d9e5a92d

Структура и исследовательские задачи политической социологии

Как рассматривают предмет этой науки современные исследователи, какие точки зрения наиболее часто встречаются в этой связи, какие тут возможны подходы?
1. Политическая социология определяется как социологическое объяснение проявления власти, как такая интерпретация общей социологической теории, которая проблеме власти отводит центральное место11 (Ежи Вятр).
2. Как наука, занимающаяся общественными основами власти во всех институционализированных секторах общества12 (Моррис Яновиц).
3. Как дисциплина, изучающая взаимоотношения между обществом и государством, между социальным строем и политическими институтами13 (Сеймур Mapтин Липсет).
4. Как приложение общей системы отсчета переменных и объяснительных моделей социологии к исследованию комплекса различных видов политической деятельности и политического сознания (по аналогии с подходом Дж. Н. Смелзера к определению экономической социологии).
5. Как ветвь социологической науки, раскрывающая отношение общества к государству и институтам распределения и формирования власти, которое проявляется прежде всего в направленности политического сознания и политического поведения. Политическая социология, отмечают Ж. Т. Тощенко г и В. Э. Бойков, призвана ответить на вопрос: как осознаются индивидом, социальными группами и слоями, партиями и общественными организациями существующая политическая реальность, система властных отношений, их политические права и свободы.

Это дает основание представить, как гражданское общество взаимодействует с политическими институтами, структурами14.
6. Как наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияние остальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее огромное воздействие на свою окружающую среду15.
Как бы ни отличались подходы к предмету политической социологии, ясно, что речь идет об изучении влияния социальных отношений (социальной сферы) на политические (политическую) и политических на социальные, иначе говоря, о диалектике их взаимодействия и взаимовлияния. Последнее проявляется в политической деятельности и политическом поведении людей, составляющих те или иные социальные общности и имеющих свои специфические интересы, содержание которых предполагает создание и функционирование специальных политических и общественных структур, институтов, организаций.
Политические социологи должны сосредоточиваться на рассмотрении того, как общество воздействует на государство, изучая силовое поведение во всех его проявлениях и во всей совокупности инструментов, с помощью которых оно реализуется. Это практически делает политическую социологию тождественной всей социологии.

На практике, однако, политические социологи пытаются концентрировать внимание на силовом поведении в той степени, в какой это позволяет понимать специфику и способ работы политической системы.
Мы исходим из того, что политическая социология это отрасль социологии, концентрирующаяся главным образом на анализе взаимодействия политики и общества. При этом политика определяется в терминах класса действий, а не в понятиях совокупности институтов или организаций.

Мы рассматриваем политику как особую совокупность социальных действий, отраженных или формируемых в многочисленных и разнообразных организационных контекстах.
Как таковая политика связана с проблемами организаций, правил, обязательных между членами этих организаций, с процессом выработки правил. Политическая социология рассматривает эти проблемы с точки зрения процессов, подчеркивающих факт выработки правил.

Она необходимо предполагает решение проблемы социального порядка, поскольку принимаемые правила в любом случае должны быть обязательными.
В политической социологии взаимозависимость между социальным классом и избирательным выбором, между экономическим развитием и политической стабильностью и т. п. показывает тип явлений, нуждающихся в объяснении. Объясняя, необходимо показывать, как эти взаимозависимости могут быть предсказаны или выведены из совокупности более общих теоретических предпосылок. Политические социологи более заинтересованы в построении теорий относительно событий, чем в самих событиях.

Здесь они противоположны историкам, в основном сосредоточивающимся на частных событиях (Гражданская война в Америке, французская революция и т. д.). Это не означает в целом, что они не интересуются прошлым. Напротив, многие блестящие работы посвящены толкованию прошлой политической жизни и т. д., дают исторические основания текущей политической ситуации, углубляя их исторической перспективой (см. работы К. Маркса II том Капитала, социологические исследования Макса Вебера, работы Моска об элите, исследования Липсета, посвященные изучению процесса национального строительства в США).

Обращение к прошлым фактам дает им основания для создания моделей социальных процессов.
В более формализованных науках (таких, как физика, например) совокупность экспериментальных наблюдений обычно выводится в строгой логической манере из предпосылок и теорем (предложений) теории, так что не подтверждающиеся наблюдения требуют изменения в принятых посылках или теории. В социальной науке мы не достигаем этого уровня. Теории здесь зачастую нечетко и неадекватно сформулированы, и их связи с реальным миром зачастую произвольны.

Отсюда наличие вариантов теоретических подходов в объяснении одной и той же совокупности данных. Такое состояние, близкое к теоретической анархии, характерно в настоящее время для социальных наук. Однако это не повод для отчаяния, а скорее стимул для дальнейшей работы.

Как отмечал Питт Риверс, комментируя археологический ажиотаж, вызванный публикацией дарвиновского Происхождения видов, утверждение нашего скромного происхождения может стать стимулом для трудолюбия и респектабельности.
Большое количество используемых в социальных науках теорий узки по сфере исследования. Мертон определил их как теории среднего уровня16. Это теории узкого круга явлений выбор электората, иерархия политических партий, революций и т. д. Они касаются лишь малых сегментов социальной жизни.

Другие теории могут рассматривать более широкие проблемы, но на сегодняшний день их уровень оставляет желать лучшего. Таким образом, политические социологи заимствуют свой концептуальный аппарат у социологов; в основном это идея о сети социальных взаимосвязей, исследуемых с помощью таких понятий, как роль, норма, ценности, социальная структура и стратификация, межпоколенная их передача, и понятия организации.

Данные понятия связаны между собой в теориях большей или меньшей сложности и степени логической строгости.
Не вызывает сомнений, что идущий в обществе политический процесс социально обусловлен, и все, что связано с ним, начиная от распределения власти между различными государственными и общественными институтами и кончая политико-пропагандистской деятельностью, связано с теми или иными социальными группами, их статусом, ролью, интересами, их политической активностью.
Только изучая повседневную деятельность политических институтов на основе такого подхода, можно выявить систему связей и зависимостей, закономерности и тенденции в функционировании политических институтов, понять причины их неэффективности, приводящие к политической нестабильности и конфликтам.
Все более явным становится, что реформа 90-х годов в России не только породила движение от авторитарной системы к правовому государству и гражданскому обществу, но и сделала возможным открытое движение националистических сепаратистских сил, разрушающих исторически сложившиеся экономические, политические и культурные связи между народами и регионами страны.
Сказываются, конечно, и недостаток политической культуры, и политическая неопытность масс, позволяющих втянуть себя в межнациональные и другие конфликты, не умеющих своевременно разобраться в истинных целях тех или иных политических лидеров.
Политическая социология дает обобщенное знание того, как то или иное социальное изменение в социальной структуре, мобильности, статусе групп и т. п. сказывается на функционировании политической системы в целом или ее какого-то элемента. Она позволяет выявить социальные факторы, как способствующие политическому согласию, политической стабильности, так и вызывающие различного рода дисфункции, срывы, напряженность, политический экстремизм в тех или иных формах, политические риски.
Характеризуя исследовательский потенциал политической социологии, можно попытаться выделить ключевую категорию в ее понятийном аппарате. Если, например, в политической экономии К. Маркса центральной явилась категория товар, в социологии категория социальное, в экономической социологии категория социально-экономическое, то в политической социологии в качестве таковой может рассматриваться понятие социально-политическое. Оно помогает увидеть и понять смысл других, во многом производных от него категорий, имеющих стыковой характер.

Данная категория ориентирует на выявление социальных факторов, условий, связей, объясняющих направленность и основной смысл политической деятельности тех или иных субъектов. Нередко в науке рассматриваются политическая сфера (политические отношения) и экономическая сфера (экономические отношения) как непосредственно связанные субстанции и игнорируется то, что их опосредует социальная сфера (социальные отношения). Ни экономическая, ни политическая деятельность не могут быть правильно поняты, если за рамками научного анализа останутся действующие субъекты, т. е. социальные общности с их специфическими интересами и механизмами взаимодействия.

Изучение социальной детерминированности политических отношений и политической деятельности, выявление закономерностей взаимовлияния политической и социальной сфер в конкретных исторических условиях и является предметом политической социологии.
В работах российских философов и социологов последних лет получила известное распространение точка зрения, согласно которой специфика социальных отношений состоит в том, что они выступают как аспект всех иных общественных отношений: экономических, политических, идеологических и т. д., что находит отражение в категориях социально-экономическое, социально-политическое, социально-культурное и т. д.


Однако такой подход требует некоторых уточнений. Распространенность вышеназванных категорий свидетельствует не только о включенности социального в другие виды отношений, но и об известном примате социального как такой качественной определенности, которая выражает сущностную сторону в деятельности тех или иных субъектов (каких бы сторон общественной практики они ни касались) как носителей определенного способа взаимодействия людей (общностей, институтов, организаций).
Этот способ совместной деятельности (взаимодействия) людей проявляется в разных ее сферах, но какие-то сущностные стороны, свойственные социальным общностям, обязательно при этом присутствуют. Удачным, на наш взгляд, является следующее определение этой категории: Социальное это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) и конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни17.

Это относится в полной мере и к политической сфере (политическим отношениям), где интересы и способы борьбы за претворение разных социальных общностей особенно видны.
2. Структура и исследовательские задачиполитической социологии
Политическая социология, как всякая иная наука имеет свою структуру. Схематично ее можно представить как совокупность нескольких разделов: исторического, общетеоретического и специализированных.
Исторический раздел должен включать систематизированные знания о самом процессе становления данной науки, этапах ее развития, появлении основных теорий и концепций.
Общетеоретическая часть содержит обоснование подходов к изучению социальных основ установившейся в обществе власти, социальной природы действующих в обществе политических сил и институтов, их целей и методов функционирования. Эта часть является по существу социологической теорией политики18.

Она выполняет роль непосредственной методологии по отношению к специальным разделам, занимающимся анализом отдельных областей политической деятельности и отдельных политических институтов. К ним относится изучение:
1) политических процессов;
2) политических партий, движений;
3) политического поведения;
4) политического сознания;
5) политической культуры;
6) политических конфликтов;
7) внешнеполитической деятельности;
8) социально-политического прогнозирования.
Специальный раздел политической социологии должны составлять методы и процедуры исследования политических отношений, процессов, явлений.
Политическая социология теснейшим образом связана с другими науками: историей, социальной психологией, политологией, юриспруденцией. Ей свойственны те же функции, что и социологии в целом.
Говоря об основных направлениях научных исследований политической социологии, можно отметить в качестве таковых следующие:
1. Диагноз социально-политического развития и социально-политических ситуаций, определение показателей политической стабильности общества, выявление условий и причин, вызывающих функциональные расстройства политической системы и нахождение путей их преодоления.
2. Выявление и анализ политических интересов социальных групп, движений, организаций, разработка путей и способов обеспечения их политического согласия.
3. Социально-политическая экспертиза принимаемых решений.
4. Прогнозирование возможных политических изменений, выявление зон политической напряженности и предотвращение возможных конфликтов.
5. Разработка технологии преодоления кризисных ситуаций.
6. Определение путей выхода из возникшего конфликта (внутри страны или на международной арене).
В целом в понятийный аппарат политической социологии входят такие понятия, как социально-политические процессы, социальный механизм власти, социально-политическая стабильность, политическое согласие, поддержание социального порядка, политическое взаимодействие, социально-политический конфликт, социально-политический кризис, политическое сознание, политическое поведение, политическое движение, политическая позиция, лидерство, заинтересованная группа, оппозиция, политический интерес, политический риск, политический экстремизм, политическая культура, политическое давление, политическая идеология, политическое сотрудничество, электоральное поведение.
Иначе говоря, есть понятия, которые разрабатываются преимущественно в рамках политической социологии, и понятия, общие для социологии, юриспруденции, политологии (например, государственный аппарат, политический процесс, политическая культура, политический конфликт и т. п.).
Что более актуально из того, чем занимается политическая социология? Какие проблемы политической деятельности и политических отношений приобретают сейчас наибольшую важность? В их числе можно назвать следующие:
1. Социальные аспекты демократизации общественной жизни, легитимность власти.
2. Социальное партнерство и достижение политической стабильности.
3. Реформы и методы деятельности политических институтов в условиях многопартийности.
4. Власть и политическое участие разных групп населения.
5. Выборы и политическое поведение масс.
6. Социально-политические представления и ценности разных групп населения, их эволюция.
7. Основные тенденции в массовом политическом сознании.
8. Механизмы власти, их социальная обусловленность, тенденции изменения, повышение эффективности работы федеральных и местных органов власти.
9. Политическая культура как процесс, ее социально-экономическая обусловленность.
10. Показатели оценки социально-политической ситуации, возможные пути ее оптимизации.
11. Бюрократия, ее социальные источники и границы влияния.
12. Типология политических лидеров, рейтинг их популярности.
13. Политическое доминирование и оппозиция.
14. Социальная напряженность и политический протест.
15. Социальные истоки политических движений и национальное самосознание.
16. Политический экстремизм и сепаратизм.
17. Политические партии и борьба за власть.
18. Политические конфликты и гражданское согласие.
19- Политический плюрализм и его перспективы.
20. Социально-политические аспекты регионализации и федерализма.
21. Политические элиты и децентрализация власти.
Разумеется, это только круг проблем в первом приближении. Их изучение политическая социология должна вести в содружестве с другими науками, откликаясь на потребности политической практики, учитывая имеющийся опыт и достижения политической социологии в других странах.
Особую значимость приобретают сегодня проблемы политической стабильности общества и конструктивной направленности политической активности масс, их консолидация во имя действительного решения назревших проблем.
Уместно вспомнить о том, какое место проблемам стабильности политического режима традиционно уделяют американские социологи. Если стабильность общества является центральным вопросом социологии в целом, пишет С. Липсет, то стабильность специфической институциональной структуры или политического режима социальные условия демократии основной вопрос политической социологии19.
Подтверждением этого положения являются многочисленные исследования проблем функционального расстройства политической системы, научные поиски путей достижения политического согласия, предупреждения или разрешения политических конфликтов, разработка моделей политического поведения различных социальных групп в изменяющихся условиях.
Сегодня возникают новые проблемы и коллизии, в частности, в связи с деятельностью оппозиционных политических сил и отношением к ним президента и правительства. Каковы место этих сил в политической системе, их роль и перспективы, чьи интересы они выражают?

Как к ним относятся разные группы населения?
Политический и идеологический плюрализм становится нормой политической жизни, внося в нее много нового и непривычного. С помощью каких средств и методов можно достичь гражданского согласия, исключить насилие в любых его формах в условиях обострившейся борьбы за власть, втягивающей в свою орбиту все новые и новые слои и группы населения?
Разгосударствление собственности, ее приватизация, развитие частного предпринимательства приводят к изменениям не только в социальной структуре общества, но и в его политической организации. Объективно это вызывает дальнейшее усиление политического противостояния разных социальных сил.

Понять и исследовать связанные с этим процессы насущная задача политической социологии.
В структуре политической социологии одним из ее разделов должно быть изучение внешнеполитической деятельности. Это объясняется прежде всего той ролью, которая отводится ей в решении проблем как выживания человечества, так и обновления общества.
Сложившаяся в связи с балканским кризисом 1999 г. ситуация вызвала серьезные изменения в социально-политических представлениях и установках разных групп населения в нашей стране.
В процессе осознания населением реальных внешних и внутренних угроз происходят изменения в общественной психологии и в общественном мнении, что так или иначе влияет на политическое поведение людей, усиливая потенциал протестных движений и общее недовольство.
Социально-политические представления являются основными компонентами массового сознания, по которым можно судить о его состоянии и господствующих в нем тенденциях. Именно в них отражается нормативно-ценностный подход различных групп населения (и населения в целом) к деятельности политических институтов и организаций, всей политической системы, к принципам и нормам ее функционирования.

Радикальные изменения в системе политических ценностей, интересов, установок способны вызвать состояние напряженности в политическом сознании, инициировать возникновение конфликтных потенциалов. Своевременное их обнаружение средствами социологии имеет не только научную, но и практически-политическую ценность.
В социально-политических представлениях отражается отношение не только к настоящему, но и к прошлому (отсюда во многом и к будущему). В ходе реформ переоценивается опыт прошлого и настоящего, происходит существенное обновление знаний и оценок, идет освобождение массового сознания от разного рода мифов, фальсификаций и полуправды.

Все это объективно способствует правильному пониманию не только истории, но и роли России в общецивилизованных процессах, ее вклада в решение насущных проблем современности, ее принципиальных возможностей влиять на мировые процессы в настоящее время.
Реальное воздействие реформ на международную обстановку предполагает постоянный научный анализ происходящих изменений, в том числе и в сфере массового политического сознания. Знать и правильно выражать то, что народ сознает, было и останется важнейшим условием успеха во всех сферах созидания и прежде всего в процессе преодоления затянувшегося системного кризиса.

В этом также может и должна сказать свое слово политическая социология.
Систематически осуществляемые по сравнительным методикам социологические исследования в сфере политических отношений создают необходимые предпосылки для своевременного получения социально-политической информации, на базе которой возможно принятие научно обоснованных управленческих решений. На этой же базе возможен и достоверный, многовариантный прогноз развития социально-политических отношений, политического поведения масс, деятельности новых политических структур в тех или иных условиях, определения их вероятных последствий.
С этой целью большую значимость приобретает организация превентивных (опережающих) исследований на основе применения целенаправленных выборок (например, лидеры политических движений, руководители предприятий, работники СМИ и т. п.). Более разнообразными и гибкими должны стать и методы сбора первичной информации. Опросные методы, доминирующие сегодня, должны дополниться методами углубленного интервью, бесед, анализа текстов (в том числе литературных произведений), применением тестовых методик и т. д.
Иначе говоря, общие для социологов проблемы качества исследовательской деятельности актуальны и для специалистов в области политической социологии. Тем более на нынешнем этапе ее становления и развития.

Цитируемая литература

1 См. подробнее: Ядов В. А Размышления о предмете социологии // Социс. 1991.

2. С. 1415.
2 См.: Руткевич М. Н. О. значении и структуре теоретического уровня социологических исследований // Социс. 1984.

4. С. 20.
3 См.: Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Экономическая социология: исторические предпосылки и объект изучения // Социология и перестройка. М, 1989.

С. 19.
4 См.: Политическая социология в России / А. Н. Медушевский // Политическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М., 1999. С. 211213.
5 Sociologie politique. Paris, 1967.

P. 24.
6 Smelser Neil. Sociology and the Other Social Sciences // Lazarsfeld P. F. etal.

The people's choice. N. Y., 1969.

P. 12.
7 Ibidem.
8 Bendix R. and Upset S. Political Sociology: An Essay and Bibliography // Current Sociology. Paris: UNESCO, 1957. Vol. VI.

N 2. P. 87.
9 Janovitz M. Political sociology // International Encyclopedia. (N. Y.) 1968. Vol. 12.

P. 299.
10 Geazer Natban. The Ideological uses of Sociology // The uses of Sociology. N. Y, 1967.

P. 75.
11 См.: Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.

С. 2122.
12 Там же. С. 423.
13 См.: Американская социология. М., 1972.

С. 204.
14 Тощенко Ж. Т., Бойков В. Э. Политическая социология: состояние, проблемы, перспективы // Политическая социология: проблемы становления. Информационные материалы.

Вып. 1. М., 1990. С. 9.
15 Пугачев В. П., Соловьев A.M. Введение в политологию: Учебник для вузов. М., 1999.

С. 32.
16 Merton R. К. Social Theory and Social Structure. 2-nd ed. Glencoe, 1968.

P. 3972.
17 Социология / Г. В. Осипов, Ю. П. Коваленко, Н. И. Щипанов. М, 1990.

С. 27.
18 См.: Вятр Е. Социология политических отношений; Бурдье П. Социология политики. М., 1993; Иванов В. Н., Смолянский В. Г. Политическая социология: очерки / Ред. Ж. Т. Тощенко.

М., 1993.
19 Социология сегодня. Проблемы и перспективы.

М., 1965. С. 91 92.



Содержание раздела