплате процентных платежей и/или по погашению основной задолженности по ранее полученным ссудам.
I. Налоговые доходы.
II. Неналоговые доходы.
1. Доходы от государственной собственности или от деятельности субъектов государственного управления.
2. Доходы от продажи государственного имущества, в том числе от приватизации.
3. Доходы от реализации государственных запасов.
4. Доходы от продажи земли и нематериальных ресурсов.
5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников.
6. Административные платежи.
7. Штрафные санкции.
8. Сборы на специальные услуги.
9. Доходы от внешнеэкономической деятельности.
10. Поступления на счета налоговых органов.
11. Прочие неналоговые доходы.
12. Безвозмездные перечисления от:
III. Итого доходов (I + II).
IV. Произведение отчисления из доходов в:
V. Всего доходов (III - IV).
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Существуют критерии классификации расходов бюджета по:
В соответствии с этими критериями классификации и требованиями международной статистики расходы группируются .по следующему принципу.
1. Военные расходы:
а) прямые, в которые входят затраты на: производство новейших наступательных (стратегических) вооружений; содержание и обучение личного состава вооруженных сил страны; научные исследования военного характера; участие в содержании международных военных блоков;
б) косвенные, куда включается: часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу; контрибуции и репарации; пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших; военные расходы, которые проходят по статьям гражданских ведомств.
2. Вмешательство в экономику, что означает целенаправленное воздействие государственного бюджета на процесс воспроизводства и развитие производительных сил. К этой группе относятся затраты на:
3. Содержание государственного аппарата управления расходы на содержание органов законодательной и исполнительной власти, судов и прокуратуры, милиции, отдельных министерств и ведомств.
4. Расходы на социальные цели, т.е. на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение. Они проходят, как правило, по конкретным социальным программам.
5. Предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам. Основные статьи укрупненной классификации расходной части бюджета Российской Федерации имеют следующий вид.
VI. Расходы.
1. Государственное управление, местное управление.
2. Судебная власть.
3. Международная деятельность.
4. Национальная оборона.
5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства.
6. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.
7. Промышленность, энергетика и строительство.
8. Сельское хозяйство и рыболовство.
9. Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия.
10. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика.
11. Развитие рыночной инфраструктуры.
12. Жилищно-коммунальное хозяйство.
13. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
14. Образование.
15. Культура, искусство и кинематография.
16. Средства массовой информации.
17. Здравоохранение и физическая культура.
18. Социальная политика.
19. Обслуживание государственного долга.
20. Пополнение государственных запасов и резервов.
21. Финансовая помощь бюджетам других уровней.
22. Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров.
23. Мобилизационная подготовка экономики.
24. Прочие расходы.
31. Целевые бюджетные фонды.
Итого расходов
Сальдо доходной и расходной частей бюджета.
В случае превышения расходов над доходами дефицит бюджета.
В случае превышения доходов над расходами профицит бюджета.
В статью 24 Прочие расходы входят:
Итог финансовой деятельности государства выражается в соотношении доходной и расходной частей бюджета. В настоящее время даже бюджеты стран с развитой рыночной экономикой являются дефицитными.
Принято считать, что если уровень бюджетного дефицита (его соотношение к ВВП) не превышает 3%, то бюджет нормален. В таком случае важным фактором оказывается наличие источников покрытия дефицита.
Довольно часто основным источником покрытия становится эмиссия денежных средств денежными властями; косвенным источником служит заимствование денежных средств от денежных властей.
В настоящее время в официальных изданиях денежных властей анализируются в основном следующие виды финансирования государственного бюджета:
О масштабах перераспределительных процессов, происходящих при участии государства, свидетельствует отношение доходной части государственного бюджета к ВВП. Поскольку бюджетные отношения имеют как вертикальный, так и горизонтальный характер (межотраслевой и межтерриториальный), то они характеризуются многообразием и наличием определенных взаимосвязей между бюджетами разных уровней.
Статистические данные, отражающие структуру государственного бюджета, выполняют и контрольную функцию. С помощью последней определяется размер количественных поступлений в доходную часть от институциональных единиц, относящихся к разным секторам экономики и имеющих разные формы собственности.
Анализ исполнения государственного бюджета осуществляется путем исчисления ряда относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также в разрезе их видов и направлений целевого использования. С помощью социально-статистического анализа изменяют степень влияния факторов, обусловивших отклонения от плана.
Например, исходными для определения размера налоговых доходов могут быть два фактора: изменение налоговой базы и изменение налоговой ставки.
Влияние первого фактора размера налоговой базы (Hб) на абсолютный прирост величины налога рассчитывается по формуле
Прирост Hб = (Б1 Б0) х Со, (16.1)
Абсолютный прирост величины налога, обусловленный вторым фактором изменением налоговой ставки (Hс), рассчитывается по формуле
Прирост Нс = (С1 С0) х Б1, (16.2)
где Прирост Hб и Нс абсолютный прирост величины налога, обусловленный соответственно изменением налоговой базы и налоговой ставки;
Б1 и Б0 размер налоговой базы в отчетном и базисном периодах;
С1 и С0 уровень налоговой ставки в отчетном и базисном периодах.
Алгебраическая сумма прироста налогов за счет этих двух факторов отражает общий прирост (снижение) суммы налоговых доходов по конкретному виду налогов.
На базе анализа показателей статистики государственных финансов можно охарактеризовать экономическую деятельность любого сектора экономики или государственного сектора управления. К числу таких показателей относятся:
Выявление зависимостей между темпами экономического роста и такими показателями, как отношение величины дефицита государственного бюджета к величине ВВП, не позволяет однозначно утверждать, что существует четко выявленная прямая или обратная связь. Например, величина расходов на государственное управление достаточно инерционна.
В период экономического спада может заметно увеличиться доля расходов на содержание государственного аппарата в общем объеме ВВП.