1. Организационно-методический раздел Учебный курс Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе относится к числу общепрофессиональных дисциплин и предполагает профессиональную подготовку. Данный курс преподается в соответствии с Государственным образовательным стандартом и требованиями обязательного минимума содержания профессионально-образовательных программ шифр цикла общепрофессиональных дисциплин.
Предметные цели обучения Изучение учебной дисциплины направлено на усвоение студентами:
- Изучение теоретико-методологических взаимосвязанных блоков: социальное прогнозирование, планирование, программирование, проектирование и моделирование.
- Изучение проблем использования прогнозной информации в социальной политике; планирования на различных уровнях: макро-, региональный и микроуровень.
- Знание и применение методов прогнозирования и планирования.
- Анализ типологии, структуры и организационноэкономического механизма разработки и реализации социальных программ.
- Анализ методологических принципов разработки социальных проектов.
Задачи курса направлены на изучение истории, теории и практики социального прогнозирования и проектирования: понятийного аппарата этой области знания в целом и терминологии конкретных ее разделов; методологического и исторического контекста возникновения, становления и развития социального прогнозирования и проектирования; методики и техники проведения конкретного социально-прогностического исследования; особенностей социально-экономического, социально-политического, социально-культурного и т. д. прогно- зирования и проектирования. Данная дисциплина предполагает усвоение методологических принципов прогнозирования, планирования, программирования и проектирования, методов прогнозирования и планирования, выработку навыков использования прогнозной информации в социальной политике, составления проектов.
В результате изучения курса студенты должны уметь:
- Применять прогнозную информацию в семейной, демографической, миграционной политике и т.д.
- Использовать методы прогнозирования и планирования в исследовательской работе.
- Владеть технологией разработки и реализации социальных программ и проектов.
- Осуществлять методы очных экспертных оценок, методы групповой работы над социальным проектом в научнопрактической деятельности.
Обязательный минимум содержания образовательной программы общеобразовательной дисциплине Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе.
Социальное управление: задачи и принципы; теоретические и методологические основы социального прогнозирования; социальная сфера региона: воспроизводство, занятость, качество жизни населения; прогнозирование в социальной сфере; прогнозирование и социальная политика; директивное, стратегическое, индикативное планирование; региональное планирование; внутрифирменное планирование; разработка и реализация социальных программ в системе социальной работы; проектирование в системе социальной работы; механизмы внедрения социальных проектов; проектирование развития учреждений социального обслуживания.
Региональный компонент Органы прогнозирования и планирования в Республике Бурятия. Региональное планирование. Социальные программы РБ.
Сеть специализированных социальных учреждений РБ. Выписка из учебного плана
Распределение бюджета времени, определенного учебным планом на внеаудиторную СРС, по видам работ. семестр
Лекции организуются по потокам. Общий объем лекционного курса 28 часов.
Практические и семинарские занятия
Практические занятия планируются в объеме 56 часов на учебную группу, (включительно по подгруппам).
Нормативный объем самостоятельной работы установлен в объеме 116 часов. В рамках самостоятельной работы студенты ведут подготовку к практическим занятиям, работают с первоисточниками. Участвуют в подготовке и обсуждении докладов, сообщений к семинарским занятиям, а также во внутривузовских, межвузовских и других дискуссиях, научнопрактических конференциях, коллоквиумах по проблемам социального управления, прогнозирования социальных процессов и опыта разработки социальных проектов.
В процессе самостоятельной работы студенты должны написать курсовую работу по избранной теме и представить на публичной защите в виде доклада на итоговом занятии, завершающем семестр. В качестве текущего контроля выступают: входное тестирование, 1 контрольная работа в период межсессионного контроля, а также оценки, выставляемые в ходе опроса по теме семинарских занятий. Результаты выполнения этих работ в сочетании с другими предусмотрены в рамках СРС, являются основанием для выставления оценок текущего контроля в рамках контрольных недель.
Выполнение данных видов работ является обязательным для всех студентов. Студенты, не выполнившие в полном объеме все эти работы, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена, как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.
Итоговый контроль
Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрены защита курсовой работы и экзамен в конце VIII семестра. Формы защиты НИРС
- Публичная защита курсового проекта в рамках итоговых занятий по учебному курсу с приглашением специалистов, преподавателей, консультантов, студентов разных курсов в заранее установленные учебным графиком сроки.
- Выступление с научными сообщениями в рамках семинарских занятий по типу пресс-конференция в соответствии с темами, предусмотренными рабочей программой.
- Индивидуальная защита докладов, рефератов, кратких научных сообщений в рамках семинарских занятий по типу круглый стол.
Выбор формы научно-исследовательских работ осуществляется преподавателем и одобряется решением кафедры.
Экзамен принимается преподавателем, ведущим подготовку по данному курсу. Студент получает допуск к экзамену, если:
- Прослушал полный курс лекций;
- Участвовал в работе семинарских практических занятий и усвоил теоретический материал;
- Выполнил и представил к защите курсовой проект.
Требования к уровню освоения содержания курса:
Для получения отличной оценки студент должен показать глубокие знания по программе спецкурса, лекционного материала, осмыслить монографический и дополнительный материал; дать исчерпывающие ответы на все дополнительные вопросы; должен проявить умение логически и творчески мыслить; подтвердить теоретические положения собственными примерами.
Для получения хорошей оценки студент должен показать прочные знания по программе спецкурса, обязательного минимума учебной и монографической литературы; умение осмыслять важнейшие проблемы прогнозирования, проектирования и моделирования социальных явлений и процессов Удовлетворительная оценка ставится при недостаточном умении студента раскрыть тему самостоятельно, неполном ответе на все вопросы билета, недостаточной уверенности в знаниях по изучаемому спецкурсу.
Самостоятельная работа студентов по выполнению
Тема 5 Нормативное прогнозирование (2ч)
Нормативное прогнозирование. Логика нормативного прогноза. Абсолютный и относительный оптимумы. Результат нормативного прогнозирования - дерево целей.
Проблемно-целевой ромб как взаимосвязь поискового и нормативного прогнозов.
Тема 6 Анализ объекта прогнозирования (2ч)
Объект прогнозирования. Классификация объектов прогнозирования.
Общие принципы анализа объекта прогнозирования. Системный подход и теория моделирования и прогнозирования.
Тема 7 Методы прогнозирования (2ч)
Трендовое моделирование (экстраполяция и интерполяция тенденций). Аналитическое моделирование (сценарное, матричное, имитационное и т.д.).
Метод экспертных оценок. Метод Дельфи.
Тема 8 Прогнозирование в системе управления социальными процессами (2ч)
Социально-экономическое прогнозирование. Прогноз рынка труда.
Прогнозирование и социальная политика. Социальная сфера региона: воспроизводство, занятость, уровень жизни населения. Демографическое прогнозирование (объект, предмет, методы, специфика).
Экологическое прогнозирование.
Тема 9 Теория и практика планирования: отечественный опыт (2ч) Становление социального планирования в СССР: основные этапы. Дискуссии 20-х годов о методологии планирования (Н.К.Кондратьев, Г.С.Струмилин). Социальная направленность первого пятилетнего плана.
Директивное планирование в 60-80-х гг. Методы социального планирования (балансовый, нормативный, аналитический, комплексный и проблемно-целевой).
Переход к индикативному планированию в новых социально-экономических условиях. Модель индикативного плана-прогноза. Планирование на микроуровне. Бизнес-план.
Региональное планирование.
Тема 10 Теория и практика планирования за рубежом(2ч)
Зарубежный опыт социального планирования (США, Канада, Франция, Япония, КНР). Роль государства в экономике (административные и экономические методы регулирования). Текущее регулирование экономики. Государственное программирование.
Внутрифирменное планирование. Опыт управления в крупнейших корпорациях за рубежом.
Тема 11 Программирование в системе управления социальными процессами (2ч)
Целевые комплексные программы как инструмент управления. Типы комплексных целевых программ. Структура целевых комплексных программ: целевой, обеспечивающий, организационный, результирующие блоки. Организационноэкономический механизм разработки и реализации целевых комплексных социальных программ.
Федеральные и региональные программы.
Тема 12 Социальное проектирование: сущность, понятие, функции (2ч)
Современные концепции социально-проектной деятельности: объектно-ориентированный, проблемно
ориентированный и субъектно-ориентированный подходы. Понятие социального проекта. Предмет социального проектирования. Типы социальных проектов.
Жизненный цикл проекта.
Тема 13 Технология разработки социального проекта
Концепция проекта. Цель, задачи проекта. Содержание работы. Обоснование проекта.
Ожидаемые последствия. Оценка жизнеспособности проекта. Планирование проекта.
Защита проекта. Реализация проекта. Контроль проекта. Завершение работ и ликвидация проекта.
Методы коллективной работы над проектом. Технология групповой работы.
Деловая игра. Мозговая атака.
Тема 14 Проектирование развития учреждений социального обслуживания (2ч)
Концептуальные подходы к социальному проектированию учреждений социального обслуживания. Социальные проекты и третий сектор. Паспортизация проекта.
Основная документация. Нормативы, требования к современным проектам.
Экспертиза проектов. Ярмарки, конкурсы проектов, генерация идей.
Примеры различных проектов в РФ и РБ.