d9e5a92d

Истоки социального прогнозирования

Предполагаемые формы занятий:индивидуальные сообщения с последующим обсуждением; малые группы; контрольная работа-тест; круглый стол; пресс-конференция; экспертиза (ассистирование преподавателя).
Тема 1 Истоки социального прогнозирования
1. Религиозные концепции исторического пути и будущего человечества (буддизм, ислам, конфуцианство, христианство): место и роль человека в истории; как происходит развитие социального мира? (циклические, линейные концепции); предопределено ли будущее?
2. Представления просветителей о прогрессе и идеальном обществе (Монтескье, Руссо, Гоббс, Гегель) 3. Теория утопического социализма (Т.Мор, Сен-Симон), марксизм
4. Теория Фрэнсиса Фукуямы о конце истории
5. Циклические теории развития общества. Понятие прогресса по Арнольду Тойнби.

Понятие циклической истории по Л.Н.Гумилеву. Циклы Чижевского.
Рекомендуемая литература:
1. Баталов Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М., 1989
2. Волкогонова О. Д. Приоткрывая завесу времени: о социологическом предвидении будущего. М., 1989.
3. Рабочая книга по прогнозированию/ редкол.
И.В .Бестужев-Лада , Э.А.Араб-Оглы. М., 1982.
4. Тойнби А. Постижение истории: Избранное. М., 2002.
6. Храленко Н.И. Философско-методологические проблемы прогнозирования. - Л., 1980.
5. Яковец Ю.В. Предвидение будущего: парадигма цикличности.

М., 1992.
6. Ярская В.М. Научное предвидение: вопросы методологии.

Саратов, 1980.
Тема 2 Социологические концепции индустриального и постиндустриального общества
1. Концепция индустриализма (Р.Арон, У.Ростоу, Г.Кан, Д.Белл, Н.Винер), спорные утверждения (ВНП, социальная структура, развитие капитализма, США и другие гос-ва)
2. Концепция программированного общества А.Турена
3. Постиндустриальная концепция Дж.Гелбрейта
4. Концепция глобализма И. Уоллерстайна
5. Концепция волн Э.Тоффлера
Каковы отличительные черты понимания развития цивилизации по Марксу и теоретиков постиндустриализма? Критерии Индустриальное об-во Постиндустриальное об-во Основы экономики Социальноклассовая структура, распределение собственности Тип культуры Система образования Рекомендуемая литература:
1. Афанасьев В. С. Буржуазная экономическая мысль 3080-х годов ХХ века (очерк теории). М., 1986.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М., 1999.
3. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М., 1998.
4. Иноземцев В. Л. За десять лет: к концепции постэкономического общества. М., 1998.
5. Иноземцев В.Л. Социология Д.Белла и контуры современной постиндустриальной цивилизации // Вопросы философии.

2002. 5.
6. Новая постиндустриальная волна на Западе. Под ред.

Иноземцева В.Л. М., 1999. Тема 3 Деятельность международной организации Римский Клуб
1. Формирование и основные идеи Римского клуба 2. Глобалистика как наука. Методология глобального моделирования
3. Модель Дж. Форрестера Мировая динамика
4. Модель Д.Медоуза Пределы роста
5. Модель М.Месаровича, Э.Пестеля Человечество на поворотном пункте
6. Организация Римского клуба на современном этапе. Влияние идеологии Римского клуба на политическую стратегию России.
Рекомендуемая литература:
1. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л. За пределами роста. М.,1994
2. Кеннеди П. Вступая в XXI век. М., 1997
3. Лейбин К. Модели мира и образ человека. Критический анализ идей Римского клуба.

М., 1982.
4. Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. М., 1980.
5. Форрестер Дж. Мировая динамика.

М, 1978.
6. Балабаева З.В. Доктрина Римского клуба. Киев, 1989
7. Римский клуб 25 лет основания// Вопросы философии. 1995. 3.
8. Гвишиани Д.М. Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления.

М., 1998. Тема 4 Современные глобальные проблемы (семинар пресс-конференция)
1. Феномен футурофобии в обыденном сознании (Бестужев-Лада). Обсуждение книги Прогнозирование социальных нововведений
2. Шок будущего в обыденном сознании (Тоффлер). Обсуждение книги Футурошок. Проблемные вопросы: общество потребления, псевдопотребности, роль СМИ в информационном обществе, институт семьи и брака в современном массовом обществе. Экономические, политические и социальные Донаучные формы предвидения Научные формы предвидения интуиция прогнозирование воображение целеполагание вера проектирование предугадание моделирование предсказание конструирование предчувствие предуказание предвосхищение планирование условия появления "антифутурологических" настроений в обществе. "Экологическая волна" и ее последствия.

Причина появления и основные идеи "технологической волны". "Анти-тисциентистская волна" и ее проявления. Работы О.Тоффлера ("Футурошок", "Третья волна"), Дж.Нейсбитта ("Мегатренды").
3. Глобальные проблемы: продовольственная проблема, экологическая проблема, демографическая проблема. Рекомендуемая литература:
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М., 1999
2. Кеннеди П.Вступая в XXI век. М., 1997
3. Д.Медоуз Д. Пределы роста. М., 1979
4. Тоффлер Э.Футурошок. М., 1999
5. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.
6. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурология. Антология современной классической прогностики 1952-1999.

Редактор-составитель И.В.Бестужев-Лада. М., 2000.
Примерный сценарий:
Исполнители: Ведущие (1-2 человека),Специалисты (2-3 человека), Пресса (2 человека),Аудитория
Вступительное слово ведущих:
Какие социальные перемены, технические и культурные нововведения происходят сейчас в мировом масштабе? Описание нового социального уклада.

Предлагаемые вопросы для обсуждения аудиторией и специалистами: техника как фактор, как феномен, пределы воздействия на человеческое бытие; техника - благо или рок? Стандартизация, массовиза-ция, унификация, последствия информатизации.
Специалисты: Элвин Тоффлер: третья волна - электроника, освоение космоса, использование недр океана, биоиндустрия. Неравномерное постиндустриальное развитие: ведущие страны - метрополии (семерка), страны - сателлиты (Швеция, Дания, Австрия), третий мир. Бестужев-Лада И.В.: прогнозное обоснование социальных нововведений, российская модель развития.

Теория альтернавистики. Даниэл Белл: прогнозные сценарии будущего, мировая экономика.

Аудитория, пресса готовят вопросы для специалистов по сообщениям. Ведущие подводят итоги пресс-конференции.
Тема 5 Прогностика как наука
1. Основные принципы, законы, уровни, функции прогнозирования (методологическая база социального прогнозирования).
2. В чем состоит различие характера прогноза в естественных и социальных науках? Цель прогнозирования.
3. Этапы прогностического исследования
4. Виды прогнозов по разным основаниям: по целям, по времени упреждения, по объекту исследования
5. Примеры прогностических исследований. Эффективность прогнозирования.

Возможно ли прогнозирование социальных явлений (эффект самоосуществления и саморазрушения прогнозов)?
Практическое задание: Сделать сравнительную таблицу:
Рекомендуемая литература:
1. Рабочая книга по прогнозированию. М., 1982.
2. Социальное прогнозирование, планирование, проектирование. Красноярск, 1988.
3. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование //Социология в России (под ред. В.А.

Ядова). М., 1996.
Тема 6 Анализ объекта прогнозирования
1. Классификация объектов прогнозирования.
2. Основные методологические принципы анализа объекта прогнозирования.
3. Систематизация показателей прогнозируемого объекта.
Рекомендуемая литература:
1. Исследование построения показателей социального развития и планирования /Отв. ред. Г.В. Осипов, В.Г.

Андреен-ков. М., 1989.
2. Рабочая книга по прогнозированию. М.: Мысль, 1982.

Тема 7 Этапы разработки прогноза

1. Начальный этап прогностического исследования. Что лежит в основе разработки прогноза?
2. Понятие исходная модель. Предпрогнозная ситуация
3. Рабочие гипотезы, ожидаемое и желательное состояние объекта. Какова верифицируемость прогноза?
4.Экстраполяция, сценарии, экспертные оценки как методы прогностического исследования.
5. Теория моделирования.
6. Структура прогнозного фона. Целевая группировка прогноза.
Рекомендуемая литература
1. Рабочая книга по прогнозированию. М.: Мысль, 1982.
2. Прогнозирование в социологических исследованиях. Методологические проблемы.

Отв. ред. И.В.

Бестужев-Лада. -М.: Мысль, 1978.

Тема 8 Методы прогнозирования

Группа организуется по 2 командам, семинар проходит как защита основных методических направлений: формализованные и неформализованные методы прогнозирования. Основная цель: раскрыть преимущества и ограничения конкретного метода, указать область применения отдельных видов методов в социальных исследованиях.

В конце семинара подвести итоги о возможностях конкретных методов. 1. Общенаучные методы (дедукция, анализ, синтез, аналогия, гипотеза)
2. Формализованные: экстраполяция, моделирование
3. Интуитивные: индивидуальные экспертные оценки: интервьюирование, написание сценариев, аналитическая записка.
- коллективные экспертные оценки: метод комиссий, мозговая атака, Дельфи.
Рекомендуемая литература:
1. Бестужев-Лада И.В. Экспертный сценарно
прогностический мониторинг: разработка сценариев// Социс. 1993.

11. с.87-90.
2. Косолапов В.В. Методология социального прогнозирования.

Киев, 1981.
3. Вишнев С.М. Основы комплексного прогнозирования.

М., 1999.
4. Гражданников Е.Д. Экстраполяционная прогностика.

Новосибирск, 2001.
5. Добров Г.М. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании.

Киев, 2000.

Тема 9 Поисковый прогноз

1. Методика поискового социального прогноза.
2. Механическая экстраполяция как основа прогнозного поиска, ее возможности и ограничения.
3. Определение верхней и нижней экстрем.
4. Наиболее вероятные ожидаемые значения с учетом данных прогнозного фона.
5. Генезис проблемы: что означает наличие проблемы?
в чем различие между проблемным состоянием и проблемной ситуацией? чем вызвана актуальность проблемы? что такое псевдопроблемная ситуация? генезис и структура социальной проблемы (нормальная ситуация, проблемная ситуация, критическая ситуация, катастрофическая ситуация) последствия невмешательства в проблему. 6. Особенности социальных проблем.

Классификация социальных проблем.
7. Понятие дерева социальных проблем, подлежащих решению средствами социального управления. Прогнозирование проблемных ситуаций.


8. Пример поискового прогноза. Сообщение.
Рекомендуемая литература:
1. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: Перспективные проблемы общества (опыт систематизации). М., 1984
2. Рабочая книга по прогнозированию. Отв.ред.

И.В. Бестужев-Лада М., 1982
3. Прогнозирование в социологических исследованиях. Методологические проблемы.

Отв. ред. И.В.

Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1978.

Тема 10 Нормативный прогноз

1. Методика нормативного социального прогноза.
2. Социальный идеал и идеализация социального явления как методологический ориентир дальнейших прогнозных разработок.
3. Оптимизация социального процесса с учетом данных прогнозного фона по заранее заданным критериям.
4. Социальные оптимумы и социальные нормы.
5. Примеры нормативных прогнозов
Рекомендуемая литература:
1. Бестужев-Лада И.В.. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества.

М., 1987.
2. Рабочая книга по прогнозированию. М.: Мысль, 1982.

3. Прогнозирование в социологических исследованиях.
Методологические проблемы. Отв. ред.

И.В. Бестужев-Лада.

М.: Мысль, 1978.

Тема 11 Взаимосвязь поискового и нормативного прогнозов

1. Заблаговременное взвешивание возможных и желаемых перспектив развития явлений - суть социального прогнозирования.
2. Верификация прогноза и выработка рекомендаций для принятия управленческих решений. Проблемно-целевой ромб.
3. Прогнозное обоснование социальных нововведений. Практическое аудиторное задание: С целью освоения
методики поискового и нормативного прогнозов составить проблемно-целевой ромб. Группа разделяется на 2 команды, которые по окончании отведенного регламента времени должны будут представить сконструированное дерево проблем и дерево целей по выдвигаемой теме исследования.
Пример приведен в учебном пособии В.А.Лукова Социальное проектирование М., 2003. Предлагается разработать прогнозную модель - подготовка высококвалифицированных специалистов ученых к 2015г.

Структурирование такой перспективы может иметь форму проблемно-целевого ромба...
А. Конечная цель: создание русского Оксфорда.
Подцели:
1. Создание крупных гуманитарных научных школ
1.1. Развитие научного потенциала профессорско-
преподавательского состава
1.2. Создание системы организации научного творчества студентов
1.2.1 Внедрение принципа формирования учебных групп: группа-школа при мастере ( мастерская)
1.2.2. Формирование сети научных микросообществ.
2. Создание современной материальной базы обучения. В. Проблемы
1.2.1 Для работы по методу школа при мастере не хватает времени.
1.2. Мастера живут в большом отдалении от института
1. Научная подготовка не стала пока высокой социальной ценностью и слабо мотивирует и студентов, и преподавателей.
Подготовить аналогичный проблемно-целевой ромб на прогнозный период 2015 г. по возможным темам: обеспеченность молодых семей жильем; реализация прав потребителей в сфере общественного питания; льготы и социальные услуги для пожилых граждан в сфере медицинского обслуживания. Рекомендуемая литература:
1. Прогнозирование в социологических исследованиях. Методологические проблемы. Отв. ред.

И.В. Бестужев-Лада.

М.: Мысль, 1978.
2. Прогнозное обоснование социальных нововведений / РАН, Ин-т социол. М.: Наука, 1993
3. Рабочая книга по прогнозированию. М.: Мысль, 1982.

Тема 12 Прогнозирование в социальной сфере

1. Особенности социального прогнозирования (в широком смысле), социально-экономическое прогнозирование. Социальные аспекты прогнозирования развития науки и научнотехнического прогресса
2. Социально-экологическое прогнозирование
3. Социально-географическое прогнозирование
4. Социально-медицинское прогнозирование
5. Социально-градостроительное прогнозирование
6. Социально-образовательное прогнозирование
Рекомендуемая литература:
1.Зотов А.Ф. О прогнозах социального развития. Опыт методологического анализа. //Социс. 1992.

10. с.30-33.

Тема 13 Демографическое прогнозирование

1. Объект и методы демографического прогнозирования
2. Этапы демографического прогноза
3. Понятие демографической политики.
4. Анализ и прогноз демографической ситуации в Республике Бурятия.
Сообщения: Прогнозирование миграционных процессов, Будущее семьи как социального института Рекомендуемая литература:
1. Капица С.П. Общая теория роста человечества. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле.

М., 1999.
2. Бахметова Г.Ш. Методы демографического прогнозирования.

М., 1982.
3. Бедный М.С. Демографические процессы и прогнозы здоровья населения. М., 1997
4. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование.

М., 2001.
5. Методология демографического прогноза/Отв.ред.
А.Г.Волков. М., 1988.
6. Найданова С. Б. Качество жизни населения Республики Бурятия в условиях реформ. Улан-Удэ, 1999.

Тема 14 Прогнозирование уровня жизни

1. Понятия уровень жизни и качество жизни
2. Показатели уровня жизни и их характеристика
3. Оценка современного состояния уровня жизни населения в России
4. Прогноз уровня жизни населения в Республике Бурятия.
Рекомендуемая литература:
1. Суворов А. В. Методологические проблемы прогнозирования уровня жизни населения //Проблемы прогнозирования, 2000, 1
2. Ивантер В. Экономическое прогнозирование в России: реальность и перспективы //Общество и экономика, 1999, 5. 3. Петров А.Н. Прогнозирование социально
экономического развития в условиях радикальной экономической реформы. Л, 1989
4. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения.

М., 2002.
5. Найданова С.Б. Качество жизни населения Республики Бурятия в условиях реформ.

Улан-Удэ, 1999.

Тема 15 Теория и практика отечественного социального планирования

1. Теория социалистического управления и планирования
2. Реформа политического управления 60-х годов XX века.
3. Современная концепция рыночного управления в России.
4. Государственное индикативное планирование в современных социально-экономических условиях.
Рекомендуемая литература:
1. Антонюк Г. А. Социальное проектирование. Минск, 1978.
2. Социальный менеджмент. Под ред. Д.В. Валового.

М., 2002.
3. Основы современного социального управления. Под ред. В.Н. Иванова.

М., 2000.
4. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка.

М, 2002.
5. Ревенко А. Планирование в системе государственного регулирования экономики//Экономист. 2002. 8.
6. Гаврилов А. Формирование механизма обновления системы управления экономикой// Экономист. 1998. 7.
7. Лапин Н. И. Теория и практика социального планирования. М., 1975.
8. Алексеев В.Г., Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование.

М., 1994.

Тема 16 Зарубежный опыт социального планирования

1. Роль государства в экономике (административные и экономические методы регулирования).
2. Текущее регулирование экономики.
3. Государственные программы в Японии, США, Канаде, Франции, США.
4. Прогноз развития отдельных стран на международном уровне.
Рекомендуемая литература:
1. Дудкин В., Петров Ю. Индикативное планирование //Российский экономический журнал. 1998.

7-8.
2. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики// Экономист. 2001. 8.
3. Хлынов В. Общегосударственное планирование рыночной экономики // Экономист. 1994. 4.

Тема 17 Социальное программирование

1. Каковы отличительные черты программирования и прогнозирования?
2. Что такое федеральная целевая программа? Найти и охарактеризовать перечень федеральных целевых программ в социальной сфере.
3. Каковы основные требования к программе?
4. Перечислите основные этапы разработки программы?
5. Охарактеризуйте структурные компоненты целевой комплексной программы (ЦКП).
6. Назовите виды социальных программ по разным основаниям.
Практическое задание: проанализировать Положение об организации и проведении экспертизы в Экспертном Совете при Правительстве РФ в сборнике Федеральные и региональные программы России. Вып.5.

М., 1996, с.72-91. Ответить на следующие вопросы: предназначение ГКЭ; основная цель проведения ГКЭ; принципы ГКЭ; объекты экспертизы; субъекты экспертизы; виды ГКЭ, формы проведения; основные требования, предъявляемые к программе и проектам; определение формы экспертизы; экспертный совет; экспертная документация; сроки проведения; финансовое обеспечение; права и обязанности субъектов экспертизы; ответственность субъектов экспертизы. Рекомендуемая литература
1. Сутягин В.С. О соотношении научных прогнозов и государственных программ социально-экономического развития // Проблемы прогнозирования.

1998. 1.
2. Экономический подъем России 1998-2005: стратегия действий // Проблемы прогнозирования.1998. 3.
3. Минина В.Н. Социальное программирование: теоретико-методологический аспект.

Спб., 1997.
4. Проблема разработки и реализации комплексных программ. М., 1988.

Тема 18 Теоретические подходы к проектной деятельности

1. Объектно-ориентированный подход
2. Проблемно-ориентированный подход
3. Тезаурусный (субъектный) подход
4. Типы социальных проектов по: а) характеру проектируемых изменений; Б) направлениям деятельности;
в)особенностям финансирования; г) масштабам; д)срокам реализации. Привести конкретные примеры.
Рекомендуемая литература:
1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование. Минск, 1978
2. Луков В.А. Социальное проектирование.

М, 1999.
3. Прогнозное социальное проектирование и социальная диагностика. Вып.1-3.

М., 1991.
4. Вопросы социального проектирования. М, 1990
5. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования.

Минск, 1989.
6. Тощенко Ж.Т. Социальное проектирование. М., 1982.

7. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. М., 1998
8. Социальное проектирование учреждений социального обслуживания. М, 1996.

Тема 19 Технология социального проектирования

1. Требования к научно разработанным социальным проектам
2. Структура описания проекта
3. Замысел. Самоанализ. Концепция
4. Проектные технологические стратегии
5. Алгоритм работы над социальным проектом Сообщения Социальные последствия инновационного проекта Интернет, Ярмарки и конкурсы социальных проектов в РФ и РБ.
Тема 20 Задачи и планирование проекта
1. Задачи проекта
2. Обоснование
3. Последствия. Жизнеспособность
4. Планирование. Бюджет.
Рекомендуемая литература
1. Блинников М.С., Даушев Д.А., Симонов Е.А. Как просить деньги - в помощь пишущим заявки на гранты. - М., 2003.
Интернет -сайты
1. Виртуальный ресурсный центр
2. Ресурсы интеллектуальной информации РИНТИ
3. Информационная система "Наука и Инновации
4. Cайт сообщества профессионалов по привлечению ресурсов

Тема 21 Реализация проекта

1. Защита проекта 2. Реализация
3. Кадры
4. Коррекция
5. Ликвидация проекта.
Тема 22 Методы коллективной работы над проектом
1. Мозговая атака. Обязательные требования к мозговой атаке.
2. Деловая игра
3. Метод фокальных объектов
4. Метод фокус-групп
5. Ситуационный анализ
Рекомендуемая литература:
1. Луков В. А. Социальное проектирование. М., 1998
Тема 23 Современное социальное проектирование в России
1. Роль НКО в общественной жизни
2. Что такое проектный социум?
3. Роль общественности, третьего сектора в становлении
гражданского общества
4. Выделите приоритетные области проектирования.
5. Основные виды деятельности в рамках реализации про
екта. Благотворительная деятельность.
Практическое аудиторное задание: Опираясь на лекции и дополнительные учебные материалы, разработать индивидуальный социальный проект или программу для внедрения в системе социальной защиты на уровне района, микрорайона, ВУЗа, города. Защитить проект по следующим пунктам: название проекта; тип проекта (по различным основаниям); цель проекта; подцели, задачи; система мероприятий по каждой подцели; ресурсное обеспечение; временные рамки.
Тема 24 Современное социальное проектирование в РБ
1. Характеристика заявки на грант. Обзор деятельности фондов Сороса, Форда, РФФИ, Евразия и др. 2. Файдразинг.

Доноры, заявители, тематика грантов, запрос-заявка, описание проекта.
3. Гранты на социальные проекты в РБ. Описание примера проекта.
Практические задания: 1. Характеристика деятельности общественных организаций в РБ, г.Улан-Удэ. По плану: 1.тип организации, направление деятельности; 2. название; 3 руководитель; 4.время возникновения; 5. юридический статус; 6. география деятельности; 7. источники поддержки; 8. количество активных работников; 9. наиболее известные мероприятия-проекты.
2. Реализация различных мероприятий социальной направленности в библиотеках г.Улан-Удэ. Проанализировать акции, инициативы, проекты в Национальной, Юношеской, Городской, Детской библиотеках (профессиональные клубы, социально-реабилитационные программы, оздоровительные, педагогические, профориентационные, досуговые мероприятия).
3.Защита паспортов проектов студентов, Экспертиза, рецензирование и оппонирование проектов по командам. Эксперты выбираются из числа студентов группы или приглашаются студенты старших курсов, консультанты, преподаватели кафедры.
Рекомендуемая литература
1. Мы сами - ключ к успеху! Издание Бурятского представительства Межрегионального Общественного Фонда Сибирский центр поддержки общественных инициатив.

Улан-Удэ,1999.
2. Общественные объединения Сибирского региона. Информационный справочник.

Изд.3. Т.8. Общественные объединения РБ.

Новосибирск, 1998.
3. Как создать общественное объединение (ме
тод.пособие). Улан-Удэ, 2000.
4. Блинников М.С., Даушев Д.А., Симонов Е.А. Как просить деньги - в помощь пишущим заявки на гранты. М., 2003. Z баллов 0-28 29-33 34-38 39-42 Оценка 2 3 4 5 Рекомендации к выполнению теста 5. Нормативно-правовая база некоммерческих организаций.

М., 2000.
6. Общественные организации и органы государственной власти: механизмы взаимодействия (метод.пособие). - Новосибирск, 2001.



Содержание раздела