d9e5a92d

Баланс трудовых ресурсов

Там, где не установлена нормальная продолжительность рабочей недели, в качестве таковой принимается время, которое респондент обычно тратит на выполнение заданного объема работ за неделю. Такие показатели позволяют осуществлять распределение занятого населения по секторам экономики, определять занятость в неформальном секторе. С помощью других вопросов, предусмотренных в этом же разделе, производится разработка данных по: статусу занятости (наемный персонал, самозанятые, члены производственных кооперативов, помогающие работники без оплаты на предприятиях, принадлежащих родственникам); признакам постоянной или непостоянной работы (сезонная, временная, случайная); признаку профессии (должности).
Раздел Дополнительная работа представлен вопросами, почти аналогичными предыдущему разделу. В целях более детального изучения дополнительной (вторичной) занятости предусмотрено также получение данных о количестве отработанного времени, формах деятельности,
Наибольшее число показателей содержится в разделе Поиск работы, экономическая неактивность (перечень вопросов этого раздела приведен ниже). Предусмотренная детализация не является чрезмерной и обусловлена необходимостью глубокого и всестороннего изучения как вопросов, позволяющих определить правильность отнесения опрашиваемого лица к безработному (вопросы 28—31), так и следующих важных характеристик:

  • способов поиска работы (вопрос 33);
  • причин, по которым респондент не искал работу в последнее время (вопрос 34), что дает возможность в последующем определить число лиц, отчаявшихся найти работу, экономическую неактивность и некоторые другие характеристики;
  • продолжительности поиска работы (вопрос 35);
  • характера искомой работы — по найму, не по найму, постоянную или временную и т.п. (вопросы 36 и 37);
  • характера предыдущей работы, если таковая имелась ранее, и причины ухода с нее (вопросы 40—42).

Вопросы 38 и 39 рассматриваемого раздела нужны для проведения сравнительного анализа с данными административного учета.
Как уже отмечалось, ввиду особой важности проводимых обследований необходима работа по совершенствованию вопросников, организации сбора данных и технологии их обработки, по использованию опыта зарубежных стран. В числе новых, прогрессивных направлений совершенствования рабты в данной области следует назвать введение в статистическую практику наряду со стандартными обследованиями модульных обследований, которые могут касаться выборочной группы населения, отдельных тем (проблем) или отдельных регионов (локальных рынков труда).

В зависимости от информационной потребности в качестве объектов подобных обследований выступают такие проблемы, как положение на рынке труда лиц, требующих социальной защиты (например, выпускников школ, пенсионеров, уволенных из вооруженных сил); положение на сельском рынке труда; вторичная занятость; занятость в неформальном секторе и т.д. Введение модульных обследований позволяет анализировать дополнительные аспекты безработицы, осуществлять оценку эффективности разных форм активной политики на рынке труда. Вопросы из раздела Поиск работы, экономическая неактивность
анкеты выборочного обследования населения по проблемам занятости (октябрь 1998г.) 28. Хотели бы Вы иметь оплачиваемую работу?
29. Если Вам предложили бы подходящую работу на обследуемой неделе, смогли бы Вы приступить к ней немедленно?
30. Смогли бы Вы приступить к работе в течение двух недель после обследуемой недели?
31. По какой причине Вы не смогли бы приступить к работе в течение двух недель, следующих за обследуемой неделей? Просьба назвать одну главную причину:

  • по состоянию здоровья;
  • обучение по направлению службы занятости;
  • посещение дневных отделений учебных заведений;
  • выполнение домашних обязанностей, уход за детьми и другими членами семьи;
  • выход на пенсию, в отставку;
  • другое.

32. Ищете ли Вы работу по найму или пытаетесь организовать собственное дело?
33. Какие шаги Вы предпринимали в течение четырех недель, предшествующих обследуемой неделе, чтобы найти работу или организовать собственное дело? Можно отметить несколько способов работы:

  • обращение в службу занятости;
  • подача объявлений в печать, отклик на объявления;
  • обращение к друзьям, родственникам, знакомым;
  • непосредственное обращение к администрации (работодателю);
  • поиск земли, зданий, машин и оборудования, сырья, финансовых ресурсов для открытия собственного дела, обращения за разрешениями, лицензиями и т.д.;
  • другие способы;
  • не предпринимал никаких шагов.

34. Назовите основную причину, по которой Вы не искали работу в последнее время? Просьба указать только одну причину:

  • получил работу и имел договоренность о ее начале в течение двух недель после обследуемой недели;
  • нашел, ожидаю ответа;
  • ожидаю начало сезона;
  • отчаялся найти работу после длительных поисков;
  • нет возможности найти работу;
  • не знаю, как и где искать работу;
  • по состоянию здоровья;
  • выполнение домашних обязанностей, уход за детьми и другими членами семьи;
  • посещение дневных учебных заведений;
  • выход на пенсию;
  • нет необходимости работать;
  • другое.

35. Сколько приблизительно месяцев Вы, будучи незанятым, искали работу или пытались организовать собственное дело?

  • менее месяца;
  • от 1 до 3 месяцев;
  • от 6 до 9 месяцев;
  • от 9 до 12 месяцев;
  • 12 месяцев и более;
  • работу не искал(а), мне ее предложили.

36. Вы хотели бы работать:

  • по найму с полной рабочей неделей;
  • по найму с неполной рабочей неделей;
  • на собственном предприятии, в собственном деле или готовы к любой работе?

37. Какую работу Вы хотели бы иметь:

  • постоянную на неопределенный срок, сезонную, временную, случайную;
  • по контракту на определенный период;
  • на определенный объем работ;
  • любую работу?

38. По состоянию на обследуемую неделю были ли Вы зарегистрированы в службе занятости в качестве безработного?
39. Получали ли Вы пособие по безработице?
40. Имели ли Вы когда-либо ранее оплачиваемую работу или доходное занятие, кроме любой случайной работы, и как давно Вы ее оставили?
41. По какой причине Вы оставили эту работу:

  • увольнение в связи с высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией предприятия;
  • ликвидация собственного дела;
  • увольнение по собственному желанию;
  • окончание срока временной, сезонной работы, работы по контракту, на определенный объем работ;
  • выход на пенсию, в отставку;
  • перемена места жительства;
  • по состоянию здоровья;
  • по личным, семейным причинам;
  • увольнение из вооруженных сил;
  • другое.

42-1. По какой профессии, на какой должности Вы работали на последнем месте работы?
42-2. Имеете ли Вы профессию или специальность и какова Ваша профессия, специальность? 26.9. Статистика профессионального обучения Большое значение для анализа конъюнктуры рынка труда и выявления причин несоответствия спроса и предложения на рынке труда имеют данные о профессиональной подготовке кадров. При этом рассчитывается численность лиц, получивших специальность (профессию) рабочего или служащего как непосредственно на предприятиях и в организациях, так и в учебных заведениях начального профессионального образования (профессионально-технических училищах), включая прошедших переподготовку.

В число лиц, закончивших профессиональное обучение по направлению служб занятости, включается количество незанятых граждан, закончивших профессиональное обучение с целью получения профессий или переподготовки по направлению служб занятости в учебных заведениях разного типа.
Статистика свидетельствует, что значительную долю среди ищущих работу составляют лица, не имеющие профессиональной подготовки или потерявшие навыки в связи с длительным перерывом в работе (примерно одна треть). Повышению их конкурентоспособности на рынке труда способствовало бы увеличение масштабов профессионального обучения.

Однако действующая система подготовки и переподготовки кадров слабо способствует решению указанной проблемы.

За последние годы в России, как и в других странах Содружества, наблюдается снижение объемов подготовки квалифицированных кадров как непосредственно на предприятиях (уменьшаются средства на профессиональное обучение работников, демонтируется учебно-производственная база и т.д.), так и в системе профессионально-технического образования.
Новая форма профессионального обучения, инициируемая службами занятости, получает все более широкое распространение. Однако масштабы профессиональной подготовки по направлению служб занятости пока еще явно недостаточны для формирования новой действенной системы профессионального обучения.

Поэтому усиление статистического внимания к этим проблемам вполне оправданно, так как без хорошо налаженной системы подготовки квалифицированных кадров невозможно повысить конкурентоспособность безработных и облегчить стыковку имеющихся или вновь создаваемых рабочих мест и лиц, ищущих работу. 26.10.

Баланс трудовых ресурсов Ежегодные балансовые разработки в области труда в нашей стране начали производиться с конца 50-х годов.

В условиях плановой экономики баланс трудовых ресурсов являлся одним из важнейших методов статистического анализа, он играл активную роль в формировании народнохозяйственного плана, а также в решении проблем рационального размещения производительных сил по территории страны и отраслям.

Со временем баланс трудовых ресурсов как особый аналитический инструмент был признан Международной организацией труда. Баланс трудовых ресурсов составлялся на основе материалов не только статистики труда, но и других отраслей статистики: сельского хозяйства, демографии, народного образования, культуры и др.

Он был наиболее комплексным методом изучения состава и использования трудовых ресурсов и благодаря этому служил полезным инструментом для объединения всей имеющейся информации о рынке труда. С помощью баланса трудовых ресурсов раскрывались источники формирования рабочей силы, реальные связи и пропорции в распределении ее по видам деятельности, между сферами и отраслями экономики, между отдельными районами страны.
С переходом к рыночной экономике встал вопрос о целесообразности продолжения данного направления статистических работ. По нашему мнению, указанные аналитические разработки, безусловно, необходимы и их следует сохранить в арсенале инструментов статистики труда.

Вместе с тем в целях актуализации балансовых расчетов по труду и ориентации их на нужды анализа современных процессов, складывающихся на рынке труда, требуется внести определенные изменения в схему и принципы построения баланса трудовых ресурсов.


Как статистическое построение схема баланса трудовых ресурсов многие годы оставалась неизменной и представляла собой таблицу, включающую в себя два взаимосвязанных раздела: в первом отражались показатели наличия и состава трудовых ресурсов, во втором — показатели, характеризующие их распределение по видам занятости. При этом виды занятости в доперестроечный период ограничивались следующими показателями: занятость в отраслях экономики; занятость учебой и в домашнем хозяйстве (занятые в культовых службах и военнослужащие в зависимости от поставленных задач иди выделялись отдельно или отражались в сальдо баланса вместе с занятыми в домашнем хозяйстве).
В числе основных требований, выдвигаемых в качестве обоснования пересмотра действующей методологии баланса трудовых ресурсов, выделяется необходимость учета новых форм и видов занятости, новых категорий работающих (в частности, работодателей, наемного персонала, самозанятых), показателей безработицы, новых форм миграции и др.
Для учета в балансовых расчетах перечисленных факторов, а также отражения соотношения и взаимосвязи между трудовыми ресурсами и экономически активным населением (как в целом, так и между их отдельными компонентами) предлагается следующая схема построения баланса трудовых ресурсов (табл. 26.2). Таблица 26.2
Расчет баланса трудовых ресурсов в среднем за________год Информационная база, необходимая для составления баланса трудовых ресурсов, формируется на основе годовой отчетности по труду и материалов обследования по проблемам занятости.
Перспективным направлением в работе по совершенствованию балансовых расчетов является построение интегрированной системы статистических показателей, позволяющей производить расчеты совокупных затрат труда (с учетом вторичной занятости) в эквиваленте полной занятости как в целом по экономике, так и по отдельным отраслям, а также средств на оплату наемных и ненаемных работников (так называемые счета рабочей силы). Контрольные вопросы

  1. В чем различие понятий трудовые ресурсы и экономически активное население?
  2. Перечислите основные виды безработицы.
  3. Как определить уровень официальной безработицы; общей безработицы, определяемой по стандартам МОТ?
  4. Каковы методы расчета продолжительности безработицы?
  5. Что такое квотирование рабочих мест?
  6. Назовите источники информации о безработице.
  7. Назовите группы работников, которые рекомендуется выделять в соответствии с Международной стандартной классификацией занятости.
  8. Дайте основные характеристики занятости в неформальном секторе.
  9. Для чего необходима информация о трудовой миграции?
  10. Определить понятие маятниковой миграции.
  11. Чем отличаются забастовки от локаутов?
  12. Опишите суть баланса трудовых ресурсов как метода изучения и прогнозирования конъюнктуры рынка труда.




Содержание раздела