Этот показатель может даже и превышать 100 %, что и наблюдается в некоторых областях России и обсуждается в терминах деградации семьи в статье А. Акопяна [1997].
ляется главной потребностью общества, придающей браку и семье институциональный характер. Так что состояние демографической сферы общества (демографическая ситуация) составляет тот базис, который запускает социальные механизмы регулирования сексуального, брачного, семейного поведения людей.
История человечества на Земле насчитывает около 35 - 40 тыс. лет. За это время численность людей выросла от нескольких сот тысяч до 6 млрд человек. Причем рост этот можно представить (если говорить о человечестве в целом) в виде крутой экспоненты.
Данные об этом росте содержатся в табл. 1. (Здесь и далее в § 4 данные приводятся по: Акимов А. На пороге седьмого миллиарда // Население и общество: Информ. бюл.
39. 1999).
Таблица 1
Динамика численности населения мира за 10 тыс. лет | ||||||||||||||||||||
|
Сроки увеличения населения мира на 1 млрд чел. начиная со второго миллиарда | |||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
Сост. по: Акимов А. На пороге седьмого миллиарда... // Там же. Вариант прогноза ООН, разработанный в 1998 г. |
Основателем теории принято считать А. Ландри. Главная идея теории демографического перехода состоит в том, что в основе изменения режимов воспроизводства населения в том или ином обществе лежит степень развитости ценностно-нормативных регуляторов рождаемости.
Важнейшими из них являются табу, ритуалы, этикеты, нормы, обычаи, законы. Степень жесткости (или даже жестокости) требования к их соблюдению и определяет эволюцию режимов воспроизводства населения и, соответственно, институтов брака и семьи.
А. Ландри выделил три режима воспроизводства населения и 3 стадии демографического перехода см. по: [Вишневский А. Г., 1982]:
1) Примитивный режим - высокая рождаемость, колебания численности населения зависят от смертности, обусловленной недостатком или избытком продовольствия; иррациональность брачного, репродуктивного поведения.
2) Промежуточный режим - под влиянием развития медицины, технического прогресса, гигиены смертность начинает снижаться. Появляются тенденции к изменению репродуктивного поведения: сначала через откладывание браков, затем посредством внутрисемейного регулирования; переход к рациональности поведения в сфере брака и семьи.
3) Современная эпоха - в обществе преобладает тенденция массового внутрисемейного планирования числа и сроков рождения детей; брачное и репродуктивное поведение максимально рациональное.
Идеи А. Ландри оказались плодотворными, их разработки продолжаются и сейчас. Исследователи-демографы находили подтверждения этим закономерностям в разных обществах, анализируя дифференциацию рождаемости в переходные периоды по доходам, по образованию матери, по социальным группам.
В результате первого демографического перехода произошло существенное снижение рождаемости, начавшееся около 1800 г. в большинстве европейских стран, но раньше всего во Франции. К 1930 г. и рождаемость и смертность были везде на низком уровне.
Общества различаются по типам и этапам демографического перехода [Павлик З., 1979]:
- японо-американский тип - 2 этапа:
1 - при снижении смертности рождаемость растет, что приводит к стремительному росту численности населения,
2 - при продолжающемся снижении смертности происходит снижение рождаемости;
- английский тип - 2 этапа:
1 - смертность снижается при постоянном высоком уровне рождаемости, численность населения плавно повышается,
2 - оба показателя быстро снижаются;
- французский тип - 1 этап:
1 - рождаемость и смертность снижаются одинаковыми темпами, численность населения стабилизируется.
В рамках теории демографического перехода важным является понимание того, что снижение рождаемости происходит в результате ослабления жесткости ценностно-нормативной системы в этой сфере: моральных норм, обычаев, традиций, религиозных доктрин, направленных на поддержание высокой рождаемости.
В середине ХХ в. Дж. Колдуэлл предположил, что теория демографического перехода не распространяется на современные развивающиеся страны, т. к. в них иная социальная организация, иной образ жизни, идеология см.: [Вишневский А. Г., 1982].
Так что рождаемость в них может начать снижаться и без существенных экономических перемен, но под влиянием экспорта европейской семейной суперструктуры в развивающиеся страны, под действием программ планирования семьи. Поэтому демографический переход в развивающихся странах в наше время может зависеть от быстроты принятия их обществом западных образцов брачного и семейного поведения.
Но его специфические черты в Европе оказались настолько схожими для многих стран, что весь процесс теперь называют вторым демографическим переходом [Van de Kaa D. J., 1988].
Начало второго демографического перехода можно условно установить на середине 60-х годов ХХ в., после Второй мировой войны и после бэби-бума, последовавшим за ней. Принципиальная количественная черта второго перехода - снижение рождаемости от уровня немного выше простого воспроизводства - 2,1 рождений на женщину, что устанавливалось балансом рождений и смертей, а население сохранялось постоянным (стационарным) продолжительное время - до уровня ниже простого воспроизводства.
Если рождаемость остается ниже уровня воспроизводства, как это происходит в Европе, и не компенсируется эмиграцией, численность населения рано и поздно будет снижаться, как это происходит уже с 1985 г. в четырех странах: Австрии, Дании, ФРГ и Венгрии. На рубеже веков отрицательный прирост населения наблюдался в иных, в основном восточноевропейских странах (см. с. 19).
Изменения в смертности и миграции -двух других переменных, которые формируют численность населения, имеют относительно небольшое значение во время второго перехода.
Два ключевых слова характеризуют нормы и отношения во времена первого и второго демографического перехода и ясно показывают различие между ними: альтруизм и индивидуализм. Для нормативной культуры первого перехода на низкую рождаемость центральным моментом было внимание к семье и потомству, важность их для человека.
Но второй переход акцентирует права и самовыражение личности. Социодемограф Рон Лестег (один из авторов термина и сторонник теории второго демографического перехода) убедительно доказывает, что урбанизация, индустриализация и секуляризация были косвенными детерминантами первого перехода. Секуляризация снижала влияние церкви и повышала готовность супругов к ограничению рождений.
Число детей в семье сознательно ограничивалось супругами, воспитанию и образованию детей стало уделяться большое внимание. Семья стала детоцентристской [Голод С. И., 1984].
Косвенные детерминанты второго перехода не так легко установить. Исследователи-демографы и социологи семьи пока не пришли к согласию в этом вопросе, хотя многие считают, что эти детерминанты обусловлены воздействием индивидуализма в быстро меняющемся постиндустриальном обществе. В таких обществах стандарт жизни индивида определен, главным образом, его уровнем образования, степенью поддержки социальных целей, мотивацией персонального развития и использования своего таланта, способностей. Это относится и к мужчинам, и к женщинам, которые одинаково стремятся к получению собственного дохода, к карьерным достижениям, экономической и социальной независимости.
Между тем вступление в брак и/или рождение детей может существенно усложнить реализацию этих стремлений, чаще всего для женщин.
По-видимому, главная количественная черта второго перехода, проявляющаяся в статистических показателях, - это изменение общепринятой последовательности событий формирования семьи, что выражается в четырех важнейших моментах [Van de Kaa D. J., 1988]:
1) поворот от золотого века брака к распространению сожительств;
2) поворот от детоцентристского типа семьи к супружеской семье с ребенком, где центром отношений являются чувственные, любовные (супружеские);
3) поворот от контрацептивного поведения как предупреждающей зачатие компоненты репродуктивного поведения к контрацепции как самоценной компоненте сексуального поведения;
4) поворот от единообразия моногамии к плюрализму форм семьи и домохозяйства.
До 80-х гг. ХХ в. такие процессы наблюдались в Дании, Швеции, странах Северной Европы, где уровень рождаемости составлял 10 - 12 %% . С середины 1980-х отказы от официального брака стали распространяться в Греции, Португалии, Испании.
Исходя из теоретических представлений, объясняющих изменения в демографической сфере, можно интерпретировать и изменения в браке и семье не как отклонения от нормы, а как признаки существенных эволюционных сдвигов в самих социальных институтах брака и семьи. Основное нормативное требование, испокон веков контролировавшее традиционную моногамию, состояло в непременной слитности и однозначно заданной последовательности трех видов демографического поведения: брачного, сексуального, репродуктивного.
Такая непременная последовательность абсолютно исключала какой бы то ни было выбор линии поведения людей в семейной жизни. Эта сцепленность видов семейного поведения, характерная для традиционной нормативной системы, показана в левой части рисунка [Голод С. И., 1984].
Социологически это означает, что нормы семейного поведения были направлены на запрет сексуального поведения вне брака; нормы ранней и всеобщей брачности создавали возможность женщине максимально удлинять репродуктивный период, культурные нормы предписывали и неукоснительное выполнение супружеских обязанностей. Рождавшиеся же в браке дети рассматривались как свидетельство соблюдения этих норм, как источник социального престижа, которого лишались и не состоящие в браке люди, и бездетные супруги.
Ослабление демографического давления как результат революционного снижения смертности, ставшего базой первого демографического перехода, вызвало нарушение слитности этих трех видов демографического поведения, и постепенно, на протяжении последних 200 - 300 лет происходило относительное разделение брачного, сексуального, репродуктивного поведения [Вишневский А. Г., 1982; Голод С. И., 1984]. Схематически это разделение показано в правой части рисунка [Голод С. И., 1984].
Автоно-мизация трех видов демографического поведения привела к возникновению такой системы ценностей и отношений в сфере брака и семьи, которую можно считать фундаментально новой.
1) Большая либерализация и расширение границ допустимости,
2) Все большая подконтрольность и специализация отдельных сторон жизни ребенка.
Детство как исторически обусловленный феномен имеет разные формы проявления в зависимости от конкретных условий: городские и сельские дети проходят через разные системы воспитания и, соответственно, проживают разные формы детства. Социальная принадлежность семьи, где растет ребенок, также предопределяет содержание и временные границы детства.
Итак, брак и семья как социальные институты различаются и в разные времена и в разных обществах, живущих одновременно. Но, будучи институтами воспроизводства и поддержки потомства, в разных обществах брак и семья принимают различные формы. Объективным же базисом, разрешающим изменение форм, способов, практик семейной жизни, является состояние демографической сферы общества.
Ослабление многих традиционных норм, дуализма морали, этикета, брачных и семейных ритуалов, изменение обычаев и законов происходит в результате ослабления демографического давления [Вишневский А. Г., 1982]. Это происходит сейчас и происходило веками, на протяжении всей истории человечества, порождая и множество социальных проблем, и разное отношение к этим проблемам и процессам как обывателей, так и исследователей семьи и брака.
В следующих главах исследуются процессы, происходящие в сфере семьи, материнства, отцовства, отраженные статистическими и социологическими данными.
Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь / Пер. с англ. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1997.
Акимов А. На пороге седьмого миллиарда // Население и общество: Информационный бюллетень, 1999. 39.
Акопян А. Некоторые данные о состоянии института брака в современной России // Вопр. статистики. М. 1997.
12.
Антонов А. И. Социология рождаемости: Теоретические и методологические проблемы. М.: Статистика, 1980.
Антонов А. И. Действительно ли небо упало на землю? Комментарии к дискуссии американских социологов об упадке семьи в США // Вестн. МГУ.
Сер. Социология и политология, 1996. 3.
Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 1996.
Антонов А. И. Микросоциология семьи. М., 1998.
Васильева Э. К. Семья и её функции (демографо-статистический анализ). М.: Финансы и статистика, 1975.
Вишневский А. Г. Современная семья и идеология // Свободная мысль. М., 1993.
11.
Вишневский А. Г. Демографические отношения и общество // Вопр. философии. М., 1981. 4.
Вишневский А. Г. Воспроизводство населения и общество. Прошлое, настоящее, взгляд в будущее.
М.: Финансы и статистика, 1982.
Волков А. Г. Семья как объект демографии. М.: Наука, 1986.
Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Спб., 1998.
Голод С. И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект). М., 1990.
Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л.: Наука, 1984.
Голосенко И. А. Социология Питирима Сорокина // История буржуазной социологии первой половины ХХ века. М., 1987.
Гуд У. Социология семьи // Социология сегодня: Проблемы и перспективы / Под ред. Г. В. Осипова. Пер. с англ.
М.: Прогресс, 1965.
Гурко Т. А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования, 1995. 10.
Девис К. Социология демографического поведения // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М.: Прогресс, 1965.
С. 343 - 371.
Кон И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, 1988.
Мацковский М. С. Поведение демографическое. Народонаселение: Энциклопедический словарь.
М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 323.
Мид М. Культура и мир детства. М.: Мир, 1988.
Павлик З. Проблемы демографической революции // Брачность, рождаемость, семья за три века. М.: Статистика, 1979.
Попеное Д. Упадок американской семьи (1969 - 1990): обзор и оценка // Вестн. МГУ. Сер.
Социология и политология, 1996. 3.
Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь.
Супружеские пары в 1996 г. М., 1999.
Саградов А. Россия и индекс человеческого развития // Население и общество: Информационный бюллетень, 2000. 43.
Семья на пороге третьего тысячелетия / Под ред. А. Антонова, Дж. У. Мэд-док и др.
М.: ИС РАН; Центр общечеловеческих ценностей, 1995.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политиздат, 1978.
Янкова З. А. Городская семья. М.: Наука, 1979.
Becker G. S. A Treatise on the Family. Cambridge, Mass.: Harvard Univ.
Press, 1981.
Lesthaege R. The Second Demographic Transition in Western Countries: An Interpretation. Brussels IPD Working Paper, 1992.
Kirkpatrick G. The Family as Process and Institution. N. Y., 1963.
Mead M. Marriage in two steps // The Family in Search of a Future // Ed. Otto N. L., N. Y., 1970.
P. 75 - 84.
Van de Kaa, D. J. Europe’s Second Demographic Transition // Population Bulletin, 1988. Vol.
42. 1.