Там, где не установлена нормальная продолжительность рабочей недели, в качестве таковой принимается время, которое респондент обычно тратит на выполнение заданного объема работ за неделю.
Такие показатели позволяют осуществлять распределение занятого населения по секторам экономики, определять занятость в неформальном секторе. С помощью других вопросов, предусмотренных в этом же разделе, производится разработка данных по: статусу занятости (наемный персонал, самозанятые, члены производственных кооперативов, помогающие работники без оплаты на предприятиях, принадлежащих родственникам); признакам постоянной или непостоянной работы (сезонная, временная, случайная); признаку профессии (должности).
Раздел Дополнительная работа представлен вопросами, почти аналогичными предыдущему разделу. В целях более детального изучения дополнительной (вторичной) занятости предусмотрено также получение данных о количестве отработанного времени, формах деятельности,
Наибольшее число показателей содержится в разделе Поиск работы, экономическая неактивность (перечень вопросов этого раздела приведен ниже). Предусмотренная детализация не является чрезмерной и обусловлена необходимостью глубокого и всестороннего изучения как вопросов, позволяющих определить правильность отнесения опрашиваемого лица к безработному (вопросы 28—31), так и следующих важных характеристик:
Вопросы 38 и 39 рассматриваемого раздела нужны для проведения сравнительного анализа с данными административного учета.
Как уже отмечалось, ввиду особой важности проводимых обследований необходима работа по совершенствованию вопросников, организации сбора данных и технологии их обработки, по использованию опыта зарубежных стран. В числе новых, прогрессивных направлений совершенствования рабты в данной области следует назвать введение в статистическую практику наряду со стандартными обследованиями модульных обследований, которые могут касаться выборочной группы населения, отдельных тем (проблем) или отдельных регионов (локальных рынков труда).
В зависимости от информационной потребности в качестве объектов подобных обследований выступают такие проблемы, как положение на рынке труда лиц, требующих социальной защиты (например, выпускников школ, пенсионеров, уволенных из вооруженных сил); положение на сельском рынке труда; вторичная занятость; занятость в неформальном секторе и т.д. Введение модульных обследований позволяет анализировать дополнительные аспекты безработицы, осуществлять оценку эффективности разных форм активной политики на рынке труда.
Вопросы из раздела Поиск работы, экономическая неактивность
анкеты выборочного обследования населения по проблемам занятости (октябрь 1998г.)
28. Хотели бы Вы иметь оплачиваемую работу?
29. Если Вам предложили бы подходящую работу на обследуемой неделе, смогли бы Вы приступить к ней немедленно?
30. Смогли бы Вы приступить к работе в течение двух недель после обследуемой недели?
31. По какой причине Вы не смогли бы приступить к работе в течение двух недель, следующих за обследуемой неделей? Просьба назвать одну главную причину:
32. Ищете ли Вы работу по найму или пытаетесь организовать собственное дело?
33. Какие шаги Вы предпринимали в течение четырех недель, предшествующих обследуемой неделе, чтобы найти работу или организовать собственное дело? Можно отметить несколько способов работы:
34. Назовите основную причину, по которой Вы не искали работу в последнее время? Просьба указать только одну причину:
35. Сколько приблизительно месяцев Вы, будучи незанятым, искали работу или пытались организовать собственное дело?
36. Вы хотели бы работать:
37. Какую работу Вы хотели бы иметь:
38. По состоянию на обследуемую неделю были ли Вы зарегистрированы в службе занятости в качестве безработного?
39. Получали ли Вы пособие по безработице?
40. Имели ли Вы когда-либо ранее оплачиваемую работу или доходное занятие, кроме любой случайной работы, и как давно Вы ее оставили?
41. По какой причине Вы оставили эту работу:
42-1. По какой профессии, на какой должности Вы работали на последнем месте работы?
42-2. Имеете ли Вы профессию или специальность и какова Ваша профессия, специальность?
26.9. Статистика профессионального обучения
Большое значение для анализа конъюнктуры рынка труда и выявления причин несоответствия спроса и предложения на рынке труда имеют данные о профессиональной подготовке кадров. При этом рассчитывается численность лиц, получивших специальность (профессию) рабочего или служащего как непосредственно на предприятиях и в организациях, так и в учебных заведениях начального профессионального образования (профессионально-технических училищах), включая прошедших переподготовку.
В число лиц, закончивших профессиональное обучение по направлению служб занятости, включается количество незанятых граждан, закончивших профессиональное обучение с целью получения профессий или переподготовки по направлению служб занятости в учебных заведениях разного типа.
Статистика свидетельствует, что значительную долю среди ищущих работу составляют лица, не имеющие профессиональной подготовки или потерявшие навыки в связи с длительным перерывом в работе (примерно одна треть). Повышению их конкурентоспособности на рынке труда способствовало бы увеличение масштабов профессионального обучения.
Однако действующая система подготовки и переподготовки кадров слабо способствует решению указанной проблемы.
За последние годы в России, как и в других странах Содружества, наблюдается снижение объемов подготовки квалифицированных кадров как непосредственно на предприятиях (уменьшаются средства на профессиональное обучение работников, демонтируется учебно-производственная база и т.д.), так и в системе профессионально-технического образования.
Новая форма профессионального обучения, инициируемая службами занятости, получает все более широкое распространение. Однако масштабы профессиональной подготовки по направлению служб занятости пока еще явно недостаточны для формирования новой действенной системы профессионального обучения.
Поэтому усиление статистического внимания к этим проблемам вполне оправданно, так как без хорошо налаженной системы подготовки квалифицированных кадров невозможно повысить конкурентоспособность безработных и облегчить стыковку имеющихся или вновь создаваемых рабочих мест и лиц, ищущих работу. 26.10.
Баланс трудовых ресурсов Ежегодные балансовые разработки в области труда в нашей стране начали производиться с конца 50-х годов.
В условиях плановой экономики баланс трудовых ресурсов являлся одним из важнейших методов статистического анализа, он играл активную роль в формировании народнохозяйственного плана, а также в решении проблем рационального размещения производительных сил по территории страны и отраслям.
Со временем баланс трудовых ресурсов как особый аналитический инструмент был признан Международной организацией труда. Баланс трудовых ресурсов составлялся на основе материалов не только статистики труда, но и других отраслей статистики: сельского хозяйства, демографии, народного образования, культуры и др.
Он был наиболее комплексным методом изучения состава и использования трудовых ресурсов и благодаря этому служил полезным инструментом для объединения всей имеющейся информации о рынке труда. С помощью баланса трудовых ресурсов раскрывались источники формирования рабочей силы, реальные связи и пропорции в распределении ее по видам деятельности, между сферами и отраслями экономики, между отдельными районами страны.
С переходом к рыночной экономике встал вопрос о целесообразности продолжения данного направления статистических работ. По нашему мнению, указанные аналитические разработки, безусловно, необходимы и их следует сохранить в арсенале инструментов статистики труда.
Вместе с тем в целях актуализации балансовых расчетов по труду и ориентации их на нужды анализа современных процессов, складывающихся на рынке труда, требуется внести определенные изменения в схему и принципы построения баланса трудовых ресурсов.