d9e5a92d

Организация статистики науки и инноваций

ред. Л.М.

Гохберга. Париж—Москва: ОЭСР, ЦИСН, 1995. Существенное внимание уделяется при этом сопоставимости с классификацией, принятой в системе национальных счетов, что позволяет сравнивать показатели научных исследований и разработок с другими статистическими данными и оценить прямо или косвенно место науки в экономике страны и ее вклад в экономический рост.
В отечественном науковедении в течение десятилетий в неизменном виде применялась классификация секторов науки, в основу которой был положен признак ведомственной подчиненности научных организаций, включающая академический, вузовский, отраслевой и заводской секторы. Переход на систему национальных счетов, адаптация международных стандартов в статистике науке и инноваций, необходимость учета тенденций развития российской науки в современных условиях и в перспективе потребовали пересмотра классификации секторов деятельности для использования в статистическом наблюдении за выполнением научных исследований и разработок (см. табл.

33.1). Данная классификация базируется главным обраOом на системе национальных счетов; единственное различие, продиктованное самой спецификой функционирования науки и носящее общепринятый характер как в России, так и за рубежом, заключается в том, что высшие учебные заведения выделены в качестве отдельного сектора, а домашние хозяйства объединены с частным бесприбыльным сектором.
Наряду с перечисленными статистика рассматривает также зарубежный сектор, охватывающий организации, находящиеся за пределами политических границ страны (за исключением транспортных средств и спутников, управляемых организациями данной страны), а также международные организации (кроме коммерческих предприятий). Однако последний учитывается лишь как один из источников финансирования тех научных исследований и разработок, которые классифицированы по вышеупомянутым четырем секторам науки.
Указанные специфические классификации и группировки статистики науки и инноваций, как и некоторые другие — типы научных организаций, социально-экономические цели научных исследований и разработок, виды инновационной деятельности и др. — используются в практике статистического наблюдения в дополнение к общестатистическим классификациям (видов экономической деятельности, административно-территориальных образований, форм собственности и т.п.). Они играют важнейшую роль в формировании системы сбора и разработки статистической информации и обеспечивают возможность детального анализа структуры научного и инновационного потенциала. Таблица 33.1
Секторы науки
33.3. Организация статистики науки и инноваций. Переход на международные стандарты Кардинальный пересмотр методологии и организации статистики науки и инноваций связан с необходимостью обеспечения информационных потребностей научно-технической политики в условиях перехода к рыночной экономике. Министерство науки и технологий Российской Федерации активно проводит необходимую работу в этом направлении.

В 1991 г. с целью углубленного изучения состояния и тенденций динамики научного потенциала, комплексного совершенствования статистики, подготовки статистических и аналитических материалов по вопросам развития науки и научно-технической политики был создан Центр исследований и статистики науки (ЦИСН) Миннауки России и Российской академии наук. На Центр были возложены задачи выработки новой концепции статистики науки, отвечающей условиям перехода к рыночной экономике; адаптации международных статистических стандартов; разработки практического инструментария для сбора статистических данных.
Как показывает мировой опыт, в странах, обладающих крупномасштабным научным потенциалом, статистические службы не в состоянии самостоятельно удовлетворить информационные запросы органов научно-Zехнической политики, в том числе в связи с нехваткой необходимых кадровых и финансовых ресурсов. Основные усилия статслужб в ведущих индустриальных странах направлены прежде всего на приоритетные задачи, поставленные национальными правительствами, поэтому требуется участие ведомств по науке и технике в формировании соответствующей статистической информации.

Это касается не только определения потребностей пользователей в статистических данных и финансовой поддержки статистических работ, но и непосредственного осуществления органами по научно-технической политике функций сбора, обработки, анализа и распространения информации.

Несмотря на различия в степени участия ведомств по науке и технике в развитии статистики науки и инноваций в тех или иных странах, во всех случаях обеспечивается их взаимодействие со статистическими службами. Это подтверждается успешным опытом проведения работ по методологии и организации статистики науки и инноваций в Национальном научном фонде США, министерствах науки Германии и Франции, Агентстве по науке и технологиям Японии.
Статистика науки и инноваций в нашей стране придерживается сегодня аналогичной организационной схемы. Положение о Миннауке России, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации 12 сентября 1997 г. 1158, было дополнено пунктом об ответственности Министерства за разработку методологии и организацию статистического наблюдения в сфере науки и технологий, включая подготовку с учетом международных стандартов и утверждение в установленном порядке форм статистической отчетности.
В течение 1991—1999 гг. ЦИСН при поддержке Миннауки России и во взаимодействии с Госкомстатом России выполнен обширный комплекс работ по созданию комплексной системы статистического наблюдения в сфере науки и инноваций.

В статистическую практику внедрены принципиально новые формы статистической отчетности о выполнении научных исследований и разработок, финансировании науки за счет средств федерального бюджета, о технологических инновациях, экспорте и импорте технологий, создании и использовании передовых производственных технологий; осуществлен ряд пионерных единовременных обследований (денежных доходов и уровня жизни ученых, их выезда на работу за рубеж и др.), отвечающих актуальным задачам научно-технической политики; реализуется программа статистических публикаций, получивших признание в нашей стране и за рубежом.
Качественное совершенствование статистики науки и инноваций в России связано с ее переводом на международные стандарты. Это важно не только для того, чтобы сделать отечественную статистику, а значит, и ситуацию в российской науке, понятной для мирового сообщества, что является неотъемлемым условием развития международного научно-технического сотрудничества.

Такая потребность прежде всего обусловлена тем, что в международной статистике уже сформирована методология системного описания научного и инновационного потенциала, отвечающая особенностям рыночной экономики.
Необходимость стандартизации статистики науки и ликвидации национальных различий в практике учета показателей первоначально возникла еще в середине 1950-х годов в процессе интеграции мирового капиталистического хозяйства, развития экономического и научно-технического сотрудничества ведущих индустриальных государств. Быстрый рост ресурсов, выделяемых ими на научные исследования и разработки, потребовал развертывания работ по сбору и анализу соответствующей информации.

В 1957 г. в рамках ОЭСР (до 1960 г. — Организация европейского экономического сотрудничества) была создана Группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которая в 1963 г. в городе Фраскати (Италия) обсудила и приняла единую методику проведения статистических обследований научных исследований и разработок — Руководство Фраскати.

С этого момента подобные обследования приобрели регулярный характер; они служат базой не только для национальных оценок, но и для международного сопоставления показателей персонала и затрат на научные исследования и разработки, сравнительного анализа их организации и финансирования, научно-технической политики.
Руководство Фраскати содержит наиболее полное обобщение многолетнего международного опыта в области сбора, разработки и анализа статистических данных о развитии науки. С конца 1980-х годов оно стало важнейшим международным стандартом по статистике научных исследований и разработок, чему способствовали различные инициативы ОЭСР, в том числе семинары для европейских стран с переходной экономикой и других стран, не являющихся членами ОЭСР.

Положения Руководства Фраскати периодически уточняются в связи с изменениями в стратегии научно-технической политики на национальном и международном уровнях, организации научных исследований и разработок; пересмотром международных статистических стандартов (Системы национальных счетов, международных классификаций и др.); накоплением практического опыта в странах — членах ОЭСР.

Последняя, пятая редакция Руководства Фраскати принята в 1993 г. и опубликована на английском и французском языках в 1994 г., а в 1995 г. ЦИСН осуществил ее перевод и издание на русском языке*.
* Измерение научно-технической деятельности. Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок: Руководство Фраскати / Перевод и научн. ред.

Л.М. Гохберга.

Париж—Москва: ОЭСР. ЦИСН, 1995. В ней определены основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам, их состав и границы; система институциональных и функциональных классификаций; подходы к измерению численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками, и затрат на эти цели; процедуры проведения обследований; рекомендации по оценке и анализу бюджетных ассигнований на научные исследования и разработки, методологии расчета дефляторов и валютных паритетов.
В последующем, учитывая потребности в разработке специальных стандартизированных рекомендаций по вопросам статистического изучения актуальных аспектов развития науки и техники, их ресурсного обеспечения, результативности, влияния на экономический рост на национальном и международном уровнях, экспертами ОЭСР была подготовлена серия методологических руководств, образующих Семью Фраскати, в том числе по: измерению и интерпретации данных баланса платежей за технологии (1990 г.; пересмотренный вариант был опубликован ОЭСР совместно с Евростатом в 1997 г.); сбору данных о технологических инновациях — Руководство Осло (1992 г.); использованию патентных данных в качестве показателей науки и техники (1994 г.); измерению кадровых ресурсов науки и техники — Канберрское руководство (совместно с Евростатом, 1995 г.). Ведется также подготовка стандартов по измерению продукции и отраслей высокой, средней и низкой технологии, по библиометрической статистике.



С 1991 г. в этих работах в составе вышеназванной группы экспертов ОЭСР принимают участие российские специалисты.
Активную роль в создании новых и уточнении существующих международных стандартов по статистике науки и инноваций играет Евростат — Статистическая служба Европейского Союза. В 1969 г. Евростатом была разработана первая редакция Номенклатуры для анализа и сопоставления научных программ и бюджетов (в настоящее время действует редакция 1992 г.), являющаяся основой для сбора данных о бюджетных ассигнованиях на научные исследования и разработки по социально-экономическим целям в странах — членах ЕС, их обобщения и подготовки ежегодных докладов о государственном финансировании науки в ЕС.

Классификация отражает глобальные задачи, для решения которых выделяются государственные ассигнования на научные исследования и разработки; она претерпевает изменения по мере трансформации целей государственной научно-технической политики стран — членов ЕС. Евростатом подготовлены также рекомендации по региональным аспектам статистики науки и инноваций.
Систематический сбор, анализ и публикацию статистических данных о науке и технике осуществляет ЮНЕСКО. С целью гармонизации категорий и определений статистики науки для представления информации в ЮНЕСКО на двенадцатой сессии ее генеральной конференции в 1978 г. была одобрена Рекомендация по международной стандартизации статистики науки и техники, в развитие которой в 1984 г. опубликовано Руководство ЮНЕСКО по статистике науки и техники.

В нем учитывался опыт как ОЭСР, так и бывшего Совета экономической взаимопомощи. В дальнейшем, однако, была признана необходимость пересмотра и уточнения данного документа на основе Руководства Фраскати в направлениях, намеченных на специальном совещании экспертов по статистике науки и техники (Париж, июль 1995 г.).
Стандартизация данных позволяет международным организациям регулярно проводить оценку совокупных научных потенциалов стран, сопоставления их величины и структуры в отдельных государствах, разрабатывать предложения по совершенствованию научно-технической и инновационной политики, развитию международного сотрудничества.
Устранение существенных отличий методологии и практики отечественной статистики науки и инноваций от международных стандартов, отвечая современным реалиям российской науки и потребностям научно-технической политики, позволяет обеспечить объективное отражение состояния научного и инновационного потенциала, оперировать едиными с мировым сообществом понятиями, создавая тем самым необходимую информационную базу для сотрудничества и инвестиций. Контрольные вопросы

  1. Дайте определение научных исследований и разработок и их основных видов. .
  2. Что понимается под инновационной деятельностью?
  3. Каковы задачи статистики науки и инноваций в современных условиях?
  4. Назовите основные группы показателен статистики науки и инноваций.
  5. По каким признакам осуществляется классификация научных исследований и разработок в статистике?




Содержание раздела