- Влияние на людей, лидировать
- Быть знаменитым, известным
- Быть автономным, независимым
- Достижение материального благополучия
- Развитие своих способностей
- Профессиональный успех, рост
- Хорошее здоровье
- Счастливая семейная жизнь
- Быть привлекательным
- Удовольствия и развлечения
- Полноценное общение с людьми
- Полноценное приобщение к культуре
После ранжирования карточек, данные заносят в таблицу. Каждой ценности присваивается определенный ранг.
Проводится сопоставление полученных данных с идентификационными характеристиками.
Г. Must - тест.
Методика, предложенная А. Эллисом и опробированная П.Н. Ивановым и Е.Ф. Колобовой [126], позволяет провести диагностику индивидуальных представлений субъекта как совокупности иррациональных идей, которые сводятся к тому, что человек непременно должен иметь абсолютизированные требования к миру и себе.
Эллис считает, что иррациональные идеи могут быть неконгруэнтными реальности, по поводу которой индивид переживает. Они могут носить саморазрушительный характер для личности, заужая сферу его активности.
Отражаясь в личностных ценностях людей, они препятствуют достижению ими жизненных целей. Эллис предполагает наличие связи между иррациональными идеями и ценностями, которые определяют содержательную сторону направленности личности, и составляют ядро жизненной активности, жизненной концепции и философии жизни.
Поэтому данная методика может использоваться для выявления ценностно-мотивационных особенностей личности, в частности, мотивов, как побуждений, определяющих направленность активности [126].
В экспериментальном исследовании В. Вильгельми показана зависимость между иррациональными идеями, выраженными в основной теме ответа на тест, и ценностями. Чем большую субъективную значимость имеет конкретная ценность для человека, тем чаще она будет фигурировать в иррациональных идеях, выявляемых MUST - тестом [126].
Процедура исследования заключается в выявлении суждений относительно того, что человек должен, что он не может терпеть и что считает сама ужасным в жизни. В соответствии с этим стимульный материал предложения: Я непременно должен, Ужасно, если, Я не могу терпеть.
Предлагается по 6 раз закончить эти предложения.
Инструкция: Вам предлагается своими словами продолжить предложения, напечатанные на выданном Вам бланке. Крайне важно, чтобы Ваши ответы были искренними и принадлежали именно Вам.
Запишите любые мысли, которые кажутся Вам важными (как в настоящий момент, так и в целом для Вашей жизни).
Обработка результатов. Для обработки данных, полученных с помощью этого теста, не существует стандартизированной процедуры.
Поэтому для каждой выборки и для каждого испытуемого, как правило, выделяется индивидуально-уникальный набор долженствований [126].
Обработка результатов теста проводилась совместно тремя психологами экспертами в соответствии со следующим классификатором: 1 -
профессиональный рост; 2 - забота о своем здоровье; 3 - общение; 4 -материальное благополучие; 5 - комфорт; 6 - поддержание моральных устоев; 7 - состояние внешней среды; 8 - общественная полезность; 9 -семья; 10 - автономия.
Далее проводилось сопоставление маст-тем с идентификационными характеристиками.
В. Методика .Ценностные ориентацииРокича.
Наиболее распространенная в настоящее время методика, направленная на выявление ценностных ориентаций. Позволяет выявить систему ценностных ориентаций, которые определяют содержательную сторону направленности личности и составляет основу для ее отношений к окружающему миру, другим людям, себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, концепции и философии жизни [210].
М. Рокич выделяет два класса ценностей, которые оцениваются на прямом ранжировании списка ценностей: терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования состоит в том, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Мы предлагали испытуемым для ранжирования список ценностей-целей, поскольку это больше соответствует задачам нашего исследования, направленного на выявление связи идентификационных и смысловых характеристик личности.
Ценности для ранжирования предъявлялись испытуемым на карточках. Процедура ранжирования терминальных ценностей проводилась дважды.
Первый раз испытуемым предлагалось разложить карточки по порядку их значимости (от 1 максимального до 18 минимального) для них как принципов, которыми они руководствуются в своей жизни.
Во второй раз, через неделю, испытуемые должны были ответить на другой вопрос: В каком порядке реализованы данные ценности в Вашей жизни? Нужно было разложить ценности по порядку от 1 - наиболее реализованной до 18 - наименее реализованной ценности.
Проводилось сравнение полученных результатов. В таблицу заносились средне статистические данные, полученные в результате выполнения двух процедур.
Последующая процедура исследования была направлена на выявление взаимосвязи между выделенными параметрами путем корреляционного анализа (внутри групп и в целом по выборке). Проводился корреляционный анализ когнитивных, мотивационных, ценностно-смысловых характеристик в каждой группе с использование коэффициента Пирсона, поскольку
сопоставлялись интервальные шкалы (в обработке результатов принимала
участие С.В. Швецова).
1. Особенности мотивации в трех группах.
Результаты, полученные с помощью методики анализа мотивационной сферы (таблица 5), показали, что наблюдается ряд существенных различий в мотивационных особенностях испытуемых в трех группах (Б,ИЛ, ПД).
Таблица 5
Средние показатели мотивации в трех группах
Мотивы | Выраженность % | ||
БГ | ИЛГ | ПДГ | |
Самозащита | 6,67 | 6,2 | 6,21 |
Поддержание жизнеобеспечения | 6,39 | 6,45 | 4,13 |
Деловой успех | 4,89 | 6,8 | 5,33 |
Общение | 4,56 | 4,85 | 6,46 |
Познавательная активность | 2,83 | 5,85 | 4,46 |
Взаимодействие | 3,56 | 6,65 | 5,75 |
Уважение | 5,39 | 6,2 | 6,96 |
Здоровье | 6,5 | 5,7 | 4,63 |
Независимость | 3,72 | 6,25 | 5,46 |
Творчество | 4,67 | 5,55 | 6,38 |
Самореализация | 5,33 | 6,85 | 5,71 |
Семья | 6,83 | 4,7 | 5,54 |
Некоторые мотивы получили очень близкую оценку во всех группах, например, здоровье, общение, самореализация в учебной и профессиональной деятельности. В то же время наблюдается разница в показателях: в первой группе (БГ) по сравнению с двумя другими (ИЛД, ПДГ) наименее выражены мотивы, изучения зарубежного опыта и взаимодействия с зарубежными коллегами, независимости, автономии и творчества.
В третьей группе (ПДГ) наименее выражены показатели мотивации, связанной со стремлением к комфорту, заботе о здоровье. Во второй группе (ИЛД) данный наименее дифференцированы, поэтому по многим показателям наблюдается сходство ответов этой группы как с первой (БГ), так и с третьей (ПДГ).
Более дифференцированные данные были получены при оценке мотивации путем выбора 4 наиболее значимых и 4 наименее значимых мотивов (оценки от 1 - наименее значимый мотив до 9 - наиболее значимый мотив).
Таблица 6
Показатели выбора мотивов в трех группах
Мотивы | Выраженность % | ||
БГ | ИЛГ | пдг | |
Самозащита | 8,6 | 4,4 | 5,3 |
Поддержание жизнеобеспечения | 6,2 | 1,5 | 3,2 |
Деловой успех | 6,1 | 3,4 | 6,6 |
Общение | 5,2 | 6,5 | 2,2 |
Познавательная активность | 2,1 | 5,3 | 6,5 |
Взаимодействие | 1,6 | 5,3 | 4,1 |
Уважение | 4,7 | 8,4 | 4,8 |
Здоровье | 6,3 | 4,2 | 5,6 |
Независимость | 3,3 | 3,7 | 7,4 |
Творчество | 4,0 | 8,4 | 4,4 |
Самореализация | 5,3 | 4,8 | 7,8 |
Семья | 6,6 | 4,1 | 2,8 |
Результаты, полученные с помощью методики выбора наиболее значимых и наименее значимых мотивов, показали, что наблюдается ряд существенных различий в мотивационных особенностях испытуемых в трех группах (Б,ИЛ, ПД).
наименее значимых мотивов показывает, что в группах выделились явно преобладающие мотивы (значимость различий проверялась по методике Фишера).
В базисной группе более выражены мотивы самозащиты (26,07), жизнеобеспечения (24,33), семейного и личного счастья (18,97).
В индивидуально-личностной группе - мотивы самоуважения (41,82), общения (33,67), творчества (56,46).
В профессионально-деловой - мотивы самореализации в профессиональной и учебной деятельности (20,29), независимости и внутренней свободы (28,49), делового успеха (13,81), изучения зарубежного опыта (36,76).
Обобщая эти данные, можно сказать, что наиболее выраженными в трех группах оказались стремления, связанные с мотивацией: БГ - самозащиты, ИЛГ - самоуважения, ПДГ - саморазвития. В мотивации испытуемых путем корреляционного анализа были выделены комплексы мотивов.
Мотивация самозащиты сочетается со стремлением к семейному счастью, материальному благополучию, заботе о здоровью. Мотивация самоуважения сочетается со стремлением к творчеству и поддержанию хороших отношений с окружающими; мотивация саморазвития сочетается со стремлением к успеху в учебе и делах, независимости, автономии, расширению собственного профессионального сообщества.
2. Результаты, полученные с помощью Маст-теста (таблица 7), показали, что наблюдается ряд существенных различий в ценностно-мотивационных особенностях испытуемых в трех группах (Б,ИЛ, ПД).
Таблица 7
Средние показатели распределения маст-тем в трех группах
Маст - темы | Количество маст-тем % | ||
БГ | ИЛ | ПГД | |
Профессиональный рост | 2,1 | 2,3 | 5,4 |
Здоровье | 4,6 | 2,3 | 2,1 |
Общение | 1,8 | 3,5 | 2,4 |
Материальное благополучие | 0,6 | 0,4 | 0,7 |
Комфорт | 1,2 | 0,9 | 0,8 |
Моральные устои | 1,6 | 2,8 | 1,5 |
Внешняя среда | 2,4 | 1,4 | 1,3 |
Общественная польза | 0,9 | 2,1 | 0,7 |
Семья | 2,6 | 1,4 | 1,3 |
Автономия | 0,3 | 0,9 | 1,9 |
Полученные данные показывают, что испытуемые из первой группы чаще, чем в двух других, называли темы, связанные - с заботой о своем здоровье, например, намерениями заниматься спортом, страхами заболеть или стать калекой; - с заботой о состоянии внешней среды, например, страхом глобальных катастроф, изменений климата, отношением к погоде и природе; - с заботой о семье и близких людях, например, здоровье родителей, потере близких, атмосфере в семье. В то же время у них ниже показатели автономии.
Испытуемые из ИЛГ в целом давали похожие ответы, но у них по сравнению с остальными группами преобладают темы, связанные - с общением, например, стремление избежать одиночества, ценность друзей, а также - с моральными и личностными качествами, например, с заботой о нормах общения, взаимопонимании между людьми. Испытуемые из ПДГ больше пишут о профессиональном росте, стремлении к личностной свободе.
Ценности | Ранги | ||
БГ | ИЛ | ПГД | |
Демократия | 7 | 8 | 12 |
Защищенность жизни | 14 | 6 | 6 |
Общественная польза | 9 | 14 | 8 |
Влияние | 8 | 2 | 10 |
Известность | 4 | 7 | 3 |
Автономия | 3 | 10 | 14 |
Материальное благополучие | 12 | 4 | 9 |
Развитие способностей | 10 | 12 | 11 |
Профессиональный рост | 11 | 11 | 15 |
Здоровье | 15 | 3 | 13 |
Семья | 13 | 5 | 5 |
Физическая форма | 6 | 9 | 7 |
Развлечения | 2 | 1 | 1 |
Общение | 5 | 15 | 4 |
Культура | 1 | 13 | 2 |
В БГ наиболее высокое место занимают ценности здоровья, защищенности и безопасности жизни, семьи; в ИЛГ - ценности полноценного общения с людьми, общественной пользы, полноценного приобщения к культуре; в ПДГ - ценности профессионального роста, автономии и независимости, здоровья. Примерно одинаково выражены во всех группах ценности развития способностей, физической привлекательности, удовольствий и развлечений.
Сравнение средних показателей ранжирование ценностей в каждой группе по методике Фишера выявило ряд значимых различий.
В базисной группе испытуемые более важными считают ценности, связанные с безопасностью и защищенностью жизни (28,68); семейным благополучием (10,75).
В индивидуально-личностной группе более важными оказались ценности общения (33,67), полноценного приобщения к культуре (13,48).
В профессионально-деловой группе наблюдается большая выраженность ценностей, связанных с профессиональным ростом (7,63), демократическим преобразованием общества (5,82).
В то же время для первой группы (БГ) по сравнению с двумя другими менее значима автономия (11,24), социальное влияние (13,52). Для второй группы в сравнение с двумя другими менее значимы материальные блага (8,95) и здоровье (18,25).
6. Результаты, полученные по методике М. Рокича, выявляющей терминальные ценности, показали, что наблюдаются различия между группами.
В таблице 9 приводятся средние данные о ранжировании ценностей. Максимальное количество баллов означает максимально значимые ценности
Таблица 9
Терминальные ценности в трех группах
Териминальные ценности | Выраженность % | ||
БГ | ИЛГ | пдг | |
Активная деятельная жизнь | 10 | 4 | 17 |
Жизненная мудрость | 6 | 15 | 9 |
Здоровье | 16 | 9 | 10 |
Интересная работа | 11 | 12 | 18 |
Красота природы и искусства | 8 | 16 | 1 |
Любовь | 17 | 17 | 8 |
Материально обеспеченная жизнь | 15 | 2 | 4 |
Наличие хороших и верных друзей | 14 | 10 | 5 |
Общественное признание | 12 | 18 | 6 |
Познание | 5 | 8 | 15 |
Продуктивная жизнь | 4 | 3 | 16 |
Развитие | 3 | 5 | 14 |
Развлечения | 13 | 1 | 2 |
Свобода | 2 | 6 | 13 |
Счастливая семейная жизнь | 18 | 7 | 7 |
Счастье других | 1 | 14 | 3 |
Творчество | 7 | 13 | 11 |
Уверенность в себе | 9 | 11 | 12 |
В БГ получили максимальную значимость следующие ценности: счастливой семейной жизни; любви; физического и психического здоровья. В ИЛГ максимально выражены ценности общественного признания, уважения коллектива, окружающих; любви; зрелости суждений и здравого смысла.
В ПДГ наиболее выражены ценности интересной работы; активной жизнедеятельности; продуктивной жизни.
Далее проводилось сопоставление всех методик этого блока и выявление общих тенденций в значимости мотивации и ценностей.
7. Корреляционный анализ когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик в трех группах.
Результаты корреляционного анализа выявили аналогичные закономерности. Так, полученные корреляционные связи внутри групп показывают, что в первой группе (БГ) идентификация на уровне семейной, этнической общностей связана с мотивацией самозащиты (0,67), ценностями безопасности (0,68), обеспеченной жизни (0,73), здоровья (0,68), счастливой семейной жизни (0,66) (Р = 0,05); во второй группе социально-ролевая идентификация с профессиональным и деловым сообществом связана с мотивацией самореализации (0,63), ценностями активной деятельной жизни (0,62), развитие способностей (0,60), социальной мобильности (0,63), успеха (0,78), автономии (0,76) (Р = 0,05); в третьей группе идентификация экзистенциального и рефлексивного плана связана с мотивацией самоуважения (0,67), ценностями общественного признания (0,67), приобщения к культуре (0,68), любви (0,68) и независимости (0, 74) (Р = 0,05).
Полученные данные позволяют утверждать, что существует взаимосвязь между когнитивными и ценностно-мотивационными компонентами в структуре идентичности. Мы провели анализ всех полученных данных и выделили наиболее выраженные показатели идентичности, мотивации и ценностей (таблица 10).
Если обобщить все эти данные, можно выделить три ведущих блока когнитивно мотивационных характеристик в каждой группе: 1 - самозащиты, связанных со стремлением чувствовать себя безопасно, стабильно, реализуются на уровне близких и хорошо знакомых сообществ; 2 -самоуважения - желания быть уважаемым в обществе, приносить пользу
людям, реализуется на уровне строго не структурированного, но реального сообщества людей, разделяющих определенные культурные и моральные нормы и требования; 3 - самореализации - стремления проявить себя в деятельности, реализовать свои способности и расширения своего профессионального пространства, реализуется на уровне профессиональных, деловых сообществ, которые носят интернациональных характер.
Это позволяет по-новому посмотреть на структуру социальной идентичности и выделить в ней функциональные блоки, связанные с реализацией определенных функций, основанные на единстве когнитивных и ценностно-мотивационных компонентов. В основе функциональных блоков лежит конструктивная система, которая имеет специфические достаточно выраженные связи с когнитивными (идентификационными), ценностномотивационными характеристиками.
Таблица 10 Сводная таблица результатов исследования когнитивных и ценностномотивационных компонентов в структуре идентичности |
|||||||||||||||||
|