Во второй части хрестоматии представлены выдержки из работ известных зарубежных обществоведов, в которых обсуждаются актуальные проблемы социальной теории и социологии культуры. Второе издание книги включает как прежде опубликованные в переводе на русский язык отрывки из глав и статей, так и новые реферативные обзоры.
Хрестоматия подготовлена к печати при поддержке программы Tempus-Tacis и в сотрудничестве с европейскими партнерами: кафедрами социологии и общественных наук Университета Уэльса в Бангоре и Кентского университета (Великобритания), а также Миланского Католического университета (Италия).
Хрестоматия может быть использована в преподавании различных социальных дисциплин, а также курсов, посвященных вопросам культуры, коммуникации, социального познания, методов социологического исследования, а также исследования социальных проблем.
Введение
Первое издание настоящего сборника появилось в 1998 г. благодаря совместной работе казанских и европейских участников международного проекта в рамках программы Темпус-Тасис. В настоящее время завершается второй образовательный проект, целью которого является распространение нового содержания и методов преподавания социологических курсов, а также курсов, связанных со смежными дисциплинами.
Необходимость повторного выпуска книги (значительно переработанного и дополненного) обусловлена растущими потребностями преподавателей и студентов, уже не понаслышке знакомых с современными международными дискуссиями по вопросам культуры, медиа, идентичности, идеологии, исследовательских методов, социальных проблем и т.д.
Общая концепция второго издания хрестоматии претерпела некоторые изменения: была пересмотрена структура разделов, часть прежних текстов была несколько ранее опубликована в первой части хрестоматии (ее втором издании), были добавлены новые переводы отрывков из работ западных авторов. Кроме того, было внесено важное изменение - теперь у читателей есть возможность ознакомиться с реферативными обзорами всего содержания ряда книжных глав и журнальных статей, вышедших на английском языке за последние годы. Содержание сборника отражает существующие приоритеты преподавателей и исследователей Поволжского региона; при этом проблематика культуры и медиа, оставаясь в центре внимания, представлена также в разделах, посвященных власти и знанию, политике и идеологии, а также социологии социальных проблем.
Множественность контекстов, в которых происходит развитие современного все более культурно глобализованного общества, та множественность, о которой мы неоднократно говорили, характеризуя наши публикации, сегодня предстает в новом качестве. Не только онтологическое, но и эпистемологическое ее измерение находят свое отражение в текстах отобранных авторов и тогда, когда они обращаются к тем или иным культурным формам, и тогда, когда речь идет о нашем меняющемся отношении к природе и методам социального познания.
В работе над текстами был учтен опыт новых международных контактов (индивидуальных поездок, семинаров, школ, конференций). Значительно вырос не только общий профессиональный уровень членов нашего академического сообщества - повысилось также качество переводов и способность точно передавать мысли зарубежных авторов. Среди переводчи-
ков и авторов реферативных обзоров - не только опытные научные работники, но и начинающие исследователи. У нас есть все основания надеяться, что с новыми проектами появятся новые публикации, среди которых будут подобные хрестоматии. Центр социологии культуры КГУ и сеть партнеров по всему региону продолжают работу над развитием учебных программ и повышением квалификации сотрудников университетов и научных учреждений.
В частности, на базе Центра начинают работу специализированные социологические курсы при поддержке Фонда Форда. Эта работа будет осуществляться Организацией преподавателей социальных наук (ОПСН), которая представляет собой неформальное творческое объединение единомышленников, заинтересованных в развитии междисциплинарных научных связей.
Переводчики и авторы реферативных обзоров: С.Ерофеев, Ж.Кузнецова, С.Макова, Л.Низамова, Н.Пестрякова, М.Руденко, Д.Тутаева, И.Ясавеев, А.Яцык (кафедра социологии Казанского государственного университета), Г.Мелихов, Н.Николаева (кафедра философии КГУ), Л.Халиуллина (кафедра психологии КГУ), А.Тузиков, Э.Шабашвили (кафедра государственного управления, истории и социологии Казанского государственного технологического университета), Л.Иликова (Институт государственной службы при Президенте Республики Татарстан, С.Нагуманова (кафедра философии Казанского государственного медицинского университета), Л.Вершинина (Университет Альберты, Канада).