Возможность собирать большие аудитории черной молодежи и публично (в том числе и в масс-медиа) излагать свое резко критическое видение социальных отношений делают рэп феноменом социально-политической жизни, или скрытой политикой. Но масс-медиа в силу своей сегодняшней специфики помогают приручить и рэп.
Крото и Хойнс отмечают, что, во-первых, в настоящий момент рэп-музыка очень популярна и среди белой молодежи среднего класса, которая конечно не интерпретирует содержание текстов песен аналогично своим черным сверстникам, но является массовым потребителем рэп-продукции. Во-вторых, дух коммерции, пронизывающий медийное пространство, успешно превращает рэп с его идеологической альтернативой в просто хорошо продаваемый товар под лозунгом купи себе немножечко социального протеста -это круто!
Как явствует из описываемой работы, термин идеология не потерял свой научный потенциал. Он продолжает вполне плодотворно применяться в социальной теории и служить концептуальной базой эмпирических исследований.
Эндрю Хейвуд Политические идеи и понятия'
В данной главе автор рассуждает о сущности языка, о том, как язык используется в политическом дискурсе, о том, что представляют собой понятия и идеи, что такое политика и о месте идеологии в политической мысли.
Согласно Хейвуду, язык должен быть ясным и понятным в целях не только взаимопонимания людей, но и выражения их взглядов. С одной стороны, язык, подобно зеркалу, отражает реальность, но, с другой стороны, он есть активное средство определения позиции человека по отношению к окружающему миру.
Роль языка в политике связана с тем, что политика - это всегда социальная деятельность, а язык определяет ее содержание и направление, с точностью выражая политические намерения. Однако, в действительности это не всегда так.
Один и тот же термин может наделяться различными смыслами: например, вторжение армии одной страны на территорию другой может быть рассмотрено либо как нарушение суверенитета последней, либо как освобождение ее народа.
В конце XX в. под давлением феминизма и движений за гражданские права, были предприняты попытки очищения языка от сексистских, расистских и других подтекстов. Впрочем со временем, как это уже бывало, значения слов притираются, приводя к упрощению и даже искажению реальной сложности мира. Опираясь на историю политико-философских учений, автор рассматривает сущность того, что представляют собой идеи и понятия. Само по себе понятие - это абстрактная идея чего-либо: например, понятие президентство отсылает нас не к определенному президенту, а объединяет в себе ряд идей об организации исполнительной власти.
Понятия - это своеобразные блоки человеческого знания. Что касается политических идей и понятий, то следует иметь в виду, что большинство из них многолики.
Например, такие понятия как власть, справедливость и свобода простираются очень далеко, у них нет постоянного и точного определения.
Многие политические понятия несут определенную ценностную нагрузку. Ценностные или нормативные понятия, такие, как свобода, право, равенство и так далее, скорее предписывают определенные формы поведения, нежели описывают события и факты.
Иногда достаточно сложно отделить политические ценности от моральных, философских и идеологических убеждений. А такие понятия, как власть, авторитет,
' Реферативное изложение Н.Пестряковой по: Heywood, A. Political Ideas and Concepts: An Introduction, New York: Saint Martin's Press, 1994, глава 1.
порядок и закон обращаются к тому, что уже существует, таким образом, они имеют описательный характер, являясь ценностно нейтральными. Однако факты и ценности тесно взаимосвязаны, поэтому даже описательные понятия имеют моральный и идеологический подтекст.
Это видно на примере использования такого понятия, как авторитет: консерваторы, которые стремятся навязать порядок в обществе сверху, защищают авторитет как законный и нравственный; анархисты, которые считают, что правительство и закон - это зло, представляют авторитет как силу подавления свободы и достоинства человека.
В анализе политических идей и понятий следует учитывать роль идеологии, в том числе трех основных идеологических перспектив - либерализма, социализма и консерватизма. Каждая из них породила целый ряд традиций и течений, и порой конфликты в пределах одной идеологии бывают более ожесточенными, чем между разными идеологическими направлениями. Идеологию автор рассматривает как более или менее систематизированную направленность идей, обеспечивающих основание для определенных видов организованного социального действия.
Идеология может быть направлена как на поддержание существующего в обществе порядка или на его улучшение, так и на его устранение.
Политическая наука по существу является эмпирической; она претендует на описание, анализ и объяснение актуальных форм правления в непредвзятой манере. Другое дело - политическая теория, которая включает анализ идей и доктрин, являющихся центральными по отношению к реальной политической культуре. Традиционно политическая теория имеет форму истории политической мысли.
Она также изучает способы и результаты политического действия, имея дело с такими этическими вопросами, как почему я должен подчиняться государственной власти?, как должны быть распределены общественные вознаграждения? и т.д. Существует и так называемая официальная политическая теория, строящая модели политики, основанные на определенных процедурных правилах, и предполагающие рациональное, эгоистическое поведение личностей.
Например, официальная политическая теория пытается лучше понять поведение таких социальных деятелей, как избиратели, политики, лоббисты и бюрократы.
Что касается политической философии, то за данным термином кроется любая абстрактная мысль о политике, законе или обществе. Политическая философия стремится к решению двух задач: во-первых, она должна критически оценивать состояние политического доверия и, во-вторых, она должна пытаться прояснять и совершенствовать понятия, используемые в рамках политического дискурса.
Джон Хатчинсон и Энтони Смит Национализм'
Из введения
Национализм является одной из наиболее мощных сил в современном мире, однако его изучению до недавнего времени уделялось сравнительно мало внимания. Как идеология и движение, национализм сыграл большую роль во времена Американской и Французской революций, но, несмотря на это, он не был предметом исторического исследования до середины XIX в., равно как и социального научного анализа - до начала XX века. Последовательное изучение национализма началось лишь после Первой мировой войны, и только начиная с шестидесятых, после расцвета антиколониальных и этнических национальных движений, он стал предметом надлежащего изучения нескольких дисциплин. (...)
Основные понятия
Вероятно, основной трудностью при изучении наций и национализма является проблема выведения адекватных и согласованных определений ключевых понятий - нации и национализма.
Понятие нация рассматривали в двух аспектах: в аспекте определения самого понятия, получающего различное смысловое наполнение у представителей различных школ; кроме того, нация рассматривалась как форма идентичности, противостоящая другим типами коллективной идентичности. Несмотря на единодушное признание того, что понятие нации следует отличать от других понятий коллективной идентичности, таких, как класс, религия, род, раса, религиозное сообщество, существует множество разногласий относительно роли этнических составляющих нации (в противоположность составляющим политическим) или же относительно баланса между субъективными (воля, память) и более объективными (территория и язык) элементами нации. К числу дискуссионных относится вопрос о природе этничности и ее роли в национальной идентичности.
Часто признается влияние и даже господство национальных привязанностей и национальных идентичностей над привязанностями и идентичностями класса, рода и расы. Вероятно, лишь религиозные привязанности могут соперничать с национальными по своему масштабу и силе.
В то же время, национальные привязанности могут переплетаться с другими формами коллективной идентичности и даже перерастать в них...
' Перевод М.Руденко по: Hutehinson, J., Smith, A.D. (eds.) Nationalism, Oxford: Oxford University Press, 1994.
При переходе к рассмотрению к другого ключевого понятия - национализма - ситуация проясняется лишь незначительно. Здесь также существуют различные пути определения понятия: одни приравнивают национализм к национальному чувству, другие - к националистической идеологии и языку, третьи - опять же к националистическим движениям. Кто-то подчеркивает культурные аспекты национализма, а кто-то - политические В последнем случае, похоже, возможен синтез в том смысле, что идеология и политическое движение включают как политическое, так и культурное измерения.
Так, ...Руссо, Гердер, Фихте, Корэ и Маццини видели в национализме идеологическое движение. По их мнению, которое совпадает с мнением большинства последовательных националистов, националистическое движение вобрало в себя жизненные устремления современных людей к автономии и самоуправлению, единству и абсолютному суверенитету, к аутентичной идентичности.
Руссо, Гердер, Фихте, Корэ и Маццини понимали национализм прежде всего как доктрину народной свободы и суверенитета. Народ должен быть освобожден, то есть свободен от каких-либо внешних ограничений, волен определять свою собственную судьбу и быть хозяином в своем собственном доме, распоряжаться своими собственными ресурсами, слушаться только своего собственного внутреннего голоса. Но это означает братство.
Люди должны объединиться, уничтожить все внутренние разделения; они должны собраться вместе на единой исторической территории - Родине; они должны обладать равенством перед законом и разделять единую общую культуру. Но - какую культуру и какую территорию?
Только Родину, которая является их по праву исторического владения, землю их предков; только культуру, которая была их по праву наследования, которая передавалась из поколения в поколение, и, следовательно, является выражением их аутентичной идентичности.
Большинство этих движений обнаружило сходство с моделью, описанной Мирославом Хрочем на материале Восточной Европы. Начатое интеллектуальной элитой, движение затем разрастается и охватывает классы профессионалов, которые часто действуют как политические агитаторы, оно в конце концов распространяется на другие части общества - на массы служащих, ремесленников, рабочих и даже крестьян. Безусловно, не все движения достигают такой конечной фазы, следовательно, мы не можем согласиться с Томом Нейрном [Nairn] в том, что национализм всегда есть
межклассовое и популистское движение, хотя он обычно и стремится представить себя именно таким.
Корни национализма
Многие историки согласятся с тем, что как идеология и дискурс национализм восторжествовал в Северной Америке и Западной Европе во второй половине XVIII в., а вскоре после этого утвердился и в Латинской Америке. Среди дат, часто выделяемых для обозначения времени пришествия национализма, называют 1775 г. (первый раздел Польши), 1776 г. (Американская Декларация независимости), 1789 и 1792 гг. (начало и второй этап Французской революции), а также 1807 г. ("Обращение к немецкой нации" Фихте).
Этот ранний идеологический этап был пропитан неоклассицизмом, сознательным возвратом в литературе, политике и искусстве к классической древности и, прежде всего, к патриотизму и солидарности Спарты, Афин и республиканского Рима. ...Довольно быстро ему на смену пришли более разнообразные течения, которые в своей совокупности попадали под общее определение романтизма. ...Действительно, в неоклассицизме мы можем усмотреть раннюю, преромантическую фазу: .. .как для Руссо, так и для Гердера было характерно смешение восхищения классической добродетелью с любовью к природе и простой жизнью, протекающей в согласии опыта и чувства.
Национализм как идеологическое течение возник не на пустом месте. По мнению ряда ученых, его появление было подготовлено тысячелетней историей христианства, другие связывают его начало с изобретением печатного станка и в особенности с появлением газет. Представляется возможным также выявить ключевые националистические мотивы, восходящие к эпохе классического гуманизма городов Северной Италии, в особенности Флоренции XV - начала XVI вв. (от Бруно Латини до Макиавели). Безусловно, сильный и осознанно классицистский акцент на гражданской добродетели и солидарности стал важным компонентом позднего гражданского национализма. ...Это в свою очередь приблизило появление греческой и римской моделей ...патриотизма полиса с его идеологическим противопоставлением греческих свобод варварскому рабству.
Вероятно, еще более значимым было наследие Древнего Израиля, развитое пуританами вослед Реформации. Параллели, которые они проводили между избранничеством и преследованием сынов Израилевых и своей собственной участью, их ветхозаветная интерпретация собственных страданий от рук враждебных им государственных властей придали сильный импульс росту национального чувства среди средних слоев английского и голландского общества в XVI - XVII вв. По этим идеологическим каналам в современный национализм перешла доктрина этнической избранности, которая, по всей вероятности восходя к древним евреям, получила широкое распространение на Ближнем Востоке, в Европе и Восточной Африке; кроме то-
го, аналоги этого чувства можно обнаружить и в таких удаленных частях света, как Япония.
События в социальной и политической сферах, имевшие место в этот период, все более способствовали подъему наций, национальных государств и национализма. ... Новое явление XVIII в. - широкомасштабное отчуждение интеллектуалов от общества и политики, ...что было следствием разочарования как в гражданской жизни, так и в политике абсолютизма. (...)
(...) Неудача с воссоединением Европы по образцу Римской империи и усиление соперничавших между собой абсолютистских государств указывают на то, что территориальная и экономическая основа национальных государств была хорошо подготовлена еще в конце XV в., если не раньше. (...) Торговая конкуренция и войны, ...равно как и возникшие позднее абсолютистские режимы Пруссии, Австрии и России привели к усилению связей между городским капитализмом и монархиями и подтолкнули монархов к тому, чтобы мобилизовать и стандартизировать подвластные им народы при помощи религии, образования и даже языка. Верность государю все чаще ассоциировалась с патриотизмом, чувством самоотождествления с определенной страной, ее территорией и народом. (...)
Разновидности национализма
Во времена Американской и Французской революций эти различные социальные, политические и интеллектуальные процессы нашли свое воплощение в радикальной политике. Причин возникновения революционных движений в Америке и Европе было множество, однако эмоционально и интеллектуально они все сильнее пронизывались националистическим началом, следствием чего явилась радикальная трансформация абсолютизма в массовое национальное государство. (...)
Период роялистской реакции (1815-1848 гг.) более четко обозначил этнический характер ряда таких национальных движений, а также выявил то, что Ганс Кон [Kohn] определил как органичные восточные формы национализма в качестве противоположных его западным разновидностям - гражданским и более рационалистическим, типичным для Франции, Соединенных Штатов и Англии (исключая, однако, Ирландию). Вероятно, наиболее ярким, хотя и безусловно не однозначным примером может служить Греция, (...) где имело место одновременно рационалистическое и прозападное движение купцов и интеллигенции за возрожденную Элладу ...и ностальгия духовенства и крестьянских общин по этнорелигиозному возрождению православной Византийской империи с центром в Константинополе. (...)
Все это были движения интеллигенции и оппозиционных групп, призывавших к ...мобилизации народа против различных зол - самодержавия, бюрократии, капитализма и западничества. Однако в силу хамелеон-
ского характера национализма его могли ставить себе на службу и сторонники самодержавия, и бюрократы, и капиталисты. (...)
В Японии (...) в результате Реставрации 1868 г. произошла институционализация современного бюрократического государства под эгидой возрожденной императорской власти. Реформаторы быстро поняли важность массового общественного образования как ключа к формированию гражданского национализма по французской модели и затем перешли к тому, что начали прививать добродетели специфически японской культуры в комплексе с западными искусствами и технологией. (...) На Западе также имел место непринужденный переход государственного национализма в империализм и колониализм, (...)
Государственные национализмы не сводились к официальным имперским идеологиям. Они были также характерны и для антиколониальных движений XX в., ставивших своей целью изгнание имперских чиновников и создание новых государств на территориях бывших колоний. (...)
По мнению некоторых историков и политологов, в середине XX в. национализм достиг своего апогея с привнесением в него расизма. Сторонники данной точки зрения усматривают в [итальянском] фашизме и особенно в [германском] нацизме логическую кульминацию националистических идей и практик. (...) По мнению других ученых, фашизм и нацизм явились продуктами специфического этапа современной европейской истории: они представляли собой тоталитарные движения, связанные с особым периодом индустриализации и демократизации. (...)
На более общем уровне в начале XX в. для многих стала очевидной тесная связь между национализмом и войной, ...которая в достаточной степени подчеркивалась его центральной ролью в двух мировых войнах. (...)
Возрождение национализма
Казалось бы, ужасов нацизма и мировых войн было достаточно для того, чтобы ассоциирующиеся с дискредитировавшими себя расистскими идеями этнические связи и национальные идеи потеряли свою актуальность. Неожиданно для многих в 1940-1950 гг., в начале расцвета антиколониальных движений в Африке и Азии и движения чернокожих в Америке богатые, стабильные, демократические западные государства вступили в период, который можно было бы назвать чем-то вроде этнического возрождения. (...)
(...) Хотя этнические национализмы возможно и не были причиной распада Югославии и Советской империи, народы, объединившиеся по принципу национальной принадлежности, безусловно, стали их наследниками. (...)
Возможно ли прогнозировать ослабление национализма, или даже его полное исчезновение? По мнению некоторых ученых, налицо признаки то-
го, что мы стоим на пороге постнациональной эры, в которой доминирующими окажутся глобализирующие силы международного разделения труда, транснациональные компании, крупные силовые блоки, идеология массового потребления и рост разветвленных коммуникационных сетей. Перед лицом этих мощных исторических тенденций этнические конфликты и национализм отходят на второй план. ...В качестве опровержения данной гипотезы можно сослаться на увеличение числа и интенсивности межнациональных конфликтов. ...По-прежнему сильным остается влияние националистических идей, которые могут использоваться (и используются к каждой конкретной ситуации) большим числом политически непризнанных или неудовлетворенных этнических сообществ с использованием новых каналов массовой коммуникации и тех возможностей, которые могут предоставить массовой националистической легитимизации затяжные межгосударственные конфликты.
Все эти проблемы отражены в дискуссиях по вопросам этнической иммиграции в государства Запада. .. .Включение вопроса об объединении Европы в политическую повестку дня привело только к еще большему обострению проблемы национальной идентичности...
бэлл хукс1 Революция ценностей: обещание мультикультурных перемен
[Эссе начинается с воспоминания автора об учебе в школе в 1960-е гг., в период обострения борьбы за права темнокожих. Тогда она была молодой темнокожей женщиной, каждодневно сталкивавшейся с патриархатом и расизмом, их приятием со стороны бесхребетных белых либералов.
Сегодня она уже является преподавателем, автором работ по исследованию поведения в ситуации культурного разнообразия. Исследуемая ею ситуация характеризуется не только наличием известного равенства в условиях культурных различий.
Мы продолжаем наблюдать не только плюрализм, но и эксплуатацию и конфликт].
Два года назад я была на встрече, посвященной двадцатой годовщине моего школьного выпуска. На этот раз встреча должна быть особенной -
' Автор намеренно использует только строчные буквы в написании своего имени, -Прим. перев.
2 Реферативное изложение Ж.Кузнецовой по: Hooks, В. 'A Revolution of Values. The Promise of Multicultural Change', in During, S. (ed.) The Cultural Studies Reader, second ed.
1993,pp.233-239.
до сих пор все встречи проходили отдельно: белые и черные отмечали это событие порознь в разных частях города. Никто из нас не был уверен, что встреча удастся.
Считая себя артистами, мы верили, что нам предстояло построить некую культуру вне рамок закона, где мы жили бы свободными. За день до встречи я поняла, что наши жесты неповиновения не были столь смелы: они были актами сопротивления, на деле не бросающими вызов существующему порядку вещей.
Один из моих друзей юности был белым. У него тогда был старый серый "Вольво", на котором он подвозил меня домой, когда я опаздывала на автобус. Это вызывало гнев и беспокойство окружающих.
Однако родители Кена были религиозны, и их вера предполагала веру в расовую справедливость. Они были первыми среди белых, кто пригласил черных к себе в гости, кто ел вместе с ними за одним столом.
Я чувствовала тогда себя так, будто мы творим историю, осуществляя мечту о демократии.
Вспоминая прошлое, я более всего поражена страстностью нашей веры в социальную трансформацию, в радикальную демократическую идею свободы и справедливости для всех. Тогда еще не было тщательно разработанной постмодерной политической теории, учитывающей форму наших действий. Мы просто пытались изменить наше существование, и наши ценности и привычки были отражением наших представлений о свободе.
Наши основные интересы в то время сводились к проблемам расизма. Сегодня, наблюдая усиление белого расового превосходства, рост социального и расового апартеида, который разделяет белых и черных, имущих и неимущих, мужчин и женщин, я ставлю рядом борьбу за конец расизма со сражением за конец сексизма и классовой эксплуатации. Зная, что мы живем в условиях культуры господства, я спрашиваю себя, способна ли я на большее, чем двадцать лет назад, какие ценности отразили мое стремление к свободе?
В последние годы я сталкиваюсь с множеством людей, заявляющих, что они борются за свободу и справедливость для всех, хотя способ их жизни, институционализированные ценности, их участие в публичных и личных ритуалах закрепляют культуру господства и помогают строить несвободный мир.
В своей книге "Куда мы пойдем отсюда: хаос или сообщество?" Мартин Лютер Кинг, обращаясь к своим согражданам, предрекал, что общество не будет идти вперед, радикально не пересмотрев господствующие в современном обществе ценности вещизма, стремление к наживе, расизм, милитаризм и т.д. И сегодня все еще сильны системы господства - расизм, сексизм, классовая эксплуатация и империализм.