d9e5a92d

Частные хозяйства, в том числе домохозяйства.

Общегосударственный сектор. Основными его функциями являются: контроль за общим объемом государственных операций страны; осуществление сбора ресурсов в доходной части бюджета и их целевое и оптимальное распределение; определение оптимального размера агрегированного веса налоговых платежей и структуры налоговой системы страны; контроль за расходами центральных и всех уровней органов управления; контроль за деятельностью наднациональных органов.
Сектор нефинансовых корпораций. Корпорация — это институциональная единица, созданная с целью производства товаров или услуг для рынка.

Кроме того, существует еще один тип институциональной единицы, которая имеет право заниматься хозяйственной деятельностью и осуществлять некоторые операции. Они несут ответственность и ведут полную отчетность по своим экономическим решениям и действиям, хотя их автономия может быть ограничена другими институциональными единицами (например, находиться под контролем своих акционеров).

Иными словами, на рынке они ощущают себя в значительной степени как корпорации, ведут полную бухгалтерскую и статистическую отчетность, и их называют квазикорпорациями.
Корпорации могут эмитировать, владеть и осуществлять операции с акциями других корпораций. В результате в статистике, построенной согласно системе национальных счетов, различают несколько видов корпораций.
Дочерние корпорации. Корпорация Б считается дочерней по отношению к корпорации А, если корпорация А контролирует более половины голосов акционеров в корпорации Б или является акционером корпорации Б с правом назначения или снятия с должности большинства директоров корпорации Б.
Ассоциированные корпорации. Корпорация Б считается ассоциированной по отношению к корпорации А, если корпорация А и ее дочерние корпорации контролируют от 10 до 50% голосов акционеров в корпорации Б, так, чтобы корпорация А могла оказывать влияние на стратегию и политику управления корпорации Б. Иными словами, корпорация правомочна оказывать меньшее влияние на деятельность ассоциированной корпорации, чем на деятельность дочерней.
Холдинговые корпорации. Они могут устанавливать контроль над другими корпорациями, с тем чтобы усилить свои собственные позиции в качестве производителя (материнская компания), или с целью осуществления контроля и управления группой дочерних корпораций без наличия принадлежащего ей значительного объема производства (холдинговая компания).
Вспомогательные корпорации. Они полностью принадлежат материнской компании и ограничиваются предоставлением услуг материнской компании или другим вспомогательным корпорациям, принадлежащим той же материнской корпорации.

Эти корпорации не рассматриваются как самостоятельные институциональные единицы.
Сектор нефинансовых корпораций состоит из следующих подсекторов:

  • государственные нефинансовые корпорации;
  • национальные частные нефинансовые корпорации;
  • контролируемые из-за рубежа нефинансовые корпорации.


Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ) Этот сектор состоит из двух групп НКООДХ:

  • институциональные единицы, которые создаются ассоциациями граждан для предоставления товаров или услуг прежде всего в интересах членов самих этих ассоциаций. Обычно услуги предоставляются бесплатно, так как финансируются за счет регулярных членских взносов и сборов;
  • институциональные единицы, создаваемые для филантропических целей и не служащие интересам членов ассоциации, контролирующих НКООДХ. Они предоставляют товары или услуги на нерыночной основе. Ресурсами этих учреждений являются преимущественно благотворительные взносы наличными средствами или в натуральном выражении от общественности, корпораций или правительств, включая подобного рода НКООДХ — резиденты в других странах.


Сектор домашних хозяйств Данный сектор включает институциональные домашние хозяйства, к которым относятся:

  • члены религиозных орденов, проживающие в монастырях или подобных учреждениях;
  • пациенты, находящиеся длительное время в лечебных заведениях, в том числе в психиатрических больницах;
  • заключенные, отбывающие длительные сроки наказания;
  • престарелые люди, постоянно проживающие в домах для пенсионеров и престарелых;
  • домашние хозяйства — производители;
  • некорпоративные рыночные предприятия домашнего хозяйства;
  • домашние хозяйства, производящие продукцию для собственного конечного потребления.


Сектор финансовых корпорации Каждый из пяти институциональных секторов может быть разделен на подсектора. Разделение зависит от типа проводимого анализа, потребностей пользователей, наличия информации, конкретной ситуации, экономических обстоятельств, поэтому не существует единой методики классификации подсекторов.

Сектора системы группируют в себе сходные типы институциональных единиц.
Итак, оптимизация структуры и содержания социально-экономической статистики достигается путем формирования следующих секторов, а следовательно, и статистических блоков.
Блок 1. Сектор органов государственного управления, в который включены подсектора центрального правительства и региональных и местных органов власти. Сектор органов государственного управления объединяет учреждения, финансируемые из государственного бюджета или фондов социального обеспечения, функцией которых является оказание нерыночных услуг населению и обществу в целом, а также перераспределение доходов и богатства страны.

Ресурсы этих институциональных единиц формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых институциональными единицами прочих секторов.
Блок 2. Сектор нефинансовых предприятий, классификация которых производится в соответствии с СНС и принципом собственности. Согласно этому принципу все нефинансовые предприятия могут быть отнесены к определенному виду собственности — государственной, акционерной, частной или совместной.

В этот сектор включены институциональные единицы, занятые рыночным производством товаров и нефинансовых услуг. Ресурсы их формируются главным образом за счет средств, полученных от продаж товаров и услуг, но они имеют возможность покрывать свои издержки за счет субсидий из государственного бюджета.
Блок 3. Частные хозяйства, в том числе домохозяйства. Основной функцией домашних хозяйств является потребление товаров и услуг.

Некоторые из них осуществляют деятельность по производству некоторых видов товаров и услуг как для собственного потребления, так и на продажу.
Блок 4. Финансовые учреждения, ресурсы которых формируются за счет принятых обязательств и полученных процентов от предоставления разных видов банковских и консалтинговых услуг, а также страховых премий и комиссионных. Этот сектор включает следующие подсектора.
Банковский сектор, куда входят органы денежно-кредитного регулирования:
а) центральный банк, основными функциями которого являются:

  • эмиссия национальной валюты;
  • контроль за международными золотовалютными резервами;
  • контроль за операциями с МВФ;
  • надзор за финансовыми учреждениями страны;
  • функция кредитора последней инстанции;

б) прочие депозитарные учреждения (корпорации), к которым относятся:

  • депозитные банки, принимающие любые обязательства в форме депозитов, которые могут быть свободно и без дополнительной платы переведены по предъявлению в наличность или использованы в качестве средства платежа;

в) другие банковские учреждения, подразделяющиеся в свою очередь на:

  • другие учреждения, принимающие депозиты (сберегательные банки, сберегательные и кредитные общества, строительные общества, кредитные союзы, финансовые дома, учетные дома, торговые банки, паевые инвестиционные фонды (ПИФ));
  • институциональные эмитенты облигаций;
  • банки развития;
  • оффшорные банковские учреждения и их подразделения.

Небанковские финансовые учреждения, имеющие право выполнять некоторые банковские операции. Их доля в осуществлении банковских операций растет во всем мире, и в последние 7—10 лет они являются основными конкурентами коммерческих банков на рынке традиционных банковских услуг.

К ним относятся страховые компании, пенсионные фонды, лизинговые фирмы, трастовые (доверительные) счета и некоторые другие.
Вспомогательные финансовые учреждения, которые приобретают финансовые активы за свой счет и берут на себя финансовые обязательства (таким образом они берут на себя и риски) на рынке, принимают депозиты до востребования, срочные и сберегательные вклады, а иногда выполняют и функции денежно-кредитного регулирования.
Финансовые посредники — хозяйствующие субъекты, предоставляющие специализированные услуги, тесно связанные с посредничеством; однако сами они не привлекают средства и не выдают кредиты за свой счет. Основные финансовые посредники, услугами которых пользуются банки в других странах: брокеры, представители производителей, агенты-импортеры, компрадоры, дистрибьюторы, дилеры, джобберы и мелкие торговцы.

Необходимо отметить, что порядок перечисления финансовых посредников не случаен, он ранжирован по частоте, с которой банки и прочие финансовые учреждения пользуются их услугами. Иными словами, финансовое посредничество может быть охарактеризовано как производственная деятельность, в которой институциональная единица не несет обязательства за свой собственный счет в целях приобретения финансовых активов посредством проведения финансовых операций на рынке.

Роль финансовых посредников состоит в том, чтобы направлять в определенное (оптимальное) русло средства кредиторов заемщикам.

Финансовые посредники принимают депозиты, выдают векселя, облигации или другие ценные бумаги. Они не только выступают как агенты конкретных институциональных единиц, но и берут на себя риск, принимая обязательства за свой собственный счет.
Рассмотренная классификация финансовых институциональных единиц называется классификацией первого уровня. Финансовые корпорации и квазикорпорации могут также подразделяться на:

  • государственные финансовые корпорации;
  • акционерные, частные или совместные финансовые корпорации;
  • финансовые корпорации, контролируемые из-за рубежа.


17.3. Источники статистической информации о налогах и основные методы ее анализа Основными источниками информации для определения налоговой базы и размера налогов, взимаемых с институциональных единиц, являются:


  • бухгалтерский баланс предприятия (организации);
  • приложения к бухгалтерскому балансу предприятия (организации):
  • справка о движении фондов (резервный фонд, нераспределенная прибыль прошлых лет, фонды накопления, фонды потребления, фонд пополнения собственных оборотных средств, целевое финансирование из бюджета, целевое финансирование из отраслевых и межотраслевых фондов);
  • справка о движении заемных средств (долгосрочные кредиты банков, в том числе не погашенные в срок; долгосрочные займы, в том числе не погашенные в срок; краткосрочные кредиты банков, в том числе не погашенные в срок; кредиты банков для работников, в том числе не погашенные в срок; краткосрочные займы, в том числе не погашенные в срок);
  • справка о дебиторской и кредиторской задолженности;
  • состав материальных активов на конец года (права на изобретения и другие аналогичные объекты интеллектуальной собственности, права пользования природнcми ресурсами, организационные расходы);
  • справка о наличии и движении основных средств;
  • справка о финансовых вложениях;
  • социальные показатели, в том числе отчисления на социальные нужды (фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости, расходы на медицинское страхование; среднесписочная численность работников; средства, направленные на потребление, в том числе расходы на оплату труда, денежные выплаты и поощрения, доходы по акциям и вкладам в имущество предприятия (организации));
  • движение средств финансирования капитальных вложений и других финансовых вложений;
  • справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.

На базе указанных документов производятся расчеты и устанавливаются формы, которые являются основанием для определения налогооблагаемой базы и размера выплат по видам налогов и срокам:

  • расчет среднегодовой стоимости имущества предприятия (организации);
  • расчет финансовых показателей и использования прибыли;
  • справка к отчету о финансовых результатах и их использовании, в которой отражаются размер всех видов платежей в бюджет и затраты, расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль;
  • расчет налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной;
  • расчет налога по фактической прибыли;
  • расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость;
  • расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Центрального банка РФ за пользование банковским кредитом;
  • расчет налога на рекламу;
  • расчет (налоговая декларация) по специальному налогу;
  • справка о движении средств финансирования капитальных вложений и других финансовых вложений;
  • расчетная ведомость по транспортному налогу;
  • расчет налога на приобретение автотранспортных средств;
  • расчет налога на пользователя автомобильных дорог;
  • расчет налога на имущество предприятия (организации);
  • справка об авансовых взносах налога в бюджет, исходя из предполагаемой прибыли, и др.


Контрольные вопросы

  1. Какая связь существует между фискальной и бюджетной системами?
  2. Какие основные виды налогов платит население РФ?
  3. Что такое резидент и нерезидент? Почему необходимо введение этих понятий?
  4. Какие основные блоки статистической информации формируются в связи с переходом к СНС?
  5. Какая разница между понятиями предприятие и институциональная единица?




Содержание раздела