4. Объявление о розыске
В приведенном постере дается объявление о розыске двух мошенников, которые выдавали себя за в действительности существующих клиентов банка Wells Fargo из Калифорнии и Аризоны, представляя в банк подложные документы - водительские удостоверения и карты социальной страховки, в результате чего им удалось совершить крупное хищение с клиентских счетов. Только за информацию, которая поможет в их розыске или аресте, банк готов заплатить до $2,5 тыс. Реальные суммы вознаграждения в зависимости от экономической и социальной опасности преступников колеблются в диапазоне от $1 тыс. до $2,5 млн.
В США эти меры доказали свою высокую эффективность, ежегодно за счет сообщений по таким объявлениям ФБР удается раскрывать до 5-7% преступлений с задержанием преступников.
Существует, правда, и другой, на первый взгляд негативный, аспект таких объявлений - банк фактически признает, что его система безопасности небезупречна. Однако в современных условиях для большинства клиентов это и так является очевидным, поэтому мы полагаем, что они отнеслись бы с пониманием и поддержкой к подобным инициативам отечественных банков.
С точки зрения управления рисками работы банка с картами скоринг предназначен в первую очередь для управления рисками кредитования (кредитный скоринг) и выявления/предотвращения мошенничества. Что касается самого термина скоринг, то он означает математический подход, с помощью которого на основании набора известных (или измеряемых) характеристик объекта прогнозируется определенная искомая характеристика, которую на момент оценки прямо измерить невозможно, при этом намеренно избегается поиск каких-либо причинно-следственных связей.
Прежде чем перейти к собственно кредитному скорингу, стоит вкратце обратиться к истории развития скоринга как подхода к решению практических задач классификации и сегментации.
История скоринга
Исторически скоринг как подход был впервые использован в биологических исследованиях во второй половине 30-х гг. XX в. для сортировки объектов, которые было невозможно рассортировать на основании какого-либо одного признака, а другим способом или сильно затруднено, или даже невозможно. Так сортировались черепа (по принадлежности одному или другому племени) и луковицы ирисов (по принадлежности тому или иному сорту). Первоначально использовался линейный статистический подход - линейная регрессия. Идея была достаточно проста: измерялись доступные параметры или характеристики уже отсортированных объектов, затем на основании статистических регрессий выделялись отдельные наиболее значимые параметры - т.е. те, которые с наибольшим эффектом разделяли изучаемые объекты.
Следующим шагом было построение статистической рейтинговой таблицы (или матрицы) (scorecard), в которой каждому значимому параметру придается определенный вес или счет (score) в зависимости от его величины, а затем определяется сумма этих счетов или баллов для конкретного объекта. Знаки и значения при составлении рейтинговой таблицы выбираются так, чтобы большим положительным значениям соответствовало желаемое положительное качество (например, принадлежность племени А), а меньшим - отрицательное (например, принадлежность племени Б). Оказалось, что, несмотря на то что ни один отдельно взятый параметр или характеристика не позволяют провести сколько-нибудь надежное разделение, в совокупности объекты же с суммарным счетом более величины а с достаточной вероятностью (например, 95%) относились к племени А, объекты с суммарным счетом менее значения б с достаточной вероятностью относились к племени Б, и определенное количество объектов со счетом между б и а было невозможно рассортировать с достаточной надежностью.
Естественно, требовалось соблюсти все необходимые условия для построения таких рейтинговых таблиц: правильный выбор исходных групп для обучения, проверка построенной рейтинговой таблицы на тестовой группе (где принадлежность уже известна) и только потом - использование ее для сортировки объектов с неизвестной принадлежностью.
Скоринг весьма широко используется в естественно-научных исследованиях (в том числе в социологии и антропологии), а также в бизнесе - прежде всего в маркетинге и особенно в прямых продажах (таких, как торговля по каталогам с целью определения, кому именно следует рассылать каталоги для обеспечения наиболее эффективного результата продаж*(127)).
Вандерлик разработал Credit Guide Score для оценки новых заявителей, однако внедрение шло с трудом (впоследствии менеджеры его филиалов признавались, что они сначала выдавали кредиты, а потом подгоняли баллы, чтобы оправдать принятое решение).
Вполне понятно сопротивление внедрению скоринговых моделей со стороны кредитных инспекторов, не желавших быть замененными компьютерами. В конце концов экономическое давление вместе с развитием компьютерной техники в конце 60-х - начале 70-х гг. привело к дальнейшему совершенствованию эмпирических скоринговых моделей и постепенному их внедрению.
Использование кредитного скоринга для кредитных карт
С появлением в конце 60-х гг. кредитных карт и банки, и другие эмитенты поняли полезность кредитного скоринга. Большое количество клиентов, подающих заявки на кредитные карты каждый день, сделало невозможным - ни экономически, ни с точки зрения трудозатрат - никакое другое решение, кроме как автоматизация принятия решения о кредитовании. При использовании кредитного скоринга эти организации быстро обнаружили, что эта методика является существенно более надежным прогнозом, нежели экспертные оценки (процент дефолтов снизился на 50% и более).
Виды кредитного скоринга
Как правило, выделяют минимум три области применения кредитного скоринга:
скоринг заявлений (application scoring);
поведенческий скоринг (behaviour scoring);
скоринг по взысканию (collection scoring).
Скоринг заявлений - это определение кредитоспособности (уровня риска дефолта) заявителя при принятии решения о предоставлении кредита на основании данных, доступных в момент подачи заявления, - информации собственно из заявления, собственных данных кредитной организации, данных из кредитного бюро, а также других доступных баз данных (например, по утерянным паспортам).
При этом принимается не только решение о предоставлении кредита, но и о размере и условиях кредитования.
После того как кредит выдан, необходимо отслеживать его использование и возврат. И если в случае кредитов с фиксированными условиями (например, разовый целевой потребительский кредит на шесть месяцев) все условия известны заранее и основным для кредитора является полное возвращение кредита с процентами в срок, т.е. ключевым является определение кредитоспособности клиента на момент выдачи кредита, то для кредитной линии - в том числе револьверной кредитной карты - ситуация отличается коренным образом. Неизвестно, как клиент будет пользоваться кредитом - сразу выберет весь кредитный лимит или только его часть, как будет возвращать - сразу все или только минимальный установленный платеж, и не изменится ли его кредитоспособность через шесть месяцев или через год.
И это - область поведенческого скоринга, где под этим названием на самом деле скрывается целый набор решаемых задач.
В первую очередь это оценка риска просрочки платежа и/или невозврата и определение тех действий, которые необходимо предпринять, - в этом поведенческий скоринг переходит в скоринг по взысканию (collection scoring).
Следующей задачей, решаемой в рамках поведенческого скоринга, является определение доходности/убыточности клиента для кредитной организации.